Бросок вперед, или второе пришествие метода проектов МОУ СОШ 256 Каратанова Марина Николаевна. г.Фокино Приморского края
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Понятие проект тесно связано с понятием проектная культура. Проектная культура: Как философия и идея зародилась в Искусстве эпохи Возрождения (XIVвек) Как отношение к природе оформилась в Науке Нового времени (XVI – XVII век) Социальное звучание приобрела в общественно – политических учениях Просвещения (XVIII век) Окончательно сформировалась к началу ХХ века Получила свое название в 60-е г.г. ХХ века
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА «Всё из жизни, всё для жизни» Вторая половина XIX в США - метод проблем (идеи Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Начало XX в. – использование проектных методов в обучении в России (С.Т.Шацкий и др.) 1931 год. Постановлением ВКП(б) метод проектов был осужден
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Начало XXI в. – Актуальность метода проектов обуславливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно одним из параметров нового качества образования является способность проектировать
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение необходимого качества образования, его соответствие перспективным потребностям личности, общества и государства».
Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Специфическое использование данный термин приобрел в образовательной практике. Модель обучения, в которой акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь поддержку этой деятельности. Е. С. Полат Термин «ПРОЕКТ»
Совокупность учебно-познавательных приемов, самостоятельных действий учащихся для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Метод проектов Цель - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Для чего нужен метод проектов?
Типология проектов Исследовательские Творческие Игровые Информационные Практико- ориентированные
Предметно-содержательная область проекта. Монопроект Межпредметный проект Надпредметный
Число участников и характер контактов в проекте. Индивидуальная Парная Групповая
Продолжительность проекта. Мини - проекты Краткосрочные Долгосрочные
Этапы выполнения проекта. 1) Подготовка к работе над проектом. 2) Выбор темы. Постановка цели и задачи проекта. 3) Выбор методов и ресурсов. 4) Работа над проектом. 5) Подготовка к защите проекта. 6) Презентация проекта.
Что требуется от учителя? Умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; Владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; Владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; Умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой; Владение компьютерной грамотностью; Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется: Знание и владение основными исследовательскими методами. Владение компьютерной грамотностью. Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.
Гипотеза Задачи Сбор и анализ информации Разработка собственного варианта решения проблемы Составление портфолио Защита Структура работы над проектом.
Проблема Почему?Актуальность Цель Зачем?Целеполагание Задачи Что сделать?Постановка задач Методы, способы Как?Выбор, планирование Результат Что получить? Ожидаемый результат Учебный проект.
Примеры учебных проектов От эксперимента – к открытию. Русский народный костюм. Имена на карте города. Моя родословная. Анимация объектов. Первое свидание.
Метод проектов не обязательно использовать для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения. Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие всего лишь присоединяют проект в качестве кульминационного опыта или же используют его лишь на одном отрезке изучения темы.
Итак, метод проектов … с точки зрения учителя: это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно: целеполагание и планирование деятельности; поиск нужной информации, проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение) презентация хода своей деятельности и результатов; практическое применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях; самоанализ и рефлексия.
Итак, проект … с точки зрения учащегося: это деятельность, позволяющая: делать что-то интересное самостоятельно или в группе Проявить себя приложить свои знания, принести пользу показать достигнутый результат
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины. К. Гельвеций
Литература и ресурсы. Метод проектов – Метод проектов Педагогические публикации - картинки детей html - проектная деятельность html - Метод проектов - Метод проектов Н.А. Краля МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, Омск, 2005 г. – Метод проектов - Метод проектов, ppt (по поиску) Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в Системе образования", М., Академия, – Метод проектов, Попова Наталья Леонидовна