КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД МОУ СОШ 4 учитель начальных классов Барабанова Марина Николаевна г.о Железнодорожный 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
IV окружные педагогические чтения «Роль дополнительного образования в реализации ФГОС общего образования» учитель начальных классов МАОУ "Средняя общеобразовательная.
Advertisements

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности». Михайлова.
Формирование УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» Учитель: С.В.Азанова 2012год.
Мир деятельности «Если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны.» Конфуций.
РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ФОРМИРОВАНИИ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ СОШ 4 учитель начальных классов Барабанова Марина Николаевна г.о Железнодорожный.
Автор : Шишкова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов 2015 МОУ «Рождественская СОШ»
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО г. Москвы 12 ноября 2013 года «Надпредметный курс «Мир деятельности» – недостающее ключевое.
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 9 с углублённым изучением отдельных предметов г.Павлово Батурина Римма Викторовна Пути формирования учебной.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
С25С25 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА Предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых.
Логика урока открытия нового знания (ОНЗ). ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ.
МОБУ СОШ , Ростовская область, г.Таганрог, Пархоменко, д.5 тел
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Классная работа Урок в соответствии с ФГОС.. Требования к уроку в соответствии с ФГОС Формирование предметных результатов Формирование универсальных учебных.
Деятельностный подход в организации образовательного процесса Автор презентации Игнатьева А.С.
Company Logo МОУ СОШ 121 Г.Е. Масленцева Технология конструирования урока в режиме ФГОС Школа аналитической культуры.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
Отличительные особенности стандартов первого и второго поколения О школьных стандартах второго поколения.
Транксрипт:

КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД МОУ СОШ 4 учитель начальных классов Барабанова Марина Николаевна г.о Железнодорожный 2012 г.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца, как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Федеральные государственные образовательные стандарты Цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. ФГОС

Системно -деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и другие умения. Выделяют следующие этапы: 1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация. 2. Приобретение знаний о способе выполнения действия. 3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль умения выполнять действия.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности Технология деятельностного метода (ТДМ) обеспечивает системное прохождение на каждом уроке 1 шага формирования всего комплекса УУД ФГОС

Прохождение 2-го шага формирования УУД мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, планируется осуществлять в рамках надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)»

КУРС «Мир деятельности». (32 часа, 1 час в неделю) Включает в себя программу, в которой определены основные содержательно- методические линии, включено тематическое планирование, цели, задачи и сценарии каждого урока. К сценариям уроков разработаны демонстрационные материалы, СD-диски с презентациями и материалом для печати к каждому уроку, а также комплекс учебных материалов для детей (учебное пособие, разрезной материал, наклейки, эталоны)

Надпредметный курс «Мир деятельности»

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Содержательно-методические линии курса «Мир деятельности» Р К П Л УУД ФГОС

Организационно-рефлексивная линия ( 9 часов). У учащихся формируется первичное представление об учебной деятельности, её цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).

Виды УУД Примеры тем курса «Мир деятельности» ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ «Ставлю цель». «Результат открытия нового знания. Эталон». ПЛАНИРОВАНИЕ «Ключи к новым знаниям». «Планирование учебной деятельности». КОНТРОЛЬ «Как проверить свою работу». «Подробный образец». КОРРЕКЦИЯ «Я знаю. Я умею». «Как выяснить, что я не умею». «Как превратить своё неумение в умение». «Алгоритм исправления ошибок». ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ЛИНИИ

Урок 1 (организационно-рефлексивная линия) Тема: Учиться… А что это значит? Основные цели: Сформировать представление об учебной деятельности (два шага). Урок по данной теме начинает надпредметный курс «Мир учебной деятельности» по формированию УУД у учащихся начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности», так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися 2 основных шагов учебной деятельности и их выполнения.

Данный урок рекомендуется проводить первым в начале учебного года. Важно обратить внимание на основные моменты урока: Новое знание для учеников заключается в открытии того, что ученик учится сам, и выполняет 2 основных шага учебной деятельности: «что я не знаю» и «сам найду способ».

Познавательная линия (1 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

С-32 Тема урока Класс 1. Учусь анализировать 2 2. Учусь сравнивать 2 3. Работа с текстом 3 4. Наблюдение как метод познания 4 ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ

Коммуникативная линия(3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

С-31 Тема урока Класс 1. Учимся дружно. Правила работы в группе 1 2. Я – автор, я – понимающий 2 3. Работаем вместе: автор и критик 3 4. Что такое сотрудничество?4 ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИНИИ

Урок 5 (коммуникативная линия) Тема: Учимся работать в парах. Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности. Представленный урок является первым в цикле уроков по данной линии и является ключевым в формировании коммуникативных умений у первоклассников. Важно обратить внимание на основные моменты урока: Новое знание для учеников заключается в открытии основных правил парной работы: «если не понял, переспроси», «свое несогласие высказывай вежливо», «работать должны оба», «один говорит, другой слушает».

Пробное задание дается после работы в парах, которая может быть успешной или нет. Ученикам предлагается назвать правила работы в парах и определить, правильно ли они действовали.

Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ. Организуется работа над качествами личности,помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

С-33 Тема урока Класс 1. Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности 1 2. Ценности нашей жизни. Знание 2 3. Верю в себя!3 4. Уважение и терпимость к другим 4 ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ ЦЕННОСТНОЙ ЛИНИИ

Урок 4 (ценностная линия) Тема: Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности. Основные цели: Сформировать представление о понятии «активность в учебной деятельности». [1] [1] Показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения. Заметки на полях: Данный урок является первым в цикле уроков по ценностной линии и направлен на формирование у первоклассников личностного качества «активность», как качества, помогающего ученику быть успешным в учебе.

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Одним из особенностей курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… ЛЕСЕНКА УСПЕХА ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Итог этой работы подводится в конце урока по курсу «Мир деятельности» и фиксируется на «Лесенке успеха». Ученики могут критериальной оценить свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.

Индивидуальная карта «Копилка моих достижений» Карта заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели(5-ти) дней на любом предметном уроке, проводимом в технологии деятельностного метода обучения.

Общие рекомендации Вместе с тем, в соответствие с результатами самодиагностики, учитель и дальше может использовать индивидуальные карты на любом уроке, проводимом в ТДМ. На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указана тема урока, после которого проводится данная диагностика и две шкалы: знаю и умею. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат любым значком (крестиком, штрихом) по следующим критериям: высокий уровень (если выше средней линии), средний уровень (на уровне средней линии), ниже среднего и низкий. Также, у учителя есть возможность оценить, насколько выше или ниже среднего оценивает себя ученик

Основной целью использования индивидуальной карты является формирование у учащихся рефлексивной оценки своих общеучебных знаний и умений и отслеживание учителем динамики их освоения по программе «Мир деятельности». Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно- рефлексифных общеучебных умений). Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода, формируя, таким образом, надпредметные умения.

Учебный план курса предполагает выделение на изучение программы 1 час в неделю (возможно за счет школьного компонента, в рамках проведения классных часов или во второй половине дня). Уроки по программе МИД должны проводиться регулярно. Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса.

Технология деятельностного метода позволяет учителю: СИСТЕМНО, НАДЕЖНО, КАЧЕСТВЕННО обеспечивать результаты ФГОС; систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования; каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения; переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном для себя уровне, в соответствии со своими возможностями; уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования (ЗУН, познавательные процессы, здоровье детей), которые мотивируют к дальнейшему развитию; вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.

По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.