Развитие полифункциональности педагогов сельских малочисленных школ Развитие полифункциональности педагогов сельских малочисленных школ Слепцова Надежда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации внеурочной деятельности сельских школьников Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой.
Advertisements

Семинар заместителей директоров по УВР Инновационная деятельность администрации общеобразовательных учреждений в условиях модернизации российского образования.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования» Ухтинский филиал Учителя, как местные светочи науки,
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ.
Организация образовательного процесса в разновозрастном коллективе в малочисленной сельской школе Лебединцев Владимир Борисович к.п.н., доцент, член-корреспондент.
Методическая служба МОУ лицея 1 города Тутаева, Ярославской области Шинкевич Н.В., зам.директора по УВР.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО Семинар для учителей начальных классов.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования июнь 2012 года.
Образовательный округ социокультурный центр Ливенская СОШ 1 Единый методический день по теме: «Особенности учебно- воспитательного процесса в малокомплектной.
Итоговый педсовет «Результативность работы МБДОУ «ЦРР - детский сад «Теремок» за учебный год.
Приоритетные проблемы школы. 1. Проблема повышения мотивации учащихся: недостаточный уровень познавательных интересов учащихся, недостаточный уровень.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Транксрипт:

Развитие полифункциональности педагогов сельских малочисленных школ Развитие полифункциональности педагогов сельских малочисленных школ Слепцова Надежда Ильинична – заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Уолбутская средняя общеобразовательная школа»

. Как заявлено в государственном проекте «Наша новая школа», ключевая роль в школе принадлежит учителю. Поэтому необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Важно пополнение школы новым поколением педагогов, причём не только с педагогическим образованием. В связи с этим наращивание ролей учителя, его полифункциональность становится новым способом повышения педагогического мастерства учителя. Полифункциональность учителя является примером способности учиться на протяжении всей жизни, так как принятие новой роли есть своеобразное освоение новой профессии. Полифункциональность учителя

Между тем в сельских малокомплектных школах деятельность учителя всегда носила полифункциональный характер. Вот примерный перечень функций сельского учителя: образовательная, просветительская, социокультурная, социально-педагогическая, компенсаторная. Возьмём для примера Уолбутскую среднюю общеобразовательную школу. В чём специфика нашего села? 1. Якутское село с малым количеством населения (278 ч.).

2. Относительно устойчивая сельская нравственно-этическая среда. 3. Снижение качества жизни сельской семьи. Уровень жизни семей, имеющих детей школьного возраста

4. Низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию.

5. Ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, нет центра дополнительного образования, в период распутицы бездорожье (а это примерно 3-4 месяца) и т.д. школа СДК Детский сад « Чуораа нчык » Магазин « Радуга » Магазин « Сэргэ » Сельская библиотека Админист ра ция села

6. Стабильность населения приводит к тому, что в селе редко появляются новые люди - носители иных взглядов, социальных отношений. Ученики лишены возможности приобретения опыта широкого личного общения с социальными слоями, отсутствующими в данной местности. 7. В последние годы возник тип сельского жителя с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что раньше было редкостью для традиционного якутского села. В таких условиях учитель на селе, в частности, в северном малочисленном селе – одна из главных фигур, поскольку является представителем интеллектуальной элиты деревни. На него выпадает множество обязанностей, связанных с сельским социумом.

Во-первых, сельский учитель вынужден брать на себя ряд дополнительных функций, связанных с организацией досуга детей, т.е. выполняет функции педагога дополнительного образования. Так, у нас учитель физкультуры ведёт секции, учителя технологии, национальной культуры, начальных классов – различные кружки. Во-вторых, тесные повседневные отношения учителей с родителями детей, хорошее знание условий их проживания, информированность о подробностях образа жизни своих односельчан предусматривают принятие действенных мер в случае возникновения проблем, и, как следствие, большие эмоциональные перегрузки для педагога. В-третьих, в условиях нехватки специалистов с образованием педагоги зачастую включены в решение всех местных и социальных проблем. У нас бывали случаи ухода педагогов в сельсовет, или когда педагог избирается председателем выборной комиссии или депутатом местного совета. Начальниками двух из существующих трёх микрорайонов села являются опять-таки учителя.

В-четвёртых, учителя являются если не организаторами, так участниками почти всех мероприятий на селе: государственные и местные праздники, спортивные соревнования, экологические, трудовые, оздоровительные мероприятия, что создаёт дополнительные нагрузки на учителя. В-пятых, малочисленность учащихся порождает и такое явление сельской школы, как учитель-многопредметник. В нашей школе учитель физкультуры ведёт уроки ОБЖ, учитель якутского языка – уроки географии, учитель биологии – уроки химии, учитель информатики – уроки экономики. С одной стороны, это усложняет работу сельского учителя, с другой – выявляет потребности сельской школы в подготовке специалистов такого рода. При этом надо учесть, что при отсутствии параллельных классов возможности профессионального роста учителей ограничены. Если в больших школах учителя имеют возможность посоветоваться с коллегами, попросить помощи в случае затруднения, то сельскому учителю приходится ограничиваться тем, что имеется в его собственном багаже.

В-шестых, часть учителей ведёт собственное хозяйство, что требует значительных затрат времени. При этом, в отличие от учителя городской школы, ему предстоит ежедневная подготовка по нескольким предметам. В-седьмых, приехавшему из другого региона молодому специалисту необходимо учитывать характерные для северянина черты, такие, как застенчивость, скромность, медлительность, немногословность, обусловленную, отчасти, слабым знанием русского языка. Отсюда вытекает желательность владения специалистом родного для детей языка. Таким образом, деятельность педагогов малочисленной школы, находящейся в маленьком селе, всегда была полифункциональная.

В настоящее время перед каждой малокомплектной северной школой стоит проблема поиска условий для оптимального функционирования ученика в условиях окружающей его этносоциальной среды при одновременном решении задач адаптации школьников к жизни в современном обществе. Новые условия деятельности побудили педколлектив нашей школы на поиск новых, эффективных форм организации работы учащихся. В прошлом году, в 2009-м, школа получила статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно – модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».

Перед нами встала организационная и методическая задача – найти способы решения вышеуказанных проблем через разновозрастное обучение, в котором педагогу приходится решать множество задач организационного, временного, содержательного, уровневого плана. Организационный аспект. Владимир Лебединцев, старший научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского ИПК работников образования считает целесообразным различать понятия «Разновозрастный класс (группа)» и «Разновозрастный учебный коллектив». По его мнению, разновозрастный учебный коллектив – это учебная группа открытого типа, в которой обучающиеся осваивают разные фрагменты содержания образования в пределах ступени или всей предметной области; в разной последовательности, за разные промежутки времени, в разных временных кооперациях учащихся.

Разновозрастный класс – это группа учащихся разного возраста, осваивающих учебное содержание общим фронтом по одной последовательности. Состав школьников на протяжении учебного года постоянный. Основной тип учебного процесса в таком классе – групповые занятия. В учебной программе, кроме общих компонентов для всех школьников такого класса, выделяется специфическое содержание для каждого года обучения. Лебединцев именно так интерпретирует концептуальные и практические идеи разновозрастного обучения, разрабатываемые М.М.Остапенко, Л.В.Байбородовой, М.М.Батербиевым. По данной классификации в нашей школе освоение общеобразовательных учебных программ происходит по классам (в постоянных одновозрастных коллективах) и в разновозрастных классах (группах) с ежегодным частичным обновлением состава, которые комплектуются каждым предметником индивидуально и состоят из учащихся разных классов.

Временной аспект Предлагаемая модель может иметь разные уровни продолжительности занятий по разным предметам: в течение дня (ежедневная многопредметность); по дням (общеобразовательные и профильные дни); по неделям (общеобразовательные и профильные дни). Первый вариант полностью соответствует классическому распределенному обучению (в течение дня шесть-семь разнопредметных уроков), второй и третий – соответствуют инновационной технологии концентрированного обучения. В этом году мы построили занятия в разновозрастных группах по традиционному расписанию, с частой сменой учебных предметов в течение учебного дня, при этом соблюдая принцип крупных учебных блоков. В будущем хотелось бы апробировать различные варианты метода погружения (однодневные, недельные).

Содержательный аспект. Схема обучения: объединяем классы, по основным предметам 5-6 или классы, 8-9 или классы, и классы. 1-й класс не трогаем. По остальным предметам можем объединить классы в группы исходя из специфики предмета и возможностей и желания учителя. Данная модель предполагает необходимость перехода на крупноблочное планирование содержания образования, так как обучение предполагается в разновозрастных временных группах. При этом следует учитывать самую главную отличительную особенность разновозрастного учебного коллектива – ежегодное обновление его состава. Поэтому учащимся следует ежегодно предлагать учебный материал, имеющий логически завершенный вид.

Допустим, объединяем по русскому языку 5-6 классы. Объединение учащихся этих классов оправдано тем, что их можно отнести к младшему подростковому возрасту, дети этого возраста отличаются любознательностью, для них очень важны взаимоотношения со сверстниками. В первый год обучения проходим учебный материал 2-х лет: морфологию, то, что изучали раньше за 2 года, теперь осваиваем за год по специально разработанной учителем программе. Думаем, что при применении крупноблочной подачи материала, её структурирования и обобщения это вполне возможно. Второй год обучения. Прошлогодние 6-классники переходят в следующую разновозрастную группу обучения, а к основному составу присоединяется прошлогодний 4-й класс. Учитывая обновление группы, весь материал изучается снова, но для усвоивших весь курс (учащихся 2-го года обучения) даются задания усложненного типа. Таким образом, весь материал по курсу русского языка за 5-6 классы прокручивается дважды, изучается в более концентрированном, систематизированном виде, что способствует длительному запоминанию.

Таким образом, учителю при разработке программы обучения разновозрастного коллектива нужно учитывать разноуровневость подготовки членов разновозрастного коллектива и почти к каждому уроку готовить разноуровневые задания. Педагог в какой-то степени находится в позиции сопровождающего обучение лица: консультанта, профессионального эксперта. Уровневый аспект. Разновозрастная и разноуровневая организация обучения предполагает чередования различных уровней усвоения учебных знаний, что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения и, с другой стороны, интенсивность развития. Принцип чередования индивидуального обучения с групповым поможет преодолеть однообразие учебных занятий

Начальная школа - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков) - «Школа – 2100» - КСО - игровые технологии Основная школа - технология метода проектов - КСО - технология модульного обучения - технология метода обучения в сотрудничестве Старшая школа- технология метода проектов - технология модульного обучения - КСО - компьютерные технологии Новые условия деятельности побудили педколлектив школы на поиск новых, эффективных форм организации работы учащихся, в том числе отбор образовательных технологий, методов личностно ориентированного обучения.

Какие испытываем трудности? В разработке специальных программ учебных предметов для разновозрастных групп. В методической подготовке учителя для преподавания в разновозрастных группах. Нехватка методических средств, разработанных специально для обучения в разновозрастных коллективах. Отсутствие психолога.

Что сделано? Разработаны (адаптированы) программы учебных предметов разновозрастного обучения, программы элективных курсов, проектной деятельности учащихся. В ходе процесса обучения они корректируются. Создаётся банк образцов проектов, используемых в ходе урочной и внеурочной деятельности. Ведётся мониторинг качества обучения в разновозрастных коллективах, мониторинг удовлетворённости учащихся и родителей. Организуется исследовательская деятельность учащихся и проводятся научные конференции, организуется участие школьников в улусных, региональных, российских конкурсах. Проводятся различные виды контроля, практикуется взаимопосещение уроков. Планомерно ведётся повышение квалификации учителей. Организуются школьные методические семинары, педсоветы по проблемам организации разновозрастного обучения. Техническая оснащенность учебных кабинетов, материально- техническая база учреждения медленно, но всё же улучшается.

Таким образом, введение разновозрастного обучения требует от учителя новых форм, методов, технологий обучения, нового стиля работы. Учитель при разновозрастном обучении должен обладать рядом специфических способностей уже потому, что помимо собственной учебной деятельности он должен уметь проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие школьников разных возрастов.