Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Физкультурно - оздоровительного направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение СОШ с.Курумоч структурное подразделение детский сад «Белочка» Муниципального района Волжский Самарской.
Advertisements

Выполнила: воспитатель Малионова А.О МБДОУ Д/С 18 «Веселые звоночки» Г.Барнаул.
Тема по самообразованию: Подготовила доклад Воспитатель Протасова Анна Анатольевна.
Презентацию подготовила Евсеева Елена Александровна.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 комбинированного вида Василеостровского района Санкт -Петербурга «Электронная.
МБДОУ ДС комбинированного вида 37 Воспитатель: Маслова В.В.
В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит"
Тема: «Летняя сказка зимой» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о её красоте.
Изобразительная деятельность, как отражение мира детства Выполнила Евсеева Елена Александровна.
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности по лепке в детском саду на основе Дымковской игрушки Выполнила: Бородина О.А.
Презентация муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 73» г.Красноярска Октябрьского района.
Концепция Кузина В.С. «Школа реалистическог о рисунка освоение графической грамоты»
МДОУ д/с 47 «Петушок» пос.Томилино 2013г.. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном.
Презентация к уроку по теме: Презентация Эстетическое воспитание дошкольников
Колбунова Наталья Васильевна воспитатель МДОУ « Сосновский детский сад » комбинированного вида с. Сосновка.
Урок ИЗО в 7 классе Тема: «Городецкая роспись. Эскиз росписи кухонной разделочной доски» Вид занятия: декоративное рисование.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА в изобразительной деятельности Семина Ю.В.
План действий во время занятий по теме: «Нетрадиционные формы рисования с детьми.» МБДОУ 4 «Золотой ключик» города Собинки. Воспитатель старшей группы.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Кружок «Детский дизайн» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «Солнышко» п. Новохайский Воспитатель: Мурзина О. Ю.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Физкультурно - оздоровительного направления развития воспитанников 356 Подготовила: Воспитатель по изобразительной деятельности 1 категории Согрина Ольга Викторовна Народное искусство в воспитании детей дошкольного возраста Челябинск 2010

Задачи и методические рекомендации

ВЛИЯНИЕ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие ребенка как целостной личности – основная задача всех современных программ воспитания дошкольников. В моем понимании, способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. Развитие ребенка как целостной личности – основная задача всех современных программ воспитания дошкольников. В моем понимании, способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. В.А. Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому». В.А. Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому».

Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. По моему мнению, ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Основной акцент в своей профессиональной деятельности я ставлю не на результат, а на развитие личности самого ребенка в процессе его собственной деятельности. Я убедилась, что для развития детского творчества необходимы условия: организация богатой впечатлениями жизни ребенка, приобщение к высоким образцам изобразительного искусства. Поэтому цель моей профессиональной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями и интересными делами, радостью творчества посредством знакомства с различными видами народного творчества.

В соответствии с выбранным направлением для реализации цели в процессе учебно-игровой деятельности, поиска эффективных способов развития творческих способностей дошкольников, я поставила следующие задачи: Учить детей видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства; Знакомить с многообразием народного декоративно-прикладного искусства; Развивать творчество и фантазию, любознательность, наблюдательность и воображение; Формировать эстетический вкус детей; В своей работе мы придерживаемся программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, в основе которой лежит интеграция художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности дошкольников через ознакомление с классическим и народным искусством.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада. В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель. В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель.

В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим. Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов. Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто подобное. Надо ли говорить о том, какое яркое, неизгладимое впечатление может оставить встреча с художником народным умельцем, который здесь же покажет малышам наиболее простые декоративные приемы росписи деревянных или глиняных изделий!

Творческое задание «Цветущий сад» При выполнении творческого задания «Цветущий сад» дети знакомятся с цветочными мотивами росписи на городецких и хохломских изделиях, на жостовских подносах и северных прялках, с золотошвейными вышивками и узорчатыми павловскими платками, с кружевом, растительными мотивами в резьбе по дереву. Городецкая и хохломская роспись, цветочные композиции на павловских платках и жостовских подносах, в росписях прялок знакомят детей с гаммой глубоких, насыщенных цветов, обогащая их восприятие, делая более красочными и декоративными работы. В новом, более сложном качестве выступает на данном этапе и техника кистевой росписи, в процессе которой дети овладевают навыками свободного расположения узоров цветов, растительного орнамента на плоскости, на объемной форме. Чтобы научиться уверенно рисовать красками, все рисунки для росписи глиняных изделий, бересты, тканей разных фактур создаются детьми сразу же кистью, без помощи карандаша. Это сближает работу детей с тем, как расписывают свои изделия народные мастера, которые никогда не создают предварительных рисунков карандашом, а пишут свои орнаменты кистью, руководствуясь чувством красоты и отработанными техническими навыками свободного кистевого письма. Более сложными становятся и сами формы орнамента. Если при выполнении творческого задания «Веселые узоры» дети осваивают в основном графику геометрических форм орнамента (круг, полоса, клетка и др.), то теперь они рисуют кистью цветочные и растительные мотивы. Усложняется и композиционное размещение цветочных и растительных форм. Одновременно с овладением техникой кистевой росписи дети учатся создавать рельефные узоры цветов и растений на глиняных плитках, нанося их заостренными палочками и стеками на мягкую, податливую поверхность глины. Этот технический прием обогащает графическую выразительность детских работ. В качестве образцов народного прикладного искусства, способствующих развитию пластической выразительности линии в рисунках детей, могут быть использованы орнаментальные мотивы растительных и цветочных форм на пряничных досках, узоры вологодских кружев, кубовая набойка на тканях. Так же как и при выполнении первого творческого задания, дети знакомятся с произведениями народного прикладного искусства, имеющимися в детском саду, во время экскурсий в музеи и на выставки декоративного творчества. При выполнении творческого задания «Цветущий сад» дети осваивают новые материалы: бересту, цветную керамическую плитку, ткани различных фактур и расцветок, глазури для росписи изделий из глины, знакомятся с разнообразными техническими приемами и способами художественной обработки материалов (с рельефными изображениями на глине, с росписью на бересте, со способами выкладки мозаики и созданием аппликаций из тканей различных фактур и расцветок, рисуют цветными мелками, фломастерами, сангиной). Это вносит разнообразие и новизну в творчество детей, делает его более увлекательным.

Творческое задание «Сказочные птицы» Творческое задание «Сказочные птицы» следующий этап ознакомления детей с образцами народного прикладного искусства, в процессе которого дети знакомятся с изображениями фантастических птиц на тканях, в росписях прялок и изразцов, в резьбе по дереву, с объемными изображениями птиц на вятской глиняной игрушке, в скопинской и гжельской керамике. Показателем образной художественной выразительности декоративных работ детей на данном этапе работы выступает сказочность создаваемых ими образов птиц в росписях, в мозаике, в изделиях из глины и бересты. Не менее важными показателями является оригинальность композиционных решений и пластическая выразительность объемных форм. В сравнении с геометрическими и растительными формами орнамента (вятская народная игрушка, юродецкие росписи, резьба на пряничных досках), с которыми дети знакомятся при выполнении предыдущих творческих заданий, создание живописных, графических и объемных изображений птиц на бересте, в мозаике, в глине является для детей, несомненно, более сложной и одновременно более интересной, творческой задачей. Роспись силуэтного изображения птиц Выполнение творческого задания можно приурочить к первомайскому празднику или празднику прилета птиц, проводимому некоторыми детскими садами. Обычно к этому празднику дети старших и подготовительных групп вырезывают из картона и цветной плотной бумаги силуэты птиц и разрисовывают их красками. Готовые птицы укрепляются на легких прутиках, к которым также приклеиваются зеленые бумажные листья и цветы. С этими атрибутами дети выступают на празднике. Готовя вместе с детьми силуэтные изображения птиц и расписывая их красками, воспитатели, как правило, следуют реальным образам пернатых: дети вырезывают, например, из картона или бумаги силуэт скворца, соловья, синицы и т. д. В росписи этих силуэтов дети стремятся как можно ближе следовать натуре: тщательно прорисовывают клюв, лапки, перышки птицы. Это делает изображение дробным и невыразительным по силуэту. Птицы нередко бывают маленькими, и на фоне ярко-зеленых веток их почти не видно. Поэтому желательно в традиционную схему оформления весеннего праздника внести определенную новизну и декоративность звучания цвета. Сначала детям показывают диапозитивы, зарисовки с разнообразными по форме и окраске птицами, затем предлагается нарисовать на картоне всевозможных птиц. Из созданных детьми рисунков отбираются в ходе совместных обсуждений несколько выразительных по силуэту птиц. В работы некоторых детей предлагается внести исправления (поправить изображение клюва, крыльев и т. д.), затем силуэтные изображения этих птиц расписываются. Характерно то, что большинство детей начинают роспись с какого-то одного определенного цвета, например, вся грудка птицы или хвост окрашивается в красный, синий или черный цвет. Когда большие плоскости закрашены, в роспись вводится орнамент. Большие пятна цвета становятся своеобразными центрами, вокруг которых располагается рисунок орнамента. Узорами орнамента украшаются и цветные плоскости. На фоне красного, зеленого, черного цвета особенно ярко вырисовываются желтые, голубые, оранжевые элементы орнамента.

Использование народного декоративно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслами, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Используемая литература: 1. ГрибовскаяА.А. «Обучение дошкольников»- москва 2008 год