Автор Скворцова Т, Н., учитель МХК МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Собор Василия Блаженного - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей.
Advertisements

Работу выполняли :Попова А. и Темлякова Л.. История собора В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм.
Занятие для учащихся 4-6 классов Василий Блаженный – московский святой.
Покровский собор или храм Василия Блаженного Подготовила: Войтюк Яна Владимировна Учитель МБОУ СОШ 198 г. Новосибирска.
Ковалёва Анна 9класс«в». Школа 999, ЮАО, Москва. Я люблю рисовать и после уроков хожу в художественную школу. Первый год изучаю«Компас 3D». Для своего.
Храм строился в гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась.
Храм Василия блаженного
Собор Василия Блаженного Подготовка к сочинению- описанию с элементами повествования.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Красная площадь - центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю. Образовалась в конце XV века. Первоначально была торговой площадью, затем с XVI века.
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня расположена подальше, в углу Кремля. НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название Собор Василия Блаженного) православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.
Тема урока: сочинение-описание памятника архитектуры Храм Василия Блаженного 8 класс Цели урока: Цели урока: - продолжить знакомство с архитектурными памятниками.
Презентация по МХК на тему: «Русское храмовое искусство» Выполняла ученица 9-1 класса Чекалкина Екатерина. Учитель Коршунова О.М.
Храм Василия Блаженного Максимов Иван 8е школа 1173 ЮАО г. Москва.
Интегрированный урок Русский язык Мировая художественная культура.
Учитель А.С.Мезина МОУ СОШ 1 Г.Светлый Калининградской области Урок русского языка в 8 классе.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
Транксрипт:

Автор Скворцова Т, Н., учитель МХК МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

1. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему? 2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе? 3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению. 4. Какое воплощение в нём нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»? 5. Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб). 6. Принадлежность к виду архитектуры, объёмные сооружения (общественные, жилые или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная. 7. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду? 8. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.

Удивительное, прекрасное, потрясающее воображение, исконно-русское, загадочное, таинственное, искусное, яркое, величественное, торжественное, чарующее, спокойное, обворожительное, богатое, старинное, вековое, вечное, неразгаданное, непостижимое, влекущее, тревожное, душевное, пленительное, священное, праздничное, пышное, сказочное, разнообразное, беспокойное, необъятное, сложное, похожее на головоломку, расписанное, пестрое, изысканное, мудрое, чудесное, дивное, редкое, фантастическое, ослепительное, ликующее, волшебное, чувственное, воздушное, будто нарисованное, ажурное, диковинное, кружевное, причудливое, узорчатое, необычайное, словно расшитое, резное, неземное, воодушевляющее, безграничное, чуть игривое, соединяющее несколько культур, поражающее, тайное, неповторимый, выдающийся. Передайте своё впечатление, используя эпитеты: 1

Собор Василия Блаженного построен в честь покорения Казанского ханства по приказу царя Ивана Грозного одного из самых могучих и мудрых правителей на Руси. Сооружение воздвигали почти 6 лет ( гг.). Первоначальный вид храма не был столь привлекателен: стены были сделаны из кирпича, купола покрыты лужёным железом, а грани башен и центральный каменный шатёр украшены синей, зелёной и жёлтой поливной краской. С течением времени собору стали придавать более пышный и нарядный вид: поверхности глав получили сложный рисунок и раскраску, а стены собора были расписаны внутри и снаружи растительными орнаментами. Церковь изначально была посвящена Пресвятой Деве Заступнице. После канонизации Василия Блаженного ( ) к собору была пристроена, в 1588 г., над его могилой десятая церковь Василия Блаженного, что дало сооружению его второе название. На месте, где была церковь Святой Троицы, находится новый великолепный собор. 2

2 Версии о создании Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Согласно другой легенде, храм является неточной копией мечети Кул-Шариф в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей и велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шариф, а девятый как символ победы господствует над ними.

Неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи. В русской архитектуре XVI в. Выработался основанный на традициях народного деревянного зодчества новый национальный стиль, нашедший свое выражение в шатровых храмах. Появление шатровых храмов свидетельствовало о разрыве с византийской традицией. Таким образом, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии. Русское храмовое искусство в основном подчиняется канонам романского стиля. 3 Формула Витрувия: прочность, польза, красота. Прочность. Снаружи храм выглядит мощным и сильным. Подклет был кирпичный, толщина стен (6,5 м). С одной стороны, небольшие помещения, узкие крутые лестницы, а с другой, при взгляде наверх ощущение огромного пространства. Польза. Собор - памятник победы: большинство его церквей освящено в память событий казанского похода. По замыслу создателей храм должен был олицетворять красоту, силу и славу Руси. Религиозное здание. Бояре хранили в подклете собора ценные вещи от пожаров, которые были не редкость в Москве и грабителей. 4

Красота. К упола его, маковки разноцветные, разукрашены затейливо, переливаются на солнце зелеными, желтыми, красными цветами, словно радуга. Каждая линия, каждый рисунок особый и чудный, и сам он, словно из сказки! Луковками да маковками на богатыря русского похож. Все девять церквушек одним поясом кружевным подпоясаны, белокаменной резьбою украшены. В народе собор называют «Каменным цветком», «Огненным кустом» столь необычен его нарядный облик. Внутреннее убранство храма намного скромнее. Внутри храм очень мал. Это объясняется тем, что служба в нем велась не столько для живых, сколько для погибших, чьи души по преданию, спускались и незримо присутствовали в храме во время поминовения. Служба в каждой церкви проходила всего один раз в году - в день храмового праздника. С таким назначением собора связана и его роспись. Некоторые боковые церкви не расписывались изнутри, а были просто побелены. 4

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. 5 6 Собор является религиозным зданием. Это общественное сооружение. Этот храм был геометрическим центром градостроительного ансамбля столицы, а его 46-метровый шатер самым высоким в Москве того времени.

7 Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву ( Собор Василия Блаженного) удивительно вписывался в пространство Красной площади. Зодчие с большим знанием дела выбрали место для собора на Красной площади, рядом со Спасскими воротами Кремля. В ту пору здесь находился перекинутый через ров Спасский мост, и собор оказался в самом оживленном месте Москвы на площади перед Спасским мостом находилось Лобное место, с которого оглашались царские указы и грамоты и возле которого во время важных общественных событий собирались толпы москвичей. Здесь стали проводиться богослужения для всего населения Москвы, так как тесные приделы собора не могли вместить всех желающих. Таким образом, город получил площадь для всеобщих молений, а храм Василия Блаженного стал новым центром московского посада. Яркие, разноцветные, красочные купола видны отовсюду на расстоянии 15-ти вёрст.

Большую роль играет древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арок.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу. 8

«Богоматерь Знамение» в подклете В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений около 6,5 м. Своды подклета не имеют поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями – продухами В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIIIXIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Уникальная икона «Покров Богоматери с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными». Монументальная икона (3,5 х 2,45 м) была написана в 1780-е гг. специально для южного фасада колокольни Покровского собора. Она имеет необычный состав сюжетов и святых, связанных с посвящением престолов собора. В XIX в. икону украсили медным позолоченным окладом и закрыли остекленной рамой. 8

В церкви Василия Блаженного находится одна из самых почитаемых московских святынь - захоронение самого святого юродивого, над которым установлена арка, украшенная резной сенью. Всеобщее внимание привлекла красочная масляная роспись стен и сводов церкви. Св. Василий Блаженный в молении к Богоматери с Младенцем. Икона. Кон. XVI в.

Внутреннее убранство собора поражает своей красотой. В церкви Покрова Богородицы можно одновременно увидеть роспись разных веков. Во внутренней и внешней галереях и на крыльцах использовалась роспись «райский сад» - роспись с помощью цветков и стеблей, каждый из которых неповторим.

Южная обходная галерея. Росписи конца XVII в.. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в. Центральная церковь Покрова Богородицы. Иконостас.

Купол церкви Киприана и Иустины Купол церкви Александра Свирского Большая церковь Покровского собора. Высота 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание четверик переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

1. Википедия 2. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – 3-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, – 399 с. : ил. 3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона ( ). 4.