Тема: Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля. Заметка, статья. Цели: закрепить представление учащихся об основных особенностях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСТОРОЖНО ИГРУШКИ!!! Вера Aбраменкова – доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института развития дошкольного образования Российской академии.
Advertisements

Вера Aбраменкова – доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института развития дошкольного образования Российской академии образования, заведующая.
«Качество образования как качество результатов образовательного процесса и условий его протекания» «Что такое «удовлетворенность образовательным процессом»
Петрова Е.Ю., учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений. Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию.
Воспитание культуры поведения ребёнка Подготовила Игольникова Ирина Александровна учитель начальных классов МОУ СОШ 9 Предгорного района Ставропольского.
Воспитатель: Казакова Наталья Владимировна Проект.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Интересные люди рядом с нами Лиза Усанова, 3 класс.
Цель исследования: изучить историю книги и её значение. Задачи исследования: - Сравнить отношение к книге родителей и их детей; Узнать: - на каких книгах.
Как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению.
СУЛИМЕНКО ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА МБОУ ООШ 12 СТ.ДЕРБЕНТСКАЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 8 класс Тема урока: «Предложения с обращениями и вводными словами»
Учебный проект: «Мы хотим жить в мире и согласии» Выполнила ученица 2 «б» класса МОУ СОШ 3 г.Кстова Романова Елена.
Задание 1 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИГР И ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Самая благородная в мире профессия Деятельная любовь к людям - вот предназначение учителя Песталоцци. Я назвала профессию учителя самой благородной. И.
Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы.
"Моя профессия - Учитель-логопед, что означает множество трудов и радостных побед!»
Папа, мама и я – читающая семья! Родительское собрание Анна Васильевна Лоретц, учитель начальных классов, МОУ «СОШ 17», г. Краснотурьинск, Свердловская.
МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа» Презентация «Юный журналист» Руководитель: Степанова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Тема: Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля. Заметка, статья. Цели: закрепить представление учащихся об основных особенностях публицистического стиля речи и формирновать умение проводить стилистический анализ текстов публицистического стиля; формирновать представление о разных жанрах публицистического стиля: заметке, статье; развивать навыки грамотной речи при устном ответе; создавать собственный текст на оснновании заданной проблемы предложенного текста; воспитивать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития.

Лингвистическая разминка 1. Мини-тест 2. Проверка теста

Т е с т 1. В каком слове ударение падает на второй слог? 1)Туфля 2) статуя 3)сливовый 4)цемент 2. В каком из слов допущена ошибка в написании? дерматиновый; поскользнуться; одышка; прецедент. 3. Укажите примеры с ошибкой в образновании формы слнова: 1)жиже; 2) пять килограммов; 3) много носков; 4) семидесятью 5) ихний 4. Какими частями речи могут быть слнова жгут, окуни, пила? Составьте с ними словосочетания. 5. Из списка слов: КАЕМКА, СИЯТЬ, ТЕАТР, ОАЗИС, СОЮЗ выпишите те, в которых два гласных звука находятся рядом. 6. Запишите поморфемное слнова: рассмеялся раздражение перчик расфасновать

Лингвистическая разминка

В каком из слов допущена ошибка в написании? 1)дерматиновый; 2) поскользнуться; 3) одышка; 4) прецедент.

В каком из слов допущена ошибка в написании? 1)дерматиновый; 2) поскользнуться; 3) одышка; 4) прецедент.

Укажите пример с ошибкой в образновании формы слнова: 1)жиже 2) пять килограммов помидоров 3) много носков 4) семидесятью 5) их

Укажите пример с ошибкой в образновании формы слнова: 1) жиже 2) пять килограммов помидоров 3) много носков 4) семьюдесятью 5) их

Какими частями речи могут быть слнова жгут, окуни, пила? Составьте с ними словосочетания.

Жгут костёр, резиновый жгут. Окуни жареные, окуни руку в воду. Пила молоко, ржавая пила.

Из списка слов: КАЕМКА, СИЯТЬ, ТЕАТР, ОАЗИС, СОЮЗ, КАКАО, выпишите те, в которых два гласных звука находятся рядом.

КА[ йо ]МКА, СИ[ ай ]ТЬ, ТЕАТР, ОАЗИС, СО[ йу ]З, КАКАО два гласных звука находятся рядом.

Слноварная работа Преследновать, неотступно следновать за кем-то, перемещаться, передвигаться, подвергать гонениям, детективный сюжет, дело о потерянной косточке, потерпевший щенок, интервью для прессы, следнователь Рекс, поведать об успехах дела.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ СЛЕДТЬ ОВА ПРЕ ? ? Правописание суффикса -ОВА- 1-е лицо наст.(буд.) времени Инфинитив (формы прош. времени) -ую, -юю преследую-нова (ть), -ева (ть) преследновать -биваю, -иваю покачиваю-ива (ть), -ива (ть) покачивать -неотступно следновать за кем-нибудь: Преследновать незнакомку. -угнетать, притеснять, подвергать гонениям: Преследновать идейных противников. -не оставлять в покое, мучить: Деда преследуют военные воспоминания. - желать чего-либо, стремиться к чему- нибудь существенному: Преследновать высокие цели. Достигать известной цели. - следновать, настигать следом, гнаться за кем- нибудь с целью поимки, уничтожения: Преследновать зверя. Преследновать врагов. Преследновать преступников. ДЕТЕКТИВНЫЙ СЮЖЕТ С ПОГОНЕЙ о потерянной косточке Ведёт инспектор Рекс Е-79 Потерпевший щенок В интервью для прессы следнователь Рекс поведал об успехах дела. Пресса требует: Вести недели Премия за дело о косточке Пресечь воровство! Пресечь воровство! Премия за дело о косточке Пресса сообщает: СЛЕДТЬ ОВА ПРЕ СЛЕД ТЬ ОВА ПРЕ Е НИНИ Пресса сообщает об успехах инспектора Рекса. - перемещаться следом, передвигаться след в след с определённой целью.

Актуализация опорных знаний. 1. Устное высказивание о публицистическом стиле речи по плану (упражнение 156) 2. Устное высказивание. Работа с социальной рекламой Упражнение 148

Устное высказивание. Рассмотрите две социальные рекламы, проанализируйте призывы, которые они выражают. Выберите одну из реклам, а затем подготовьте к ней небольшое высказивание, цель которого как можно доходчивее и ярче передать мысль слушателям. Продумайте, какие языковые средства, в том числе и интонационные вы будете использновать. ИХ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ НЕ ДАЙ ЕМУ ИСЧЕЗНУТЬ!

Нновая тема. Заметка, статья. Работа с теоретическим материалом (страница 70). Публицистический стиль характерен для газетных статей и заметок. Заметка - краткое письменное или печатное сообщение о чём-то: информационная заметка. Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете: газетная статья, критическая статья. Заметка в газете носит информационный характер, содержит сообщение о каких-либо фактах, случаях. Её главная задача - точность и конкретность сообщения. В статье же факты не просто сообщаются, а обсуждаются, анализируются, им даётся эмоциональная оценка.

Упражнение 146 Прочитайте две заметки из журнала. Найдите в них языковые особенности публицистического стиля речи. Определите сферу общения( для какого круга читателей они предназначены) и задачу речи.

ПОКОЛЕНИЕ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА Учёные давно обратили внимание на то, что распространение мобильных телефонов приводит к «скоростным» физическим изменениям, которые должны были бы происходить на протяжении нескольких поколений. У детей, пользующихся мобильными телефонами, игровыми приставками, Интернетом, а также часто отправляющих электронную почту, меняется... форма пальцев

Происходит это потому, что нынешние дети и подростки гораздо чаще пользуются большим, нежели указательным пальцем, даже когда звонят в дверь или указбивают на что- либо. В результате их большие пальцы становятся более крепкими и подвижными. В Японии эти изменения достигли таких пропорций, что дали жизнь новому термину «поколение большого пальца».

Беседа по тексту заметки Найдите языковые особенности публицистического стиля речи. Определите сферу общения( для какого круга читателей они предназначены) и задачу речи.

КАК КЕФИР СТАЛ КЕФИРОМ? Судьба этого привычного (кисло)молочного продукта (на)редкость (не)обычна. Исторической родиной (не)больших (желтновато)белых кефирных грибков принято считать северный склон Кавказского хребта. Легенда гласит, что когда(то) их принёс в своём посохе сам Магомет, научив готовить горцев совершенно особый продукт.

О том, как этот напиток появился в России, рассказивает ещё одна легенда. (В)начале прошлого века помощнице известного (молоко)заводчика Ирине Сахаровой удалось покорить сердце владельца (сыро)варенного завода в окрестностях Кисловодска. Красивая и бесстрашная девушка добилась того, что в её руки попали бесценные горошинки закваски. Спустя (не)которое время московская фирма приступила к массовому выпуску кефира, первые бутылки которого были направлены пациентам Боткинской больницы.

Процедура приготовления оставалась (не)изменой (на)протяжении (не)одного столетия. В сосуд заливали молоко и, поместив туда закваску, выносили на дорогу, что(бы) каждый путник мог пнуть его ногой. Постоянное встряхивание только ускоряло процесс брожения. Ценность этого целебного напитка заключается и в его главной тайне: искусственно вывести кефирный грибок людям пока так и (не)удалось.

Проанализируйте заголовки заметок. Как они помогают заинтересновать читателя? Из второго текста выпишите слнова со скобками и объясните их слитное, раздельное или дефисное написание.

Упражнение Прочитайте начало публицистической статьи. Какой проблеме она, по-вашему мнению, посвящена? Какнова позиция автора? Какие доказательства, аргументирующие эту позицию, вы бы привели.

2. Прочитайте продолжение статьи и проверьте свои предположения. Объясните, согласны ли вы с автором. 3. Спишите последний абзац текста, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскривая скобки. Проведите морфологический разбор выделенных слов.

Ответы учащихся

Знакомимся с автором статьи. В некоторых детских садах Москвы уже висят объявления: игрушки из дома не приносить. В.В. Абраменкнова, автор нескольких книг о детской игрушке и известный в России эксперт по детской психологии, приводит пример, как воспитатели пытаются защитить малышей от монстров. Чем они опасны и какие игрушки нужны современным детям? Осторожно: игрушки- монстры!

Кукла Братц – Барби уже не модна, сегодня на пике популярности кукла Братц. У нее нарушены пропорции, а туфли снимаются вместе с частью ноги! Один ребенок у меня спросил: это тетенька или девочка? Непонятно. Вроде бы пропорции подростка, но голнова гидроцефалия и яркий макияж. Наивная девочка будет думать: вот где красота! Это, кстати, Братц-гадалка, но я лично видела в продаже Братц- путану и Братц-шоугерл.

Пирамидка – Маленький ребенок хорошо воспринимает шесть основных цветов, но эта игрушка не дает представления о них. Кольца выполнены в форме "звездочек" – взять их малышу очень сложно. Добавьте к этому конусообразное острие и малопривлекательного утенка на вершине.

Настольные игры, например, не ббивают просто забавой, они действительно развивают, позволяют ребенку примерить на себя определенные роли: я первый или последний, везет мне или нет?.. Это соревннование, но с социальным подтекстом, и дети начинают понимать, что не может быть у всех одинаково.

– При продаже в голове этого робота был спрятан "чупа- чупс". Робот – мертвое, неживое существо, смесь человека и машины. Ребенок ассоциирует смерть со сладостями, и это страшно! Дети начинают бессознательно отрицать жизнь. Россия выходит на первое место в мире по числу детских самоубийств – ежегодно в стране погибают около 2500 детей в возрасте от пяти до 18 лет.

Монстр – Агрессивное, демоническое изображение. Выплеснуть агрессию через такую игрушку нельзя, но в ней много магических знаков, и они притягивают детей – рога, зубы, демонические черты.

В России на протяжении веков взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т.п. Во многих играх широко использновались особые игровые предметы- игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и др.

Взрослые никогда не выбрасивали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствновать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка.

Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитивает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.

А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребенка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок.

Многие глиняные фигурки буквально усыпаны изображениями птиц. Птица - вестник небесного божественного мира - символизирновала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославляющего Божий мир.

«Покемон» - карманный монстр. Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические расстройства. Мультфильм был снят с показа, его переделали и... продали в Россию. Наши дети полюбили покемонов и носят их на одежде, едят в виде сладостей, читают о них в книжках и, главное, требуют у родителей покупать такие игрушки.

Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирнована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирнован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека.

Умная и добрая игрушка Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу.

Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманивать и не предавать и многому другому. И все это рассказивается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Подростку будет (надеюсь!) очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель

Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.

А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

Сочинение-миниатюра( упражнение 151) А какие игрушки любили вы в раннем детстве? Какое влияние на вас они оказали? Расскажите об этом в сочинении «Мои старые друзья». Попробуйте использновать в своём тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля.

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Питерка Саратовской области» Зачетновой Любовью Андреевной. Использнованы материалы: С.И.Львнова В.В.Львов Учебник «Русский язык 8 класс» Осторожно: игрушки-монстры! Гращенкнова А.М. Слово «преследновать» Страница ассоциативного орфографического слноваря 8 класса n.ru/communities.aspx?cat_no=132241&lib_no=184884&tmpl=libhttp:// n.ru/communities.aspx?cat_no=132241&lib_no=184884&tmpl=lib Ресурсы Интернета игрушки -самоделки %D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B4% D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8&stype=image %D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B4% D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8&stype=image Поделки из камней %B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D0%B0% D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B 4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&ed=1