Урок литературы в 5 классе Урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Урок-исследование М.Ю. Лермонтова «Бородино». Урок-исследование Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа » Ермилова Людмила Серафимовна
Цели урока: помочь учащимся в эмоциональном, глубоком восприятии стихотворения; помочь учащимся в эмоциональном, глубоком восприятии стихотворения; познакомить учащихся с героями 1812 года; познакомить учащихся с героями 1812 года; обогатить словарный запас учащихся; обогатить словарный запас учащихся; дать понятие слов: тема и идея произведения, монолог, диалог, эпитет, сравнение, метафора; дать понятие слов: тема и идея произведения, монолог, диалог, эпитет, сравнение, метафора; показать отражение темы Отечественная война 1812 года в различных видах искусства; показать отражение темы Отечественная война 1812 года в различных видах искусства; воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России; воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России; формировать патриотические чувства и чувство гордости за подвиг русского народа на основе произведения формировать патриотические чувства и чувство гордости за подвиг русского народа на основе произведения
Стихотворение написано в 1837 году, к 25 годовщине Отечественной войны 1812 года. Оно посвящено важнейшему эпизоду Отечественной войны – Бородинскому сражению, где решалась судьба России. Именно в этом сражении был развеян миф о непобедимости французской армии. Стихотворение было смелым поступком, потому что в нем поэт воспевает не царя-победителя, а простой русский народ, русских солдат.
Генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов, светлейший князь Смоленский Русскийимператор Александр I
Бородинское сражение 26 августа 1812 года 1812 года
3 сентября главнокомандующий решил дать генеральное сражение близ деревни Бородино в 120 километрах от Моcквы. В Бородинской битве сошлись 127-тысячное русское войско и 135-тысячное французское войско. Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Наполеон
Потери Россия Россия Потери были огромными. Русская армия потеряла около убитыми убитыми и ранеными и ранеными Франция Франция Франция понесла бóльшие потери, нежели Россия. Она потеряла около Она потеряла около воинов воинов Французская армия расшиблась о русскую, - метко сказал герой Бородина генерал А.П. Ермолов
Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа
Лафет - станок, на котором укрепляется пушка. Редут - полевое укрепление, обнесённое валом. Улан - солдат или офицер лёгкой конницы. Особенностью обмундирования этого рода войск была «уланка» - головной убор с квадратным верхом. Булат - стальной клинок, меч Бивак - стоянка войск в поле под открытым небом для ночлега или отдыха. Добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью - артиллерийскими снарядами. Драгун - солдат или офицер кавалерии, действующий как в конном, так и в пешем строю. Кивер - высокий головной убор у военных из твердой кожи.
-- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! -Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри--не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Тема войны 1812 года в живописи Тема войны 1812 года в живописи В. В. Мазуровский « Кто кого ?» Схватка французского улана и казака улана и казака А. О. Дезарио 1827 г. « Преследование казаками отступающих французов »
Франц Руббо Панорама Бородинской битвы
Велик подвиг русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. По заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, завоеватели. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.
Главный монумент героям Бородинского сражения на батарее Раевского Памятники в честь войны 1812 года Памятники в честь войны 1812 года
Памятниклейб-гвардии 1-йартиллерийскойбригады
Московские Триумфальные ворота, сооруженные в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Памятник«Благодарная Россия героям 1812 года» г.Смоленск
Нарвские триумфальные ворота и площадь Стачек в Петербурге
Алекса́ндровская коло́нна, или Александрийский столп, воздвигнут в 1834 году на Дворцовой площади по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном году Дворцовой площади Николая I Александра IНаполеоном 1834 году Дворцовой площади Николая I Александра IНаполеоном
Тема стихотворения – это то, о чем рассказывает писатель - события, факты, жизненные явления Бородинское сражение Бородинское сражение Идея стихотворения - это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор Г орячий патриотизм, любовь к Родине Г орячий патриотизм, любовь к Родине Сюжет - х удожественно построенное распределение взаимосвязанных и последовательно развивающихся событий
Эпитеты: могучее, лихое племя, дым летучий, русский бой удалый дым летучий, русский бой удалый Сравнение: носились знамена, как тени французы двинулись, как тучи французы двинулись, как тучи (как, словно, точно, как будто) (как, словно, точно, как будто) Метафоры: И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел гора кровавых тел Звукопись, аллитерация: з вучал булат, ка р те ч ь ви зж ала, р ука бой ц ов колоть у с тала ви зж ала, р ука бой ц ов колоть у с тала
Домашнее задание: Прочитать выразительно стихотворение «Бородино», Прочитать выразительно стихотворение «Бородино», выучить наизусть отрывок из стихотворения, выучить наизусть отрывок из стихотворения, нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который вам больше всего понравился. нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который вам больше всего понравился. Написать сочинение-рассуждение «Почему Лермонтов посвятил Бородинскому сражению свое стихотворение?»
Герои войны 1812 года: П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, А.П.Ермолов, Д.В.Голицын, Д.В.Давыдов, С.Н.Ланской Герои войны 1812 года: П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, А.П.Ермолов, Д.В.Голицын, Д.В.Давыдов, С.Н.Ланской Энгельгардт, М.Левашов, М.Сеславин, Ф.Уваров, А.И. Чернышёв, А.Протасов Ф.Уваров, А.И. Чернышёв, А.Протасов
Используемые ресурсы 1. Чиста небесная лазурь… По страницам школьного учебника. Стихи русских поэтов. Сб. образцов классической русской поэзии с иллюстрациями. М:-Издательство «Белый город», с Чайковский П.И. Увертюра «1812 год» (музыкальное сопровождение к слайдам по содержанию стихотворения)