Задачи Триз Кому сейчас легко... пусть первый бросит в себя камень.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
Advertisements

ТРИЗ – технология творчества. Теория Решения Изобретательских Задач позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.
КРЕАТИВ-БОЙ 6 «а» vs 7 «а» РОДИТЕЛИ & ДЕТИ. Выберите название своей команды.
Демократ считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта идея превратилась только в 18веке и получила дальнейшее развитие.
ТРИЗ – технологиятворчества. Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
«Отыщи всему начало и ты многое поймёшь» Кузьма Прутков.
«Метод мажорант» Работа учащихся 11 «А» класса МОУ «Гимназия 5» Барышникова Александра, Барышниковой Виктории Научный руководитель: учитель математики.
Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
v=g1dpykTYlfY v=g1dpykTYlfY Уважаемые коллеги,
Модели формирования исследовательских навыков у младших школьников Перминова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ 4.
МОУ СОШ 1 г.п.п. Чистые Боры Элективный курс «Решение занимательных задач» ТРИЗЗАДАЧНИК Отчётная работа группы учащихся 7 «а» класса Руководитель: учитель.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Как научить ребенка решать задачи? Родительское собрание Федорова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Система зачетов по физике как средство диагностирования уровня обученности учащихся и повышения качества знаний Учитель высшей квалификационной категории.
Уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать,
Теоретические аспекты проблемно-ориентированного анализа Чем быстрее и подробнее вы выявите проблему, тем лучше будет для ваших детей. У вас будет больше.
«Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» Л. Фейербах.
На основе имеющихся ресурсов устранить противоречия, мешающие достичь идеального результата. ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ Решение поставленной задачи.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Транксрипт:

Задачи Триз Кому сейчас легко... пусть первый бросит в себя камень

ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач

Цель: Развитие интереса к физике Овладение новым способом решения задач

Задачи: Воспитание творчески развитой личности Развитие умения работать с разными источниками Формирование нового взгляда на решение проблемных ситуаций

Иногда проблемы так достают, что думаешь: лучше бы я умер вчера. И самое страшное: на многие из них нет готовых решений. Что делаем тогда? Бросаемся перебирать варианты: 1-й, 2-й, 3-й й й... Попытки ясное дело не пытки, но в них проходят дни и годы

Историческая справка: В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ

позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии (астрологи отдыхают!) Решение задач ТРИЗ:

Инженер, владеющий ТРИЗ, эффективно совершенствует технические системы

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление ТРИЗ

Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты

Тризовцы- бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов...

Владея ТРИЗ, ты владеешь универсальным инструментом. Зачем искать слабые - компромиссные - решения, когда можно завалить противоречие на корню?

Как решать задачи с помощью ТРИЗ ? 1. Определите тип задачи 2. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат 3. Выявите Ресурсы 4. Примените приемы и принципы решения задач 5. Проанализируйте решения

1. Определите тип задачи в каждой задаче указан ее тип: изобретательская или исследовательская

Изобретательская задача это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?"

Исследовательская задача Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?" Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?

2. Сформулируйте к задаче противоречие и идеальный конечный результат (ИКР)

3. Выявите Ресурсы это всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение

4. Примените приемы и принципы решения задач Творческая задача может иметь множество решений. В Ваших силах найти другие интересные идеи

5. Проанализируйте решения Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности

Тризадача 1 : Пехлеви - шах Ирана захотел придать современный вид своей стране и... открыть лица иранских женщин. По закону ислама снять паранджу с мусульманской женщины - значит обесчестить ее. А тут недалеко и до самоубийства. Как же убедить иранок открывать лица?

Примеры ответов: 1. Женщина не должна снимать паранджу, а лицо при этом должно быть открытым. Сделать новые паранджи с вырезами для лиц. 2. Носить паранджу из прозрачной (или полупрозрачной) ткани в области лица

Тризадача 2: Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

Примеры ответов: 1. Текст объявления изменили: " Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится". Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушенцию. 2. Показать рекламный ролик о том, что шляпы не модны

Тризадача 3: В историко-краеведческом музее уральского города Катав-Ивановска бесследно исчезают экспонаты: их просто сжирают голодные крысы. Сначала они облюбовали чучела птиц и мелких животных, а теперь принялись за медведя. Как быть сотрудникам музея?

Примеры ответов: 1. Регулярно перемещать экспонаты. У крысы на то, чтобы привыкнуть к новому расположению предметов уходит около недели. 2. Завести котов 3. Смазать чучела бесцветными химикатами, не съедобными для грызунов. 4. Подвесить экспонаты на прозрачных лесках, на расстоянии от пола

Тризадача 4 Когда жарко, человек включает кондиционер или снимает часть одежды… У птиц же кондиционеров нет. Как птицы спасаются от жары? Предложите возможные способы (изобретения), при помощи которых птицы борются с жарой

Примеры ответов: 1. Купание в воде и холодной пыли. Обдув при полете. Поскольку перья не греют, а лишь сохраняют температуру, годятся те же методы, что и на морозе, т.е. топорщить перья. 2. Птицы могут летать, а значит и подниматься на значительную высоту, где температура на порядок ниже температуры на поверхности земли

Тризадача 5: Под автоцистерной на шасси автомобиля помещен поддон, куда поступает вытекающий из автоцистерны радиоактивный раствор. Эта жидкость внешне неотличима от обычной воды. Шофер лишен возможности при движении контролировать емкость и поддон. Как водителю определять наличие течи?

Примеры ответов: 1. Вывести два электрических контакта в поддон, которые будут замыкаться данным раствором; при замыкании датчик на панели приборов укажет водителю на излияние. 2. Поместить в поддон бактерии (и питательную среду для них) флюоресцирующие при наведении радиации

Тризадача 6: Факт: орангутангу нужно перепрыгнуть с одной верхушки на другую. А расстояние между деревьями великовато для прыжка. Сильно оттолкнуться он не может - верхушка просто сломается или спружинит. Но как все-таки орангутанг перепрыгивает с верхушки на верхушку?..

Пример ответа: Орангутанги действительно раскачивают верхушки деревьев. И всё же главное, что позволяет им перемещаться таким образом без опаски - это наличие густого леса. Вес орангутангов значителен кг. Ученые специалисты по приматам уже прогнозируют вымирание орангутангов через 20 лет, из-за вырубки лесов

Тризадача 7: Когда легендарный греческий царь Эдип разгадал знаменитую загадку чудовища по имени Сфинкс, чудовище тут же придумало новую: "Можно ли наполнить амфору три раза, ни разу её не опорожнив? " Наполним для начала амфору яблоками. Можно ли наполнить её ещё раз, не высыпая яблок? Что бы вы ответили чудовищу по имени Сфинкс?

Примеры ответов: 1. Наполнить яблоками. Яблоки больше не лезут. Амфора наполнена (1). 2. Наполнить амфору песком. Песок больше не влезает (2). 3. Наполнить амфору водой (3). 4.В.Познер в программе "Времена" проделал следующее. Он взял банку. Наполнил ее теннисными шариками. Потом в ту же банку насыпал гальку, которая заполнила пространство между шариками. Затем он взял песок и заполнил им оставшееся пространство в банке. После это он открыл банку пива и вылил его в банку с шариками, галькой и песком

Как увеличить шансы на победу?

Идеальность нужный результат достигается при меньших затратах и отсутствии "побочных эффектов". Внедряемость идею можно реально осуществить в тех конкретных условиях, которые описаны в задаче. Фантастика типа "пригласить инопланетян" или "использовать сапоги-скороходы" не является решением. Оригинальность идея неочевидна для большинства людей и непохожа на другие ответы

ВЫВОД: ТРИЗ - технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей

Решайте задачи ТРИЗ и у Вас не будет проблем!!!

Спасибо за внимание!