Участие ЗАО «Лидер» в российских проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) (по схеме концессии) МОСКВА, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Advertisements

КОНФЕРЕНЦИЯ «Актуальные проблемы развития пенсионной системы России» Инфраструктурные облигации как инструмент для инвестирования пенсионных активов Елена.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно- частного партнёрства» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ.
1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
«Урбанизация» концессий ЕВГЕНИЯ ЗУСМАН Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры Москва 4 декабря 2014.
Тема 3. Формы и механизмы реализации программ развития.
ПРОЕКТ ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ О государственно-частном партнерстве в Томской области Антонов Андрей Александрович заместитель Губернатора Томской области.
1.Условия соглашения о государственно- частном партнерстве 2.Заключение, изменение, прекращение соглашения о государственно-частном партнерстве.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КРАСНОЯРСК ОКТЯБРЬ 2014.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
Заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов «Перспективы государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.
Финансирование проектов в фармацевтическом секторе Илья Скрипников, Советник.
Концессия как инструмент развития инфраструктуры в условиях ограниченного бюджетного финансирования Быханов М.Г. Директор по инвестициям в инфраструктурные.
Виды государственной поддержки Поручительство государства по инфраструктурным облигациям; Государственные гарантии по займам; Передача исключительных прав.
Актуальные моменты в реализации проектов в медицинской сфере Семен Мокин юрист, менеджер проекта.
Министерство экономики Удмуртской Республики Государственно-частное партнерство в сфере энергосбережения в Удмуртской Республике Докладывает: Заместитель.
ГЧП как инструмент обеспечения новых районов объектами социальной инфраструктуры.
Транксрипт:

Участие ЗАО «Лидер» в российских проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) (по схеме концессии) МОСКВА, 2011

ЗАО «Лидер» – управляющая компания 1 в России ЗАО «Лидер» основано в 1993 году и является крупнейшей в России управляющей компанией: –Сумма активов под управлением (более 350 млрд. руб.) – 1 место –Размер собственного капитала (2,12 млрд. руб.) – 1 место –Средства пенсионных резервов НПФ под управлением (283,64 млрд. руб.) – 1 место 2 Акционерами ЗАО «Лидер» являются крупнейшие предприятия соответствующих отраслей: Страховая группа «СОГАЗ» Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд» Газпромбанк (ОАО)

Пенсионные средства и государственно-частное партнерство Основной объем средств, находящихся в управлении ЗАО «Лидер», составляют средства негосударственных пенсионных фондов с длинным горизонтом инвестирования. Мы заинтересованы в реализации крупных инфраструктурных проектов, носящих государственный, социальный характер, с высокой надежностью возврата вложенных средств. Важнейшим целевым сегментом для ЗАО «Лидер» являются пенсионные накопления НПФ (негосударственных пенсионных фондов). Именно в сегменте пенсионных накоплений мы ожидаем наивысший прирост – в 5,4 раза до 410 млрд. руб. к концу 2014 года. Анализ структуры российской экономики показывает, что инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках государственно-частного партнерства, являются оптимальным вариантом для вложения пенсионных накоплений, исходя из долгосрочного характера инвестиций, наличия гарантий со стороны государства и возможности размещения ценных бумаг в котировальном списке высшего уровня. 3

Концессия сегодня – единственный инструмент ГЧП для инвестирования пенсионных накоплений в России В настоящее время концессии – единственный законодательно описанный на федеральном уровне вид государственно-частного партнерства (Федеральный закон от г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»). Концессия – форма государственно-частного партнерства, обеспечивающая инвестора гарантиями государства: гарантии возврата расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения в случае досрочного расторжения концессионного соглашения; гарантии получения минимального уровня доходности. В законодательство внесены положения, позволяющие размещать облигации, обеспеченные концессионными соглашениями, в котировальном списке А1, что делает возможным размещение в них средств пенсионных накоплений. Концессии возможны только в сфере масштабных прямых неспекулятивных инвестиций. Концессионное соглашение заключается на основании конкурса. 4

Опыт ЗАО «Лидер» в ГЧП ЗАО «Лидер» обладает опытом заключения и реализации концессионных соглашений: Консорциум, сформированный ЗАО «Лидер» (ОАО «Главная дорога»), подписал с Федеральным Дорожным Агентством на 30-летний срок первое в России концессионное соглашение по строительству и эксплуатации платной автомобильной дороги – участку трассы М1 «Беларусь» Москва – Минск. Объем инвестиций – свыше 25 млрд. рублей; С Правительством Нижегородской области подписаны 3 концессионные соглашения на строительство и эксплуатацию физкультурно-оздоровительных комплексов, с общим объемом инвестиций 1,5 млрд. рублей; С Администрацией Волгоградской области и Правительством Нижегородской области подписаны концессионные соглашения на создание систем переработки и утилизации ТБО, с общим объемом инвестиций более 2 млрд. рублей. Минимальный объем прямых инвестиций ЗАО «Лидер» в инфраструктурные проекты по схеме концессии – 1 млрд. рублей. 5

Концессионное соглашение 6 Концедент – Российская Федерация или субъект РФ, либо муниципальное образование: проводит конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и обслуживание объекта концессии; обязуется предоставить Концессионеру на срок концессии, права владения и пользования объектом концессии; Концессионер – специально созданное Инвестором проектное общество. Деятельность общества носит исключительно целевой характер и направлена на реализацию заявленных параметров концессии. Концессионер: обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать имущество (объект), определенное концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит Концеденту. Под имуществом подразумевается недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой; в течение срока концессии осуществляет эксплуатацию объекта концессионного соглашения; страхует риски ответственности строителей, риски срыва сроков концессионного соглашения и имущественные риски на период срока действия концессии. Сторонами концессионного соглашения выступают:

Цели концессий, в которых участвует ЗАО «Лидер» Реализация социально значимых проектов регионального и общероссийского масштаба; Привлечение частных долгосрочных инвестиций в экономику; Обеспечение эффективности использования государственного имущества; Обеспечение сохранности средств с длинным горизонтом инвестирования (пенсионных резервов и накоплений негосударственных пенсионных фондов); Повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. 7

Объекты концессии 8 Транспортная инфраструктура Автострады и другие инженерные объекты транспортной инфраструктуры; Системы обеспечения безопасности дорожного движения и контроля за ним; Ж/д сооружения; Трубопроводные сооружения; Аэропорты, здания и сооружения для взлета, посадки и парковки летательных аппаратов; Производственные и инженерные системы аэропортов; Сооружения объединенной воздушной диспетчерской службы; Подземные ж/д системы и др. сооружения общественного транспорта; Морские и речные порты и судна и т.д.

Объекты концессии Коммунальные сооружения Гидроинженерные сооружения; Коммунальная инфраструктура и сооружения, включая газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и обработку бытовых отходов; Энергетика Сооружения для производства, передачи и распределения электроэнергии и тепла; Социальные объекты Санатории и медучреждения, учреждения отдыха и туризма; Культурные, образовательные, досуговые и другие социальные учреждения (спортивные объекты, театры и кинотеатры, цирки, развлечения и т.д.). 9

Социальные концессии 10 Одновременно с этим существует отдельное направление реализации концессий – «социальные» концессии, проекты, связанные с созданием либо реконструкцией объектов социальной и культурной инфраструктуры, эксплуатация которых не предполагает самостоятельной бизнес-составляющей (физкультурно-оздоровительные комплексы, школы, детские сады, поликлиники, иные объекты социальной сферы). В проектах такого рода основным плательщиком является государство (в таких случаях государство самостоятельно взимает плату за пользование объектом с потребителей, либо плата не предусмотрена). Классическая концессия предполагает возврат инвестиций Концессионера в ходе эксплуатации созданного Объекта, за счет платежей, взимаемых с потребителей. При такой схеме Концедент ограничивается гарантиями минимального дохода Концессионера и возврата затрат в случае досрочного расторжения соглашения. ЗАО «Лидер» отдает предпочтение проектам, имеющим высокую общественную ценность

Сравнительная эффективность и бюджетная привлекательность концессии по сравнению с госзакупками 11 Схема госзакупки (в т.ч. лизинг)Концессионная схема Требует единовременного существенного отвлечения бюджетных средств; Контракты заключаются на короткий срок (не более 3-х лет, в рамках бюджетного планирования); Необходимость нескольких конкурсов на право заключить договор на оказание услуг: - риски недобросовестных подрядчиков; - риск несовместимости подходов к работе разных подрядчиков; Эксплуатация объекта организовывается за счет бюджетного финансирования. Низкая мотивация к повышению качества и количества предоставляемых услуг; Объект передается в собственность государства по окончанию срока действия лизингового договора; Дополнительные затраты на управление объектом. Создание объекта концессии не создает дополнительной нагрузки на бюджет; Концессионное соглашение заключается на длительный срок (от 10 лет); Заключается единое концессионное соглашение. Концессионер берет на себя весь комплекс работ, начиная от создания объекта концессии, заканчивая его обслуживанием, ремонтом и модернизацией; Возвратность инвестиций Концессионера, как правило, зависит от количества оказанных услуг, произведенных товаров, что стимулирует Концессионера к качественной работе; Объект концессии после создания передается в собственность государства; Затраты на управление объектом несет Концессионер.

Общая схема финансирования проекта социальной концессии 12 Биржа Котировальный список «А1» Биржа Котировальный список «А1» Концессионное соглашение Концессионер Концедент Объект концессии Объект концессии Оформление права собственности Строительство и сдача в эксплуатацию Облигационный выпуск Передача Объекта на баланс Концессионера Платежи за пользование (платежи за услуги) Платежи за пользование (платежи за услуги) Договор использования Объекта Денежные средства Держатели облигаций Держатели облигаций Держатели облигаций Держатели облигаций Держатели облигаций Держатели облигаций Купоны/ погашение Купоны/ погашение Потребители