29.11.2005iakim@isa.ru1 Форум НКО "Тольятти - город новых технологий" 1 декабря 2005г. Социальные инвестиции российского бизнеса : механизмы и примеры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО?. ОАО "ЛУКОЙЛ"2 На пути к осознанию КСО как философии деловой практики Компании Единичные благотворительные акции.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА И ВЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
CAF Россия Фонды Местных Сообществ в России: практика, возможности и риски Аврорина Л.В. Руководитель программ, CAF Россия.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Менеджер по управлению персоналом: гражданин, нижегородец, профессионал Общественный комитет по трудовым ресурсам ТПП НО Областной Клуб Директоров по персоналу.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Субъекты и критерии социальной ответственности Е.И. ТАВЕР Член Правления ВОК, Директор ЦЭП ВОК Всероссийская организация качества ЦЕНТР ЭКСПЕРТНЫХ ПРОГРАММ.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
CAF Россия Фонды Местных Сообществ в России: практика, возможности и риски Аврорина Л.В. Руководитель программ, CAF Россия.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Транксрипт:

Форум НКО "Тольятти - город новых технологий" 1 декабря 2005г. Социальные инвестиции российского бизнеса : механизмы и примеры В.Н.Якимец, д.с.н., к.т.н., проф. Институт системного анализа РАН, Госуниверситет управления

Корпоративная социальная ответственность - это отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышение качества продукции и услуг, др.), улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями

Цели КСО Формирование принципов участия российского бизнеса в реализации социальной политики в стране Позиционирование передовой роли компаний - общественно-значимых лидеров социальной ответственности Представление и продвижение социальных программ российских компаний в соответствии с международными стандартами

Что такое МСП? МСП – это конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, «выгодное» населению территории и каждой из сторон, обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов

Основа «Политики роста» «Деловой России», дек эффективное партнерство общества, государства и бизнеса, целью которого является борьба с бедностью и повышение уровня жизни населения, партнерство, реализуемое путём развития полноценного рынка, поддержки отечественного товаропроизводителя, защиты прав собственности.

Подходы к реализации социальных программ бизнеса, ориентированных на местные сообщества (ИЭГ) Традиционн. благотвори- тельность Стратегич. благотворител ьность 1. Следование личным приоритетам руководства 2. Следование традициям компании 3. «Даем то, что есть» 4. Ориентация на результат 5. Поддержка направле- ний, соотв. стратегическим интересам компании Социальное инвестирование

Два основных направления СИ 1. Социально ответственное инвестирование (мы введем термин СО-инвестирование) и 2. Социальное инвестирование Оба широко развиты и применяются в Западной Европе и Северной Америке Первый национальный доклад «О социальных инвестициях в России»,ноябрь 2004

1. Суть СО-инвестирования Не всегда одновременное, а разнесенное во времени совместное инвестирование деятельности корпорации со стороны компании (когда сама компания делает вложения не только в развитие производства и получение экономической прибыли, но в охрану окружающей среды, в развитие местного сообщества на территории пребывания, в решение внутрикорпоративных социально-значимых задач) и со стороны внешнего инвестора (чаще всего с некоторой задержкой во времени и на основе анализа результатов указанных выше действий компании)

Три стратегии СО- инвестирования А. Отбор или просеивание инвестиционного портфеля (Screening) Б. Отстаивание интересов акционеров (Shareholder Advocacy) В. Инвестиции в развитие местных сообществ (Community Investing) Highlights of the 2003 Report on Socially Responsible Investing Trends in the United States

Финансовые институты развития местного сообщества (ФИРМС) Банки развития местного сообщества - Community Development Banks (CDBs) – коммерческие структуры, риски которых застрахованы. Кредитные союзы развития местного сообщества - Community Development Credit Unions (CDCUs) – это ННКО, обслуживающие граждан с низким уровнем доходов. Кредитные фонды развития местного сообщества - Community Development Loan Funds (CDLFs) – это некоммерческие, саморегулируемые объединения, риски которых не застрахованы. Корпорации развития местного сообщества - Community Development Corporations (CDCs) – это некоммерческие, саморегулируемые объединения, риски которых не застрахованы, действующие в сфере жилищного строительства, возрождения соседских общин и развития сообщества. Институты микрофинансирования - Micro Finance Institutions (MFIs) – это некоммерческие микрокредитные институты, саморегулируемые и без страхования рисков.

2. Социальное инвестирование это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства, используемые, как правило, из части прибыли компаний, и направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в предположении, что в стратегическом (и реже тактическом) отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект (польза).

Способы реализации СИ со стороны бизнеса : структурированные и прозрачные механизмы МСП конкурсные схемы поддержки социально-значимых проектов соглашения о социальном партнерстве с местными властями именные фонды развития местного сообщества кодексы корпоративной этики на иболее перспективно создание и реализация внутренних, а также внешних корпоративных социальных программ

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, утвержд. Главой Правительства М.Е.Фрадковым 28 июля 2004 года содержат следующий раздел по ЧГП : « Развитие форм частно-государственного партнерства в социальной сфере. ……необходимо разработать механизмы, позволяющие задействовать предпринимательскую инициативу, определить наиболее эффективные формы партнерства государства и предпринимательского сообщества. Правительство Российской Федерации должно использовать партнерство государства и бизнеса (частно-государственное партнерство) как инструмент реализации общественно значимых проектов в сфере обеспечения общественных услуг. В результате консолидации бизнеса и власти вокруг социальных проектов Правительство Российской Федерации должно добиться сокращения нерыночных, неконкурентных элементов функционирования социальной сферы. Это должно обеспечить формирование новых моделей управления социальной инфраструктурой и способствовать привлечению частных инвестиций в ее развитие. На этой основе необходимо существенно повысить эффективность социальных институтов, объем и качество социальных услуг. Федеральным органам исполнительной власти необходимо выработать прозрачные и понятные правила для предпринимателей, участвующих совместно с государством в реализации проектов, определить ответственность государства, сократить административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов».

Механизмы ГЧП в области инфраструктуры

Механизм социальных инвестиций это согласованный участниками процесса соц.инвестирования набор взаимосвязанных правил, процедур, способов, технологий, и т.п. по осуществлению (как правило, из чистой прибыли) добровольных вложений бизнеса (социального инвестора) в определенную сферу (программу) внутрикорпоративного развития и/или развития внешней социальной среды, направляемых с учетом действующих нормативно- правовых актов и/или международных стандартов на достижение стратегических и тактических целей (конкурсный поиск лучших, продвижение перспективных социальных технологий, выращивание эффективных институтов, развитие коммуникаций, поддержка территорий, отраслей социальной сферы, развитие инфраструктуры) в предположении получения социального, экономического или имиджевого эффекта.

Классификационные признаки (А-H) механизмов СИ A. по составу субъектов, участвующих в процессе социального инвестирования (социальный инвестор, реципиент СИ, посредник); B. по временному диапазону социального инвестирования, предусмотренного механизмом (долгосрочные или долговременные; среднесрочные; и текущие); C. по сферам (направлениям) социальных инвестиций (развитие персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда, социально-ответственная реструктуризация, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика, развитие инфраструктуры); D. по целевой предназначенности механизма СИ (конкурсный поиск лучших и иные соревновательные процессы; поддержка в развитии и продвижении перспективных социальных технологий; выращивание необходимых и эффективных институтов; развитие и поддержка коммуникаций между бизнесом, властью и обществом; стратегическая поддержка отраслей социальной сферы и территорий); E. по уровню применения (федеральный, региональный, местный, отраслевой, корпоративный); F. по оформлению механизма (без регламента, по процедуре в пределах компетенции социального инвестора, по соглашению между участниками, в соответствии с нормативно-правовыми актами определенного уровня (местный, региональный, федеральный, др.), в соответствии с международными стандартами; G. по источнику СИ (текущие расходы, прибыль (до налогов), чистая прибыль, нефинансовые СИ); H. по измерению эффекта СИ (экономический, социальный, имиджевый; в денежном выражении, в относительных единицах, по индексу, рейтингу, нет расчета).

5 ключевых процессов, возникающих в ходе социального инвестирования (D) : 1. конкурентные и соревновательные процессы; 2. поддержка в развитии и продвижении перспективных социальных технологий; 3. выращивание необходимых и эффективных институтов; 4. развитие и поддержка коммуникаций между бизнесом, властью и обществом; 5. стратегическая поддержка отраслей социальной сферы и территорий.

Пример 1- Конкурс для физических лиц В 1999 г. благотворительный фонд В.Потанина выплатил первые 160 стипендий студентам - выпускникам норильских школ. Ныне реализуются 4 стипендиальные (и грантовые) программы: федеральная, "северная", поддержки победителей международных олимпиад, для курсантов военных вузов. Федеральная стипендиальная программа фонда В.Потанина по сути дела представляет собой многоступенчатый конкурсный отбор (ни одной отметки ниже «пятерки»). Экспертами оцениваются: умение нестандартно мыслить, организаторские способности претендентов, способность сплотить вокруг себя команду и найти приемлемые пути решения поставленных задач. В учебном году в конкурсе участвовали студенты 67 вузов страны, 1330 студентов стали стипендиатами (стипендия 1500 рублей в месяц). Среди грантовых программ зарубежная практика студентов, грантовый конкурс социокультурных проектов, конкурс молодых преподавателей государственных вузов России, гранты победителям национального конкурса «ТЭФИ-2002». За пять лет фонд предоставил более стипендий и грантов аспирантам и молодым преподавателям. Администрирует стипендиальную программу CAF-Россия.

Пример 2 - Корпоративный конкурс ООО Лукойл-Пермь участники корпоративного конкурса представители 23 районов Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. В организации конкурса участвуют Управление общественных связей ООО «Лукойл- Пермь», Конкурсная комиссия, Экспертная комиссия и Представительства генерального директора в нефтяных районах. в 2004 г. из представленных 298 социально значимых проектов из 23 районов было отобрано 107, которые были профинансированы на сумму около 10 млн.руб. Организован и ведется мониторинг за реализацией проектов.

Пример 3-Продвижение перспективных социальных технологий Программа "Шанс на успех" Международной финансовой корпорации для выпускников детских домов и интернатов. Цели: главная - интеграция сирот в общество (в России около 700 тыс. детей-сирот, но лишь 10% из них находят свое место в жизни), а вторая – способствовать развитию социальной ответственности бизнеса. Суть: компании принимают выпускников детдомов на стажировку сроком до года, обеспечивают им профессиональное обучение. Во время трудовой практики им выплачивают зарплату по завершении - выдают рекомендации. Некоторые стажеры остаются в компании на постоянной основе. Центр "Подвал" и другие НКО совместно с CAF Россия проводят тренинги по написанию резюме, поиску работы и др. В 2004 г. занятия посетили 70 молодых людей. Более 50-ти из них устроились на стажировку или нашли работу самостоятельно. Постоянно ведется поиск вакансий, стажеры проходят собеседования. Организационную поддержку программе оказывает РСПП. Поддержали: "Вимм-Билль-Данн продукты питания", "ВымпелКом", Издательский дом "Independent Media", "Прайсуотерхаускуперс", ООО "Группа Ренессанс Страхование", ОАО "ТНК–BP Менеджмент" и др.

Пример 4-Выращивание необходимых и эффективных институтов (ГУ-ВШЭ) Создание фонда фондов (в целях стимулирования развития венчурной индустрии; возможный аналог – израильская программа Yozma). Программу поддержки экспорта для малого и среднего бизнеса (предприятия до 1000 чел.), предусматривающая частичную компенсацию расходов на установление контактов с зарубежными партнерами, расходов на участие в международных выставках и ярмарках, стартовых расходов на маркетинг и т.д. Программу поддержки сертификации на ISO-9000/ ISO для малых и средних предприятий (с частичным софинансированием из бюджета и выплатой соответствующих субсидий не компании-заявителю, а международному агенту, проводящему сертификацию). Программу поддержки экспорта образовательных услуг. Российские ВУЗы могут предоставлять вполне качественные и конкурентоспособные по цене образовательные услуги для иностранных студентов. Государству надо помочь ВУЗам в создании инфраструктуры экспорта образовательных услуг – через конкурсное софинансирование проектов внедрения современных технологий обучения и развития социальной инфраструктуры для приема студентов. Важно привнесение в образовательную среду управленческого опыта и маркетинговых знаний. Инструментом решения этой задачи может стать создание частно- государственной корпорации Рособразование, призванной способствовать продвижению российских образовательных услуг на мировом рынке. Программу поддержки инновационных кластеров в регионах. На малые и средние университетские города, обладающие научным и образовательным потенциалом. Она может включать конкурсный отбор и софинансирование проектов, совместно разработанных муниципалитетами, университетами и/или академическими институтами с участием бизнес-структур. В индийских штатах Бангалор и Хидерабат. Опыт израильской Magnet program.

Пример 5 – Выращивание институтов Создать современные специальные механизмы по стимулированию инвестиционной активности, снижению рисков для инвесторов, развитию эффективного спроса, облегчению доступа к финансовым ресурсам - «Инструменты роста» («Политика роста», Деловая Россия, дек.2004) : Система инвестиционных фондов федерального и регионального уровня, инвестирующих ресурсы в капитал развивающихся компаний, Российский банк развития - кредиты в виде проектного финансирования, Российский фонд технологического развития (инновационный фонд) -совместное финансирование государством и бизнесом самого рискованного периода - от формулирования идеи инновационного проекта до его внедрения, Фонд кредитования малых форм в научно-технической сфере, Система федерального и региональных агентств по кредитованию инфраструктурных проектов, Агентство по страхованию ипотечных кредитов - страхование до 25% рисков возврата кредитов при приобретении жилья - жильё доступнее, Агентство по страхованию потребительских кредитов, Агентство по страхованию экспортных операций, стимулирующее экспорт российских машин, оборудования и технологий, Фонд гарантирования иностранных инвестиций, Агентства взаимного кредитования малого предпринимательства.

Развитие и поддержка коммуникаций между властью, бизнесом и обществом отчеты в свободной форме (буклеты о благотворительных программах компании по поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта), комплексные отчеты по методу «Три Э» (Triple Bottom Line) и на основе других способов (разраб. Лондонской группой сравнительного анализа (London Benchmarking Group), группой корпоративного гражданства (Corporate Social Citizenship) и др. стандартизированные отчеты (AA 1000, SA 8000, GRI,т.д.). Впервые социальный отчет был представлен в 1998 г. в отчетности для акционеров и общественности компанией Royal Dutch Shell. Затем аналогичные отчеты стали выпускаться такими корпорациями как BP Amoco, British Telecommunications, Unilever, Novo Nordisk, BC Hydro, Dow Chemical.

Развитие и поддержка коммуникаций между властью, бизнесом и обществом 28 июня 2005 года ФИА-БАНК (крупнейший в Самарской обл.) разместил на сайте ( свой второй Социальный отчет. Впервые в городе внедрена новая благотворительная программа «Делать добро вместе», целью которой стало приобщение руководства и сотрудников ФИА-БАНКа к современным тенденциям развития социально-ответственного бизнеса, проявление заботы о местном сообществе – о людях и среде, в которой функционирует банк, а также подтверждение высокого уровня корпоративной социальной ответственности и корпоративной культуры. В 2000 г. ФИА-БАНК соединил усилия с Общественным Фондом Тольятти, создав Именной фонд «Молодежь- архитектор будущего Тольятти». Приоритетным направлением финансирования является поддержка детских и молодежных программ. Средства Именного фонда вошли в бюджет нескольких конкурсов: «Конкурс развития», «Развитие молодежных инициатив», «Стипендиальный конкурс», Благотворительная программа «25 октября – Мой День Рождения!», целевое финансирование. «Общественный Фонд Тольятти» администрирует благотворительную деятельность ЗАО «ФИА – БАНК» на основании договора о сотрудничестве.. В 2004 году ФИА-БАНК в четвертый раз стал победителем конкурса "Благотворитель года".

Новые публикации по МСП – Корсаков М.И., Коновалова Л.Н., Якимец В.Н. Управление корпоративными социальными программами, М. Ассоциация менеджеров России, 2003, 148 с. Городские жители и власти – на пути к сотрудничеству: бюджет, который можно понять и на который можно влиять. История успеха. Под ред. Т.И.Виноградовой, СПб. СПб центр «Стратегия», 2003, 203 с. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. Ассоциация менеджеров России, М., 2003, 208 с. Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. М., ИЭГ, 2003, 133 с. Макаренко О.В., Коновалова Л.Н., Якимец В.Н. Кредитный рейтинг территорий и социальная ответственность бизнеса. М., International Resources, 2003, Якимец В.Н.Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. Едиториал УРСС, М., 2004, 384 с. Якимец В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России. Под общей редакцией А.Г.Поршнева и Ю.Л.Старостина, М., ГУУ, 2004, 290 с. Доклад о социальных инвестициях в России – Роль бизнеса в общественном развитии. АМР, ПРООН, 2004