КАК ПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ?. Раскрываются методы написания рецензии, порядок её написания. Объясняются основные компоненты и виды рецензии. Своеобразная памятка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕКСТ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЧИНЕНИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ.
Advertisements

Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
«Отзыв о книге. Дневник чтения.» Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов Автор: вед. библиотекарь МОУ СОШ 9 Капустина Людмила Николаевна.
Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Отзыв Моя любимая книга. Отзыв – суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге – значит высказать и обосновать свое мнение.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. И.Брехман Подготовка к ЕГЭ (часть С)
Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Рецензия как жанр сочинения. Рецензия (с латинского – «рассмотрение, обследование») – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного,
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Транксрипт:

КАК ПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ?

Раскрываются методы написания рецензии, порядок её написания. Объясняются основные компоненты и виды рецензии. Своеобразная памятка рецензенту.

Если мы воспользуемся «Толковым словарём» В. И. Даля, то выясним, что слово рецензировать поясняется путём подбора следующего ряда синонимов: критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство.

Интересный синонимический ряд выстраивается к слову рецензия: : отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение («Словарь русских синонимов» Н. Абрамова). Попробуйте подобрать определения к этим словам. Например, к слову отзыв они могут быть такими: резкий, одобрительный, хвалебный, положительный, доброжелательный и т. д.

Следующий шаг – постановка цели Какова цель рецензии? Зачем пишет её рецензент? Что заставило его выбрать для обзора именно это произведение? Без ответа на эти вопросы нет самой рецензии, она распадётся на тысячи осколков.

Очевидно, есть что-то в тексте анализируемого произведения, что заставило читателя волноваться, о чём-то задуматься по-новому, оценить или переоценить что-либо и, как следствие, – поделиться своими размышлениями со своими читателями. То есть первый толчок к написанию рецензии – эмоциональный отклик, затем следующий за ним анализ: «О чём? Как? Что я об этом думаю?» Итак: прочитали – удивились – задумались – пишем рецензию…

Любая рецензия включает следующие основные компоненты: отзыв-впечатление, критический разбор или комплексный анализ текста, оценку произведения, личные размышления автора рецензии.

Анализируя текст, вспомним, что само слово текст, происходящее от латинского textum – «ткань, связь слов», подразумевает сочетание анализа тематики и проблематики произведения с разбором того, как именно создана эта ткань, как связаны между собой слова в тексте, «как сделан» текст.

Рецензент должен помнить, что ему необходимо оценить своеобразие писателя и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других.

Таким образом, предстоит оценить содержание и форму рассматриваемого произведения, ответить на вопрос, какие художественные приёмы использует автор и какой цели он при этом достигает.

И ещё: во время Олимпийских игр в Древней Греции судьи давали две клятвы: во-первых, судить по совести и, во- вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки понимали, что бывают такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь.

ПОЙМИ! В отличие от олимпийских судей рецензенты должны обосновать свои выводы, доказать текстом истинность своей позиции.

Итак, задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения.

Представим себе адресата нашей рецензии как человека, стоящего перед бесконечными книжными полками, заполненными художественными произведениями, написанными и опубликованными за последние десять лет.

Что ему посоветовать? Этого не читай, того тоже не читай… Какой в этом смысл? Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей.

Кому адресована ваша рецензия? Существуют два вида рецензий: 1. Рецензия для тех, кто читал текст. 2. Рецензия для тех, кто этот текст не читал.

Внимание! Даже если ваша рецензия будет прочитана только учителем, стоит писать так, будто читатель с рецензируемым произведением незнаком. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски.

Как писал Виктор Шкловский «Булгарин не травил Пушкина. Он только давал ему руководящие замечания». Давайте сразу договоримся, что не будем давать писателю руководящих указаний, как бы нам этого ни хотелось. Доброжелательный рецензент вступит в уважительный диалог с автором.

ПОДУМАЕМ! Как начать писать рецензию? Как совместить отзыв, суждение, личное отношение и литературоведческий анализ текста в одном флаконе?

Уже упоминавшийся нами блестящий филолог и остроумный человек В. Шкловский писал: «Нельзя начинать критическую статью – «я развернул книжку» или – «я заинтересовался», «я перелистал», «я заглянул». Нельзя также начинать театральную рецензию со слов «я пришёл в театр и сел в кресло». Всё это крайне беспомощно, так как начать читать книгу, не развернув её, невозможно».

как начать писать рецензию? Часто рецензия начинается с -библиографического описания произведения и пересказа (в одном–двух предложениях) его содержания. Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение, во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно становится ключом к последующему тексту. Какие личные, культурные и литературные ассоциации возникают в памяти, когда вы читаете название?

Многое для понимания может дать анализ композиции. Текст в большинстве случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе смысловую нагрузку. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

ПОМНИ! В каждом талантливом произведении писатель создает свой неповторимый мир. В нём пространство и время существуют по своим законам. Задумаемся, что ценно в этом мире? Иногда на это есть прямые указания в тексте, переданные через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает.

И последнее: не забудем, что «судить писателя следует по законам, им самим над собой признанным» (А.С. Пушкин). А главный судья и критик – это время. Время всё расставит по своим местам.

Успехов! Удачи!