Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Advertisements

Опыт работы Лесосибирского детского дома по развитию семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Темботова Мария.
Стандартизация деятельности органа опеки и попечительства по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот. Докладчик – начальник Управления по опеке.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Служба по устройству детей в семью и сопровождению замещающих семей как структурное подразделение ТОГОУ «Заворонежский детский дом» ТОГОУ «Заворонежский.
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
О реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия и развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся.
Дорожная карта ГКОУ «Житниковский детский дом». Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Толстой.
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Министерство образования Российской.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Работа с неблагополучными семьями. 5 типов семей Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но.
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Счастье ребенка в наших руках… «Деятельность сектора по охране прав детей отдела образования администрации МО Печенгский район в сфере соблюдения законных.
Кризисное сопровождение замещающей семьи на основе принципа командного взаимодействия Л.А. Дементьева, руководитель социально-психолого- педагогического.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ на территории Пермского муниципального района.
Транксрипт:

Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку. КГБОУ «Бийский детский дом 3» 2014 год.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на годы. Президентом указана мера, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. Для этой работы в детском доме разработаны: - регламент взаимодействия сотрудников по работе с кровными семьями, по изучению возможности передачи ребенка в их семью - технология деятельности педагогов по возвращению воспитанников в кровную семью

Регламент взаимодействия сотрудников КГБОУ «Бийский детский дом 3» по работе с кровными семьями по изучению возможности передачи ребенка в их семьи Предполагает следующий примерный алгоритм действий: Подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы; Установление контакта специалистов с членами семьи; Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи; Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи; Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно. Патронаж семьи

Администрация детского дома: Взаимодействие с органами образования, социальной защиты, органами внутренних дел Работа с родителями (беседа с родителями, выяснение причин, желания и возможности восстановления семьи). Организация выхода сотрудников детского дома по месту проживания родителей. Организация встречи в детском доме, свиданий или переписки (в случае нахождения родителей в местах лишения свободы). Организация работы психолого - медико-педагогического консилиума по изучению последствий встречи с родителями (близкими родственниками) на ребенка. Участие в процессе работы по восстановлению родительскоййй - детских отношений Организация работы службы по сопровождению и отслеживанию дальнейшей судьбы ребенка в кровной семье, оказание педагогической и психологической помощи. Организация семинаров, бесед, консультаций по вопросам подготовки воспитанников к проживанию в кровных семьях.

Социальный педагог: Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка (изучение личного дела воспитанника, переписка с органами опеки и попечительства) Установление контактов, получение дополнительной информации о состоянии дел (изучение и анализ степени заинтересованности родителей в судьбе ребенка) Подготовка родителей к встрече с ребенком Организация встречи в детском доме, свиданий или переписки в случае нахождения родителей в местах лишения свободы. Взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, милиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) по подготовке отмены судебного решения. Участие в процессе работы по восстановлению родительскоййй - детских отношений Отслеживанию дальнейшей судьбы ребенка в кровной семье, оказание консультативной помощи по правовым вопросам

Педагог-психолог: Установление контактов с кровными родителями (близкими родственниками), получение дополнительной информации о семье. Оценка возможности и необходимости работы с родителями (психологическое и педагогическое тестирование мотивации родителей на восстановление семьи и возврат ребенка из детского дома; изучение уровня притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей). Оценка готовности и желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка). Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). Подготовка родителей к встрече. Участие в процессе работы по восстановлению родительскоййй - детских отношений Отслеживанию дальнейшей судьбы ребенка в кровной семье, оказание психолого-педагогической помощи

Воспитатель: Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка Установление контактов, получение дополнительной информации о состояний дел Оценка готовности и желания ребенка к контакту с родными. (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка). Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). Подготовка родителей к встрече Организация встречи в детском доме, свиданий или переписки в случае нахождения родителей в местах лишения свободы. Участие в процессе работы, по восстановлению детско- родительских отношений.

Технология деятельности педагогов детского дома по возвращению воспитанников в кровную семью (этапы работы ) МЕРОПРИЯТИЕОТВЕТСТВЕННЫЙ 1Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка: изучение личного дела воспитанника; переписка с органами опеки и попечительства; беседа с родственниками, которые посещают ребенка Социальный педагог воспитатели 2Установление контактов, получение дополнительной информации о состояние дел: выход сотрудников детского дома по месту проживания родителей; беседа воспитателя, социального педагога, психолога с родителями; беседа директора детского дома с родителями, выяснение причин, желания и возможности восстановления- семьи. Директор детского дома социальный педагог педагог-психолог воспитатели

МЕРОПРИЯТИЕОТВЕТСТВЕННЫЙ 3 Оценка возможности и необходимости работы с родителями психологическое и педагогическое тестирование мотивации родителей на восстановление семьи и возврат ребенка из детского дома; изучение уровня притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей. Психолог 4 Оценка готовности и желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка). Психолог, воспитатели 5 Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). Психолог, воспитатели 6 Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). Психолог социальный педагог воспитатели 7 Организация встречи в детском доме, свиданий или переписки (в случае нахождения родителей в местах лишения свободы); Директор социальный педагог воспитатель

МЕРОПРИЯТИЕОТВЕТСТВЕННЫЙ 8 Анализ последствий встречи для ребенка и родителей (работа психолого -медико-педагогического консилиума). Председатель консилиума 9 Принятие решения о проведении работы по возвращению ребенка в кровную семью. Служба по патронатному сопровождению 10 Взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, милиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) по подготовке отмены судебного решения. Социальный педагог 11 Участие в процессе работы по восстановлению детско- родительских отношений специалистов детского дома Директор, зам. директора по воспитательной работе, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники 12 Отслеживание дальнейшей судьбы ребенка в кровной семье, оказание педагогической и психологической помощи. Служба по патронатному сопровождению

Одним из важнейших педагогических условий эффективности процесса возвращения воспитанника в кровную семью является подготовка педагогических кадров. В. Н. Сорока - Росинский говорил, что воспитатель детей, выбитых из жизненной колеи, «должен обладать особым чутьем, граничащим с интуицией, чувством меры и особенности материала».

Поэтому профессиональная подготовка воспитателей является важным условием в реализации деятельности по возвращению воспитанника в кровную семью. Обязательным условием является то, что все сотрудники детского дома (воспитатели, младшие воспитатели и др.) должны быть теоретически и практически подготовлены к осуществлению данной работы ( программа «Практическая психология на каждый день»). Перед администрацией стояла задача формирования психолого- педагогической готовности персонала к работе в новых условиях. Усилия администрации детского дома постоянно направлены на освоение педагогическим коллективом теоретических и методических основ семейного воспитания, формирование у детей мотивации, развития знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений, развитие системы консультативного и других видов помощи ребенку, на рефлексию результатов деятельности по перечисленным направлениям.

Направления работы с педагогическими кадрами реализовываются в следующих формах: 1. Проведение педагогических советов по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке, основ семейного воспитания. 2. Проведение научно-методических конференций, круглых столов, индивидуальных и групповых консультаций для сотрудников детского дома по данной проблеме. 3. Проведение обучающих семинаров-практикумов для воспитателей. 4. Супервизорское консультирование воспитателей.

Деятельность педагогов по возвращению воспитанника в кровную семью предполагает: Диагностику и реабилитацию ребенка па протяжении всего периода проживания в детском доме до возврата родителям или передаче его в заме­щающую семью (составление индивидуальных программ сопровождения воспитанника, внесение изменений в процессе работы на заседаниях ПМПК); Поиск и установление контактов с кровными родителями и родствен­никами, сбор информации (работа в тесном контакте с органами опеки и по­печительства городов и районов ); Оценку перспектив работы с родителями по восстановлению детско-родительских отношений и кровной семьи (составление индивидуальной программы по работе с кровной семьей воспитанника, систематическая ее корректировка);

- Оценку безопасности возвращения ребенка в кровную семью, организацию контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками (проведение консультаций с родителями или кровными родствен­никами, организация совместных встреч ребенка, родителей, представителя детского дома: воспитателя, социального педагога, педагога-психолога, администрации, в зависимости от ситуации и поставленных задач); - Подготовку родителей к восстановлению детско-родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи (консультации, переписка с родителями, находящимися в местах лишения свободы, организация телефонных разговоров, встреч ребенка и родителей); - Работу по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях детского дома (включение в программу воспитания блока «Воспитание семьянина»); - Подготовку ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью); - Создание в детском доме условий, приближенных к домашним

Детскому дому переданы полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. На базе детского дома работает «Академия замещающих родителей». С сентября 2013 г. на базе детского дома прошли обучение 61 кандидат в замещающие родители.

Особое внимание в процессе проведения занятий уделяется диагностическому обследованию кандидатов в замещающие родители. Процесс оценивания другого человека – сложная психологическая задача. Педагог-психолог выделяет блоки диагностируемых черт: -психофизиологического плана -характерологического -поведенческого -эмоционального -мотивационного Наиболее сложным моментом в работе специалистов с кандидатами в приемные родители, является определение истинной мотивации граждан.

Положительным результатом такой работы можно считать то, что за 3 года на воспитание в приемные семьи передан 21 воспитанник и 4 – в кровные семьи. Представленный опыт можно считать результативным, это подтверждается тем, что ежегодно увеличивается число воспитанников, переданных на воспитание в кровные семьи и семьи граждан.

год 2013 год 2014 год Соотношение числа детей, переданных на воспитание в семьи граждан, к общей численности детей, проживающих в детском доме, % 12,5% (6 чел.) от среднемесячного количества детей за 2012 год детей 10,57 % (5 чел.) от среднемесячного количества детей за 2013 год – 47, 3 детей 23.2 % (10 чел.) от общего количества воспитанников – 43 ребенка Соотношение числа детей, переданных на воспитание в семьи родственников (в том числе родителям), к общему числу детей, % 4,16% (2 чел.) от среднемесячного количества детей за 2012 год детей 2,1 % (1 чел.) от среднемесячного количество детей за 2013 год – 47.3 детей 2,3 % (1 чел.) от общего количества воспитанников – 43 ребенка Итого: 25 детей 8611

План работы с кровными родственниками на 2014 год Задачи: Восстановление в родительских правах родителей и возврат ребенка в кровную семью, формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов

1. Практическая работа с детьми 1. Диагностика отношений детей к приемным и кровным родителям 2. У крепление родственных связей между братьями и сестрами 3. Работа по формированию позитивного образа семьи, половому воспитанию 4. Работа по воспитанию личности ребенка 5. Создание семейного альбома каждого воспитанника 6. Совместные праздники и дни рождения 7.Психолого-педагогическая подготовка детей к свиданиям с кровными и приемными родителями 8. Отслеживание эмоционального фона, педагогический подход и коррекция после общения ребенка с кровными и приемными родителями 9. Формирование доброжелательного, доверительного отношения детей друг к другу на основе взаимной симпатии

2. Работа с кровными родственниками 1. Диагностика условий жизни семьи 2. Диагностика отношения к детям; изучение и анализ степени заинтересованности в судьбе ребенка 3.Беседы, практикумы 4. Переписка 5. Выходы в семью б.Налаживание и укрепление связей с родственниками 7. Совместные праздники и дни рождения 8. Индивидуальная работа с ребенком и родителями

3. Работа с органами образования, социальной защиты, органами внутренних дел 1. Взаимодействие с администрацией учреждений, специалистами органов опеки 2. Запросы 3. Телефонные звонки 4. Организация свиданий ребенка и родителя 5. Обследование жилищных условий семьи 6. Собеседование с администрацией детского дома (изучение намерений, жизненных перспектив и планов родителей) 7. Связь с заинтересованными организациями (УВД), судебно исполнительная власть, органы опеки и попечительства 8. Помощь в устройстве воспитанника в детский сад. 9. Контроль со стороны правоохранительных органов за родителями, ограниченными в родительских правах 10. Освещение в средствах массовой информации (газета «Амурский маяк»)

Памятка по работе с кровными родственниками Цель : Поддержание родственных связей (осознание ребенком собственного «Я», своих корней - повышение уверенности в себе, в своих силах) Активизировать кровных родственников, привлечь их к вопросам воспитания детей, к разработке траектории их дальнейшего развития Устройство детей в семью кровных родственников с последующим ее сопровождением (при возможности и наличии необходимых условий и как результат работы по предыдущим 2-м направлениям) Направления: Составление родственных карт детей; Индивидуальные встречи, беседы; Психологическая поддержка, консультирование; Сопровождение по вопросам восстановления в родительских правах; Организация встреч с детьми в учреждении; Гостевой режим

Порядок работы с кровными родственниками воспитанников. Работа с личным делом воспитанника, выделение родственников, обозначенных в документах. Беседа с ребенком, проведение анкеты-опроса «Что я знаю о своих родственниках». Сопоставление информации, полученной из документов и личной беседы с ребенком. Заполнение бланка данных о кровных родственниках воспитанника. Выделение из всего списка кровных родственников тех, кто мог бы стать кандидатом на устройство в его семью (в том числе и гостевую) воспитанника. Связаться с родственниками (по телефону, отправить письмо или передать информацию через посредников), с целью приглашения их на встречу. Встреча с родственниками специалистов службы (в сложных случаях - организация встречи при директоре), обсуждение возможности устройства ребенка в их семью. Если «да» - оформление ходатайства в органы опеки и попечительства. Если «нет» - устройство в другую замещающую семью. В случае если семья родственников не хочет брать ребенка, но высказывается категорически против его устройства в какую-либо семью - отправление в органы опеки и попечительства для принятия решения: или они дают разрешение на устройство в замещающую семью, или дают письменный запрет на устройство. Организация встречи-знакомства кровных родственников и кандидатов с целью обсуждения перспектив их дальнейшего взаимодействия. Обеспечение специалистами Службы взаимосвязи с кровными родственниками в случае устройства ребенка в замещающую семью