Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (М.Танаева «Сквозь осенний сумрак») Лысанова Евгения Александровна учитель русского языка и литературы Муниципальное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лингвистический анализ текста Урок русского языка в 10 классе Учитель Герасимова Н. И.
Advertisements

Комплексный анализ художественного текста. Цели: - Закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ. - Повторить.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Жанр рассказа - психологический рассказ Тема рассказа - разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.
Авторская позиция в рассказах Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Элективный курс «Формирование исследовательской позиции.
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
Система подготовки к сочинению по литературе как шаг подготовки к ЕГЭ Выставка «Школа-2015» Автор – Недашковская Е.П., учитель русского языка и литературы.
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.
Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И.А.Бунин.
Урок литературы в 8 классе по рассказу Ю.П. Казакова.
Особенности композиции рассказа О.Генри «Дары волхвов»
ГОРОД ЮГОРСК, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО – ЮГРА, УЛИЦА ЛЕНИНА, 24. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «Я-УЧИТЕЛЬ»(НОМИНАЦИЯ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)
РЭЙ БРЭДБЕРИ ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя Дуглас он получил в честь.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
« Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена» Урок - лабораторное занятие с элементами лингвистического анализа текста (раскрытие.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»
Черняева В.Д., Лингвистическая школа 43, Санкт-Петербург.
Презентация по лингвистическому анализу текста. Автор Соковых Надежда Николаевна. Учитель школы 250 г. Санкт- Петербурга.
Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста.
Баллады Василия Андреевича Жуковского.
Транксрипт:

Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (М.Танаева «Сквозь осенний сумрак») Лысанова Евгения Александровна учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И.Беляева»

Эпиграф: Если рядом нет меня, То ещё не значит: Ты забыт... М.Танаева М.Танаева

Марина Николаевна Танаева Родилась в г.Кургане в 1975 году, Родилась в г.Кургане в 1975 году, член Союза писателей, автор стихов и прозы; член Союза писателей, автор стихов и прозы; Закончила гимназию 19, филологический факультет КГУ (специальность – зарубежная филология); Закончила гимназию 19, филологический факультет КГУ (специальность – зарубежная филология); Обращается к внутреннему миру человека; Обращается к внутреннему миру человека; Идеал – живая душа, неравнодушная к «свинцовым мерзостям» жизни. Идеал – живая душа, неравнодушная к «свинцовым мерзостям» жизни. Основные мотивы творчества: жизнеутверждение, любовь, надежда, память, вера. Основные мотивы творчества: жизнеутверждение, любовь, надежда, память, вера.

Сборники стихов и прозы Сердцебиение Вензеля ночных дорог 2005 Вечерний город Малая родина Мысли цвета мандарина. 2008

А 30. Определите стиль и тип речи. 1) художественный; рассуждение 1) художественный; рассуждение 2) художественный; повествование 2) художественный; повествование 3) публицистический; рассуждение 3) публицистический; рассуждение 4) научный; рассуждение-объяснение 4) научный; рассуждение-объяснение Готовимся к ЕГЭ

Смысл заглавия В основе заглавия – идея произведения (преодоление уныния, печали): - – «через» (преодоление); - Сквозь – «через» (преодоление); - – 1. время года; - Осень – 1. время года; 2. перен. «унылая пора»; 2. перен. «унылая пора»; - – перен. «печаль». - Сумрак – перен. «печаль».

Тематика и проблематика рассказа -П-П-П-Потеря близких; -О-О-О-Одиночество; -П-П-П-Поддержка; -П-П-П-Понимание.

Идея Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь

Конфликт Одинокий и незащищенный человек и враждебный ему мир

Глоссарий Актуальный – важный, существенный для настоящего времени Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

Композиция – потеря близких; Экспозиция – потеря близких; – не вернулся кот; Завязка – не вернулся кот; – непринятый отчет – порванный свитер – смешок – увольнение – брожение по улицам – комната – сон 4 Развитие действия – непринятый отчет – порванный свитер – смешок – увольнение – брожение по улицам – комната – сон 4 – явление ангелов Кульминация – явление ангелов – возвращение кота - порванное заявление - курсы; Спад действия – возвращение кота - порванное заявление - курсы; «Я не одна» Развязка «Я не одна»

Художественные особенности текста: Использование символов Использование символов нитка с иголкой – жизнь наладится нитка с иголкой – жизнь наладится пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта

Принцип противопоставления: В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие

Психологическое состояние героини Угнетенное передается через действия: курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать Легкое и спокойное: свежая и бодрая, спокойна, я не одна

Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке); метафора (занавеска билась на сквозняке); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком). перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком).

Опорная схема Потеря близких Потеря близких Враждебный мир Боль и непролитые слезы одинокая, брошенная, незащищенная Таня обновленная, спокойная, уверенная Ты не одна Дружеский мир Потерявшийся кот Потерявшийся кот Непринятый отчет Непринятый отчет Порванный свитер Смешок Смешок Увольнение Увольнение Память о близких Память о близких Сон про ангелов Сон про ангелов Возвращение кота Возвращение кота Участие коллеги Участие коллеги Порванное заявление Бухгалтерские курсы Бухгалтерские курсы Виден дальний свет

Домашнее задание: написать рецензию, опираясь на записи в тетради.

План рецензии 1. Определите тему, основную мысль. 1. Определите тему, основную мысль. 2. Выделите микротемы, проблемы 2. Выделите микротемы, проблемы 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 4. Конфликт 4. Конфликт 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

Интернет ресурсы: раскрытая книга раскрытая книга бумага и перо бумага и перо книга с вопросом книга с вопросом html мудрый филин html мудрый филин html перо и чернильница перо и чернильница спасибо за урок спасибо за урок