ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. I.Определение численности популяции метод тотального счета (фотосъемка) метод мечения особей, N N – численность популяции N 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экология Преобразование энергии в экосистемах. Пищевая цепь - это путь движения вещества (источник энергии и строительный материал) в экосистеме от одного.
Advertisements

Цепи питания. Поток энергии. Цепи питания всегда начинаются с растений или их остатков, прошедших через кишечники животных. Это первый трофический уровень.
Пищевые связи в биогеоценозах. Цепь питания - перенос энергии от её источника через ряд организмов (звеньев цепи).
Сообщества живых организмов: биоценозы, биогеоценозы – их структура и характеристика.
Экосистема – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих.
Пищевые цепи Потоки энергии. Пищевые цепи (цепи питания) - это пути передачи веществ и энергии в экосистеме.
ПРАКТИКА 4. ЭКОСИСТЕМЫ И БИОСФЕРА Ларионова Екатерина Владимировна, доцент каф. ЭБЖ.
углеводы волк орел уж лягушкабелка олень бактерии дождевой червь опята навозник серый жуки - мертвоедыжук - навозник.
Пищевые цепи и экологические пирамиды Лекции по экологии Каф.ХиЭ ТТИ ЮФУ Доц.,к.х.н. Е.В.Воробьев.
Экологическая пирамида. Падение количества энергии при переходе с одного трофического уровня на другой (более высокий) определяет число этих уровней и.
Пастбищные и детритные пищевые цепи. Пищевой цепью называют перенос энергии от автотрофов через ряд организмов, происходящий путем поедания одних организмов.
Поток энергии и цепи питания Карасёва Е.М., учитель биологии МКОУ СОШ 256 ГО ЗАТО г.Фокино Приморский край.
7 класс Учитель Омельченко О.Л.. Исторически сложившаяся на однородном участке земной поверхности совокупность почвы, воды, растений, животных, микроорганизмов.
Экологические системы. Экология рассматривает наиболее крупные уровни организации живого: популяции, сообщества и экосистемы. Напомним, что популяцией.
Корень учения горек, да плод его сладок. Царства живой природы Жизненные формы растений
Строение и свойства биогеоценоза Дымова Наталья Васильевна, учитель биологии МОУ СОШ 1 г. Катав-Ивановска Челябинской области Дымова Наталья Васильевна,
Тема: «Поток энергии и круговорот веществ в экосистемах»
Пищевые цепи.
«Цепочки питания» Работу выполнила ученица 11-а класса Серебрякова Анна.
Транксрипт:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

I.Определение численности популяции метод тотального счета (фотосъемка) метод мечения особей, N N – численность популяции N 1 N 1 – число животных в 1-м отлове N 2 N 2 – число животных во 2-м отлове N 3 N 3 – число животных с меткой во втором отлове где

I.Определение численности популяции Задача 1 Для изучения численности огненных саламандр их фотографируют, а не метят, так размер и рисунок пятен у каждой саламандры особенный Поймали, сфотографировали, а затем выпустили на прежнее место 30 саламандр. Через сутки снова поймали 30 саламандр, среди них было 15, сфотографированных ранее. Предположим, что за сутки ни одна саламандра не умерла, не родилась, не эмигрировала из популяции и не иммигрировала в популяцию. Определите число саламандр в популяции. Решение саламандр в популяции

I.Определение численности популяции Задача 2 Гидробиологи поставили цель оценить размер популяции карпа в 50 небольшом пруду. С помощью сети отловили 50 экземпляров и пометили их краской, выпустили обратно в пруд. Через 24 часа снова отловили 50 экземпляров, среди которых оказалось 20 меченых. Рассчитайте количество популяции карпа, если за время проведения исследований ее численный состав не изменился. Решение особей карпа

I.Определение численности популяции Задачи для самостоятельного решения Задача 3 Для определения численности популяции ястребов было отловлено, окольцовано и выпущено 40 птиц. Спустя 24 часа было вновь отловлено птиц. Из них 25 ястребов оказалось помеченных ранее. Определите количество особей в популяции, если за время исследования никто не родился и не умер. Задача Орнитологи решили узнать, каково количество особей шилохвостки в популяции, обитающей на выбранном ими водоеме. Они выловили 25 шилохвосток, пометили их красными кольцами на лапах, и выпустили в тот же водоем. Через сутки снова поймали 25 шилохвосток, среди них было 5, помеченных ранее. Предположим, что за сутки ни одна шилохвостка не умерла, не родилась, не мигрировала из популяции в популяцию. Определите число шилохвосток в популяции.

I.Определение численности популяции Задачи для самостоятельного решения Задача 5 Лесник решил установить численность лосей в популяции. За одни сутки 10 он отловил 10 особей, пометил каждую из них синей краской и выпустил. 105 Через сутки лесник снова отловил 10 лосей, среди которых оказалось 5 помеченных ранее особей. Задача Гидробиологи поставили цель оценить размер популяции живородящей рыбы голомянки на оз. Байкал. С помощью сети было отловлено 80 экземпляров рыбы, помечено желтой краской и выпущено обратно в озеро. Через сутки ученые вновь отловили 80 экземпляров рыб, среди которых 50 оказалось помеченными ранее. Рассчитайте количество голомянки в популяции, если в ходе эксперимента численный состав не изменился.

I.Определение численности популяции Задачи для самостоятельного решения Задача 7 Биологи поставили цель оценить численность популяции львов. Для этого ученые отловили 45 львов, пометили их и выпустили на волю. Через 12 часов ученые вновь отловили 45 львов, среди которых оказалось 25 помеченных ранее. Определите численность популяции львов, учитывая, что за время проведения опыта никто не родился и не умер. Задача Группа ученых поставила цель определить численность популяции зебр на определенной территории. В первый день ученые отловили и сфотографировали 110 животных. Спустя 48 часов было вновь отловлено и сфотографировано 110 зебр. Из них 50 оказалось сфотографировано ранее. Определить численность популяции зебр, учитывая, что за время проведения эксперимента численный состав популяции не изменился.

I.Определение численности популяции Задачи для самостоятельного решения Задача Американские биологи отловили у берегов Флориды 60 тупорылых акул и пометили их специальными датчиками. Через пять дней они вновь отловили 60 акул, среди которых 36 оказались помеченными ранее. Рассчитайте численность популяции акул, если за время проведения опыта численный состав акул не изменился. Задача С помощью сетей было отловлено, помечено красной краской и выпущено 70 рыб форели. Через 24 часа вновь поймали 70 рыб, из которых 49 оказались помеченными ранее. Определите численность популяции форели, если за время проведения эксперимента никто не родился и не умер.

II.Балансовое равенство энергии С = P + R + F, где С – С – энергия потребленной пищи P – P – энергия, затраченная на прирост R – [не передается на следующий уровень и уходит из экосистемы] R – энергия, затраченная на дыхание [не передается на следующий уровень и уходит из экосистемы] F – F – энергия неусвоенной пищи, удаленная с экскрементами Задача кДж 15%45% Хищники второго порядка потребили 8000 кДж энергии пищи. Доля неусвоенной энергии составила 15%, на дыхание было затрачено 45%. Определите, какая часть энергии усвоенной пищи в процентах идет на прирост? % 6800 – 100% 3200x 3200 – x Решение C = P + R + F P + R P + R – энергия усвоенной пищи %F1200 кДж 1) 8000 – 100% F = 1200 кДж – энергия неусвоенной пищи в виде экскрементов F15% F – 15% % 2) 8000 – 100% R45%R3600 кДж R – 45%R = 3600 кДж – энергия, затраченная на дыхание R + F = кДж 3) R + F = кДж P = C – (R + F ) = 8000 – 4800 = 3200 кДж 4) P = C – (R + F ) = 8000 – 4800 = 3200 кДж – энергия, затраченная на прирост P + R = = 6800 кДж 5) P + R = = 6800 кДж – энергия усвоенной пищи 6) x = 47%

II.Балансовое равенство энергии Задача кг 40%60% III 10% Консументами первого порядка образовано 1000 кг вторичной продукции, усвояемость корма составила 40%, 60% затрачено на дыхание. Сколько чистой первичной продукции в килограммах на первом трофическом уровне, если с I на II переходит 10% ? Вторичная продукция Вторичная продукция – это биомасса, созданная гетеротрофными организмами за единицу времени. Первичная продукция Первичная продукция – это биомасса, созданная продуцентами за единицу времени. Решение 1) 1000 кг–40% 1000 кг – 40% х–100% х – 100% х =2500 кг х = 2500 кг – усвоенная продукция 2500 кг–( ) % 2500 кг – ( ) % 2) х –100% х – 100% х =6250 кг х = 6250 кг 3) Согласно правилу Линдемана 6250 – 10% х –100% х – 100% х =62500кг х = кг – чистая первичная продукция Задача кДж 10%45% Консументы второго порядка потребили 6000 кДж энергии пищи. Доля неусвоенной энергии составила 10%, на дыхание было затрачено 45%. Определите, какая часть энергии усвоенной пищи в процентах идет на прирост?

III.Прирост биомассы Задача 1 80 кг Мыши за лето съели в поле 80 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай кг 0,02% 15% зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0,02% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 15%. 1) Определяем биомассу мышей Решение 80 кг – 100% х –15% х – 15% 2) Рассчитываем весь урожай зерна 12 кг–0,02% 12 кг – 0,02% х –100% х – 100% 3) Определяем оставшийся урожай – 80 = кг х=12 кг х = 12 кг х =60000 кг х = кг

III.Прирост биомассы Задача 2 50 кг Полевки за лето съели в поле 50 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай кг0,04% 20% зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы к концу лета составил 0,04% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 20%. 1) Определяем биомассу полевок Решение 50 кг – 100% х –20% х – 20% 2) Рассчитываем весь урожай зерна 10 кг–0,04% 10 кг – 0,04% х –100% х – 100% 3) Определяем оставшийся урожай – 50 = кг х=10 кг х = 10 кг х =25000 кг х = кг

III.Прирост биомассы Задачи для самостоятельного решения Задача 3 60 кгкг Мыши за лето съели 60 кг зерна. Определите оставшийся урожай зерна в (кг), 0,03% 25% если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0,03% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой составляет 25%. Задача кг кг0,01% 10% Полевки за лето съели в поле 120 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожаи зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы полевок к концу лета составил 0,01% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 10%. Задача 5 45 кгкг 0,03% 20% Мыши за лето съели 45 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0,03% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 20%.

III.Прирост биомассы Задача 6 кг25% 4 кг 20% Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и достигнуть биомассы 4 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 20%. 1) Определяем, сколько яблок съели гусеницы Решение 4 кг – 20% 4 кг – 20% х –100% х – 100% 2) Рассчитываем биомассу яблок 20 кг–25% 20 кг – 25% х –100% х – 100% 3) Определяем оставшийся урожай яблок 80 – 20 = 60 кг х=20 кг х = 20 кг х =80 кг х = 80 кг

III.Прирост биомассы Задачи для самостоятельного решения Задача 7 кг25% 6 кг 15% Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и достигнуть биомассы 6 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания 15%. Задача 8 кг20% 5 кг 10% Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 20% урожая и достигнуть биомассы 5 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 10%.

III.Прирост биомассы Задача кг Щуки в водоеме съели 200 кг мелкой рыбы. Определите прирост биомассы кг 15%50% щук в (кг), если переход энергии с одного трофического уровня на другой равен 15%, а мелкая рыба составляет 50% рациона щук. 1) Определяем биомассу мелкой рыбы Решение 200 кг – 50% х –100% х – 100% 2) Рассчитываем прирост щук 400 кг–100% 400 кг – 100% х – 15% х=400 кг х = 400 кг х =60 кг х = 60 кг Задача кг кг20% 90% Щуки в водоеме съели 1800 кг мелкой рыбы. Определите прирост биомассы щук в (кг), если переход энергии с одного трофического уровня на другой равен 20%, а мелкая рыба составляет 90% рациона щук.

IV.Определение биомассы Задача 1 Рассмотрите пирамиду энергии экосистемы леса Растения (КПД фотосинтеза 2%) Зайцы Волки 1,210 8 кДж кДж Определите биомассу продуцентов данной экосистемы в тоннах, если известно, что 1 кг зеленой массы поглощает кДж солнечной энергии. Задача 2 2-го3000 ккал1 кг 150 ккал Рассчитайте первичную продукцию верхового болота в тоннах, где энергия хищников 2-го порядка составляет 3000 ккал, если известно, что 1 кг этой продукции содержит запас энергии 150 ккал. Задачи для самостоятельного решения

IV.Определение биомассы Задача 3 4-го3000ккал1 кг 1500 ккал Рассчитайте первичную продукцию экосистемы в тоннах, где энергия всех консументов 4-го порядка составляет 3000 ккал, если известно, что 1 кг этой продукции содержит запас энергии 1500 ккал. Задача 4 Рассмотрите пирамиду энергии экосистемы озера Растения (КПД фотосинтеза 2%) Малек карпа Окунь 2,210 7 кДж 1 кг510 6 кДж Определите биомассу продуцентов данной экосистемы в тоннах, если известно, что 1 кг зеленой массы поглощает кДж солнечной энергии. Задачи для самостоятельного решения

IV.Определение биомассы Задача 5 Щуки питаются мелкими растительноядными рыбами. Определите биомассу ккал2%100 г500 ккал всех щук в водоеме в килограммах, если энергия солнечного света составляет ккал, КПД фотосинтеза 2%, а в 100 г мяса щуки запасается 500 ккал энергии. Задачи для самостоятельного решения Задача кг1 кг 1500 ккал 1 кг1000 ккал На острове может прокормиться 60 антилоп со средней массой 50 кг. В 1 кг тела их содержится 1500 ккал энергии. Определите массу растений в тоннах, поедаемых антилопами, если в 1 кг содержится 1000 ккал.

IV.Определение биомассы Задачи для самостоятельного решения Задача ккал 100 ккал Рассчитайте первичную продукцию аквариума, где энергия всех консументов второго порядка составляет 1000 ккал, если известно, что один килограмм это продукции содержит запас энергии 100 ккал. Задача 7 В еловом лесу на протяжении многих лет обитает популяция 45 клеста-еловика, состоящая из 45 пар птиц. Определите общую массу 2 кг 0,001% елей в данном сообществе, если за сезон одна птица съедает около 2 кг семян ели. Причем известно, что масса семян составляет 0,001% массы дерева. Предполагается также, что только клесты в данном сообществе питаются семенами ели, съедая их практически полностью.

V.Определение запаса энергии Задача 1 15 кг 20 ккал 2-го Известно, что в мелком водоеме в течение года образовалось 15 кг чистой первичной продукции. Каждый грамм такой биомассы содержит 20 ккал энергии. Рассчитайте, каким запасом энергии будут обладать хищники 2-го порядка данного водоема. 1) Определяем энергию продуцентов Решение 1 г – 20 ккал г–х ккал г – х ккал х = ккал К 1 –30000 ккал К 2 –3000 ккал К 3 –300 ккал 2) Согласно правилу Линдемана определяем запас энергии соответственно у К 1 – ккал К 2 – 3000 ккал К 3 – 300 ккал - запас энергии у консументов третьего порядка, т.е. хищников 2-го порядка в водоеме.

V.Определение запаса энергии Задачи для самостоятельного решения Задача го 10 кг5000 ккал Известно, что чистая первичная продукция в лесу составила 4.6 тонн в год. Рассчитайте, сколько будет энергии у хищников 2-го порядка в данной экосистеме, если 10 кг первичной продукции содержит 5000 ккал энергии. Задача 4 30 кг/год 1 кг25000 ккал Известно, что чистая первичная продукция в образо­вавшейся после дождей луже составила 30 кг/год. Рассчитайте, сколько будет энергии у консументов второго порядка в данной экосистеме, если 1 кг первичной продукции содержит ккал энергии. Задача л10 кг 100 ккал Известно, что в аквариуме емкостью 1000 л в течение года образовалось 10 кг чистой первичной продукции. Каждый грамм такой биомассы содержит 100 ккал энергии. Рассчитайте, каким запасом энергии будут обладать консументы третьего порядка данного аквариума?

V.Определение запаса энергии Задача 5 одном кг 3000 ккал240 кг Рассчитайте, каким запасом энергии могут обладать паразиты консументов третьего порядка в водоеме, если в одном кг первичной продукции содержится 3000 ккал, а суммарная первичная продукция составляет 240 кг. Задача 6 28 кг/год2-го 1 кг2000 ккал Известно, что чистая первичная продукция в непересыхающей луже составила 28 кг/год. Рассчитайте, каким запасом энергии будут обладать хищники 2-го порядка в данной экосистеме, если 1 кг первичной продукции содержит 2000 ккал энергии. Задачи для самостоятельного решения

VI.Количество особей в экосистеме Задача 1 5 кг Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи. Какое максимальное количество тонн 0,1% рысей выживет в лесу с биомассой тонн в год, если количество доступной пищи 0,1%. 1) Определяем доступную пищу т–100% т – 100% х–0,1% х – 0,1% х = 10,95 т = кг 2) Определяем количество пищи для одной рыси в год кг = 1825 кг 3) Определяем количество рысей в лесу кг 1825 кг = 6 рысей Решение

VI.Количество особей в экосистеме Задача 2 1 кгК ккал В 1 кг массы синиц – К 2 содержится 4000 ккал энергии, КПД фотосинтеза в 1%20 г ккал лесу составляет 1%. Какое максимальное количество птиц со средней массой 20 г сможет прокормиться в сообществе, на поверхность которого поступает ккал солнечной энергии. 1) Определяем энергию продуцентов ккал–100% ккал – 100% х –1% х – 1% х = ккал 2) Согласно правилу Линдемана определяем энергию синиц 3) Находим биомассу синиц 500 г 20 г = г 20 г = 25 синиц в сообществе Решение П К 1 К 2 К 2 =2000 ккал К 2 = 2000 ккал кг–4000 ккал 1 кг – 4000 ккал х кг –2000 ккал х кг – 2000 ккал 4) Находим количество синиц

VI.Количество особей в экосистеме Задачи для самостоятельного решения Задача 3 10 г1 г 200 ккал40 кг1 кг2000 ккал Определите, какое максимальное количество паразитов может прокормиться в организме хозяина, если масса одного паразита – 10 г, а в 1 г его тела заключено 200 ккал энергии. Хозяин – травоядное животное со средней массой тела 40 кг, в 1 кг которого содержится 2000 ккал энергии. Задача 4 1 кгК ккал 2%100 г ккал В 1 кг массы тела дятлов – К 2 содержится 3500 ккал энергии, а КПД фотосинтеза в лесу 2%. Какое максимальное количество птиц со средней массой тела 100 г сможет прокормиться в лесу, на поверхность которого падает ккал солнечной энергии? Задача г1 кг800 ккал 1-го 4 кг100 г 500 ккал Масса продуцентов в горах составила 500 г. В 1 кг фитомассы содержится 800 ккал энергии. Определите, какое максимальное количество хищников 1-го порядка может прокормиться в экосистеме, если их средняя масса 4 кг, а в 100 г тела содержится 500 ккал энергии.

VI.Количество особей в экосистеме Задача 6 5-ти На острове существует тесная связь между различными организмами 5-ти трофических уровней. Единственным источником энергии является солнечный кДж1.5% 0.2 г1 кг кДж свет с годовой энергией кДж. КПД фотосинтеза – 1.5%. Определите, какое количество паразитов хищников второго порядка данного сообщества может прокормиться, если масса каждого из паразитов 0.2 г, а на 1 кг массы приходится кДж энергии. Задача г200 ккал1% К 2 2 кг ккал В 100 г тела куницы 200 ккал энергии, а КПД фотосинтеза составляет 1%. Какое максимальное количество куниц – К 2 со средней массой 2 кг может прокормиться в лесу, на поверхность которого падает ккал энергии солнца? Задачи для самостоятельного решения

VI.Количество особей в экосистеме Задача г0.15 г1 ккал 15 г10 г600 ккал Определите, какое максимальное количество эндопаразитов может находиться в организме слизня, если в 0.01 г тела паразита массой 0.15 г содержится 1 ккал энергии. Масса слизня – 15 г, а на 10 г его биомассы приходится 600 ккал энергии. Задача 9 2-го35 кг100 г 200 ккал ккал 1% В саванне хищники 2-го порядка имеют среднюю массу 35 кг, а в 100 г их тела содержится 200 ккал энергии. Сколько особей данных хищников может прокормиться в экосистеме, на поверхность которой падает ккал энергии солнца, КПД фотосинтеза – 1%. Задача гК ккал 2% 0.5 кг ккал В 100 г тела хищной птицы К 3 содержится 300 ккал энергии, КПД фотосинтеза в лесу составляет 2%. Какое максимальное количество этих птиц со средней массой 0.5 кг сможет прокормиться в лесу, на поверхность которого падает ккал солнечной энергии? Задачи для самостоятельного решения

VII.Задачи ЦТ 2006 г. Задача кг Один заяц за год съедает около 500 кг растительной пищи. Беркуты могут 10% тонн2% съесть до 10% популяции зайцев (в среднем каждая особь съедает по 200 зайцев в год) Какое максимальное количество беркутов сможет выжить в сообществе с фитомассой тонн, где зайцы используют в пищу 2% фитомассы и являются основной пищей для беркутов? Ответ запишите цифрами в виде целого числа Задача кг 50 г10% В сосновом лесу общий запас древесины составляет кг. Одна личинка соснового усача потребляет 50 г древесины. Примерно в 10% личинок данного жука развиваются наездники-эфиальты (в одной личинке развивается один наездник). Какое максимальное количество эфиальтов сможет сформироваться в сосновом лесу, если усачам для питания доступно только 0,01% древесины сосны? Ответ запишите цифрами в виде целого числа

VII.Задачи ЦТ 2006 г. Задача кг 50 г10% 0,01% В сосновом лесу общий запас древесины составляет кг. Одна личинка соснового усача потребляет 50 г древесины. Примерно в 10% личинок данного жука развиваются наездники - эфиальты (в одной личинке развивается один наездник). Какое максимальное количество эфиальтов сможет сформироваться в сосновом лесу, если усачам для питания доступно только 0,01% древесины сосны? Ответ запишите цифрами в виде целого числа. Задача 4 1 кг 2% тонн1,5% Для развития одной мыши требуется не менее 1 кг растительной пищи. Подорлики могут съесть до 2% популяции мышей (в среднем каждая особь съедает по 600 грызунов за год). Какое максимальное количество подорликов сможет выжить в сообществе с фитомассой 6000 тонн, где мыши используют в пищу 1,5% фитомассы и являются основной пищей для этих хищных птиц? Ответ запишите цифрами в виде целого числа

VII.Задачи ЦТ 2006 г. Задача кг 50 г10% 0,01% В сосновом лесу общий запас древесины составляет кг. Одна личинка соснового усача потребляет 50 г древесины. Примерно в 10% личинок данного жука развиваются наездники-эфиальты (в одной личинке развивается один наездник). Какое максимальное количество эфиальтов сможет сформироваться в сосновом лесу, если усачам для питания доступно только 0,01% древесины сосны? Ответ запишите цифрами в виде целого числа Задача 6 1 кг2% 800 Одна мышь за год съедает около 1 кг растительной пищи. Рыси могут съесть до 2% популяции мышей (в среднем каждая особь съедает во 800 грызунов за год). Какое максимальное количество рысей сможет выжить в сообществе с фитомассой 8000 тонн1% 8000 тонн, где мыши используют в пищу 1% фитомассы в являются основной пищей для рысей? Ответ запишите цифрами в виде целого числа

VII.Задачи ЦТ 2006 г. Задача кг 50 г20% 0,01% В сосновом лесу общий запас древесины составляет кг. Одна личинка соснового усача потребляет 50 г древесины. Примерно в 20% личинок данного жука развиваются наездники-эфиальты (в одной личинке развивается один наездник). Какое максимальное количество эфиальтов сможет сформироваться в сосновом лесу, если усачам для питания доступно только 0,01% древесины сосны? Ответ запишите цифрами в виде целого числа Задача 8 1 кг 20% тонн1% Одна мышь за год съедает около 1 кг растительной пищи. Совы могут съесть до 20% популяции мышей (в среднем каждая сова съедает по 1000 грызунов за год). Какое максимальное количество сов может выжить в сообществе с фитомассой 5000 тонн, где мыши используют в пищу 1% фитомассы и являются основной пищей для этих ночных хищников? Ответ запишите цифрами в виде целого числа

VII.Задачи ЦТ 2006 г. Задача кг 50 г20% 0,01% В сосновом лесу общий запас древесины составляет кг. Одна личинка соснового усача потребляет 50 г древесины. Примерно в 20% личинок данного жука развиваются наездники-эфиальты (в одной личинке развивается один наездник). Какое максимальное количество эфиальтов сможет сформироваться в сосновом лесу, если усачам для питания доступно только 0,01% древесины сосны? Ответ запишите цифрами в виде целого числа. Задача 10 1 кг Одна мышь за год съедает около 1 кг растительной пищи. Лисы могут съесть до 5%4000 5% популяции мышей (в среднем каждая лиса съедает по 4000 грызунов за год). Какое максимальное количество лис может выжить в сообществе с фитомассой тонн1% тонн, где мыши используют в пищу 1% фитомассы и являются основной пищей для лис? Ответ запишите цифрами в виде целого числа.

VIII.Экологические пирамиды Графическая модель разработана в 1927 г. Американским ученым Чарльзом Элтоном. 1.Пирамида чисел (численностей). 1.Пирамида чисел (численностей). Отражает численность организмов на каждом уровне и пропорционально уменьшается снизу вверх. Растения Заяц Волк Обращенная или перевернутая пирамида чисел имеет место в лесной экосистеме. Деревья Насекомые вредители Дуб Коконопряд кольчатый

Фитопланктон Зоопланктон VIII.Экологические пирамиды 2.Пирамида биомасс. 2.Пирамида биомасс. Отражает соотношение биомасс организмов разных трофических уровней. В наземных экосистемах – это ступенчатая пирамида, суживающаяся вверх. Травянистые растения пшеницы Рыжая полевка Неясыть Лиса В водных экосистемах может быть обращенная пирамида Киты

VIII.Экологические пирамиды 3.Пирамида энергии. 3.Пирамида энергии. Отражает величину потока энергии, заключенной в пище. Американский ученый Линдеман сформулировал закон пирамиды энергий (10%) Роза Тля Божья коровка Паук Мухоловка Сорокопут кДж кДж кДж 100 кДж 10 кДж 1 кДж Цепи питания не могут быть длинными – 3-5 звеньев, реже – 6, так как конечному звену будет поступать мало энергии.

IX.Составление цепей питания Пастбищные пищевые цепи начинаются с автотрофных (фототрофных) организмов Наземная нектар растения муха паук землеройка сова П К1К1К1К1 К2К2К2К2 К3К3К3К3 К4К4К4К4 нектар растения бабочка стрекоза лягушка уж П К1К1К1К1 К2К2К2К2 К3К3К3К3 К4К4К4К4 ромашкакобылкалягушкаужзмееяд

IX.Составление цепей питания Водная рдест прудовик лягушка цапля большой подорлик П К1К1К1К1 К2К2К2К2 К3К3К3К3 К4К4К4К4 фитопланктон зоопланктон циклоп плотва щука выдра П К1К1К1К1 К2К2К2К2 К3К3К3К3 К4К4К4К4 К5К5К5К5 (дафния)

IX.Составление цепей питания Детритные пищевые Детритные пищевые цепи начинаются с мертвого органического вещества – детрита. листовая подстилка дождевой червь черный дрозд ястреб-перепелятник Наземная мертвое животное кивсяк синица сокол экскременты животных жук-навозник галка ястреб Мертвая рыба речной рак речной окунь выдра Водная ил хирономида линь скопа

Пищевые сетисложный тип взаимоотношений, включающий разные цепи питания экосистемы. Пищевые сети – сложный тип взаимоотношений, включающий разные цепи питания экосистемы. На рисунке показан переход энергии между животными на различных трофических уровнях сети питания. Разместите в пробелах номера продуцентов, насекомоядных животных и консументов 1-го, 2-го и 3-го порядка. Продуценты _____ Консументы 1 пор. __ Консументы 2 пор. __ Консументы 3 пор. __

На рисунке показан переход энергии между животными на различных трофических уровнях сети питания. Разместите номера продуцентов, фитофагов и консументов высшего порядка. Составьте 2 пастбищные цепи питания и объясните их.

Составьте 2 – 3 пастбищные цепи водоема, используя буквенные обозначения.

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А – О). Какими буквами на схеме обозначены: I – растительные организмы; II – продуценты? 1) I – G, K, L, H; II – M 2) I – A, C, E, F; II – B, D 3) I – B, D, O, N; II – A, F 4) I – A, C, E, F; II – N, O Задача 1 2 Ответ: 2 I.Растительноядные организмы (К 1 ) A, C, E, F II.Продуценты: B, D E В F N ADC O L H G K M

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А - О). Какими буквами на схеме обозначены: I – консументы второго порядка; II – консументы третьего порядка? 1) I – K, L, N, O; II – G, H, M 2) I – G, H, K, L; II – M 3) I – E, F; II – L, N, O 4) I – B, D; II – A, C, E, F Задача 2 1 Ответ: 1 I.Консументы второго порядка (К 2 ) K, L, N, O II.Консументы третьего порядка (К 3 ) G, H, M E В F N ADC O L H G K M

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А – О). Какими буквами на схеме обозначены: I - консументы второго порядка; II - продуценты? 1) I – K, L, N, O; II – B, D 2) I - A, H, K, D; II – B 3) I – B, D, K, L; II – M 4) I – M; II – A, C, E, F Задача 3 1 Ответ: 1 I. Консументы второго порядка (К 2 ) K, L, N, O II. Продуценты: B, D E В F N ADC O L H G K M

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть состоит только из пастбищных цепей и не включает паразитов. Стрелки указывают направление перехода энергии между различными видами (А – К). Какими буквами на схеме обозначены: I – хищники; II – консументы первого порядка? 1) I – B, F, G; II – A, E 2) I – H, C, D, K; II – F, B, G 3) I – A, E; II - B, C, D, F 4) I – A, B, C, D, G, E, F; II – H, K Задача 4 2 Ответ: 2 I. Хищники: H, C, D, K II. Консументы первого порядка: F, B, G A F H B E G K D C

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А – О). Какими буквами на схеме обозначены: I - консументы третьего порядка; II – растительные организмы? 1) I – G, M, E; II – A, C, F 2) I – M; II – L, H, G, K 3) I – A, E; II – L, H, G, K 4) I – G, H, M; II- A, C, E, F Задача 5 E В F N ADC O L H G K M

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть состоит только из пастбищных цепей и не включает паразитов. Стрелки указывают направление перехода энергии между различными видами (А – К). Какими буквами на схеме обозначены: I – организмы-потребители; II – организмы-производители первичной продукции? 1) I – A, E; II – B, C, D, F, G, K, H 2) I – A, E, F, K; II – B,G 3) I- A, B, C, D, G, E, F; II – H, K 4) I – B, C, D, G, F, H, K; II – A, E Задача 6 A F H B E G K D C

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть состоит только из пастбищных цепей и не включает паразитов. Стрелки указывают направление перехода энергии между различными видами (А – К). Какими буквами на схеме обозначены: I - хищники; II – консументы первого порядка? 1) I – B, F, G; II – C, D, H, K 2) I – C, B, F; II – C, H, F, G 3) I – C, D, H, K; II – B, F, G 4) I – H, K; II – A, E Задача 7 A F H B E G K D C

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть состоит только из пастбищных цепей и не включает паразитов. Стрелки указывают направление переходы энергии между различными видами (А – К). Какими буквами на схеме обозначены: I – консументы первого порядка; II – продуценты? 1) I – A, C, E, F; II – B, D 2) I – A, B, C, D, G, E, F; II – H, K 3) I – C, D, E; II – F, K 4) I – B, F, G; II – A, E Задача 8 A F H B E G K D C

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А – О). Какими буквами на схеме обозначены: I – консументы первого порядка; II – консументы второго порядка? 1) I – B, D; II – L, H, M, K 2) I – A, B, C, K; II – E, F, A, C 3) I – A, C, E, F; II – K, L, N, O 4) I – K, G, L, H; II – A, B, C, D, F, E, N, O Задача 9 E В F N ADC O L H G K M

X.Выполните тестовые задания Изображенная на схеме пищевая сеть состоит только из пастбищных цепей и не включает паразитов. Стрелки указывают направление перехода энергии между различными видами (А – К). Какими буквами на схеме обозначены: I – хищники; II – продуценты? 1) I – C, D, H, K; II – A, E 2) I – A, E; II – C, D, H, F 3) I – H, K; II – A, B, C, D, G, E, F 4) I – A, E, C; II – H, K Задача 10 A F H B E G K D C

Ответы ОТВЕТЫ I.Определение численностиII.Балансовое равенство энергии % % III. Прирост биомассы

Ответы ОТВЕТЫ IV.Определение биомассыV.Запас энергии VI.Количество особей в экосистеме

Ответы ОТВЕТЫ VII.ЦТ 2006 г.X.Тестовые задания