«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет: «Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода»
Advertisements

Метапредметные умения и навыки современного школьника.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД и метапредметные технологии В ОБРАЗОВАНИИ Классен С.В., учитель математики МБОУ «Красногвардейская гимназия» Красногвардейского района.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
« Метапредметные и личностные результаты в общем образовании : от декларации к гарантии качества » Имакаев Виктор Раульевич Доктор философских наук Заведующий.
Проектировочный семинар-практикум: «Метапредметный подход в обучении младших школьников» Федотова А.В., методист ГИМЦ.
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
Педагогический совет Метапредметные образовательные технологии –основа реализации ФГОС.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
Ключевые компетенции метапредметных образовательных результатов. Учитель физики : Салина О.И. МОУСОШ 15. Х. Дыдымкин. Курского района
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Тема: «Метапредметность – одно из требований новых образовательных.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Транксрипт:

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». К.Д. Ушинский

Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной сегодня

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все педагоги! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

Задачи школы Школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей» В. В. Давыдов.

Поставленные задачи и проблемы 1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении; 2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности; 3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Один из механизмов достижения поставленных целей

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки помета предметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промасливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «приоткрывает» открытие. Что это означает?

Виды мета предметов:

«Знание» «Знание» формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Знак Проблема Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

задача При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Новые требования к профессиональной успешности. Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.

Проблема разобщённости научного знания. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.

Новое понимание образования Метапредметные и личностные результаты задают качественно иное понимание образования. Это иное понимание образования обусловлено существенными изменениями в современном мире. В самом общем виде эти изменения сводятся к тому, что мир находится в состоянии перехода от индустриального общества к постиндустриальному.

Традиционная модель П ризнаками классического образования являются: академизм, классно-урочная система, конвейерный способ организации образовательного процесса, предметная, линейная структура, ориентация на предметные результаты

Новое образование Постиндустриальному обществу необходимо новое образование, образование, которое создает условия для нелинейного, индивидуализированного развития учащихся, развивает их способность к самоорганизации. Как сделать так, чтобы учащийся сам создавал свою образовательную реальность, был способен к самодвижению в образовательном пространстве, воспринимал личное образование как собственное дело?

«Жизнь после ВНО» Важнейшие результаты образования – не сдача ВНО и ГИА, а такие новообразования как Конструирование знания Коммуникация Моделирование Проектирование Целеполагание Работа в группе, в команде Учебное сотрудничество Аргументация Смысловое чтение …

Новое понимание социализации Выпускник основной и старшей школы должен быть способен к активному действию в современной социальности: Уметь быстро принимать решения. Структурировать собственное время. Уметь договариваться, организовывать коммуникацию в соответствии с собственными целями. Конструировать системы знаний, создавать модели, преобразовывать информацию в соответствии с задачами образовательной, профессиональной деятельности и повседневной жизни. …

Новые результаты – пока декларация Сколько процентов выпускников самостоятельно готовятся к ВНО? Сколько процентов учащихся и студентов способны к публичному выступлению, аргументации собственного тезиса? Сколько процентов выпускников основной и старшей школы способны написать (самостоятельно) эссе проблемного характера, проанализировав одну-две статьи? …

Редко можно найти учителя, который не стремился бы давать знания детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят брать эти знания. Почему?

Консерватизм Образованию свойственно быть консервативным. Образование индустриальной эпохи воспроизводило прошлое в будущем. «Научить всему лучшему, что накопило человечество» – вот лозунг консервативного образования. Консерватизм – не всегда признак лучшего. Сейчас консерватизм образования становится во многом признаком его «нездоровья», неэффективности.

Основной способ «развития» консервативного образования – экстенсивный. «Дайте мне больше часов и я лучше подготовлю к ВНО». Старшеклассники тратят по 5-9 часов на математику в школе, по 2-4 часа занимаются с репетитором. Еще 0-4 часа делают домашнее задание. Возьмем среднее: 12 часов в неделю * 30 недель * два года – 720 часов. За 720 часов старая модель так и не может подготовить среднего ученика к добротной сдаче ВНО. А если бы 720 часов ученик занимался самостоятельно, используя учителя как советника и консультанта?

Экстенсивное и интенсивное развитие Экстенсивные подходы к развитию образования себя исчерпали. Профильное обучение, индивидуальные учебные планы – последняя попытка экстенсификации. Но индивидуальные учебные планы без развития компетентностей ученика, его целеполагания, смыслового чтения, коммуникации, умения задавать вопросы – становится элементом старой модели, не дает позитивных качественно новых результатов. Образованию необходимо искать и находить, конструировать технологии интенсивного развития.

Современная концепция развития школы.

Признаки перехода на новые стандарты Родители, учащиеся должны почувствовать изменения Учащиеся должны понять, что они чего-то достигли, что-то новое научились делать. Родители должны начать по-новому относиться к образованию своих детей.

«Здесь и теперь» Проблема экстенсивной школы – легенда «отложенного результата». Знание потом пригодится. Метапредметные и личностные результаты требуют иных технологий, иного подхода, ориентации на результат. Результат ощутимый, осмысленный. Результат «здесь и теперь».

Кризис метода «постепенного накопления» Пример имитации достижения результата «целеполагание». на уроке истории поговорили про цели Наполеона. на биологии дети сформулировали цель урока. на математике дети ставят цели – какой уровень заданий они будут выполнять. на географии учитель спрашивает о целях путешествия Магеллана. Из всего этого не сложится компетенция целеполагания. Даже если добавить к этому спецкурс «Постановка целей» объемом 12 часов – все равно не сложится. И даже если увеличить объем до 34 часов – не получится.

ГОСТы ГОСТы не надо переписывать. Не стоит брать рекомендованную основную образовательную программу и, нажав правую кнопку мыши, выбирать в контекстном меню опцию «копировать». ГОСТы должны быть подвергнуты смысловому чтению. На основе прочитанного стандарта (и не только его), на основе собственных целей и идей надо создавать свой собственный текст – программу инновационной образовательной практики, модуль системы оценки метапредметных результатов, основную образовательную программу в целом.

Пример: Учитель физики говорит о модели идеального газа Учитель математики приводит пример моделирования равноускоренного движения. Учитель биологии демонстрирует модель сердца. Учителя других предметов регулярно упоминают про модели на уроках. Все это – пример «постепенного накопления». Но … Пока ученики не создадут свои собственные модели различного типа и уровня сложности, не обсудят их, не защитят, не увидят собственные ошибки в моделировании, не исправят их – способность к моделированию не сформируется.

Гарантия результатов. Результат будет достигнут, если Определено место его достижения Определено время его достижения Определены конкретные профессионалы, которые его достигают (чтобы гарантировать результат, нужен гарант) Создана система оценивания Дети и родители будут знать и понимать, что в данном фрагменте образовательного процесса учат моделированию (аргументации, смысловому чтению… ). Что оценке подлежит именно моделирование (аргументация, смысловое чтение…).

Как нам переходить на новые стандарты? Учителя должны конструировать основную образовательную программу в деятельности, в которой востребованы все метапредметные и личностные результаты. Педагогическое сотрудничество Проектирование Целеполагание, рефлексия, принятие решения Моделирование Смысловое чтение Аргументация Коммуникация …

Новые «средства методического производства» Иными словами, учителя должны не «изучать» метапредметные и личностные результаты. Они должны заниматься деятельностью, в которой эти метапредметные и личностные результаты востребованы, являются «средствами производства». Это – методическая, экспериментальная, проектная работа. Собственно говоря, метапредметные и личностные результаты– есть, по большому счету, требования к современной методической работе.

Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.

Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Важно!

Возможные способы работы со знаниями Исследовательские практики (в разных форматах), социальное, образовательное проектирование (в разных форматах) социальные практики, профессиональные пробы, проектные, организационно- деятельностные, проблемные семинары, образовательные события;

Как нельзя лучше достижение метапредметных и личностных результатов в соответствии с государственным стандартом: от декларации к гарантии качества реализуется в межшкольных учебно-производственных комбинатах.

Реализация метапредметного подхода в МУПК

Основными направлениями, где достаточно эффективно реализуется метапредметность в МУПК, являются семинарские занятия, практическая деятельность, профессиональные пробы, исследовательская деятельность, выполнение творческих работ.

Особенность метапредметных заданий, используемых преподавателями МУПК Заложенная в задании актуальная для ученика проблема Возможность получить личностно-значимый результат Описание конкретной типичной жизненной ситуации Интеграция «разнопредметных», в т.ч. «внешкольных» знаний» Наличие ключевых понятий, явлений, объектов Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий Множественность допустимых решений

Профессия Оператор компьютерного набора Использование метода «Творческое задание» : Фирме необходимо приобрести партию компьютеров для выполнения конкретных задач.

Устройство компьютера для выбора элементов с необходимыми характеристиками Делопроизводство, машинопись, технологии компьютерной обработки информации (обработка текстовой информации) для создания соответствующих документов Технологии компьютерной обработки информации (обработка табличной информации) для соответствующих вычислений и подбора параметров. Технологии компьютерной обработки информации (работа с базами данных) для создания необходимых запросов по элементам компьютера Охрана труда при работе оператора компьютерного набора Основы работы в Интернет Создание презентации Для решения данного задания необходимо знание следующих предметов:

Профессия Водитель автотранспортных средств Использование метода «Результат «здесь и сейчас»» Учащиеся данной профессии управляя автомобилем, применяют знания полученные при изучении следующих предметов: Правила дорожного движения (знаки, обязанности и права водителя) Устройство автомобиля (располож ение и знакомство с элементами управления, основные части двигателя, приборы освещения) Охрана труда Химия (вредность и опасность горюче-смазочных материалов) Физика (силы действующие на автомобиль) Математика (расчет и расход горюче-смазочных материалов)

Профессия Парикмахер Использование метода «Профессиональные пробы» Занятия проводятся в ученической парикмахерской. Все практические занятия направлены на развитие у учащихся творческого мышления, инициативы, эстетического вкуса, восприятия чувства формы, линии, цвета, общей гармонии. За время обучения ребята осваивают основы материаловедения, парикмахерского искусства, профессиональной этики, основы санитарии и гигиены. В процессе практического обучения учащиеся оказывают свои услуги населению г. Джанкоя. В результате таких профессиональных проб повышается уровень знаний и совершенствуется их мастерство.

Профессия Повар Использование метода «Практическая деятельность» На практике на предприятиях питания учащиеся могут выполнять все задания по технологии приготовления блюд (первичная обработка сырья, приготовление несложных блюд, выпечка из теста), благодаря предметам изученным ранее: Технология приготовления пищи с основами товароведения Организация производства и обслуживания Оборудования предприятий питания Санитария и гигиена производства Охрана труда Учет, калькуляция и отчетность Математика

Профессия Продавец Использование метода «Образовательные события» Для повышения интереса учащихся к профессии регулярно проводятся предметные недели, деловые игры, уроки-практикумы, где применяются знания в области маркетинга, психологии общения, культуры поведения, математики, биологии и химии.

самостоятельно анализировать учебный материал, находить в нем главное; правильно локализовать события и явления; анализировать лексические, грамматические явления, выделять, сравнивать и обобщать их; соотносить теорию и практику между собой Тестирование как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний. Метод проектов используется как связующее звено между казалось бы различными дисциплинами.

Использование проектной Использование проектной деятельности как средства формирования метапредметных умений и навыков в межшкольном учебно – производственном комбинате.

Применяя метапредметный подход, преподаватели МУПК ориентируются на развитие у школьников базовых способностей: Мышление Воображение Целеполагание Действие Понимание

Значение метапредметного подхода в МУПК … состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Новые средства производства Учителям и детям еще предстоит перейти на новые средства образовательного производства. Осваивать их придется в каком-то смысле синхронно. Учителям также нужно научиться моделированию, проектированию, конструированию знания, коммуникации, аргументации. Учителям безусловно стоит поучиться у (некоторых) детей использованию информационных технологий.

«Метапредметный анализ» педагогического коллектива «Универсальных учителей не существует». Ни один взрослый в школе не сможет формировать все компетентности. В конкретном учреждении кто-то (потенциально) силен в моделировании, кто-то – в проектировании, кто-то – в аргументации, кто-то – в смысловом чтении. Тот, кто способен к моделированию, может скорее его освоить и, соответственно, развивать эту способность у детей.

Новые результаты – новые механизмы управления Организация не будет достигать новых результатов, если управление не перестроит ее (организацию) на достижение этих результатов. Если система управления учащимися и педагогами (структура и механизмы) в школе не изменилась –новые результаты не будут достигнуты.

Конструирование системы мониторинга Событийность, органичность Высокий уровень субъектной включенности детей и родителей Разновозрастные группы Пространство выбора Портфолио Индивидуализация межпредметных и личностных результатов Лестница успеха

Ключевые признаки метопредметного подхода к выбору профессии :

Связь профессии с будущей работой

Высокий уровень субъектной включенности детей и родителей. Вовлечение учащихся в практический процесс Ключевые признаки метопредметного подхода к выбору профессии :

Высокий уровень субъектной включенности детей и родителей. ОО «РИТМ» является не коммерческой неприбыльной организацией, основной целью которой является защита законных прав организации и ее членов, удовлетворение общих социальных и экономических интересов. ОО «РИТМ» состоит из индивидуальных и коллективных членов, возраст которых от 14-ти и старше. Членство в ОО «РИТМ» добровольное. Ключевые признаки метопредметного подхода к выбору профессии :

Высокий уровень субъектной включенности детей и родителей. Ключевые признаки метопредметного подхода к выбору профессии :

Высокий уровень субъектной включенности детей, родителей и общественности. Проектная деятельность Проект «Программа профилактики ВИЧ/СПИД и рискованного поведения в рамках программы Корпуса Мира» В рамках проекта «Профессиональной самореализации молодежи »на базе МУПК проводится конкурс «Мастер и Мастерица» Проект Генриха Бьолля «Профессиональная самореализация молодежи и людей с ограниченными возможностями в рамках современной жизни». «Капітальний ремонт заміна вікон та дверей» Проект впроваджено в 2009 році громадською організацією РИТМ Республиканский конкурс творческих работ учащейся молодежи и студентов «Реквием Афганской войне» Участие во Всекрымском конкурсе проектов и программ развития местного самоуправления «Организация эффективного внедрения современных средств обучения в системе профессиональной подготовке» Ключевые признаки метопредметного подхода к выбору профессии :

Высокий уровень субъектной включенности детей и родителей. Ключевые признаки новой системы управления:

Анализ поступления выпускников МУПК Ключевые признаки метопредметного подхода к выбору профессии :

Ключевые признаки новой системы управления: Анализ трудоустройства выпускников МУПК

Подведем итоги Переход от декларации метапредметных и личностных результатов к гарантии качества уже начался. Этот переход – технологическая и концептуальная перестройка образования. В этих изменениях принимают и примут участие все субъекты – учащиеся, родители, учителя, сотрудники администрации школ, методических служб и органов управления образования. Этот переход – интересный период. Это – время креатива, творчества, инноваций.

Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и органичен. И в дисциплинах нам привычных Есть связь – лишь распознать сумей! Вооружить сумей детей Не знаний багажом, А способом познанья..

Подробнее о метапредметах и метапредметном подходе

Литература: 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М., Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, с. 4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок» Федорова Светлана Шамилова 6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие. Автор: Громыко Нина Вячеславовна 7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) 8. Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» 9. Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2009». СПб, с. 10. Александрова В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта» Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2009». СПб, с. 11. Громыко Н. В., Половкова М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»

Директор МУПК Рамазанова Айше Ахметовна Заместитель директора по учебно-производственной работе Горшкова Оксана Николаевна Методист по профориентационной работе Сейтхалилова Зоре Рустемовна Практический психолог Техтерекова Юлия Алексеевна Руководитель методического объединения Сыроваткина Людмила Васильевна Преподаватель МУПК Тригуб Елена Владимировна В подгогическом семинаре приняли участие: