АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий.
Advertisements

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий.
Анатомо –физиологические особенности сердечно-сосудистой системы детей и подростков.
Анатомо-физиологические особенности ССС у детей Выполнила: студентка 416 группы педиатрического факультета Кузнецова Е. В. Нижний Новгород 2016.
Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы.
Органы и системы органов. Орган часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций.
Преддошкольный и дошкольный возраст. ПЕдиатрия
ВРЕД КУРЕНИЯ. 6090% заболеваний раком бронхов и легких; 30% заболеваний раком поджелудочной железы; 3070% заболеваний раком мочевого пузыря; 30% заболеваний.
С ИСТЕМЫ ОРГАНОВ В ОРГАНИЗМЕ Четвертая лекция 1 Julia Kjahrenova.
Основные особенности подросткового возраста 1. Ростовой скачок 2. Психо–нейро–эндокринная перестройка 3. Период бурного полового развития 4. Вегетативные.
Развитие человека после рождения. Выберите правильные утверждения: 1.В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид. 2.Оплодотворение.
Онтогенез Понятие: Это вся совокупность преобразований, совершающихся у особи от зарождения и до её смерти, называется, т.е. её индивидуальное развитие.
Выполнила: Шувалова Анжела ПДД-115. Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем.
§ 37. Строение и деятельность внутренних органов 7 класс биология.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬ НАЯ СИСТЕМА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Пищеварительная система человека (лат. systema digestorium) - осуществляет переваривание пищи (путём её.
Учёт возрастных особенностей детей в младшем школьном возрасте при занятиях легкой атлетикой Подготовила Кельгаева П. 1 Москва 2014 Презентация на тему.
Содержание 1.Общая характеристика гипоксии 2.Классификация гипоксии 3.Типы гипоксии 4.Структурно – функциональные нарушения при гипоксии 5.Компенсаторно.
Т.А.Сваталова, к.п.н., доцент КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Дыхательная система Зачем нашему организму кислород?
Органы чувств Опорно-двигательная система Органы пищеварения Органы дыхания Органы кровообращения Органы выделения.
Транксрипт:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий

Периоды детского возраста : 1. Период внутриутробного развития: Эмбриональный (от зачатия до нед.) Фетальный (с нед. до родов) 2. Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни: Ранний неонатальный – первая неделя жизни Поздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизни 3. Грудной период – 28 дней- 1 год жизни 4. Преддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 лет 5. Дошкольный период – от 3 до 6 лет 6. Период младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 лет 7. Период старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18 Подростковый период 10 – 18 (20) лет

Особенности периода новорожденности: Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия Наблюдаются пограничные состояния Болезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются: внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, повреждения нервной системы, гнойно-септические заболевания, склонность к генерализации процесса

Высокие темпы физического и психического развития, а именно: Масса тела к году – утраивается, рост увеличивается на 25 см окружность головы увеличивается на 12 см активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речь В первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери) Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие. Особенности грудного периода:

Особенности преддошкольного периода: Темпы психического развития опережают физическое развитие Увеличивается восприимчивость к детским инфекциям Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания

Особенности дошкольного периода: Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможности Возраст подражания Период активного развития тонких навыков Заметно снижается склонность к генерализации процессов Часты детские инфекции Часто проявляются детские болезни

Особенности младшего школьного возраста: Завершается структурная дифференцировка тканей Появляются сила, быстрота, выносливость (нарастает мышечная масса, крепнет скелет) Происходит стабилизация функций ФВД Происходит смена зубов Высокая частота аллергических и иммунокомплексных заболеваний

Особенности старшего школьного возраста: Период полового созревания Период формирования характера и личности Характерны функциональные расстройства нервной, сердечно сосудистой систем, дисфункция эндокринной системы Обостряются ранее перенесённые заболевания (аллергические, хронические, инфекционные и др.)

Особенности кожи: Эластичные волокна появляются с 4 мес. Защитная функция слабее, чем у взрослых Кожа богато васкуляризирована На тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудов Потоотделение начинается с 1 мес. Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертате Число жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 лет Жир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.

Особенности костной системы: Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкие В костях новорожденного много воды и мало солей Физиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость

Особенности органов дыхания 1.НОС: Относительно малые размеры Узкие носовые ходы Отсутствует нижний носовой ход Слизистая рыхлая и легко отекает Придаточные пазухи формируются к 2 годам Широкий слёзно-носовой проток 2.ГЛОТКА: Слабо развиты крипты и сосуды миндалин Частая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 года 3.ГОРТАНЬ: Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространстве Интенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертате Ложные голосовые связки растут от 3 до 7 лет

Бронхолёгочная система 1. Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаков 2. Грудная клетка относительно мала, основное место занимает средостение 3.Рёбра расположены горизонтально 4.Лёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированы 5. Короткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронхов 6. Слабые механизмы очищения трахеобронхиального дерева 7. В паренхиме лёгких больше коллагеновых волокон 8. Диафрагмальный тип дыхания

Особенности дыхательной системы Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем у взрослого Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнок Газообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых Возраст Частота дыхания 1 мес.48 6 мес.40 1 год 35 3 года 28 6 лет лет лет 17

Особенности сердечно сосудистой системы: 1.Сердце: Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес. Неравномерное увеличение отделов сердца Горизонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердца До 2 лет рассыпчатый тип кровоснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральный 2.Сосуды: Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венам Стенки артерий более эластичны и АД поэтому ниже Вены растут более интенсивно Проницаемость капилляров у детей выше

Функциональные особенности сердечно сосудистой системы: 1. Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца 2. Сердце выполняет относительно большую работу, чем у взрослого 3. Физиологическая тахикардия 4. Ограниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардии 5. Неравномерность роста отдельных частей сердца

Частота сердечных сокращений у детей (в мин) Возраст СредняяБрадикардия Тахикардия Новорожденный дней мес года года лет лет лет лет САД до года = 76+2n; САД после года = 90+2n ДАД = 1/2-2/3 от САД

Особенности системы пищеварения 1. Особенности ротовой полости: Малый объём ротовой полости, Относительно большой язык, Хорошо развитые мышцы рта и щёк 2. Слюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточно 3. Желудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо. 4. Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низки 5. Рост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 лет 6. Печень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.

7. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная. 8. Сигмовидная кишка относительно длиннее 9. Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы 10. Активность секреторного аппарата кишечника более низкая 11. Всасывательная способность более выше 12. Время прохождения пищевых масс у детей короче 13. Биоценоз кишечника легко нарушается.

Особенности мочевыделительной системы: 1. Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам, всей почки – к 7 годам. 2. Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрее 3. Мочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекции 4. В раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.

1. Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус) 2. Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 года 3. Легко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращению 4. Метаплазия лимфоидной ткани 5. В костном мозге больше в 2-4 раза не дифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослых 6. На протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобин 7.Перекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни Особенности системы крови

Возрастная динамика изменения нейтрофилов и лимфоцитов

Изменения содержания иммуноглобулинов в крови детей в зависимости от возраста

Особенности нервной системы 1. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет. 2. Кора новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системы 3. Развития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих рецепторов. 4. Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь

У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона, Бабинского На 2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при покачивании в люльке Со 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо голову В 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулять В 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет руки В 5 мес. узнаёт близких, сидит. В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакции В 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидит В 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоит В 9 мес. ищет игрушки, пытается ходить В 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звуки В год произносит до слов, ходит, приседает