Авторы: Агапова Оля Акчурина Олеся Герасименко Ксения Фомичева Екатерина Шикова Ксения Авторы: Агапова Оля Акчурина Олеся Герасименко Ксения Фомичева Екатерина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.А.Римский-Корсаков ( ) Колеватовой Анастасии.
Advertisements

Николай Андреевич Римский - Корсаков Презентацию составила : учащаяся музыкально – хоровой студии « Эхо » Лукина Арина Педагог : Дорофеева Нина Валентиновна.
Николай Андреевич Римский- Корсаков (6 марта июня 1908) Презентацию составила: Учащаяся музыкально – хоровой студии «Эхо» Колпакова Ольга Педагог:
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность.
Выполнила Кушнарева Люба Ученица 6 класса МБОУ СОШ 33 ст. Архангельская Тихорецкий район Краснодарский край
Детство Римского-Корсакова 3 класс
/ НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ \
Римский-Корсаков Н.А.. К 165-летию композтора.
Творческое содружество «Могучая кучка». «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов,
А. П. Бородин: «И музыка, и химия едины » Для использования в качестве электронного учебного пособия на уроках музыкальной литературы в ДМШ Подготовил:
Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии в семье помещика 20 мая (1 июня) 1804 года. Первые музыкальные впечатления – русские народные песни и.
Преобразующая сила музыки в творчестве Николая Андреевича Римского – Корсакова. Преобразующая сила музыки в творчестве Николая Андреевича Римского – Корсакова.
«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич ( ) Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили.
Тонкий психолог, мастер- симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до.
Тема Русская музыкальная культура XIX – начала XX веков.
НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ- выдающийся русский композитор XIX – XX веков – автор 15 опер. Они необычайно разнообразны.
Презентацию выполнила ученица 10 класса МКОУ Чантырская СОШ Ватлецова Дарина Руководитель: Баскакова Ольга Михайловна
Урок музыки Чайковский П.И. 6 класс Манучарова Любовь Олеговна учитель музыки Парабельский район МОУ Шпалозаводская сош.
Работу выполнила Балаева Култач 5 а класс. Михаил Иванович Глинка.
Транксрипт:

Авторы: Агапова Оля Акчурина Олеся Герасименко Ксения Фомичева Екатерина Шикова Ксения Авторы: Агапова Оля Акчурина Олеся Герасименко Ксения Фомичева Екатерина Шикова Ксения Н.А.Римский-Корсаков ( ) Н.А.Римский-Корсаков ( )

Николай Андреевич Римский- Корсаков ( ) русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», возглавлял Беляевский кружок. Среди его сочинений 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно- инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Детство Детство Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика абсолютный слух, ритм, память проявились в двухлетнем возрасте. Музыка давалась Николаю легко он вообще был понятлив, но знаний и умения матери уже не хватало. Вскоре ее заменила специально приглашенная учительница, добросовестная, но, видимо, не очень способная музыкантша; после нее на протяжении нескольких лет мальчика обучали еще две учительницы. Несмотря на прекрасный слух, он играл, как вспоминал впоследствии сам, «плохо, неаккуратно и был слаб в счете». Однако к годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Но музыка в то время была не единственным и даже не самым любимым занятием Римского- Корсакова. Ника, как его звали домашние, рос обыкновенным мальчиком пытливым, подвижным. Он любил игры, которые сам придумывал, любил лазать по крышам и деревьям, бегать в саду за домом, бродить по нолям или в лесу, не всегда слушался старших, иногда шалил. Мысль сделаться музыкантом ему и в голову не приходила; он мечтал о путешествиях и плаваниях по далеким морям. В письмах к старшему брату Воину Андреевичу, он то и дело спрашивал об устройстве корабля, просил объяснить морские технические термины, которых знал множество. «Меня пленяла мысль быть моряком», вспоминает композитор. Мечта его вскоре осуществилась: в 1856 году он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус.

Фотография Римского-Корсакова в юности Фотография Римского-Корсакова в юности

Учился Учился Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса в его жизни. Порядки в Морском корпусе ничем не отличались от существовавших в других военных заведениях николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередки были драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. «Новенький» сразу же дал отпор пристававшим к нему «старикашкам» и быстро сдружился с товарищами. Были в корпусе и замечательные преподаватели, самоотверженные воспитатели молодежи. В число старшекурсников входили будущий писатель Станюкович и художник Верещагин. Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого десятка. Свободное от занятий время он все более и более заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал концерты и оперные спектакли. Он организовал в училище хоровой кружок. Выяснив, кто из товарищей может петь, набрал восемнадцать человек и начал разучивание программы. Пели хор ополченцев из интродукции к «Ивану Сусанину» и заключительное «Славься», которое юноша сам переложил для исполнения мужским хором. Собирались по вечерам в каком-либо свободном классе и не без опаски. Впоследствии Римский-Корсаков писал: «Хоровое пение почему-то преследовалось в училище начальством, и мы делали это тайком». Часто он играл отрывки из опер Глинки, обращая внимание товарищей на их красоту.

Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге

Могучая кучка Могучая кучка М. А. Балакирев был одним из самых выдающихся деятелей русского музыкального искусства XIX века. Знакомство с Римским-Корсаковым произошло, когда ему исполнилось 25 лет; он был в расцвете творческих сил и пользовался известностью среди передовых музыкантов. М. И. Глинка, познакомившийся с Балакиревым в последний год своей жизни, указал на него как на своего продолжателя. Балакирев объединил вокруг себя группу молодых музыкантов. В нее входили А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и самый молодой в кружке Н. А. Римский- Корсаков. Идеей, вдохновившей балакиревцев, была борьба за самобытную русскую музыку, развивающуюся на основе народной песни, за передовое искусство, обращенное к демократической публике. Собираясь, они не только играли свои музыкальные сочинения, но и читали вслух статьи Герцена и критиков-демократов, горячо спорили об искусстве. Здесь юный Корсаков впервые узнал, как надо заниматься самообразованием, изучать историю, услыхал о писателях, о которых в училище понятия не имел. В 1862 году он начал свое первое крупное сочинение Первую симфонию (ми-бемоль минор). К концу весны он успел написать три части I, Скерцо (без трио) и Финал. Со смертью Мусоргского и Бородина распалось славное товарищество композиторов Могучая кучка.

Члены «Могучей кучки» Члены «Могучей кучки» М. А. Балакирев М. А. Балакирев М. П. Мусоргский М. П. Мусоргский А. П. Бородин А. П. Бородин Н. А. Римский-Корсаков Н. А. Римский-Корсаков Ц. А. Кюи Ц. А. Кюи

Профессиональная и общественная деятельность Профессиональная и общественная деятельность В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала Первая симфония. Это первое крупное произведение композитора, во многом еще незрелое, но вместе с тем самобытное, свидетельствовало о появлении в музыкальном мире большого, своеобразного таланта. Летом 1868 года Римский-Корсаков закончил новое программное произведение симфоническую сюиту «Антар» - восточная сказка О. Сенковского. В январе 1873 года прошла премьера первой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». С оперы «Майская ночь» начинается новый период в творчестве Римского-Корсакова. Он очень любил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Через два года после «Майской ночи», в 1881 году Римский-Корсаков закончил вторую весеннюю оперу «Снегурочка», одно из лучших русских классических произведений. Бородин умер в расцвете творческих сил, не успев ни завершить самое значительное свое произведение оперу «Князь Игорь». Теперь Римский-Корсаков торопливо набрасывал на бумагу все, что запомнил, не щадя сил и времени, чтобы завершить сочинение своего друга. Так он понимал свой долг и выполнял его со свойственным ему чувством глубокой ответственности. С белявским кружком связана большая деятельность Римского-Корсакова как дирижера. Он не считал дирижирование своим призванием. Быть может, слишком даже придирчиво оценивал свои исполнительские способности: Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова 80-х годов Каприччио на испанские темы и «Шехеразада». Каприччио ряд сценок из народной жизни Испании. Мысль воплотить в музыке образы сказок «Тысячи и одной ночи» принадлежала Стасову и увлекла композитора, любившего Восток, его искусство и природу. Сказки «1001 ночи» он хорошо знал с детства. Отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины особенно любимых им сказок образовали четыре части сюиты. Между тем Римский-Корсаков уже писал оперу «Садко». Это одна из немногих былин, герой которой человек искусства, певец-гусляр. Своим талантом он подчиняет силы природы, но думает не о себе, не о своем благе. «Сказка о царе Салтане» жизнерадостная, светлая опера. Никто в ней не гибнет и не страдает.

Последняя опера Последняя опера 1905 год начался расстрелом мирной демонстрации доверчивых ходоков к царю-батюшке. По всей России начались забастовки, революционные выступления. Римский-Корсаков не был революционером, но он ненавидел самодержавие и глубоко понимал правоту учащихся. Начались аресты. В тюрьму посадили более ста учащихся в том числе и студенты Корсакова. Стало ясно, что протесты и переговоры с дирекцией консерваторий бесполезны, и Римский-Корсаков обратился к общественному мнению страны. Он написал письмо в газету «Русские ведомости», в котором открыто высказывал свою точку зрения. За это письмо Римский-Корсаков был немедленно уволен из консерватории. Его произведения запретили исполнять и в концертах и на сцене. Однако с подъемом революции этот запрет отпал, и приказ об увольнении Римского- Корсакова потерял силу. Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» проникнута революционными настроениями. Борьба с цензурой длилась до последнего дня жизни Римского-Корсакова. Несомненно, что связанное с этим волнение, встречи с тупыми и наглыми чиновниками отразились на его здоровье. Напряженная многолетняя творческая работа, активная общественная деятельность и события 1905 года постепенно вызвали заболевание сердца. После запрещения «Золотого петушка» болезнь резко усилилась. Тяжелые приступы удушья следовали один за другим. Врачи настаивали на полном покое. Для Римского-Корсакова, привыкшего к активной деятельности, это предписание оказалось особенно трудным. Всякий раз, почувствовав улучшение, он принимался править корректуру «Золотого петушка» для издания, обдумывал новые творческие замыслы. Родные увезли композитора в Любенск - усадьбу Римского-Корсакова. Весенняя природа подействовала на больного благотворно. Но мысли о работе не покидали его и здесь: он продолжал писать свой труд «Основы оркестровки», думал о создании новой «специально вокальной оперы». Свадьба дочери Надежды была последним радостным событием в его жизни. Здоровье Римского-Корсакова опять ухудшилось. В ночь на 8 июня 1908 года над Любенском разразилась гроза. У Римского-Корсакова повторился приступ удушья, приведший его к смерти. Со смертью Римского-Корсакова закончилась целая эпоха в новой русской музыке. Он похоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Глинкой, Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, Чайковским и другими композиторами.

Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина В.А.Серова ( ) Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина В.А.Серова ( )

Важные даты Важные даты Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в Тихвине год – Николай Римский-Корсаков начинает обучаться музыке год – отец привозит будущего композитора в Петербург и, по давней семейной традиции, определяет в морской кадетский корпус. Этот же год – возобновление занятий музыкой. Николай учится у виолончелиста Александринского тетра Улиха год – музыкальным педагогом Римского-Корсакова становится известный в то время пианист Федор Андреевич Канилле. Под его руководством у ученика наконец-то появляется интерес к музыке. Этот интерес постепенно достигает такой силы, что затмевает все остальные, даже любовь к морскому делу год – Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым и становится участником его музыкально-творческого содружества «Могучая кучка» год – закончив обучение в морском кадетском корпусе, Николай Андреевич отправляется в трехлетнее кругосветное плавание на клипере «Алмаз». В пути он сочиняет анданте для симфонии на тему русской народной песни, отправляет его Балакиреву и получает только положительные оценки своего произведения. Октябрь 1865 года – написана и исполнена Первая симфония Римского-Корсакова год – написана Вторая симфония «Антар», позже переименованная в сюиту год – начало педагогической карьеры. Римский-Корсаков становится профессором специального теоретического класса композиции петербургской консерватории. Декабрь этого же года – композитор женится на Надежде Пургольд, с которой познакомился к кружке Балакирева. Январь 1873 года – премьера оперы «Псковитянка», написанной Николаем Андреевичем по драме Л.А. Мея. Опера имеет успех.

1873 – 1883 годы – Николай Андреевич занимает пост инспектора музыкальных хоров морского ведомства – 1881 годы – Римский-Корсаков является директором Бесплатной музыкальной школы год – написан струнный квартет. Февраль 1876 года – в зале Дворянского собрания исполняется Третья симфония. Оба последних произведения не принимают ни публика, ни критика. Этот же год – Римский-Корсаков составляет сборник «100 русский народных песен» год – написана опера «Майская ночь» по произведению Н.В. Гоголя год – Римский-Корсаков пишет оперу «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского. И «Снегурочка», и «Майская ночь» ставятся на сцене Мариинского театра год – ученики Николая Андреевича объединяются в музыкальный кружок, названный Беляевским, поскольку собирались все в доме М.П. Беляева. Возглавляет кружок Римский-Корсаков – 1894 годы – композитор занимает пост помощника управляющего Придворной певческой капеллы год – написана опера «Млада» год – композитор вновь обращается к творчеству Н.В. Гоголя и пишет оперу «Ночь перед Рождеством» по одноименному произведению литератора год – Николай Андреевич возвращается к былинной теме и создает оперу «Садко». Произведение ставится на Московской частной русской оперной сцене и имеет огромный успех год – написана опера «Моцарт и Сальери» по произведению А.С. Пушкина год – написана опера «Сказка о царе Салтане», год спустя – еще одна сказка «Кащей Бессмертный» год – Римский-Корсаков пишет свою последнюю оперу «Золотой петушок». 21 (8) июня 1908 года – Николай Андреевич Римский-Корсаков умирает в своей усадьбе Любенск, расположенной в современной Ленинградской области.

Индивидуальный стиль Индивидуальный стиль Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора, а так же Римского-Корсакова вдохновляли и образы народного искусства других стран. Под впечатлением арабских сказок "Тысячи и одной ночи" создано лучшее симфоническое произведение Римского-Корсакова "Шахерезада". Испанские народные мелодии легли в основу "Испанского каприччио". Господствующий тон искусства Римского-Корсакова - светлый, жизнерадостный. Ему особенно близки теплые лирические образы, но ему не чужды и образы глубоко драматические. Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени. В творческом облике Римского- Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления. Опираясь на традиции Руслана и Людмилы, он создал к середине 90-х гг. свою систему ладо- гармонических средств, т. н. гамма Римского-Корсакова. Колористические тенденции проявляются также в opкестровке, которую Римский-Корсаков рассматривал как неотъемлемую часть замысла. Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения.

Эскиз декораций к опере «Золотой петушок» Эскиз декораций к опере «Золотой петушок» Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Эскиз декорации драмы «Шехерезада» Эскиз декорации драмы «Шехерезада» Эскиз декорации к опере «Садко» Эскиз декорации к опере «Садко»

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!