Антропонимия фамилий учащихся МОУ «Ногоалександровская СОШ» Выполнила: Подъячева Анастасия Валерьевна, ученица 10 класса МОУ «Ногоалександровской СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее, Юниор!» Городская исследовательская конференция школьников 5-8 классов.
Advertisements

Происхождение и значение русских фамилий Работу выполнила ученица 8»б» класса СЕРИКОВА ТАТЬЯНА Руководитель – Самсонова Т.Н. СУЗУН 2009.
Происхождение и значение русских фамилий Работу выполнила ученица 8»б» класса СЕРИКОВА ТАТЬЯНА Руководитель – Самсонова Т.Н. СУЗУН 2009.
* Имена личные (антропонимы), *географические имена (топонимы), *собственные имена (клички животных - зоонимы), *названия рек, озёр (гидронимы), *названия.
Выполнили: Кулдорова Татьяна, ученица 3 класса, Фролова Алёна, ученица 6 класса М Б ОУ О ОШ с.Верешим Руководитель проек та : Серикова Татьяна Николаевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 97 имени дважды Героя Советского Союза П.А. Плотникова» Загадки фамилий.
Работу выполнила ученица 6 «б» класса Черемных Татьяна Руководитель – Потапова Е.М. Происхождение и значение фамилий.
Выполнил: Сухих Лидия, ученица 11б Руководитель: Яблокова Е.В. учитель русского языка и литературы Cюмсинской средней школы.
Актуальность С привычкой награждать людей обидными прозвищами необходимо бороться. Важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться.
Исполнитель: Ельцова Анастасия, ученица 7 класса МКОУ СОШ 21 Руководитель: Зудова Ю.С., учитель русского языка и литературы.
Происхождение фамилий. Значение фамилий моих одноклассников.
III научная конференция школьников «Я ПОЗНАЮ МИР НАУК» Автор: Ломовских Александр, учащийся 3 класса Руководитель: Уварова М.А., учитель начальных классов.
Ономастика ФОРМЫ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН..
Выполнила: Кускова Нина ученица 3 В класса МОУ-СОШ 4 г. Асино Томской обл. Руководитель проекта: Маликова Светлана Владимировна - учитель начальных классов.
Исследовательская работа обучающейся 7 класса МКОУ- СОШ Средняя Муя Бутаковой Даши Руководитель: учитель русского языка ЧОП Т.П.
История фамилий Выполнила: Краева Анастасия, 5 класс Руководитель: Жабунина Н.В.
МБОУ «ИНСАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1» Инсар 2011 год Фамилия Имя Отчество, должность руководителя, контакты ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Фамилия Имя.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ Апрель 2009 года.
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
ОНОМАСТИКА – ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНО! ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Транксрипт:

Антропонимия фамилий учащихся МОУ «Ногоалександровская СОШ» Выполнила: Подъячева Анастасия Валерьевна, ученица 10 класса МОУ «Ногоалександровской СОШ» Бузулукского района Оренбургской области Рукогодитель: Горбачева Т.Н., учитель русского языка и литературы, 1 КК Научный консультант: Кусжанова Г. Ж., рукогодитель очно- заочной школы «Институт юного исследователя» ГУДОД «Областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения» Оренбург, 2011

Кем был твой прадед на Руси Свою фамилию спроси. Г. Граубин Фамилия – наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени (Ожегов С.И.) Антропонимика - раздел ономастики, изучающий фамилии людей, происхождение, изменение их, социальное функционирование - антропонимика (от греч. anthropos - человек и ónyma – имя). (Лингвистический энциклопедический словарь)

Зная истоки возникновения своей фамилии, можно определить исторические корни своего рода. Актуальность темы:

исследовать происхождение фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Ногоалександровской СОШ» Цель работы:

Задачи исследования: 1) Изучить литературу по теме «Антропонимика фамилий», выбрать методику классификации фамилий. 2) Составить список основных фамилий и выявить историю их происхождения, опираясь на выбранную классификацию. 3) Опубликовать в областной периодической печати статью по результатам исследовательской работы.

Объект исследования - антропонимика. Предмет исследования - фамилии учащихся 5-11 классов МОУ «Ногоалександровская СОШ»

Новизна работы заключается в том, что вопросами изучения происхождения фамилий учащихся школы никто до сих пор не занимался. Практическая значимость проведенных исследований обусловлена тем, что изучение происхождений фамилий позволит привлечь внимание учащихся школы и их родителей к вопросу истории своей семьи, рода, края.

5 основных путей образования фамилий 1. Фамилии, образованные от крестильных христианских имен. 2.Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. 3.Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков. 4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков. 5. Фамилии, принадлежавшие духовенству. (классификация М.В. Горбаневского)

М.В. Горбаневский в качестве критерия, позволяющего определить национальную отличительность фамилии считал критерий суффиксальный. Так, к русскому относятся фамилии, имеющие в своем составе следующие суффиксы: -ов(-ев), -ин, (-ан), -ский (-цкий), -ской (-цкой), -ой, -ого (-ого, - ага), -ых (-их).

С целью исследования истории фамилий, существующих в Ногоалександровской школе, для установления их особенностей, были осуществлены практические исследования: 1. Разработана анкета. 2. Проведено анкетирование учащихся школы. 3. Проведен анализ фамилий школьников на предмет источника происхождения. 4. Создан антропонимический словарь фамилий учащихся школы Из 100 фамилий списочного состава школьников 17 фамилий повторяются: 15 по 2 раза, 1 фамилия – по 3 раза, так как учащиеся состоят в родственных связях.

Результаты опроса учащихся школы.

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен – 31 %: Николаева – от греч. имени Николай, сан Николая Спиридонов – от канонического др-церк. имени Спиридон. Родственная фамилия - Свиридова Климов – от повседневной краткой формы Клим из канонического мужского личного имени Климентий, полную форму которого употребляли редко Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Ногоалександровской СОШ»

2 группа. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские, пришедшие из языческих времен или образованные от прозвищ– 37 %. Беляев - от нецерковного имени Беляй. Это имя могло указывать на светлый цвет лица, волос. Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Ногоалександровской СОШ»

3 группа. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался – 12 %. Бочаров - от «бочар» - обручник. Бондарь, делающий бочки и другую вязаную посуду. Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Ногоалександровской СОШ» Кузнецов – от наименования отца по занятию. Так как кузнец был необходимым человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно.

4 группа. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков – 9 %. Саратова - прибывшие из Саратовской губернии. Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Ногоалександровской СОШ»

5 группа. Фамилии, принадлежавшие православному духовенству – 2 % Пономарев (от пономарь) – низший чин православной церкви, не посвященный в сан, иначе «псаломщик». Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Ногоалександровской СОШ»

Результаты исследования

В ходе данного теоретического исследования нами было установлено, что: русские фамилии прошли недлительный период развития и становления; в антропонимическом фонде русского языка существуют фамилии, образованные от церковных имен, служивших отчествами, прозвищ, рода деятельности предка, места рождения; присвоение фамилий человеку во время проведения первой переписи населения носило стихийный характер.

Проведенная практическая работа по исследованию способов образования фамилий учащихся школы показала, что большинство из них произошли от прозвищ и мирских имен по линии отца, а также от имен церковного происхождения; наименьшую группу составили фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков, и фамилии, иноязычного происхождения, значение которых трудно определить без знания другого языка.

Работа по этой теме может быть продолжена, дополнена новыми данными. Изучив архивные данные заселения Бузулукского района, в частности села Ногоалександровка, можно выявить его коренных жителей, типичные фамилии, определить коренное местожительство рода, найти свои исторические корни.