«Лексические и грамматические средства языка «Лексические и грамматические средства языка как способ раскрытия внутреннего мира героев повести Л.Н. Толстого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Advertisements

Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 7» г. Донского «Азбука жизни» Л.Н.Толстого Тема: «Карл Иванович и Николенька» Л.Н.Толстой «Детство». Главы из повести.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
ТЕМА: 1.Развитие связной речи с привлечением музыкальных произведений. (Имя существительное как часть речи). 2. Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома.
Л. Н. ТОЛСТОЙ « ДЕТСТВО ». Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернера- француза St. Thomas (М-r Жером «Отрочество»), заменившего.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Презентация к уроку по литературе по теме: «Герои и события повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»». Приёмы создания комического эффекта.
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Анализ художественного текста. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
На пути к ГИА (работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к ГИА)
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Транксрипт:

«Лексические и грамматические средства языка «Лексические и грамматические средства языка как способ раскрытия внутреннего мира героев повести Л.Н. Толстого «Юность» Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск Полатовская Светлана Юрьевна

Есть живописцы, которые знамениты искусством уловлять мерцающее отражение луча на быстро катящихся волнах, трепетание света на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях облаков: о них по преимуществу говорят, что они умеют уловлять жизнь природы. Нечто подобное делает граф Толстой относительно таинственнейших движений психической жизни. Н.Г.Чернышевский

О каких чертах характера юного Толстого вы можете рассказать на основе данных иллюстраций?

Микро - тема Образы Действия Результат Мысли, чувства

Зачем всё так прекрасно, ясно У меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применить к ней что-нибудь Из того, что думаю?..

Средства выразительности Примеры Роль в тексте Лексика книжная, высокая, религиозная « Правила жизни », « три рода », « расписание обязанностей », « обязанности к ближним и Богу », « душа ». Подчеркивает серьёзность намерения исправиться Лексика разговорная, эмоционально - экспрессивная, оценочная « Лексикон не хватал », « разлиновал кое - как », « черта загнулась », « прекрасно и безобразно », « мучился » Показывает тщетность стараний, переживания героя

Средства выразительности Примеры Роль в тексте Лексика разговорная, эмоционально - экспрессивная, оценочная « Лексикон не хватал », « разлиновал кое - как », « черта загнулась », « прекрасно и безобразно », « мучился » Показывает тщетность стараний героя, его переживания Лексические средства выразительности

Эпитеты « продолговатая лужа », « написаны криво и неровно », « разорванное расписание », « уродливое заглавие » Показывают результат действий, отражают состояние героя Лексические средства выразительности (тропы)

Метафора « правила жизни », « лужа чернил » Помогает образно описать мечты и реальность Тропы

Антитеза « начал писать, но их оказалось много »; « прекрасно в душе и безобразно на бумаге и в жизни » Используется для создания контраста между желаемым и реальностью Фигуры речи

Воппро - ситель - ные предложения « Зачем всё так ?.. Подчёркивают переживания героя Фигуры речи

Синтаксические средства выразительности Однород ные члены предложения « Достал и хотел приняться »; « взял, сшил и написал », Подчеркивают решительность и настойчивость действий героя

Синтаксические средства выразительности Деепри частные обороты « Проведя пером вдоль лексикона и потом отодвинув его »; « передвигая лексикон », « разделив свои обязанности на три рода » Помогают подробно описать действия героя, подчеркивают его серьезность, старательность

Анализ эпизода В первой части главы «Правила» автор показывает, как Николай Иртеньев пытается составить правила жизни, чтобы измениться в лучшую сторону. Он достает лексикон и разлиновывает бумагу, но у него получается плохо. Герой не отступает от задуманного и продолжает действовать. Николай очень серьезно обдумывает свои обязанности и делит их на три рода. Но записи на бумаге получаются некрасивыми, и он недоволен собой. Чтобы подчеркнуть серьезность намерений героя, автор использует книжные слова с высокой окраской («обязанности к ближним, Богу», «душа»,«правила жизни», «расписание обязанностей», лексикон»). Его активность и настойчивость описывает при помощи однородных членов и деепричастных оборотов: «достал лист и хотел приняться», «взял другую бумагу и разлиновал», «проведя пером и отодвинув его».

А результат действий и самооценку героя изображает, используя эмоционально- оценочную лексику, эпитеты и метафору («продолговатая лужа чернил», «написаны криво и неровно», «разорванное расписание», « уродливое заглавие», «разлиновал кое-как», «долго мучился»). Для того чтобы показать переживания героя и подчеркнуть контраст между его мечтами и реальностью, автор- рассказчик употребляет внутренний монолог и антитезу: «Зачем все так прекрасно, ясно у меня на душе и так безобразно на бумаге и вообще в жизни?» Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор хочет рассказать читателям о внутреннем мире подростка, его размышлениях, переживаниях и применяет для этого различные языковые средства.

Духовник Образ(а) Свечи Таинство Монах Благословил Говеет Искушение Грех

Покраснела Сморщилась Краснея Сконфужена Смущение Дразнила Разобиженная Разнюнившись Иностранка Николенька Катенька Любочка Папа

«Откройте все ваши прегрешения без стыда, утайки и оправдания, и душа ваша очистится перед Богом, а ежели утаите что-нибудь, большой грех будете иметь»… Духовник, молитва, исповедь, предстоящее таинство, благоговейный трепет, наслаждение в состоянии этого сознания. Покашливая, подергивая плечом, ущипнув за щеку, весело сказал « Большая грешница », побледнела, покраснела, вынула и спрятала ; опустив голову, укоротив шею, плечи подергивались от всхлипываний

«Духовник стоял перед налоем», полуосвещенная комната, «С тем же тупым страхом…вошел в комнату». «Вышел счастливым», «совершенно чистым», «нравственно переродившимся и новым человеком». «Неприятно поражала старая обстановка жизни», «те же комнаты, те же мебели», та же моя фигура».

Засыпал, вспомнил, утаил. Перебирая воображением грехи; слова молитвы не переставая звучали у меня в ушах; передумывая свое положение и ожидая Божьего наказания. Мысль, приводившая меня в неописуемый ужас; счастливая мысль: ехать в монастырь.

«Просыпался ночью, боясь проспать». «В окнах едва брезжилось»; «из-за зеленой крыши краснелась туманная, студеная заря»; «мороз сковал ручьи, щипал лицо и руки».

Возы, извозчики, два каменщика; люди и женщины; пирожник. «Старичок, спавший, покачиваясь на своих калиберных, облезлых, голубоватеньких и заплатанных дрожках». «Кормить лошадь надо».

Комнатка невелика и чрезвычайно опрятно убрана… Тихий уголок… Жизнь уединения, молитвы, тихого, спокойного счастья… Столик Стоечка Лампадка

Я был совершенно счастлив; Слезы счастья подступали мне к горлу… Лицо монаха было совершенно спокойно. Я чувствовал, что наслаждаюсь чувством умиления… Но толчки экипажа, пестрота предметов…скоро разогнали это чувство…

«Ужасно хотелось поговорить…» -Наше дело какое?.. -Не могу знать, барин. -А что, барин, ваше дело господское. «Нет, он меня не понял…»

Хотя не самое чувство умиления и набожности, но самодовольство в том, что я испытал его, удержалось во мне… …У меня не было двугривенных… …Шаромыжники…..Так дымом разлетелось это чувство.. Очень важно после исповеди сберечь в себе светлые чувства

Главное о увлечение Николеньки стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее « мелочным, запутанным и праздным порядком.

Л.Н.Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии. Итак, мы видим, что повесть «Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Чтобы показать «диалектику души» героя, писатель использует различные лексические и грамматические средства языка. Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс.

/ Стилистически_окрашенная_лексика jpg jpg main/eskiz/m_ _ jpg gif etstvo._Otrochestvo._Yunost.jpg

jpg jpg catalog.ru/data_picture_new/artist_32/picture/big_500/kmakovs_154. jpg 0a_h.jpg

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск Полатовская Светлана Юрьевна