Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж», Пермский край, 2014 г. Урок по обществознанию для группы АМ-17, профессия –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально- педагогический колледж», Пермский край Урок по обществознанию Для группы АМ-26 профессия «Автомеханик»
Advertisements

Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Презентацию составили ученицы 10 класса: Ушарова Мария Пупова Анастасия Жарко Алина Преподаватель: Велижанина Оксана Станиславовна.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Аспирант кафедры ИиВТ Никитин Сергей Григорьевич Возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Методы, применяемые в естествознании
Виды и методы познания. Обыденно- практическое Религиозное МифологическоеХудожественное Научное Научное познание - высший вид познавательной деятельности.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
Транксрипт:

Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж», Пермский край, 2014 г. Урок по обществознанию для группы АМ-17, профессия – «Автомеханик» Подготовил преподаватель истории и обществознания Головкова Наталья Витальевна

Познавательное отношение человека к миру одно из основных. От того, как решаются проблемы познания, зависит формирование образа мира, истинность и достоверность получаемых знаний, действительное положение человека в мире и его способности осуществлять сам процесс познания.

Получение знаний о реальности - главное назначение научной деятельности. Знания позволяют предвидеть, а на этой основе действовать – изменять природу, общество и самого человека.

Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и возникает как результат научной деятельности. Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – научное познание в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Научные знания начали формироваться уже в VI в. до н.э. Формирование методов научного познания происходило почти 25 веков, однако, большая часть современных знаний получена за последние три столетия. Такая неравномерность обусловлена тем, что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности, установлена диалектическая взаимосвязь методов познания.

Научный метод познания - метод, основанный на воспроизводимом эксперименте или наблюдении. Отличается от других методов познания (умозрительных рассуждений, Божественного откровения и т.п.) гораздо более высокой степенью достоверности результатов.

Особый интерес в развитии современной науки представляет многоуровневая концепция методологического знания, в которой все методы научного познания разделены на две основные группы: философские методы, среди которых важную роль играет диалектика и метафизика, и общенаучные методы.

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки, имеют весьма широкий спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. К эмпирическим методам относятся наблюдения, эксперимент, сравнение, описание, измерение.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.

Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот - теоретические методы.

Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой.

Общенаучные методы подразделяются на общелогические, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные.

К общелогическим подходам и методам исследования относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, моделирование, вероятностно-статистические методы, системный подход.

К общелогическим понятиям чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.

К следующей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания.

Еще одну группу методов научного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

К последней группе относятся методы междисциплинарного исследования, являющиеся совокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин.

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.

Литература: 1. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка, М., Российская политическая энциклопедия, 2008, 704 стр., ISBN Абачиев С.К. Традиционная логика в современном освещении. Формальная логика как опытная наука: Учебный курс, М., Ком Книга, 2006, 272 стр., ISBN Попов В.Г. Логика абсолютного движения, Санкт-Петербург, 2006, 364 стр., ISBN Попов В.Г. Логика и реальность: Логико-философские очерки, Санкт-Петербург, Издательство С.-Петерб. ун-та, 2004, 120 стр., ISBN Символическая логика: Учебник, Издательство С.-Петерб. ун-та, Санкт-Петербург, 2005, 506 стр., ISBN Филатов В.П. Обществознание: Учебное пособие для вузов, Академический проект, Москва, стр., ISBN Шуман А.Н. Современная логика: теория и практика, Экономпресс, Минск, 2004, 416 стр., ISBN mirovozzreniya-nauka-mehanizmy-nauchnogo-poznaniya-i.html Сайт ФЦИОР. Информационный модуль «Человек как творец и творение культуры. Развитие мировоззрения. Наука. Механизмы научного познания» mirovozzreniya-nauka-mehanizmy-nauchnogo-poznaniya-i.html