А.А.Ахматова Поэма «Реквием» История создания, композиция Работа учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 27» г. Чебоксары Чувашской Республики Самохваловой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
Advertisements

Анна Ахматова «Реквием» Композиция. Лирическое и эпическое в поэме.Крестный путь русского народа в поэме.,,
Памятники Анне Ахматовой. На небольшой площади, между Шпалерной улицей и набережной Робеспьера, стоит памятник поэту Анне Ахматовой, у которой в «Крестах»
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966). Родилась в июне 1889 года в Одессе, в семье морского инженера. Первые стихотворения Анна посвятила любимому поэту.
Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Подготовила Ученица 11 «А» класса Сагай Александра Учитель: Корженевская Наталья Александровна.
Урок литературы 11 класс на тему « Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Закуевой Ирины Абузедовны МОУ СОШ.
О том, как возник замысел «Реквиема», Анна Ан­дреевна Ахматова сочла необходимым сообщить чита­телю перед началом поэмы вместо предисловия: «В страшные.
Поэма «Реквием» Провела учитель литературы Беськаева Елена Алексеевна.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею.
Выполнила ученица 11Т класса Юрьева Евгения. (А.Ахматова)
Выполнила: ученица 11 «А» класса Гимназии г. Добруша Чудакова Олеся.
Ахматова- голос эпохи.. «Anno Domini» (лето господне) «Подорожник» Ахматова: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые.
Презентацию подготовила Любимская Анна. русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов.
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына». Материал подготовила Морозова Н.Т.
А.А.Ахматова «Реквием» ( ) Смысл заглавия: 1.Заупокойная месса, посвященная памяти усопшего. 2.Католическое богослужение по умершим 3. Траурное.
ТВОРЧЕСТВО АННЫ АНДРЕЕВНЫ Анна Андреевна Ахматова впервые вышла в печать в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам ( сборники « Вечер », 1912, « Чётки.
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Овчинникова Н.П. Учитель русского языка и литературы. МОУ «Гимназия 18» г. Магнитогорска.
Учитель русского языка и литературы Емельянова Л.Н.
Транксрипт:

А.А.Ахматова Поэма «Реквием» История создания, композиция Работа учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 27» г. Чебоксары Чувашской Республики Самохваловой Светланы Валентиновны

"Реквием", написанный в (дополнен )

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был к несчастью, был. 1961

Роль эпиграфа Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.) Стихотворение было впервые опубликовано в 1987 году в журнале «Знамя». Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.) Стихотворение было впервые опубликовано в 1987 году в журнале «Знамя». Каков смысл эпиграфа? Каков смысл эпиграфа? С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя.

История создания Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году.1934 Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла (в частности, Лидии Чуковской). Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла (в частности, Лидии Чуковской).Лидии Чуковской Лидии Чуковской Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть. Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть.

Из автоэпиграфа к поэме автоэпиграфа В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И я сказала: Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинград В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И я сказала: Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинградежовщины ЛенинградежовщиныЛенинград

В 1960-е гг. "Реквием" начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.). В 1960-е гг. "Реквием" начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.). самиздате В очерке известного прозаика Б. К. Зайцева, напечатанном в газете «Русская мысль», говорится: В очерке известного прозаика Б. К. Зайцева, напечатанном в газете «Русская мысль», говорится:Б. К. Зайцева На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы, называется Реквием… Эти стихи Ахматовой поэма, естественно. (Все стихотворения связаны друг с другом. Впечатление одной цельной вещи.) Дошло это сюда из России, печатается без ведома и согласия автора заявлено на 4-й странице, перед портретом. Издано Товариществом Зарубежных Писателей (списки же рукотворные ходят, наверное, как и Пастернака писания, по России как угодно)… Да, пришлось этой изящной даме из Бродячей Собаки испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину Окаянные дни (Бунин)… На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы, называется Реквием… Эти стихи Ахматовой поэма, естественно. (Все стихотворения связаны друг с другом. Впечатление одной цельной вещи.) Дошло это сюда из России, печатается без ведома и согласия автора заявлено на 4-й странице, перед портретом. Издано Товариществом Зарубежных Писателей (списки же рукотворные ходят, наверное, как и Пастернака писания, по России как угодно)… Да, пришлось этой изящной даме из Бродячей Собаки испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину Окаянные дни (Бунин)…

Я-то видел Ахматову царскосельской веселой грешницей, и насмешницей, но Судьба поднесла ей оцет Распятия. Можно ль было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? Я-то видел Ахматову царскосельской веселой грешницей, и насмешницей, но Судьба поднесла ей оцет Распятия. Можно ль было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Воистину томов премногих тяжелей. Написано двадцать лет назад. Останется навсегда безмолвный приговор зверству. Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Воистину томов премногих тяжелей. Написано двадцать лет назад. Останется навсегда безмолвный приговор зверству.

Композиция Поэма обладает кольцевой структурой, что позволяет соотнести её с «Двенадцатью» Блока. Первые две главы образуют пролог, а две последние эпилог. Они несколько отличаются от всей остальной части поэмы. Поэма обладает кольцевой структурой, что позволяет соотнести её с «Двенадцатью» Блока. Первые две главы образуют пролог, а две последние эпилог. Они несколько отличаются от всей остальной части поэмы.«Двенадцатью»Блока«Двенадцатью»Блока «Реквием» полон лирических переживаний, а эти четыре стиха более тяготеют к обобщению, к эпосу. «Реквием» полон лирических переживаний, а эти четыре стиха более тяготеют к обобщению, к эпосу. После пролога следуют четыре первых главы. Это своеобразные голоса матерей из прошлого После пролога следуют четыре первых главы. Это своеобразные голоса матерей из прошлого - времен стрелецкого бунта, - времен стрелецкого бунта, - ее собственный голос, - ее собственный голос, - глава будто из шекспировской трагедии и, наконец, -- - глава будто из шекспировской трагедии и, наконец, -- - собственный ахматовский голос из 10-х годов. - собственный ахматовский голос из 10-х годов. V и VI главы кульминация поэмы, апофеоз страдания героини. Следующие четыре стиха посвящены теме памяти.

…Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград.

Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе... Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. [Ноябрь] 1935, Москва [Ноябрь] 1935, Москва

Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…

Анна Ахматова. Фонтанный Дом. 1946

Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей…

Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой…

ПРИГОВОР ПРИГОВОР И упало каменное слово И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то... У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то... Горячий шелест лета, Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном. Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. [22 июня] 1939, Фонтанный Дом

К СМЕРТИ Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно. Я жду тебя - мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной… Тебе, такой простой и чудной…

РАСПЯТИЕ РАСПЯТИЕ Не рыдай Мене, Мати, Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящия. во гробе зрящия. Хор ангелов великий час восславил, Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: "Почто Меня оставил!" Отцу сказал: "Почто Меня оставил!" А матери: "О, не рыдай Мене..." А матери: "О, не рыдай Мене..."

Магдалина билась и рыдала, Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Так никто взглянуть и не посмел. 1940, Фонтанный Дом 1940, Фонтанный Дом

ЭПИЛОГ I Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною…

Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: "Сюда прихожу, как домой". Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего поминального дня…

Реквием (эпилог) А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом

Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 году в журналах «Октябрь» 3 и «Нева» 6. Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 году в журналах «Октябрь» 3 и «Нева» 6. Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу. Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу.

Реквием положил на музыку Владимир Дашкевич, для симфонического оркестра, мужского хора и солистки. Солистка Елена Камбурова. Запись и первое исполнение состоялись в 1989 году. Реквием положил на музыку Владимир Дашкевич, для симфонического оркестра, мужского хора и солистки. Солистка Елена Камбурова. Запись и первое исполнение состоялись в 1989 году.Владимир Дашкевич Елена Камбурова Владимир Дашкевич Елена Камбурова На тексты из поэмы написан «Реквием» Елены Фирсовой для сопрано, хора и оркестра. Первое исполнение состоялось в 2003 году в Берлине и вызвало большой критический успех. На тексты из поэмы написан «Реквием» Елены Фирсовой для сопрано, хора и оркестра. Первое исполнение состоялось в 2003 году в Берлине и вызвало большой критический успех. Елены Фирсовой 2003 году Елены Фирсовой 2003 году

На набережной Невы стоит Ахматова, смотрящая на "Кресты" 2006 год На противоположной стороне Невы находится изолятор «Кресты». С ними связаны строки знаменитого ахматовского «Реквиема». Бронзовая скульптура Ахматовой размером около трех метров размещается на постаменте из монолитного темно-красного гранита из Ириновского месторождения. Образ уходящей и обернувшейся в сторону «Крестов» фигуры поэтессы подсказало ее стихотворение на библейский сюжет о Лотовой жене. На противоположной стороне Невы находится изолятор «Кресты». С ними связаны строки знаменитого ахматовского «Реквиема». Бронзовая скульптура Ахматовой размером около трех метров размещается на постаменте из монолитного темно-красного гранита из Ириновского месторождения. Образ уходящей и обернувшейся в сторону «Крестов» фигуры поэтессы подсказало ее стихотворение на библейский сюжет о Лотовой жене.

Джордж Постник ANNA AKHMATOVA: REQUIEM, 1988, CAST BRONZE, 145 mm

Анна Ахматова. Комарово г.

Лев Николаевич Гумилев ( ).

Лев Николаевич Гумилев

Евгений Евтушенко Евгений Евтушенко Памяти Ахматовой Ахматова двувременной была. О ней и плакать как-то не пристало. Не верилось, когда она жила, не верилось, когда ее не стало. Она ушла, как будто бы напев уходит в глубь темнеющего сада. Она ушла, как будто бы навек вернулась в Петербург из Ленинграда. Она связала эти времена в туманно-теневое средоточье, и если Пушкин - солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью. Памяти Ахматовой Ахматова двувременной была. О ней и плакать как-то не пристало. Не верилось, когда она жила, не верилось, когда ее не стало. Она ушла, как будто бы напев уходит в глубь темнеющего сада. Она ушла, как будто бы навек вернулась в Петербург из Ленинграда. Она связала эти времена в туманно-теневое средоточье, и если Пушкин - солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью.

Над смертью и бессмертьем, вне всего, она лежала, как бы между прочим, не в настоящем, а поверх него, лежала между будущим и прошлым…

… И ты, распад всемирный, не убий ту связь времен, - она еще поможет. Ведь просто быть не может двух России, как быть и двух Ахматовых не может. … И ты, распад всемирный, не убий ту связь времен, - она еще поможет. Ведь просто быть не может двух России, как быть и двух Ахматовых не может.

Литература Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, ru.wikipedia.orgwiki/Реквием_(поэма) ru.wikipedia.orgwiki/Реквием_(поэма) ru.wikipedia.orgwiki/Реквием_(поэма) ru.wikipedia.orgwiki/Реквием_(поэма) shpargalkino.com Ахматовой Реквием shpargalkino.com Ахматовой Реквием shpargalkino.com Ахматовой Реквием shpargalkino.com Ахматовой Реквием sprashivai.ru.stavcur.rustihi/analizy/Ahmatov a sprashivai.ru.stavcur.rustihi/analizy/Ahmatov a sprashivai.ru.stavcur.rustihi/analizy/Ahmatov a sprashivai.ru.stavcur.rustihi/analizy/Ahmatov a ahmatova.rubook/762 ahmatova.rubook/762 ahmatova.rubook/762 ahmatova.rubook/762 annaahmatova.beon.ru analiz…rekviem… annaahmatova.beon.ru analiz…rekviem… annaahmatova.beon.ru analiz…rekviem… annaahmatova.beon.ru analiz…rekviem…