ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КГБУЗ «ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДОНКАН ИРИНА МИХАЙЛОВНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида 1603 с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Южного.
Advertisements

Государственное образовательное бюджетное учреждение Средняя образовательная школа 1356 (дошкольное отделение) Старокачаловская 3б.
Вариативные формы работы: Служба ранней помощи Адаптационная группа кратковременного пребывания.
Индивидуальная образовательная траектория слабовидящего младшего школьника с системными нарушениями устной и письменной речи. Новицкая Г.М.- учитель-логопед.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад 1» создано в 1970 году. В МБДОУ функционирует 6 групп, которые.
Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение детский.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида второй категории 95 «КАЛИНКА» ШАПЛОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА.
Транксрипт:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КГБУЗ «ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДОНКАН ИРИНА МИХАЙЛОВНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА С ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС, В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии детей первого года жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений психологии и педагогики. Известно, что нормальное и аномальное развитие ребенка во многом зависит от состояния его матери– период беременности. Уникальность состояния беременности трудно переоценить. это очень значимый, неповторимый, непохожий на другие период в жизни женщины [29]. Данные научной литературы свидетельствуют о том, что для обеспечения нормального психофизического развития ребенка недостаточно соблюдения условий для его выхаживания и роста, полноценного питания и правильного гигиенического ухода (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, А. Фрейд, Р. Шпиц, Дж. Робенсон, Дж. Боули, М.И. Лисина, Т.Н. Листопад) [12 с.20-24]. Важнейшим фактором развития ребенка является его взаимодействие со взрослым.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ разработать и апробировать технологию психологического консультирования родителей, воспитывающих детей младенческого возраста с перинатальной энцефалопатией как одну из форм психотерапевтической помощи родителям, воспитывающим детей младенческого возраста с ПЭП.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ Состояние эмоционального длительного стресса. Повышенная раздражительность членов семьи. Формирование определенных особенностей личности. Повышенная тревожность, чувствительность. Неуверенность в себе. Внутренняя противоречивость.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В НОРМЕ отрегулировались главные функции организма, ребенок приспособился к окружающей среде; ребенок начал ходить; у ребенка появляется потребность в общении с близкими людьми, он манипулирует предметами, обследует их, способен к некоторым более сложным действиям; ребенок запоминает большее количество предметов и соответствующих слов, [13 c.31, 32,33: 14 с ].

ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЭП Патогенные факторы, вызывающие ПЭП, - токсикозы, инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, иммунопатологические состояния, многообразная акушерская патология), родовые травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в первый год жизни. Неправильная организация ухода за ним в раннем постнатальном периоде может создать хроническую посттравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития. [12, с.114].

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ( СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ) «Задача нашего времени - восстановить знания, законы семейного жизнеустройства для укрепления Российской государственности. Ведь семья – действительно основа государства». Коваленко Н.П. [28]. 1. П ЕРВЫЙ КОНТАКТ С СЕМЬЕЙ ( МАМОЙ ). 2 этап. Сбор данных, необходимых для диагностики психомоторного развития ребенка. или проводит диагностическое исследование в присутствии родителей. 3 этап. Проведение психотерапевтической работы с семьей (мамой). 4 этап. Разработка практических рекомендаций по решению проблем. Практическая работа с родителями.

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ 80% МАМ В ВОЗРАСТЕ ДО 30 ЛЕТ ; 25% МАМ РЕБЕНОК РОЖДЕН ОТ ПЕРВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ, У 10% ОТ ЧЕТВЕРТОЙ ; В 40% РЕБЕНОК ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРЫМ В СЕМЬЕ ; 25% ЯВЛЯЮТСЯ СТУДЕНТКАМИ, 20% ДОМОХОЗЯЙКАМИ ; 25% - НЕ ЗАМУЖЕМ, У 30% БРАК НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН.

В ОЗМОЖНЫЕ ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЫЗВАВШИЕ НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ ЦНС С РОК ГЕСТАЦИИ 28 НЕД. – 30 ЧЕЛ. 34 НЕД. – 8 ЧЕЛ. 36 НЕД. – 13 ЧЕЛ. 38 НЕД. – 17 ЧЕЛ. 40 НЕД. – 12 ЧЕЛ. 42 НЕД. – 8 ЧЕЛ. Вес при рождении 1-1,5 КГ – 5 ЧЕЛ. 2-2,5 КГ -12 ЧЕЛ. 2,5-3 КГ -10 ЧЕЛ. 3-3,5 КГ -22 ЧЕЛ. 3,5-4 КГ -35 ЧЕЛ. 4 – 4,5 КГ -8 ЧЕЛ. Ш КАЛА А ПГАР 1- 3 Б – 13 ЧЕЛ. 3-5 б - 12 чел. 5-8 Б – 30 ЧЕЛ. 7-8 Б – 20 ЧЕЛ. 8-9 Б – 35 ЧЕЛ. Ф АКТОРЫ РИСКА Р ОДОВАЯ ТРАВМА – 12% ВУИ – 28% Т ОКСИКОЗ – 88 % А ПНОЭ – 3% Н ЕЗРЕЛОСТЬ – 45 % А СФИКСИЯ – 37% С ИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ – 32%

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ИНСТИНКТА-РЕСУРСА

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА РОДИТЕЛЕЙ «САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ» ПО АЙЗЕНКУ ВСЕ РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ И МЕДИЦИНСКОМУ ДИАГНОЗУ. 50% РОДИТЕЛЕЙ ОЧЕНЬ ТРЕВОЖНЫ, ФРУСТРИРОВАНЫ 25%, АГРЕССИВНО НАСТРОЕНЫ 10%, СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РИГИДНОСТЬ ОБНАРУЖИЛСЯ У 60%.

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА ( ТЕСТ ДОБР) П РИ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА НЕ ВЫЯВЛЕНО ОСОБОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ТЯЖЕСТИ БОЛЕЗНИ И НАПРЯЖЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАБОЛЕВАНИЮ РЕБЕНКА. Н ИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКАЛЫ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ВЫЯВЛЕНЫ У 18% РОДИТЕЛЕЙ. П ОКАЗАТЕЛИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ АНОЗОГНОЗИИ, ОТМЕЧЕНЫ У ВОСЬМИ МАМ. У 12% ДИАГНОСТИРУЕМЫХ УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ВЫШЕ, ЧЕМ У ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ. П О ШКАЛЕ АКТИВНОСТИ 80 ЧЕЛ. – СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, 20 ЧЕЛ. – НИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. П О ПАРАМЕТРАМ ОБЩЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ПОЛУЧЕНЫ СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ.

РЕЗУЛЬТАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА С ПЭП

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ Не сформирован запрос на помощь, поэтому может проявляться негативное отношение и к процедуре взаимодействия с психологом, и к нему самому. Другим вариантом является абсолютное безразличие, игнорирование проблем и рекомендаций.

1 БЛОК. Индивидуальная программа работы с родителями и ребенком младенческого возраста с ПЭП. Э КСТРЕННАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ ( ПО НЕОБХОДИМОСТИ ). П СИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНОЙ И СЕМЬЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ РЕСУРСНОЙ ТЕРАПИИ : АРТТЕРАПИЯ, ГОЛОСОТЕРАПИЯ, ПЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ( ПО МЕТОДИКЕ Н.П. К ОВАЛЕНКО ), Т ЕРАПИИЯ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБОВЬЮ ( ПО МЕТОДИКЕ Б. Д РАПКИНА ) О БЩИЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ОТ 3 ДО 8 ЗАНЯТИЙ.

Ф ОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Консультативно-рекомендательная. Лекционно-просветительская. Коррекционно-развивающая. Практические занятия с родителями. Психотерапевтическая работа с семьей.

2 БЛОК. И НДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЭП. НАПРАВЛЕНИЯ : развитие эмоционального общения со взрослым; развитие зрительно-ориентировочных реакций; развитие слуховых ориентировочных реакций; развитие двигательно-кинестетических ощущений; формирование движения руки и действия с предметами, развитие мелкой моторики [13 с.75-79].

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА РОДИТЕЛЕЙ «С АМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ » ПО А ЙЗЕНКУ ( ПОВТОРНО ) У 6 (6%) РОДИТЕЛЕЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПОВЫСИЛСЯ, У 15 (30%) ОСТАЛСЯ НА ПРЕЖНЕМ УРОВНЕ, У 32 (64%) - СНИЗИЛСЯ. У РОВЕНЬ ФРУСТРАЦИИ СНИЗИЛСЯ У 17 (68%) РОДИТЕЛЕЙ, ОСТАЛСЯ НА ПРЕЖНЕМ УРОВНЕ У 4 (16%) И ПОВЫСИЛСЯ У 4 (16%) ЧЕЛОВЕК. П ОКАЗАТЕЛИ АГРЕССИВНОСТИ ПОВЫСИЛИСЬ У 2 (20%), НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ У 3 (30%), СНИЗИЛИСЬ У 5 (50%) РОДИТЕЛЕЙ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РИГИДНОСТИ ОБНАРУЖИЛОСЬ У 7 (11,6%) РОДИТЕЛЕЙ, ПРЕЖНИЙ УРОВЕНЬ – У 8 (13,3%), СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РИГИДНОСТИ НАБЛЮДАЛСЯ У 45 (75,1%) ЧЕЛОВЕК.

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА ( ТЕСТ ДОБР) ПОВТОРНО Н ИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКАЛЫ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ВЫЯВЛЕНЫ У 3 РОДИТЕЛЕЙ. П ОКАЗАТЕЛИ АНОЗОГНОЗИИ ОТМЕЧЕНЫ У 2 МАМ. З НАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИЛИСЬ ПОКАЗАТЕЛИ АКТИВНОСТИ У 20 РОДИТЕЛЕЙ. В ШКАЛЕ ОБЩЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ПОЛУЧЕНЫ СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ.

Результата обследования детей младенческого возраста с РЭП

Выводы по результатам работы РАЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СПЕЦИФИЧЕСКИМ ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА И РАЗЛИЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОЦЕСС РАБОТЫ ; РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ С БЕСЕДЫ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА, ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ; РАЗРАБОТКА ЧЕТКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ, СОЧЕТАЮЩЕЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И КОРРЕКЦИОННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ С ДЕТЬМИ.

В работе использованы рисунки Садовниковой Ани, Садовниковой Екатерины. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: Психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3 лет. – М: Педагогическая литература – 176 с. 2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ : Астрель, с. 3. Архипова Е.Ф.Актуальные проблемы ранней диагностики коррекции отклонений в развитии // Специальная психология 1(4) – с Бадалян Л. О.Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», с. 5. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. В пространстве материнских рук. Общение и игра взрослого с младенцем: Книга для родителей / Под ред. Ю.А.Разенковой.- М.: Карапуз, с. 6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребёнка (0-3 года). Практическое руководство по тестированию. – СПб.: Паритет, – 112 с..: ил. 7. Брюэр С. Суперребёнок/Пер. с англ. Е. А. Мартинкевич; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», с. 8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.- М.:ТЦ Сфера, с. 9. Вы – доктор вашего малыша. Лечебная физкультура и природные факторы в лечении детей, имеющих ограниченные возможности: Пособие для родителей/ Г.В.Зайцева, И.И.Черных, К.Н. Костицын; под редакцией Н.Л.Костицына – 1-е издание. – Хабаровск: Изд. «Арно» – 12 с. 10. Галанов А.С.. Психическое и физическое развитие ребёнка от рождения до года: Пособие для работников дошкольных и образовательных учреждений и родителей.- 2-е изд. испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2003–112 с. 11. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Учебное пособие/Л.Г.Голубева, М.В.Лещенко, К.Л.Печора; Под ред. В.А.Доскина, С.А.Козловой. – М.: «Академия», – 192 с. 12. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие /О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», – 96 с. 13. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, с. 14. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста /под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, с. - (серия «Коррекционная педагогика»). 15. Донкан И.М. Оказание медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии // Теория и практика общего и специального образования: сборник научных статей по материалам 54 научной конференции ДВГГУ. Выпуск 6 /Под общей редакцией С.В.Чебарыковой. – Хабаровск: Изд-во «Апекс», – 214 с., с , с. 42 – Донкан И.М. Использование библиотерапии в работе с родителями, имеющими детей младенческого возраста с перинатальной энцефалопатией// Теория и практика общего и специального образования: сборник научных статей по материалам 54 научной конференции ДВГГУ. Выпуск 6 /Под общей редакцией С.В.Чебарыковой. – Хабаровск: Изд-во «Апекс», – 214 с., с , с Донкан И.М., Ступак В.С.Психологическое консультирование родителей, имеющих детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС в комплексной реабилитации// Проблемы развития медицинской реабилитации на Дальнем Востоке: Сборник по материалам научно-практической конференции, посвящённой 80-летию первого детского санатория в регионе – МУЗ «Детский санаторий «Амурский» 11 октября 2007 г, г Хабаровск.

18. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, с. 19. Жукова О.С. Как вырастить умного ребёнка. Что должен уметь новорождённый. – СПб.: Издательский дом «Нева», – 32 с. 20. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», – 160 с. 21. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей /Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. М. - Просвещение, с. 22. Кипхард, Эрнст И. Как развивается ваш ребенок? / Эрнст И. Кипхард. Пер. с немецкого Л.В. Хариной. Москва: Теревинф, с. 23. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного прибывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», – 128 с. (Серия « Ранняя помощь»). 24. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Учеб. пособие. – М.: Академия, – 192 с. 25. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, с. 26. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», – 368 с. 27. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, – 512 с. 28. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, – 208 с. 29. Основы специальной психологии: учебное пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой.-М.: Академия, с. 30. От первого взгляда до первого слова: учеб. пособие для сред. мед. работников /М-во здравоохранения Хабар. Края, ГОУДПО «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения» сост.И.М. Донкан, Е.Г. Кабанова. - Хабаровск: Изд. Центр ИПКСЗ, – 64 с. 31. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, – 208 с. 32. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями /под ред. Н.Ю.Барановой. – СПб.: Санкт- Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, – 336 с. Программа "Каролина" 33. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Г. Голубева,М.В. Лещенко, К.Л. Печера; Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», – 192 с. 34. Разенкова Ю. А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы. //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. – – С Разенкова Ю. А. Логопедического обследования. //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. – – С Разенкова Ю. А. Схема логопедического обследования ребенка первого года жизни. //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. – – С Разенкова Ю.А. Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. – – С. 5-8.