Цели урока Систематизировать знания о причастии как части речи: 1. Формировать умение находить даную часть речи, определять ее грамматические признаки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели урока Систематизировать знания о причастии как части речи: 1. Формировать умение находить даную часть речи, определять ее грамматические признаки.
Advertisements

Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П.Чесноков.
ПРИЧАСТИЕ Обобщение изученного. Цели и задачи урока Систематизация знаний по теме «Причастие» Систематизация знаний по теме «Причастие» Закрепление.
Черникова О.В. МБОУ гимназия 1. Русский язык Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению.
Цель: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; формирование умения.
Урок - семинар. Что будем делать на уроке ? 1.Закрепим знания о причастии и причастном обороте. 2. Сравним интонации простого предложения и предложения,
1. Водопад знаний ( тест ) 2. Мост суффиксов 3. Дорога умений: а) кроссворд б) правописание НЕ в)выборочный диктант 4. Дорога навыков Оценочный лист Итоговое.
Эпиграф к уроку: Часть речи,причастная глаголу в образе прилагательного. В.Даль. Цель : - систематизация знаний о причастии; формирование умения находить.
Загадка Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное, На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков.)
Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы я отвечаю, Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)
МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентацию подготовила: учитель русского языка.
Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы отвечаю. Глагол по значению напоминаю. Кто я?
Вариант 1 1) Причастие... форма..., которая обозначает... отвечает на вопросы … 2) Причастия бывают... и... вида,... времени 3) Причастия изменяются по...,
Урок русского языка по теме:. 2 этап. Лексико-грамматические задания: 1 задание: найти лишнее слово. Почему оно лишнее? Осыпающийся, решенный, прочитанный,
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного В.И.Даль.
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль.
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль.
Урок русского языка в 7-м классе "Обобщение по теме "Причастие" Учитель-Лукьянчук Н.Н. (ГБОУ школа 417, Санкт-Петербург)
Ю. Н. Евдокимова 2008 г.. Еще ( не ) изуче ( н, нн ) ый ( иссиня ) ч … рный мин … рал ; Оставш … яся ( не ) разгад …( н, нн ) ой тайна смерти ; ( Не )
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Транксрипт:

Цели урока Систематизировать знания о причастии как части речи: 1. Формировать умение находить даную часть речи, определять ее грамматические признаки. 2.Находить, правильно обосновывать орфограммы в причастиях. 3. Совершенствовать навыки определения границ причастного оборота и его обособления. 4. Обобщить роль причастий в русском языке.

Эпиграф Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В. И. Даль В. И. Даль Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату,…мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. А. С. Пушкин А. С. Пушкин

Задание 1 Работа с эпиграфом а) Докажите причастность даной части речи к прилагательному, глаголу. Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В. И. Даль В. И. Даль

б) Из предложения, которое дано, выпишите причастия и определите их морфологические признаки, указаные в таблице. 1. Высокий и прекрасный огненый цветок, расцветший на заре и, поднявшись над утреним туманом, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим горячим блеском над остальными языками мира. К. Паустовский К. Паустовский

Т а б л и ц а Т а б л и ц а Причастие (с определяемы м словом) От какого глагола образовано Признаки глагола Признаки прилагательного Возврат ВремяВид ЧислоРод Падеж Расцветший (цветок) Расцвести НевозврПрош.Сов. Ед. ч. М. р. И. п. Сверкающего (языка) Сверкать НевозврНаст.Несов. Ед. ч. М. р. Р. п.

Задание 2. Вставить в даные предложения причастия, где это необходимо, определить их синтаксическую роль, выделить суффикс, окончание, объяснить, изменились ли предложения? Что изменилось? 1. Я наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне … весны. 2. Всё в … дымке: холмы, перелески. 3. И льётся чистая и теплая лазурь на … поле. 4. В огромных лужах отразилось небо с … по небу круглыми белыми облаками. 5. … заря обещает новый жаркий день. Слова для справки: Слова для справки: Догорающий, несущийся, веющий, отдыхающий, тающий.

Проверь 1. Я наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне веющей весны. 2. Всё в догорающей дымке: холмы, перелески. 3. И льётся чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. 4. В огромных лужах отразилось небо с несущимися по небу круглыми белыми облаками. 5. Тающая заря обещает новый жаркий день.

Вывод: КАК ВИДИМ, БЛАГОДАРЯ ПРИЧАСТИЯМ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЯРКИМИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ, ОБРАЗНЫМИ. КАК ВИДИМ, БЛАГОДАРЯ ПРИЧАСТИЯМ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЯРКИМИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ, ОБРАЗНЫМИ.

Текст Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Задание 3. Задание 3. Насладились ли вы, слушая даный текст? Да, такой текст может вызвать только улыбку. Почему? Уместно ли в даном случае такое изобилие причастий? Как должен выглядеть правильный текст? Отредактируйте. Насладились ли вы, слушая даный текст? Да, такой текст может вызвать только улыбку. Почему? Уместно ли в даном случае такое изобилие причастий? Как должен выглядеть правильный текст? Отредактируйте.

Отредактированый текст Отредактированый текст Люди, нарушающие правила поведения в общественых местах, могут быть оштрафованы. Запишите даное предложение и произведите синтаксический разбор

Вывод: Я ДУМАЮ, ЧТО ВЫ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТЕ К ТЕМ, КТО НАРУШАЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МЕСТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОТДЫХА, И НАДЕЮСЬ: В БУДУЩЕМ ВЫ НЕ БУДЕТЕ ПОХОДИТЬ НА ТАКОГО БЕЗГРАМОТНОГО ГОРЕ- АДМИНИСТРАТОРА.

Задание 4. Объяснительный диктант. Объяснить указаные орфограммы и пунктограммы. Было время, когда специально о хлебе в школе и не говорили – повода не было для беспокойства. Но вот на смену ученикам послевоеных лет пришли дети другого поколения, ни в чем не знающие нужды. Кусок хлеба, брошеный на полу школьного буфета. Недоеденый или, хуже того, просто надкусаный ломоть на столе… Надо бить тревогу.

Задание 5. Продолжите предложения правого столбика по даному образцу. Объясните правописание не с краткими причастиями. У аккуратного ученикаУ неряхи и лентяя 1. Книги сложены, карандаш поточен, линейка принесена, уроки выполнены. 1. Книги …, карандаши …, линейка…, уроки… 2. Волосы причёсаны, зубы вычищены, ногти подстрижены. 2. Волосы …, зубы …, ногти … 3. Форма вычищена, пуговицы застёгнуты, ботинки начищены, шнурки завязаны. 3. Форма …, пуговицы …, ботинки …, шнурки …

Творческое задание 6. Творческое задание 6. Запишите под диктовку. Объясните знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, найдите причастия, укажите – действительные они или страдательные. Овеяные пушкинскою славой, Овеяные пушкинскою славой, Таинствено притихшие сады. Таинствено притихшие сады. Как я люблю вид вечно величавый Как я люблю вид вечно величавый И в листьях стылые пруды. И в листьях стылые пруды. В осеней стуже, тишиной объятый, В осеней стуже, тишиной объятый, Гляжу я сквозь узор нагих ветвей Гляжу я сквозь узор нагих ветвей На зябнущие плечи белых статуй, На зябнущие плечи белых статуй, Мерцающие в сумраке аллей. Мерцающие в сумраке аллей. Когда-то густолиственую арку Когда-то густолиственую арку Я вижу облетевшей и сквозной, Я вижу облетевшей и сквозной, И словно вздох проносится по парку И словно вздох проносится по парку Далекой замирающей струной… Далекой замирающей струной… В. Рождественский В. Рождественский Скажите, в какое время года поэт бродил по парку. Какие образы помогут вам?

Тест 1. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены). A. Лес оторваный ото сна эхом взвыл протяжно. Б. Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны. B. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший песок.

2. Укажите словосочетания с действительными причастиями: А. посаженый весной; Г. опавшие с дерева; Б. сидящая девочка; Д. засыпаные аллеи; В. расколовшийся орех; Е. уважаемый человек.

3. Укажите, в каких пунктах: а), б), в), г) или д) допущены ошибки в образовании страдательных причастий прош. вр.: А. бросить брошеный; Б. обещать обещаный; В. потерять потеряный; Г. победить побежденый; Д. разбить разбитый.

4. Как пишется не в даных предложениях? 1. Весеней яблони в (не)тающем снегу без содрогания я видеть не могу. 2. Он бросил на меня (не)доумевающий взгляд. Выберите правильный ответ. А. Во всех случаях раздельно. Б. Во всех случаях слитно. B. В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно. Г. В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно.

5. Что нужно вставить: н или н? Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположеные буквы соответствуют пропущеным в даных словах буквам: а) б) в) г) жаре..ые грибы ннн реше..ая задача ннн запута..ые веревки н ннн дрессировка..ая собака ннн

Ответы 1. А, Б 1. А, Б 2. Б, В, Г 2. Б, В, Г 3. Б, В 3. Б, В 4. Б 4. Б 5. Г 5. Г

Кроссворд Дополнительный материал. Впишите в клетки причастия, образованые от следующих глаголов: 1. Закопать (прошедшее время) 2. Засорить (прошедшее время) 3.Хранить(страдательное, настоящее время) 4. Скакать (настоящее время) 5. Сделать (прошедшее время) 6. Срастись (прошедшее время) 7. Спрятать (прошедшее время) 8. Нестись (прошедшее время) 9. Делать (страдательное, настоящее время) Правильно вписав слова, вы прочтете в выделеном столбце часть речи этих слов.

Итог урока. На этом уроке мы с вами еще раз закрепили навыки и умения находить причастия, определять границы причастных оборотов, объяснять условия их обособления, обосновывать орфограммы в причастиях. Я также надеюсь, что тексты, прозвучавшие на уроке, послужат не только учебно- тренировочным материалом, но заставят задуматься о нормах поведения, нравственых критериях, без чего не состояться личности. И еще раз вы убедились, как красив, мудр и богат наш язык – язык Пушкина, Тургенева, Толстого… Это обязывает нас к бережному отношению к нему.

Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)… На месте Валентины Ивановны я бы…

Домашнее задание

Презентацию Презентацию к уроку по теме «Причастие» к уроку по теме «Причастие» выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Орлова Валентина Ивановна Орлова Валентина Ивановна