СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА В ПОВОЛЖСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЕ Правительство Самарской области и Поволжское отделение Российской инженерной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИННОВАЦИИ В КРУПНЫХ КОМПАНИЯХ И КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ МОО «ПОВОЛЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ» Самарская область, санаторий «Волжский.
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Программа развития кластеров - как составная часть стратегии повышения региональной конкурентоспособности Воротников Александр Михайлович, Начальник отдела.
Опыт построения системы стратегического управления вузом (черновая версия презентации. Просьба не распространять)
Тенденции развития логистики в России и мире 1 Выставка Магазин.Логистика.Склад.2012.г.Пермь.
КЛАСТЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Кобенко Александр Владимирович Руководитель Комитета АИРР по кластерной политике и кластерным.
Обучение российских и эстонских предпринимателей по теме : КЛАСТЕР, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Сектор.
Роль инжиниринговых компаний в инвестиционном процессе СМП.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
«Technical consulting» tel. +7 (8482) DUNS «Программа делового партнерства Организации Объединенных Наций по промышленному развитию.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Б.А. Лёвин, В.М. Круглов, А.М. Давыдов 1. Стратегия развития транспортного университета (инновационный – исследовательский – предпринимательский) Управление.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Транксрипт:

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА В ПОВОЛЖСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЕ Правительство Самарской области и Поволжское отделение Российской инженерной академии ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА 1

Отраслевая структура экономики Российская Федерация ПФО Самарская область - Электроэнергетика - Топливная - Цветная металлургия - Химия и нефтехимия - Машиностроение 2

50% 40% 60% 30% 70% 50% Самара Калина Лада Рост доли поставщиков в цене автомобилей семейства ВАЗ Доля ОАО «АВТОВАЗ» Доля поставщиков СТРАТЕГИЯ ВЫНОСА ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ 3

1985 г г г. Реструктуризация, импортозамещение, конверсия, развитие СМБ Развитие инфраструктуры, новые технологии (качество, логистика, e-коммерция…) Кластерные инициативы Малозатратные мероприятия ПРОИЗВОДСТВО КОМПЛЕКТУЮЩИХ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕРЕЗ КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ Этапы реформирования отрасли Тольяттинский промокруг, Индустриальный парк, Технопарк Финансовая инфраструктура 4

Миссия и цели создания кластера ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КЛАСТЕРА –Партнерство между государственным и частным секторами –Обмен технологиями и информацией, доступ к передовым отечественным и зарубежным информационным ресурсам –Улучшение доступа всех экономических агентов кластера к финансовым ресурсам –Развитие маркетинга и внешнеэкономической деятельности –Улучшение связей науки и образования с производством –Снижение затрат и повышение качества в цепях поставок –Создание ведущих научно-инженерных школ по актуальным направлениям –Информирование государства, общества и бизнеса о развитии инициативы Поволжского автомобильного кластера –Определение конкретных проектов и механизмов деятельности ПАРТНЕРСТВА –Выработка стандартов для ряда материалов и комплектующих, протоколов обмена информацией и т.д. –Оптимизация региональной законодательной базы в интересах участников кластера –Создание фонда поддержки инноваций МИССИЯ КЛАСТЕРА Содействовать, опираясь на огромный мультипликативный потенциал автомобильной промышленности, раскрытию творческого потенциала людей и организаций Поволжья для повышения экономической активности, улучшения качества жизни, повышения конкурентоспособности Поволжья и превращения его в регион-локомотив национальной экономики. МИССИЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВСПОМОГНЫЕ ЦЕЛИ 5

Кластерные инициативы: современные технологии проектирования Опыт ведущих предприятий отрасли Инструменты качества по подготовке производства перспективной продукции Консультанты Межфункци- ональные проектные группы с представителями автосборочных заводов контроллинг ПОСТАВЩИК отдел проектирования выделение ресурсов Автосборочное предприятие 6

7 Кластерные инициативы: развитие электронного обмена данными в Поволжском автомобильном кластере Интеграторы СКД Индустр иальный парк Интеграторы Сборка Сборочные комплекты деталей Интеграторы Узлов в сборе Простых узлов и частей Сырья Поставщики Электронная коммерция Поставка точно в срок Управление цепочкой поставщиков Контроль и мониторинг качества поставок Совместные разработки Развитие электронного обмена данными Сборочное производство Мониторинг и управление складскими запасами

Поставщики и Дилеры Единые требования к поставщикам/дилерам Требования Качество Логистика Информационные технологии Финансовый менеджмент Инжиниринг Маркетинг и т.д. Унификация требований к поставщикам - основной фактор вхождения в мировой рынок РОССИЙСКИЕ СБОРОЧНЫЕ ЗАВОДЫ 8 Гармонизация с международными стандартами

Кластерные инициативы: Индустриальный парк ПОСТАВЩИКИ Поставщик 1 ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК Прием авто- компонентов Подготовка ХранениеПодсборка АВТОСБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Логистика поставок Подбор в последова- тельности (JIS) Поставка точно в Срок (JIT) Сборка Руссельхайм (Германия)Саарлуис (Германия) Инд. парк (100 поставщиков) Сборка Одна логистическая фирма для всех поставщиков Перевозка автотранспортом по расписанию Инд. парк Конвейер Сборка Логистическая фирма и поставщики в одном здании Один конвейер для всех поставщиков 9

Производитель Инновационный потенциал Собственная разработка НТЦ АВТОВАЗ Делкам (Самара) ПО РИА (Самара) … НИИ Автоэлектро- прибор СП «VDO» (г. Чистополь) 4-2 … 4 СП «ПЭС/СКК» (г. Самара) 5-- … 3 СП «БОШ-Саратов» 424 … 3 «Автовазагрегат» (г. Тольятти) 4-- … - «Вазинтерсервис» (г. Тольятти) 53- … - «Вланкас» (г. Кинель) 5-4 … - «ДААЗ» (г. Димитровград) 4-3 … 4 «Вентол» (Самарская обл.) 5-4 … 4 «ЗиТ» (г. Самара) 4-3 … 3 ………………… «ДСК» (г. Тольятти) – высокий уровень разработки 1 – низкий уровень разработки ……. 10 Инновационная карта производителей автокомпонентов и инжиниринговых центров (Экспертная оценка эффективности НИОКР автокомпонентов)

Цена / Затраты Функциональность Качество Lean Production (Ресурсосберегающее производство) СМК, TQM Инновационное проектирование Формирование затрат и качества: 30 % - сборочное производство 70 % - поставщики - ОАО «АВТОВАЗ» Конструкторско-технологический потенциал - поставщики 11 Инструменты повышения конкурентоспособности и центры компетенции Самарской области ПОРИА СамГТУ ТГУ СГАУ Делкам НТЦ ПО РИА Институт качества Самара-Центр-Сертифика ПО РИА ПКК АИЦ Делкам

Модуль рулевой колонки Панель приборов в сборе Детали и узлы для двигателя: -Детали клапанного механизма -Модуль впуска -ЭСУД (EMS) -Топливный бак и наливная труба Задняя подвеска Модули сидений Кузов и интерьер: -Двери в сборе -Интерьер Трансмиссия: -Компоненты коробки передач -Тросовый привод управления -Сцепление -Привод колес АВС/ASR Модуль тормозов: - Вакуумный усилитель - Главный тормозной цилиндр Передняя подвеска Гидроопора силового агрегата Бампер 12 Кластерные инициативы: портфель инвестиционных и инновационных проектов комплектующих перспективных моделей автомобилей

Кластерные инициативы, нуждающиеся в государственной поддержке - Финансовая инфраструктура поддержки инноваций и НИОКР - Финансовая поддержка технологической подготовки производства - Поддержка инициативы создания индустриального парка (новые технологии + инвестиционная привлекательность) - Подготовка и переподготовка кадров - Развитие информационной инфраструктуры кластера - Целевые инновационные программы кластера (качество комплектующих, двухтопливный автомобиль, механотроника, топливные элементы, энергосбережение) - Продвижение продукции и услуг Поволжского автомобильного кластера на зарубежном рынке 13

Лоррэйн, Франция Nordrhein-Westfalen, Германия (VIA NRW) Саксония- Анхальт, Германия Уэльс, Великобритания (WAF) Словения (Automotive Cluster of Slovenia) Emilia-Romania, Италия (CISFI) Интеграция Поволжского автомобильного кластера в программу ЕС развития сети автомобильных кластеров Европы (NEAC) Уэльс (Великобритания) Вестмидландс (Великобритания) Эмилия-Романия (Италия) Любляна (Словения) Саксония-Анхальт (Германия) Сев. Рейн-Вестфалия (Германия) Саксония (Германия) Валенсия (Испания) Лоррэйн (Франция) Долносласки (Польша) Поволжский автомобильный кластер (Россия) Валенсия, Испания 14

объем производства Россия Ведущие западные производители постоянные затраты суммарные затраты валовая выручка суммарные затраты валовая выручка постоянные затраты суммарные затраты валовая выручка прибыль $ 1. Снижение рентабельности PPM 0, Неконкурентоспособное качество Угроза падения объемов производства и опережающее снижение занятости объемы производства уровень занятости в производстве 15 Chrysler Toyota Ford 3. Низкая производительность Угрозы – определяющая необходимость кластерного подхода и внедрения инновационных технологий

Параметризация и оценка состояния кластера Портфельный анализ Инвестиционных проектов Оценка бизнес-окружения Оценка ситуации/окружения Оценка текущего состояния Оценка возможностей Анализ разрывов План внедрения Оценка внешних угроз Уточнение возможностей улучшения Выработка сценариев Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий N Персонал ОтходыЭнергия Ресурсы УслугиИнструмент Сырьё, Материалы, Комплектующие Товарная продукция Экономика Организация Проектирование Технология Рынок финансовы х ресурсов Рынок рабочей силы Рынок финансовы х ресурсов Природопольз о-вание Потребитель -ский рынок Рынок услуг Автомобил ь-ный рынок Рынок энергоносителе й Рынок поставщиков Рынок технологическо й оснастки Рынок лицензий Рынок оборудования Ядро кластер а Стратегия фирм, их структура и соперничество Стратегия фирм, их структура и соперничество Параметры спроса Параметры спроса Параметры факторов Параметры факторов Родственные и поддерживающие отрасли Родственные и поддерживающие отрасли Оценка конкурентного преимущества Оценка системы детерминантов Оценка внутренних преимуществ 16 Выработка сценариев развития кластера

Стратегический комитет Фирма – оператор Направление Инжиниринг Информационное обслуживание Логистика Качество Информационные технологии Инжиниринг Финансы Инвестиции Стратегическое планирование Экология Маркетинг Ресурсосбережение Управление цепочками поставок Подготовка и пере- подготовка кадров Предприятия … CBA … CBA … CBA XX X X X X XX X X X X X X XX XX X X X X X X X X X X X … CBA X X X X X X Консалтинг Общее собрание … Консалтинговые и инжиниринговые фирмы Комитеты по направлениям 17 Структура партнерства в кластере X X X X X X X X X X X X X X X X X

18 Планы по качеству поставщиков продукции / услуг Планы по качеству поставщиков продукции / услуг Комплексный мастер-план Бизнес-планы проектов поставщиков Бизнес-план проекта ОАО "АВТОВАЗ" Светотехника Подвеска Двигатель Изделия из пластмасс Ходовая часть Салон Проекты модельного ряда + План по качеству Планы по качеству Подразделений ОАО «АВТОВАЗ» Интегрированное управление проектами в кластере

С 2003 года издается журнал «Инженер Поволжья». Переведены и адаптированы книги: «Автономная эксплуатация» «Кайзен» «Стандартная работа» «Канбан» «Выявление потерь в производстве» и ряд других 19 PR и издательская деятельность

- Внедрение международных требований к системам менеджмента качества, соответствующих ISO/TS : Современные логистические технологии (lean Production) -Индикативное управление на основе системы сбалансированных показателей (BSC) - Управление цепочками поставщиков (SCM) - Проектный менеджмент 20 Программы переподготовки кадров ФОРМЫ: Семинары Стажировки Переподготовка в рамках проектов Дистанционное обучение ПАРТНЕРЫ: UTAC (Франция) – менеджмент качества; TÜV (Германия) – менеджмент качества; IPL (Германия) – логистика, управление цепочками поставщиков; VDA (Германия) – менеджмент качества; Bosch (Германия) – lean Production, менеджмент качества; Toyota (Япония) – lean Production, менеджмент качества; SAP – корпоративные информационные системы; Prise Waterhouse – международный бухгалтерский учет