М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени урок литературы, 10 класс Автор: Вислова Ольга Борисовна, учитель русского языка илитературы МОУ СОШ 3 г. Донецк Ростовская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
Advertisements

История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор и его герой. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Автор и его герой. История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Анализ повести «Княжна Мери» Печорин и Мери. Печорин и Вера. Печорин и Вернер.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Лермонтов в детском возрасте Неизвестный художник Лермонтов в штатском сюртуке Художник П.Е. Заболотский Люблю я больше год от году,
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
Печорин – «злой гений» или жертва общества? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок-дискуссия.
Транксрипт:

М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени урок литературы, 10 класс Автор: Вислова Ольга Борисовна, учитель русского языка илитературы МОУ СОШ 3 г. Донецк Ростовская область

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Замысел написания романа относится к 1836 г. – героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется – в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. Роман Лермонтов писал в период 1837 – 1840 гг. Точной датировки отдельных глав нет.

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. «Тамань» – остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Хронологическая последовательность. «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла». «Фаталист». «Максим Максимыч». Как повести располагаются в романе. «Бэла». «Максим Максимыч». «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»

Хронологический порядок (фабула произведения) Молодой человек, сосланный за дуэль, из Петербурга по пути в Казань останавливается в Тамани «Тамань» После участия в боевых действиях Печорин получает отпуск Едет на курорт в Пятигорск Завязывает интригу с Мери и стреляется с Грушницким на дуэли «Княжна Мери» Ссылают в отдаленную крепость Начало повести «Бела» Становится свидетелем и участником трагедии Вулича Погибает Бела - конец повести Путешествуя, встречается с автором-повествователем «Фаталист» «Максим Максимыч»

Раскрытие характера героя Лермонтовым Сначала показывает, как понимает его или не понимает служака Максим Максимыч «Бела» Умный и проницательный автор- повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч» Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист»

1. Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий. 2. Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». 3. Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. 4. Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания… Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Большинство мыслящих людей 30-х годов составляли те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего человека.

Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина». Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою» Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Сходство: Представители светского общества. Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни. Попытка найти применение своим душевным силам. Героями овладевает скуку. Критически относятся не только к окружающим людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки. Различия. Печорин – человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ума и сердца. Способен на глубокую любовь. Типичный герой своего времени.

В «Предисловии» Лермонтов посетовал на простодушие и молодость русской публики, привыкшей к сочинениям, в которых господствует прямое нравоучительное начало. Его роман – произведение иного, реалистического плана, в котором на смену авторскому нравоучению приходит тонкая ирония, позволяющая показать героя во всей его полноте. Лермонтов указал на типичность этого героя, портрет которого составлен «из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». А потому Печорин – характер реалистический, соответствующий действительности. Главная цель автора – жизненная правда.

Система рассказчиков в романе. Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.

Максим Максимыч Путешествующий офицер Печорин Какой рассказчик (краткая характеристика) Этот человеческий тип характерен для России первой половины 19 века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен. Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить. Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит.

Максим Максимыч Путешествующий офицер Печорин Каким представлен герой. Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить. Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. «… Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…» Трагическая исповедь героя. «История души человеческой … полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.

Повесть«Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимычу, Бэле. Он ими не понят. пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства. на смену любви приходит разочарование и охлаждение. на смену дружескому расположению – раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношение героев. Бэла Печорин Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто? Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой. «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней самой с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой – она не может его полюбить, так как он иноверец. Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил. «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле – это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств. Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин – человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев. Отношение к прошлому. Печорина Максима Максимыча Чем заканчивается последняя встреча героев. Все прошедшее мучительно.Все прошедшее мило. Не может и не хочет вспоминать спокойно с М.М. прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан. Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают М.М. некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин. Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос М.М.: «У меня остались ваши бумаги… я их таскаю с собой… Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите…» Отказ от продолжения встречи и разговора: «право, мне нечего рассказывать, дорогой М.М… Однако прощайте, мне пора… я спешу…» «Добрый М.М. сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все… поздравляю вас с находкою… Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!» Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему 6 не пара… Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин? Различия между героями Печорин Максим Максимыч Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен. Всегда старается преодолевать обстоятельства Покорен обстоятельствам. Встреча М.М. с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, М.М…, у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее н 6 есчастлив. Разумеется, это им плохое утешение, только дело в том, что это так».

Повесть «Тамань»

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать. Отношение Печорина к персонажам повести: В начале повестиВ конце повести Слепой мальчик Ундина «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство – как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина. «Странное существо…» Ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.

Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»

Печорин Водяное общество Грушницкий Вернер Вера Мери

1. Водяное общество – для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт. Из чего складывается конфликт? Примитивность представлений «водяного» общества Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить» Эгоизм Печорина: «Быть всегда на стороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью» Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.

2. Грушницкий – карикатура на Печорина. Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы сделаться героем романа. «… Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – его наслаждение». В его душе нет «ни на грош поэзии». Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным). «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда- нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным. Грушницкий все время пытается кому-то подражать. Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

3. Вернер – приятель и «двойник» Печорина. По определению Печорина – это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга» Он «скептик и материалист». Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».

4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным. Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне. Ненависть, вызванная несколькими поступками Печорина. Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин. Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее. Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание. Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

5. Вера – единственная женщина, которую любит Печорин. «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими легкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» Печорин приносит Вере много страданий. Вера для Печорина – ангел-хранитель. Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно. Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе. «При возможности потерять ее навеки вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть» Вера – единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.

Повесть «Фаталист»

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?» Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?»

Верит в судьбу Не верит в судьбу Вулич – игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен: каждому человеку назначен час смерти и по-другому быть не может. Печорин – не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права» ________________________ «И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»

Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни на блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»

«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения» Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.

«Два» Печориных. Живет, совершает поступки, ошибается Анализирует и судит Отношение к жизни Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства» Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение. Борьба сердца и ума Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко» «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Отношение к женщинам«Женщины! Женщины! Кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков». «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости»

«Два» Печориных. Главное противоречие героя Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдание. Полная безнадежность, сознание своей обреченности. Необъятные силы души. Стремится любить «весь мир». Жажда полноты жизни. Сам о себе«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно» «С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так очень достоин сожаления»

Список используемых источников Ю.В.Лебедев. Литература 10 класс. Москва «Просвещение», 2007 И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева. Поурочные разработки по литературе 9 класс. Москва «ВАКО», 2002 И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва «ВАКО», 2003 Ю.С.Миронова. Литература в схемах и таблицах. СП «Тригон»,