Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
Advertisements

Адаптация Первы й период – это первый год жизни ребенка; Первы й период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить;
Адаптация к многоголосице требований учителей; Увеличение количества предметов; Кабинетная система; Единство подхода к критериально - оценочной деятельности.
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
«Обеспечение преемственности в обучении как условие повышения качества образования» Подготовила учитель начальных классов лицея 6 г.Ессентуки Гукасова.
Заседание городского методического объединения учителей начальных классов от 2 ноября 2010г Вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся начальной.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Педагогический совет Проблема преемственности начального и среднего звена. Модель выпускника 4 класса.
Тема. Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения. презентацию подготовила заместитель директора по УВР МОУ «Линевская СОШ» Миронова.
Проблема преемственности начального и среднего звена школы в обучении и воспитании учащихся ( Выступление на педсовете «Вопросы преемственности») Работу.
Адаптация учащихся 5-х классов в период перехода на ступень основного общего образования.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
Автор презентации: завуч ВСОШ 1 Егорова А.Н.. …Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Что такое адаптация? Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Транксрипт:

Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующие периоды адаптации: это периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, образование семьи.

Причины происхождения кризиса Переход из одной социальной ситуации в другую. успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами – тревожными.

Состояние детей С педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью; учебной рассеянно- стью и недисциплиниро- ванностью; снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников. с психологической: снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности.

Программа «Психолого- педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении на различных ступенях обучения».

Цель программы Для дошкольников: обеспечить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии; дать ребенку представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире; через развитие самопознания и самооценки ребенка развивать самоуправление, самоорганизацию, саморазвитие личности детей.

Для первоклассников: обеспечить успешную адаптацию ребенка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому помочь ребенку принять позицию школьника; помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии; обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Цель программы

Для пятиклассников: способствовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации; способствовать формированию позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки; помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию – ученика основной школы; помочь детям принять «новых» учителей; повысить уровень психологической готовности к обучению; развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни. Цель программы

Для девятиклассников: помочь в социальной и профессиональной адаптации; актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся; поддержать в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности). повысить уровень психологической компетентности учащихся; помочь в формировании адекватной самооценки. Цель программы

Для десятиклассников: помочь принять позиции «ученик- старшеклассник»; помочь принять новичков в коллектив; помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника; познакомить с миром юноши и миром девушки; организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи. Цель программы

Для воспитателей детских садов: создать условия для всестороннего развития ребенка; сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе; исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению. Цель программы

Для учителей начальных классов: изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного взаимодействия в целях и содержании обучения; учитывать возрастные особенности и возможности детей; выработать единые требования по проблеме «готовность ребенка к школе» между ДОУ и МОУ. Цель программы

Для учителей-предметников: снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги; помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение; уточнить профессиональные ожидания девятиклассников. Цель программы

Для родителей: снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом; создать атмосферу сотрудничества; договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года; выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Цель программы

получить качественные данные об учащихся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности; получить качественные показатели индивидуального развития (динамика) дезадаптированных учащихся; психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде. Прогнозируемый результат

помогает строить учебно-воспитательную работу в системе, последовательно отслеживая результаты; позволяет своевременно исправлять выявленные недочёты; продвигает вперед творческую мысль учителя. позволяет получать возможность профессионально определиться в отношении всех участников школьной системы отношений, построить с ними успешные взаимоотношения. Ценность программы

Этапы реализации программы разработка социально-психологической службой варианта программы для работы с каждой возрастной группой; создание классным руководителем программы деятельности с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей; обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам; проведение уроков-тренингов для каждой возрастной группы по разработанным программам; проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами адаптационного периода; проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода.

Психологическая диагностика Консультативная работа с педагогами и родителями Методическая работа Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа Аналитическая работа

Суть преемственности в обучении в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно- воспитательной работы.

Причины возникновения проблемы: Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста; Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста; Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе; Рассогласование в сложности содержания образовательных программ; Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Причины возникновения проблемы:

Невладение методикой активизации учебно- познавательной деятельности пятиклассников; Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся; Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Этапы адаптационного периода подготовительный (май, июнь, август); собственно адаптационный (сентябрь-октябрь); постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь ).

Методическая декада по преемственности Посещение уроков учителями – предметниками. Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир). Психологическая игра «Впереди у нас – 5-ый класс» для учащихся. Родительское собрание- «Лаборатория нерешённых проблем» «Впереди у вас – 5-ый класс» Согласование учебных программ с учителями-предметниками. Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний. Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

Главная задача начальных классов Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе. Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков.

Проблемы школы: увеличением количества детей с хроническими заболеваниями: приходом в школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению - предметное натаскивание; существенным изменением родительского отношения к школе: откровенно агрессивным или с абсолютным равнодушием, неприятием, пренебрежением; многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере; ростом числа малообеспеченных семей; увеличением количества социально-обездоленных детей.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Общие учебные умения и навыки 1) умения, навыки, способы деятельности, связанные с познавательной деятельностью; 2) умения, навыки, способы деятельности, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью; 3) умения организовывать свою деятельность.

Диагностика обученности выпускников начальной школы По русскому языку (тест) по всем разделам русского языка. Фонетика Морфология Состав слова Синтаксис Орфография по математике: Вычислительные навыки + и - в пределах 20, + и - в пределах 100, знание таблицы умножения и деления, внетабличное умножение и деление, свойств чисел и знаков.

задания 4 «а»4 «б»4 «в»4 «г» Средний показ. 4 Имя существительное 9594,278,99089,5 5 Определение падежа 90,48068,382,80,2 6Имя прилагательное 92,991,78083,386,9 7Оределение рода 77,982,551,77170,8 8Глагол 88,588,868,38382,2 9Спряжение глагола 56,761, ,2 10Личные местоимения 70,87057,36866,5 Средний показатель 81,781,366,475,976,3 3) Морфология

Выход на стандарт и успешность

Лучшие показатели успешности в формировании навыков быстрого счёта ( по В.Н. Зайцеву): В скорости умножения Кузьминых С.В. Кадочникова И.В. – 06 Фархиулина О.Ю.-05 Ивашкина Л.Ф. – 06 Кудряшова А.П. В скорости деления Фархиулина О.Ю. Фазлыева К.З. – 06 Кадочникова И.В. -06, 02

Конечные результаты в работе учителя: 4А4А 4Б4Б 4В4В 4Г4Г 120 сл зн зн зн 10838

Педагогическая успешность учителя 4 «А» класс: ПУ учителя Кадочниковой И.В. = ( ): 4= 43:4=10,75:26=0,41 т.е. 41 % учащихся (11 человек) имеют достаточный уровень умений для успешного обучения в среднем звене, т.е. могут учиться на «4» и «5»

Критерии оценивания ПУ: 2/3 класса – очень высокий уровень; 1/2 класса – высокий уровень; 1/3 класса – средний уровень.

Этапы реализации периода адаптации пятиклассников разработка социально-психологической службой варианта программы для работы с возрастной группой. создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей; обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам; проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами адаптационного периода; проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода.

Директор школы: издает приказ о проведении адаптационного периода и его подготовке; своевременно назначает классных руководителей; контролирует выполнение приказа и его административное обеспечение; проводит итоговое обсуждение проведения адаптационного периода;

Заместитель директора по учебной работе обеспечивает: специальное расписание для 5-х классов, которое позволяло бы классным руководителям как можно чаще общаться с учащимися этих классов в ходе учебного дня, а после его окончания проводить мероприятия; наличие кабинетов на весь учебный день;

Заместитель директора по УВР (курирующий начальные классы) Курирует работу пятых классов; Подводит итоги успеваемости и посещаемости; Проводит итоговые линейки; Обеспечивает координацию взаимодействия классного руководителя с учителями- предметниками. Организует методическую работу по преемственности и адаптации.

Заместитель директора по воспитательной работе: курирует работу классных руководителей; организует итоговые мероприятия в параллелях; участвует в анализе по процессу адаптационного периода; Проводит диагностику уровня воспитанности;

Педагог - психолог проводит совещания с учителями, на которых: определяются психологические особенности возраста; обсуждаются цели и задачи адаптационного периода; обсуждается оптимальная позиция педагога и степень его включенности в работу в ходе адаптационного периода.

Организационно- содержательная модель деятельности

Административная направленность: Определить преподавателей предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе Посещение уроков. Составление плана и организация проведения методических декад по преемственности (апрель- май) и адаптации (октябрь-ноябрь) Планирование и проведение диагностических мероприятий.

Социально-психологическая Посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 3-х классов с целью подбора классного руководителя Методическая работа: разработка программы социально- психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов Проведение развивающей психологической игры «Впереди у нас 5-ый класс» Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков учащихся 5-го класса Я и Мы

Психолого-педагогическая направленность: Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с завучем проведение психолого- педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе Проведение коррекционно-развивающих мини-групп. Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года)

Педагогическая направленность Взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах I и II ступени Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников Совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников» Неукоснительное соблюдение выработанных требований за «круглым столом» Активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе

Родители Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя. «Впереди пятый класс» (деловая игра) Поддержка родителями требований школы Тесная связь с учителями- предметниками и классным руководителем Проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки»

Учащиеся Выполнение требований учителей Участие в проекте «Профессия-школьник» Соблюдение правил для учащихся Участие в тренинговой программе «Я и Мы»

Теоретические семинары по практической дидактике В.Н. Зайцева «Опора учительского труда на закономерности дидактики» г. - «С чего начинается мастерство?» - Закономерности обучения. - Как помочь осознать материал? - Учите задавать вопросы. Обобщение и озарение. - Текущее повторение. Формирование и совершенствование умений. - Применение знаний и умений. - Установка. Мотивация и стимулирование. - Простейшие дидактические задачи. -Учитель и стиль работы педагогического коллектива. - Мониторинг качества образования в работе учителя.

г. - Восстановление общеучебных умений и навыков - Технология совершенствования общеучебных умений. - Совершенствование репродукции – 2005 уч. год - Выращивание хорошистов. - Доминирование творчества. - Что такое разум? Формирование разума. Приоритет нравственности. - Организация исследовательской деятельности учителя. - Семинар – тренинг «Искусство общения» - Организация диагностики.

Тематическое планирование учебного курса психолого-педагогического сопровождения «Я и МЫ» 5 класс. 1. Введение в психологию. 2. Что такое пятый класс? 3. Учимся решать проблемы вместе. 4. Учимся договариваться и уступать. 5. Учимся распознавать проблемы. 6. Проблемы, похожие на мозаику. 7. Проблемы, похожие на многослойное желе. 8. Проблемы, похожие на снежинку. 9. Проблемы, похожие на притчу о слоне. 10. Проблемы, похожие на олимпийские игры.

11. Продуктивное взаимодействие. 12. Тренинг «Я не такой, как ты, и все мы разные». 13. Что я знаю о себе. 14. Мы и наше настроение – от кого и от чего оно зависит. 15. Психологическая игра «Непредсказуемая мозаика» 16. Психологический портрет. 17. Дерево «Я». Самохарактеристика. 18. «Друзья, прекрасен наш союз…» 19. Психологическая игра «Я и МЫ»

Сентябрь-октябрь - восстановление общеучебных умений и навыков. Учитель – предметник изучает и работает над восстановлением умений и навыков учащихся по русскому языку, математике, чтению. Этому способствует технологический тренаж: Используются «Игровые словарики» Сорбонки по формированию вычислительных навыков. Пятиминутки жужжащего чтения.

Подготовка к педконсилиуму: Опрос учащихся «Отношение детей к школе» Опрос родителей. Опрос классных руководителей в период адаптации пятиклассников. Диагностика интеллектуальных способностей пятиклассников: Выявление устойчивости внимания Диагностика саморегуляции. Смысловая память Слуховая память. Способность к речевому синтезу, к установлению смысловых логических связей. Способность выделять существенные признаки.

Изучение состояния здоровья пятиклассников на начало учебного года. Изучение школьной мотивации. Диагностика уровня воспитанности. Диагностика сформированности ОУУН по чтению, русскому языку и математике. Выпуск газеты «Пятиклашка»

Методическая декада по адаптации пятиклассников 23 Диагностика саморегуляци и 24 Открытые уроки: Глинина А.В. - 5 б Гутова О.М. - 5 в Опросник "Отношение учащихся к школе" "Школьная мотивация" Посещение уроков Проверка техники чтения Опрос кл. руковод. предметников Диагностика интеллектуальных способностей учащихся. Диагностика сформированности ОУУН по математике (тест, проверка вычислительных навыков) 30 Проверка техники чтения 31 Открытые уроки: Ульянова Е.В. - 5 а Лукьянова Н.А. - 5 г Богданова ЛП-5 в 1 Уровень воспитанности 23 Обработка результатов диагностик Выпуск газеты "Пятиклашка" Уровень сформированности знаний по русскому языку Посещение уроков 14 ноября- Педконсилиум по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.

Состояние здоровья 5 - классников на уч.год

Школьная мотивация

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

самым важным в школе является: Уроки – 31%; Получение новых знаний – 42%; Директор – 5%; Участие в олимпиадах – 13%; Учителя – 7%.

Больше всего дети любят следующие дни недели: Пятница – 28%; Суббота – 29%; Воскресенье – 43%;

Самым интересным для детей является: Уроки – 55%; Перемены – 27%; Игры – 10%; Беготня по коридорам – 8%.

Наиболее сложными предметами для 5- классников являются: 5 «а» – рус.язык; литература, ин.яз., естествознание, история. 5 «б» – рус.язык, история, математика, ин.яз. ( англ) 5 « в» – рус.язык, ин.язык, математика, история, естествознание. 5 « г» – рус.язык, математика, литература, ин.яз., естествознание.

Реакция класса на предъявленные требования 5 «а»5 «б»5 «в»5 «г» Положительная 80%70%30%25% Удовлетвори- тельная 20%30%40%55% Безразличная --30%20% Отрицательная ----

Общий настрой класса на учебную деятельность 5 «а»5 «б»5 «в»5 «г» Высокий 20%15%0%10% Хороший 50%40%25%20% Средний 30%45%50%20% Низкий 0% 25%30%

Анкета к педсовету по преемственности между начальной и средней школой Известно, что преемственность в обучении обеспечивается единой образовательной стратегией, единством требований, предъявляемых к учащимся. В чем на Ваш взгляд заключается это единство? Что из рекомендаций прошлого педсовета удалось реализовать? Если нет, то почему? Какие средства способствуют реализации преемственности в процессе обучения. Укажите, приведите, пожалуйста, примеры. Какие трудности препятствуют, по Вашему мнению, осуществлению эффективной преемственности между начальной и средней школой. Перечислите их, пожалуйста. Сформулируйте, пожалуйста, Ваши пожелания и предложения по осуществлению преемственности: а) учителям начальных классов б) учителям средней школы в) себе самому

Вопросник классному руководителю к педсовету по преемственности Ознакомились ли Вы с характеристикой классного коллектива? Удовлетворила ли она Вас? Что Вы взяли себе на заметку и внедрили в работе по изученной характеристике? Соответствует ли анализ классного коллектива, данный учителем начальных классов реальному положению дел сейчас, в 5-ом классе. Приведите аргументы. Ваша оценка уровня воспитанности учащихся: Отношение к учёбе Отношение к коллективу Отношение к труду Отношение к себе Отношение к людям Отношение к нарушителям Морально-волевые качества Что сделано в сентябре-октябре с классным коллективом и родителями 5-го класса? Ваша программа совместной работы с родителями и детьми по формированию классного коллектива?

Примерный план выступления на педсовете учителя- предметника 1. Что из решений и рекомендаций предыдущих педсоветов удалось применить в работе. Что не реализовано? 2. Как было согласовано с учителем начального звена единство требований к учащимся критерии оценок прохождение программы по предмету? 3. Сколько уроков у будущих пятиклассников было посещено? Что взяли для себя из методических приёмов и стиля общения с учащимися учителя начального звена? 4. Какие технологии используете для активизации учебной деятельности учащихся? 5. Как используется на уроке дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы, способствующие в этом возрасте лучшему усвоению материала? 6. Как учитываете возрастные особенности учащихся? 7. Как создаёте эмоционально- доверительную атмосферу на уроке, способствующую успешному, безбоязненному взаимоотношению с учителем и успешному обучению пятиклассников? 8. Какие трудности препятствуют, по Вашему мнению, осуществлению эффективной преемственности между начальной и основной школой?

План выступления на педсовете учителя начального класса. «Особенности классного коллектива» 1. Физическое и психическое здоровье детей. (кто часто болеет, есть ли психически нездоровые дети); 2. Социальный статус родителей: с высшим образованием средним специальным средним ниже среднего неполные семьи многодетные неблагополучные 3. Уровень ЗУН на протяжении 3-х лет обучения: учились на отлично учились на 4 и 5 очень слабые 4. Прогнозируемые результаты. 5. Негативное отношение к учению.... Негативное поведение.... Склонность к прогуливанию Результаты посещения уроков учителей в 5-х классах: Сколько уроков будущих учителей посещено в прошлом году? Сколько посещено в этом году? Что увидели положительное? Кто из учителей выполняет основы преемственности и в чём? Что и кому хотели бы посоветовать? 7. Какая работа, проводимая по преемственности, успешно сказывается на адаптации пятиклассников? Ваши предложения.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2». Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

Проведение родительского собрания. Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ). Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п. Посещение учителем 3 класса уроков учителей- предметников. Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями. Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения педмастерства. Совершенствовать методику организации различных типов урока. Овладеть методикой анализа и самоанализа урока. Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности. Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах. Разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 - м классе. Внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой и т. п. Шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы. Рассмотреть вопросы методик по отдельным учебным темам. Следовать единым требованиям к уроку : подготовка ученика к уроку; домашнее задание - своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы; выставление оценок учителем - предметником в дневник регулярно; контроль за дисциплиной учащихся: пропуски отмечать в классном журнале, доводить до сведения родителей в этот же день, опоздания отмечать в дневнике учащихся, удаление учащихся с уроков не практиковать.

Обсуждено, принято, выработано, имеется: МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ТРЕТЬЕГО КЛАССА МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПЯТОГО КЛАССА ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Характеристика цифровой оценки (отметки). ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ. Памятка классному руководителю пятого класса. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.