Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI – начале XVII в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первые печатные книги на Руси. Книга - человек путь жизнь.
Advertisements

Портрет Юрия Радзивилла Сандро Боттичелли «Мадонна с гранатом»
Брестская церковная уния 1596 г: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
Выдающиеся люди нашего края в исторических событиях первой первой половины 19 века
Путешествие по Беларуси. Красивые легенды и реальность сливаются воедино, а прошлое и настоящее переплетаются в удивительных историях во время путешествия.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
По историческим местам Полоцкой земли. Полоцк является одним из древнейших городов Беларуси. Возник город на древнем торговом пути "из варяг в греки"
Экскурсия по городу Несвиж- бывшей резиденции одного из знатнейших магнатских родов Великого княжества литовского – Радзивиллов - одному из старейших и.
Отдел по туризму УО «Полоцкий государственный университет» УО «Полоцкий государственный университет» Тел
Первопечатник Иван Федоров. Краткие сведения из биографии Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 г. Хотя точных сведений о дате и месте его рождения (равно.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
В светской живописи по - прежнему доминировали портретный и исторический жанры. Центром подготовки художников стала Виленская художественная школа. Так.
В и к т о р и н а. Викторина Люби и знай свой край 1. В каком письменном источнике впервые упоминается Каменец? 2. Какой год считается датой основания.
О СОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ХIV-ХVI ВЕКАХ. Алексеева Мария 6 «Б»
У ченье – свет У ченье – свет Учебное пособие для 3 класса.
Книгопечатники и просветители земли белорусской. Самшитовый гребень. Берестье.
М ИРСКИЙ ЗАМОК. М ЕСТОРАСПОЛОЖЕН ИЕ Замок расположен в непосредственно й близости к местечку Мир. По мнению исследователей, ранее на его месте была расположена.
Транксрипт:

Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI – начале XVII в.

1. Развитие культуры Беларуси в середине XVI – начале XVII в. происходило в условиях расширения влияния европейского Возрождения, связанного с подъемом светской науки и искусства, распространения гуманизма и становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. 1. В ВКЛ в этот период только зарождалась светская литература. Философская и общественная мысль еще окончательно не отделилась от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель удачно вписалась в европейскую культуру того времени.

2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с реформационным движением и возникновением реформационных типографий. Первая на современной территории Беларуси типография действовала в гг. в Бресте при поддержке магната, мецената Николая Радзивила Черного. Это типография выпустила более 40 изданий на польском и латинском языках. Николай Радзивил Чёрный

Последователем Ф.Скорины считают Симона Будного. Он в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке "Катехизис". Книга «Об оправдании грешного человека перед Богом»

На личные средства издал Евангелие на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. Он выступал против полонизации, развивал идею служения Родине Вторым из последователей Скарыны был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (Чашницкий район Витебской области) он перевел и в 1580 г.

Сначала в Киеве, а затем в Кутеинскои монастыре под Оршей и типографии в Буйничах (под Могилевом) он издал «Псалтырь» и «Букварь». Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие по обучению начальной грамоте называлось «азбука» Дело Ф.Скорины на территории Белоруси продолжал уроженец Могилева Спиридон Соболь. Спиридон Соболь Букварь

В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали книгу Апостол, но из- за преследования духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1568 г. издали Евангелие учительное. В 1588 г. в Виленской типографии, основанной Петром Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут на старобелорусском языке.

У 1619 г. в местечке Евье (современная Литва) издаётся грамматика Мелетия Смотрицкого, служившая на протяжении XVII-XVIII вв. учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Кстати, по ней учился и великий русский ученый Михайло Ломоносов. Как новый жанр литературы рассматривается историческая хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории Беларуси и Литвы. Матей Стрыйковский

книгоиздательская деятельность С.Будного "Катехизис" Несвиж 1562 И.Фёдарав П.Мсциславец "Евангелие учительное " Заблудов 1569 В.Тяпинский "Евангелие" Тяпин 1570 братья Мамоничи Статут ВКЛ Вильнюс 1588 М.Сматрыцки "Грамматика" Евье 1619 С.Собаль "Букварь" Куцейна 1631

начальные школы при православных братствах при протестантских сборах при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов иезуитские коллегиумы, которые давали образование почти на университетском уровне. Каллегиум иезуитов в Пинске 3. Система образования на территории Беларуси включала

В 1570 г. иезуитами был основан в Вильнюсе коллегиум, преобразованный в 1579 г. в иезуитскую академию - древнейший учебное заведение в Беларуси с университетским статусом. В академии преподавали ученые мужи со всей Европы. Ее первым ректором стал инициатор церковной унии Петр Скарга. Иезуитская система образования, с одной стороны, преследовала цель приобщить молодежь к католичеству, а, с другой стороны, обеспечивала знаниями по естественным и гуманитарным наукам. Петр Скарга Коллегиум в Вильнюсе

система образования Начальные школы Иезуитские учебные заведения школы при католических орденах академия коллегиумы при протестантских сборах при православных братствах

имела в Беларуси давние исторические традиции. Местные особенности, сопряженные с готическими и ренессансными чертами, воплощались в величавости и прыгожасци дворцово-замковых построек в Смолянах (Витебская обл.), Герани и Мире (Гродненская обл.) Монументальная архитектура Замок в Мире, нач. XVI в. Сегодня в отреставрирован ном здании Мирского замка располагается филиал Национального художественного музея. В 2000 г. по решению ЮНЕСКО он внесен в список Всемирного наследия.

Привлекал глаз своей неповторимостью и великолепие дворцовый ансамбль Радзивилов в Несвиже (Минская обл.). С его дворцом связано представление о "черной даме Несвижского замка" (Барбара Радзивилл), призрак которой якобы бродит по помещениям и подземельях. Несвижский замок

Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте постоянного жительства магнатов. Им стала свойственна роскошь и пышность оформления. Такие черты приобретает, например, Гродненский замок, перестроенный при короле Речи Посполитой Стефане Батории.

В первой половине XVII в. был возведен на месте старого новый замок и построен костельной- монастырский комплекс в Гольшанах Гродненской области. История замка вдохновила Владимира Короткевича на написание произведения "Черный замок Ольшанский" Руины замка Сапегав, м.Гольшаны

В церковном строительстве сохранялись черты оборонительного зодчества Примером стала церковь-крепость в деревне Мурованка Гродненской обл. Построена в нач. XVI в., Поздняя готика

При строительстве церквей и костелов постепенно проявляются черты барокко. Первым таким памятником является костел Божьего Тела в Несвиже. Построен в конце XVI в. по проекту итальянского архитектора Яна Марии Бернардони. Ян Марыя Бернардоні Большую площадь под костелом занимает фамильный склеп князей Радзивиллов. Первое погребение датируется 1616, последнее г., когда здесь был похоронен прах князя Радзивилла. костел Божьего Тела

Расширение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в строительстве кальвинистских сборов (церквей). Первый кальвинистский сбор с типографией был открыт в Бресте около 1553 благодаря усилиям Николая Радзивилла Черного. Обязательным элементом таких строений была башня. Бывшая протестантская церковь в Заславле

5. В изобразительном искусстве наблюдаются изменения в иконописи, где образы святых приобретают индивидуальные черты,а фоном для этих образов становится орнамент. Развитие получил мемориальный (сделан в память) портрет жен Януша Радзивилла - Катажины и Марии, изображенный виленским художником Иоганна Шрэтэрам. На картине - мертвая на момент написания полотна первая жена Катажина, которая немного затмевает другую жену - Марию. Фигуры женщин показан в разных плоскостях.

Наиболее явственно примером развития театра на землях Беларуси стало распространение кукольного театра - вертепа (от польского наименования г. Вифлием, где родился Иисус Христос) 6. Театр. Музыка

Батлейка представляла собой ящик из досок в виде домика или церкви, внутри которой показывались (водились по специальным рельсам) куклы-персонажи из дерева или цветной бумаги. При иезуитских коллегиума возникли школьные театры, где использовались польский, старобелорусский, латинский язык. Памятником музыкальной культуры является Полоцкая тетрадь - рукописный сборник старинной музыки. Он включает более 60 вокальных инструментальных произведений с выразительными чертами барокко.

Сделайте тест по теме: