Логотип

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в предмет © П.Ф.Литвицкий, 2004 © ГЭОТАР-МЕД, 2004.
Advertisements

Патофизиология как наука и медицинская дисциплина. Предмет, задачи, методы изучения.
ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ КГМА (КГМИ) Pathophysiologia греч. pathos –страдание, болезнь + physis - природа + logos - учение, наука = наука о.
Петр Францевич Литвицкий зав. каф. патофизиологии член-корр. РАН, профессор ПАТОФИЗИОЛОГИЯ: предмет, задачи, методы. …………….
Общая нозология © П.Ф.Литвицкий, 2004 © ГЭОТАР-МЕД, 2004.
Общая нозология ММА им. И.М.Сеченова кафедра патофизиологии профессор П.Ф.Литвицкий.
Профессор Дергунов Анатолий Владимирович Санкт-Петербург 2014 Новые методические подходы в проведении занятий по патофизиологии и Клинической патофизиологии.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Лекция 10 Понятие «болезнь» Классификация (2 часа)
БОУ СПО « ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность: «Лечебное дело »
Основы невропатологии и психиатрии. Задание: дать определения наукам, назвать основоположников. невропатология нейропсихология нейропатология психиатрия.
Предмет Патологическая физиология. Нозоология
Курс "Медицинские специальности" Яппарова Т.В., учитель биологии МОУ "СОШ Урок 1 Терапия, педиатрия.
ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА К.мед.н., доцент кафедри патологической физиологиии Сатурская.
Лекция 1. Введение в физиологию 1. Понятие физиологии. 2. Задачи физиологии. 3. Методы физиологических исследований. 4. Этапы развития физиологии. Литература.
Кафедра нормальной физиологии КрасГМА ВВЕДЕНИЕ В КУРС НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ГОМЕОСТАЗЕ И МЕХАНИЗМАХ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
Подготовила: Бори А. группа: 305 А Приняла: ШЫМКЕНТ 2016 Кафедра морфологических и физиологических дисциплин, физической культуры с валеологией.
Первая лекция Julia Kjahrenova 1. Анатомия наука о строении организма и его органов. Термин «анатомия» происходит от греческого слова anatome, что в переводе.
Социальная медицина как наука Каф. социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Ассистент Смеянова О.И.
Введения в клинику профзаболеваний (Классификация, принципы диагностики) Лекция 1.
Транксрипт:

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ составила: Абикенова Ф.С. Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра патологической физиологии ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ составила: Абикенова Ф.С.

Больная Б., 32 лет, предъявляет жалобы на боли ноющего характера в суставах, их деформацию, ограничение подвижности в них, повышение температуры тела.

Какова проблема пациентки Б.?

Цель лекции По завершению лекции вы будите способны объяснить определение, объект, методы исследования в патофизиологии, структуру дисциплины. По завершению лекции вы будите способны объяснить определение, объект, методы исследования в патофизиологии, структуру дисциплины.

План лекции: План лекции: 1. Краткие исторические сведения 1. Краткие исторические сведения 2. Определение понятия 2. Определение понятия «патологическая физиология» «патологическая физиология» 3. Объект, методы исследования 3. Объект, методы исследования 4. Структура учебной дисциплины патофизиологии 4. Структура учебной дисциплины патофизиологии

КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Термин патофизиология впервые предложен в 1790 г. профессором Хеккером в Эрфуртском университете,в 1819 г. L.Galliot, опубликовал учебник «Pathologie generale, et physiologie pathologique».

Патофизиология является синонимом термина «экспериментальная патология», основоположниками которой являются Ф.Мажанди ( ) и К.Бернар ( ). В России фундамент патологической физиологии заложил В.В. Пашутин ( ).

Он издал в 1879 г. «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)», а затем двухтомное руководство «Курс общей и экспериментальной патологии патологической физиологии».

В развитие патофизиологической науки в республике Казахстан внесли большой вклад профессора О.С. Глозман ( ), Я.А. Лазарис ( ). Т.А. Назарова ( ), Х.С. Насыбуллина ( ), Х.Е. Маманова ( ), В.Г. Корпачев ( ).

Ученики Пашутина В.В. Проф. Репрев (Харьков) Проф. Альбицкий, Авроров, Тимофеевский (Томск) – патофизиология системы крови; Проф. Фохт (Москва, МГУ)- патофизиология сердечно – сосудистой системы;

Проф. Подвысоцкий (Киев, Одесса) – инфекционный процесс, опухоли В 1924 г. кафедра общей и экспериментальной патологии переименована в кафедру патологическая физиология (Халатов, Богомолец).

Патофизиология (от греч. pathos-болезнь, страдание, physis природа, logos- учение) наука о жизнедеятельности больного организма.

Патологическая физиология – наука, изучающая природу и механизмы развития, течения и исхода болезни и сходных с ней патологических состояний (предболезни, патологической реакции, патологических процессов, экстремальных состояний). Основной объект исследования – болезнь и сходные с ней патологические состояния

Лишь зная причинные факторы и механизмы развития, врач может проводить эффективную этиотропную и патогенетическую профилактику и терапию болезней. Поэтому преподавание предмета патофизиологии, как медико-биологической дисциплины, в системе высшего медицинского образования занимает одно из ведущих положений.

1.2. Структура учебной дисциплины патофизиологии Патофизиология, как учебная дисциплина, состоит из двух частей: общей и частной патофизиологии. Задачей общей патофизиологии является ознакомление студентов с общими понятиями о болезни (общая нозология) и типовыми патологическими процессами.

Общее учение о болезни (общая нозология) тесно связано с общими понятиями о причинных связях возникновения болезни (этиология) и механизмах развития, течения и исхода болезни (патогенез).

Нозология (греч. nosos болезнь, logos учение) общее учение о болезни. Здоровье оптимальное приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям окружающей (социальной) среды. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия

Критерии болезни 1. Новое качественное состояние организма; 2. Реакция на повреждение воздействиями внешней среды; 3. Сочетание повреждения и приспособительных механизмов; 4. Ограничение приспособляемости организма к условиям среды; 5. Опосредуется через социальную среду; 6. Ведущая к понижению трудоспособности

Эти понятия также тесно связаны с состоянием самого макроорганизма т.е. с его реактивностью, наследственностью и конституцией. Таким образом, эти понятия относятся к чрезвычайно важному разделу общей патофизиологии общей нозологии.

Следующим весьма важным разделом общей патофизиологии являются типовые патологические процессы. К ним относятся: повреждение клетки, местные расстройства кровообращения, воспаление, лихорадка, типовые нарушения обмена веществ, аллергия, опухоли и др.

Типовыми патологическими процессами называют те процессы, которые объединяются по следующим критериям: 1. они возникают под влиянием множества чрезвычайно разных причинных факторов. Несмотря на это, они развиваются по общим закономерностям, по единому патогенетическому пути.

2. характеризуются, как правило, единством и борьбой противоположностей: процессов повреждения и защитно- приспособительных механизмов на разных уровнях организма. 3. в организме высокоразвитых животных и человека протекают однотипно. Частная патофизиология изучает типовые нарушения отдельных органов и систем организма

Патофизиология Общая Общая нозология -общее понятие о болезни -общая этиология -общий патогенез Типовые патологические процессы Частная Нарушения отдельных органов и систем организма

Патофизиологический эксперимент. Некоторые болезни человека воспроизвести на животных абсолютно невозможно. К ним относятся: психические заболевания, некоторые обменные заболевания (подагра), рак желудка, атопические болезни и т.д.

В эксперименте используются физиологические, электрофизиологические, биофизические, биохимические, гематологические, морфологические, иммунологические, математические методы исследования.

Патофизиологический эксперимент, в отличие от клинического наблюдения, имеет преимущества: 1. выяснение причинных факторов возникновения болезни;

2. наблюдение с периода предболезни и наиболее ранней стадии болезни до исхода в динамике; 3. исследование нелеченных форм болезни; 4. проведение экспериментальной терапии.

Патофизиологический эксперимент на лабораторных животных может состоять из трех стадий: 1. изучение исходного фонового состояния организма; 2. воспроизведение модели болезни; 3. проведение экспериментальной терапии.

Требования, предъявляемые к эксперименту Правильный подбор экспериментальных животных Аллергические реакции лучше моделировать на морских свинках, опухоли - на мышах, неврозы – на собаках, инфекционные процессы - на кроликах и мышах Сбор материала. Обязательное проведение опытного и контрольного исследования Статисти- ческая обработка полученных результатов. Выводы Теоретическая подготовка а) Создание идеи, гипотезы, которую необходимо проверить в эксперименте. б) Планирование и определение цели и задачи эксперимента

Модели патологических процессов могут быть воспроизведены на изолированных органах, культурах клеток и тканей. Также используется математическое моделирование болезней и отдельных их элементов с помощью современной вычислительной техники.

В патофизиологии, наряду с указанными методами, используется клиническое исследование. Хорошо развивается клиническая патофизиология.

Обратная связь 1. В каком разделе патологической физиологии изучаются описанные проявления болезни у пациента?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ