Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме: «Глагол в языке и речи» по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Advertisements

Ткрытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка как одно из средств достижения новых образовательных результатов.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Энциклопедия одного слова ГЛАГОЛ Выполнили обучающиеся 4 класса МОУ «СОШ с. Теликовка Духовницкого района Саратовской области» Шихларова Гюльмира и Крылова.
Глагол как часть речи. Что мы знаем о глаголе? Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Транксрипт:

Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме: «Глагол в языке и речи» по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Цели : 1. Активизировати работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации. 2. Развивати умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; работати в парах; работати в парах; сравнивати, анализировати, формулировати вопросы, делати вставки; сравнивати, анализировати, формулировати вопросы, делати вставки; систематизировати материал в кластер. систематизировати материал в кластер. 3. Воспитывати желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение. 3. Воспитывати желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постаратися максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме Глагол в языке и речи; прочувствовати и прожить ее. Постаратися максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме Глагол в языке и речи; прочувствовати и прожить ее.

Эпиграф: Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова Н.Греч.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; групповая работа; прием мозгового штурма; прием мозгового штурма; инсерт; инсерт; составление кластера. составление кластера.

Зарядка для мозгов Кто что делает? Кто что делает? Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь -.., ветер - …, гром - …, молния -.., трава -.., дождь - …, огонь - …, солнце -.., вода -.. Сделайте вывод. Сделайте вывод.

Послушайте отрывок из музыкального произведения Мечты о море и постарайтесь передати свое эмоциональное состояние, употребив глаголы. Послушайте отрывок из музыкального произведения Мечты о море и постарайтесь передати свое эмоциональное состояние, употребив глаголы. Сделайте вывод. Сделайте вывод.

А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких лицах-пиктограммах. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.) А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких лицах-пиктограммах. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.) Сделайте вывод. Сделайте вывод.

Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока. Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока. Поставьте перед собой цель и запишите ее. Поставьте перед собой цель и запишите ее. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы Я знал…. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы Я знал….

Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса. (Одна две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.) (Одна две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.) (На доске записаны вопросы, которые помогают детям работати в парах.) (На доске записаны вопросы, которые помогают детям работати в парах.) Вопросы: Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечати глагол? 1. На какие вопросы может отвечати глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает? 5. Каким членом предложения обычно бывает?

Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков: 1. Индивидуальная работа 1. Индивидуальная работа ! Я это знал. ! Я это знал. + Новое для меня. + Новое для меня. - Вызывает у меня сомнение. - Вызывает у меня сомнение. ? Вопрос. ? Вопрос. 2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы. 2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы. 3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают). 3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

Информационный текст 1. Название Глагол происходит от старославянского слова глаголить, что значит говорить. 1. Название Глагол происходит от старославянского слова глаголить, что значит говорить. 2. Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делати? что сделати? 2. Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делати? что сделати? 3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгати, бегати, плавати…); звучания (петь, говорить, кричати); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитыватися, нагреватися); существования (жить, находиться) и другие. 3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгати, бегати, плавати…); звучания (петь, говорить, кричати); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитыватися, нагреватися); существования (жить, находиться) и другие. 4. Глаголы имеют общее грамматическое значение действие. 4. Глаголы имеют общее грамматическое значение действие. 5. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 5. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки: а) вид: совершенный (что сделати?); и несовершенный (что делати?) б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса СЯ-СЬ; г) спряжение это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опиратися на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ати (слышати, дышати, держати, гнати).

2) Непостоянные признаки 2) Непостоянные признаки а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).; а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).; б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делати? что сделает (ют)?; б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делати? что сделает (ют)?; в) число: единственное и множественное; в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1-е (Я МЫ); 2 е (ТЫ ВЫ); 3 е (ОН ОНА ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.) г) лицо: 1-е (Я МЫ); 2 е (ТЫ ВЫ); 3 е (ОН ОНА ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.) д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа) д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа) 6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступати в роли подлежащего (Учиться всегда пригодится), входит в грамматическую основу предложения. 6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступати в роли подлежащего (Учиться всегда пригодится), входит в грамматическую основу предложения. 7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовати, недоумевати, недомогати, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливати. 7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовати, недоумевати, недомогати, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливати. 8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь…. 9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

Стадия рефлексии (размышления) Вопросы: 1. Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? 1. Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Что вызвало сомнение? Почему? Почему? Докажите свою точку зрения. Докажите свою точку зрения.

Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем. на доске и в тетради совместно с учителем. Узнал новое: Узнал новое: Знал ранее: Знал ранее:

Подведение итогов Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Домашнее задание Выучить материал по кластеру. Выучить материал по кластеру. Выполнить задание на карточках. Выполнить задание на карточках.