Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Advertisements

Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
Проектирование модели организации внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования Кафедра воспитания и дополнительного образования.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО Семинар для учителей начальных классов.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников.
ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования июнь 2012 года.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Транксрипт:

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Нормативно-правовая и документальная основа программы воспитания и социализации обучающихся 1. Закон РФ «Об образовании» 2. ФГОС ООО 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного, социально открытого уклада школьной жизни Уклад школьной жизни – это целостная социальная среда, интегрирующая разные виды деятельности обучающегося, его родителей (законных представителей), педагогов и других субъектов социализации: урочную и внеурочную школьную и внешкольную учебную и внеучебную классную и внеклассную семейную общественно-полезную (социально значимую)

Уклад школьной жизни основан на системе духовно-нравственных идеалов многонационального народа России, на базовых национальных ценностях, на традиционных моральных нормах реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни деятельности

Направленность программы воспитания и социализации Обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и социализации Профессиональная ориентация Формирование экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся - это ориентир для формирования всех разделов основной образовательной программы основного общего образования концептуальная и методическая основа для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы воспитания и социализации обучающихся с целью более полного достижения национального воспитательного идеала

Программа воспитания и социализации образовательного учреждения разрабатывается с учетом Особенностей региона: - культурно-исторических - этнических - социально-экономических -демографических и пр. Запросов семей и других субъектов образовательного процесса

Программа воспитания и социализации образовательного учреждения подразумевает конкретизацию Задач, ценностей, содержания, планируемых результатов Форм воспитания и социализации обучающихся Форм взаимодействия с семьей, УДОд, традиционными религиозными и другими общественными организациями Форм развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов

Программа воспитания и социализации образовательного учреждения должна содержать Теоретические положения и методические рекомендации по формированию нравственного, социально открытого уклада школьной жизни Образовательное учреждение должно создавать условия для реализации Программы воспитания и социализации

Характер Примерной программы воспитания и социализации Носит рекомендательный характер Обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Концепции и Примерной программе: - национальный воспитательный идеал - система базовых национальных ценностей - основные направления воспитания и социализации

Какие требования предъявляют ФГОС к структуре программы воспитания и социализации?

Разделы Примерной программы воспитания и социализации 1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся 2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся 4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся 5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 6. Совместная деятельность образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации обучающихся 7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся 8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся 10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся 11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся 12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Сформулируйте высшую цель современного образования и вытекающую из нее главную педагогическую цель …

1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся Высшая цель образования: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся Основная педагогическая цель: Воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся Общие задачи определены: - в области формирования личностной культуры - в области формирования социальной культуры - в области формирования семейной культуры

Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся Традиционные источники нравственности: Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Личность Труд и творчество Наука Традиционные религии Искусство и литература Природа Человечество

Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся При разработке собственной программы ОУ может вводить дополнительные ценности, если они - не противоречат ценностям, установленным в Концепции - способствуют более полному раскрытию национального воспитательного идеала в УВП

Задачи воспитания и социализации обучающихся Классифицированы по направлениям Направления тесно взаимосвязаны с другими направлениями Каждое направление раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей

2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание ) 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание социальной ответственности и компетентности 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания 4. Воспитание экологической культуры, культуры ЗиБОЖ 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к самостоятельному выбору профессии 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание )

2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Образовательное учреждение может: - конкретизировать задачи, виды и формы деятельности в соответствии с основными направлениями и системой базовых национальных ценностей - отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания как ведущему, однако в качестве важнейшей цели остается духовно-нравственное развитие личности как становление её гражданственности

3. Принципы и особенности организации воспитания и социализации обучающихся Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип диалогического общения со значимыми другими Принцип идентификации Принцип полисубъектности воспитания и социализации Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем Принцип системно-деятельностной организации воспитания

4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся Необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению отдельных мероприятий к системному духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни Уклад школьной жизни педагогически интегрирует все шесть направлений воспитания и социализации обучающихся

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Примерные виды деятельности: урочная, внеурочная, учебная, внеучебная, классная, внеклассная, школьная, внешкольная, семейная, общественно полезная, трудовая, эстетическая, социально- коммуникативная и др.

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное Возможные формы организации занятий с обучающимися: уроки,экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Внеурочная деятельность (в соответствии с требованиями Стандарта и БУП) Направления Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно полезная деятельность Проектная деятельность Виды Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) Трудовая (производственная) Спортивно-оздоровительная Туристско-краеведческая

6. Совместная деятельность ОУ с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации детей Взаимодействие ОУ и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося Важным условием эффективного решения задач духовно- нравственного развития и воспитания является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива ОУ

6. Совместная деятельность ОУ с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации детей Формы взаимодействия с социальными субъектами: - участие представителей общественных организаций и объединений, традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений Программы - реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с Программой, одобренных педаггогическим советом ОУ и родительским комитетом ОУ - проведение совместных мероприятий по направлениям Программы в ОУ

6. Совместная деятельность ОУ с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации детей Педагогическая культура родителей (законных представителей) один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) - одно из важнейших направлений реализации Программы

6. Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Необходимо систематическое повышение педагогической культуры родителей Содержание программ повышения педагогической культуры родителей должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Сроки и формы мероприятий по повышению педагогической культуры родителей должны согласовываться с планами воспитательной работы ОУ, предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней Могут быть использованы разные формы работы: родительское собрание, родительская конференция, ОДИ, психологическая игра, собрание-диспут и т.д.

6. Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Этапы Организационно- административный этап (ведущий субъект- администрация школы) Организационно- педагогический этап (ведущий субъект - педагогический коллектив школы) Этап социализации обучающихся (ведущий субъект – ученический коллектив школы)

Организационно-административный этап (ведущий субъект-администрация школы) Создание среды школы Формирование уклада и традиций школы Развитие форм социального партнерства Адаптация процессов стихийной социальной деятельности обучающихся Координация деятельности агентов социализации обучающихся Создание условий для организованной социальной деятельности школьных социальных групп Создание возможности для влияния обучающихся на школьную среду, школьный социум Поддержание субъектного характера социализации обучающихся

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект-педагогический коллектив школы) Обеспечение целенаправленности, системности, непрерывности процесса социализации Обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности Создание условий для социальной деятельности, адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений и социальной деятельности Определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей Использование роли коллектива Стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности

Этап социализации обучающихся (ведущий субъект – ученический коллектив школы) Формирование активной гражданской позиции Усвоение социального опыта, основных социальных ролей Формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения Достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного возрасту Умение решать социально-культурные задачи Поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби) Активное участие в изменении школьной среды и окружающего социума Регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе социальных отношений, в т.ч. с использованием дневников самонаблюдений, электронных дневников Осознание мотивов своей социальной деятельности Развитие способности к добровольному выполнению обязательств Владение формами и методами самовоспитания, самокритики, самовнушения, самообязательства, самопереключения, эмоционально-ценностного переноса в положение другого человека

7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся Осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации с учетом урочной и внеурочной деятельности Основные формы педагогической поддержки: ролевые игры социализация в ходе познавательной деятельности социализация средствами общественной деятельности социализация средствами трудовой деятельности

8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Модуль 1 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: способность составлять рациональный режим дня и отдыха знания о работоспособности умение планировать и рационально распределять нагрузку с целью профилактики переутомления

8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Модуль 2 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: представления о двигательной активности, правилах закаливания представления о рисках для здоровья неадекватных нагрузок, потребность в двигательной активности Интегрируется с курсом физической культуры

8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Модуль 3 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния по субъективным показателям навыки работы в условиях стрессовых ситуаций навыки самоконтроля, саморегуляции представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье В результате обучающиеся должны иметь четкое представление о возможностях управления своим физическим и психическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств

8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Модуль 4 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: представление о рациональном питании, правилах питания, навыках этикета и народных традициях, связанных с питанием В результате обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни

8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Модуль 5 - комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей Модуль 6 – комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения

9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся Представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: Деятельность по созданию экологической здоровьесберегающей инфраструктуры Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы Реализация модульных образовательных программ Просветительская работа с родителями (законными представителями)

10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся По каждому из направлений воспитания и социализации должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты и воспитательные эффекты

10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся Воспитательные результаты те духовно- нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности ( например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность)

10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся Воспитательные эффекты последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.)

Третий уровень. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия При организации внеурочной деятельности школьников необходимо учесть три уровня результатов: Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизн и Второй уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент

10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся Эффекты существенно возрастают при переходе с одного уровня на другой: - на 1-м уровне воспитание приближено к обучению, предметом воспитания являются знания о ценностях - на 3-м уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности Переход с одного уровня на другой должен быть последовательным, постепенным

10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся Достижение трех уровней результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: - формирование основ российской идентичности, - присвоение базовых национальных ценностей, - развитие нравственного самосознания, - укрепление духовного и социально- психологического здоровья, - позитивное отношение к жизни, - доверие к людям и обществу и т.д.

Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволит: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам

10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся По каждому из направлений Программы должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты учащимися примерные воспитательные результаты... Примерные результаты: - имеют рекомендательный характер и могут уточняться ОУ и родителями - являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности ОУ в части ДНРиВ, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз и мониторинговых исследований

11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации Мониторинг – система диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации Основные показатели и объекты исследования: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся 2.Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (з.п.) в образовательный процесс

11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации Основные принципы организации мониторинга: Принцип системности Принцип личностно-социально-деятельностного подхода Принцип объективности Принцип детерминизма (причинной обусловленности) Принцип признания безусловного уважения прав ОУ должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга

12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся Используемые методы: Тестирование (метод тестов) Опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа) Психолого-педагогическое наблюдение (включенное, узкоспециальное) Психолого-педагогический эксперимент

12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся Цель мониторингового исследования – изучение динамики процесса воспитания и социализации в условиях специально организованной деятельности (ПВиС) Этапы исследования: 1. Контрольный этап (диагностический срез) 2. Формирующий этап (реализация ПВиС) 3. Интерпретационный этап (после апробирования ПВиС)

12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся Критерии эффективности реализации ПВиС – это динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся: 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся 2. Динамика (характер изменения) социально-педагогической среды, общей психологической атмосферы и нравственного уклада школьной жизни в образовательном учреждении 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (з.п.) в образовательный и воспитательный процесс

12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся Критерии эффективности: 1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений показателей на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа 2. Инертность положительной динамики – отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей на интерпретационном этапе по сравнению с контрольным 3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах (может являться одной из характеристик положительной динамики)

12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся Возможные причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики Несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности Формальное отношение со стороны педагогов к вопросам воспитания и социализации Неблагоприятный психологический климат в образовательном учреждении

Внеурочная деятельность обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Понятие «внеурочная деятельность» Внеурочная деятельность - составная часть учебно- воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

ВУД обучающихся направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО В первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов ВУД – воспитывающая деятельность, а не досуговая и дополнительная в изучении предметов В ходе ВУД обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения 65

Нормативные основания организации внеурочной деятельности Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность; Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 1. спортивно-оздоровительное, 2. духовно-нравственное, 3. социальное, 4. общеинтеллектуальное, 5. общекультурное В том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г

Внеурочная деятельность Направления Общеинтеллектуальное Общекультурное Духовно-нравственное Формы Выполнение домашних заданий Индивидуальные занятия, инди- видуальные и групповые консультации Социальное Спортивно-оздоровительное Кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты Олимпиады, соревнования Экскурсии Школьные научные общества, поисковые и научные исследования

Изменения ФГОС НОО Приказ МОиН РФ от 22 сентября 2011 года 2357 П.16 Организационный раздел ООП включает: Учебный план НОО; План ВУД; Систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.

План внеурочной деятельности: Направление Место проведения Время проведения Формы организации Объем времени Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Социальное Интеллектуальное Общекультурное

Вариант проектирования плана внеурочной деятельности на примере УМК «ПНШ»

План внеурочной деятельности: Направление Место проведения Время проведения Формы организации Объем времени, периодичност ь Спортивно- оздоровительн ое Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка Ежедневно Динамические паузы на уроке Каждый урок Вторая половина учебного дня Соревнование по спортивной гимнастке 1 раз День здоровья Малые олимпийские игры Кружок подвижных игр Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни Прогулка на лыжах Соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья» … Учреждения дополнительного образования Вторая половина, учебного дня, выходные дни Спортивная секция «Дзюдо»150 ч. Кружок по вязанию «Волшебный клубочек» … ч ….… Школьные оздоровительны е лагеря КаникулыВ соответствии с программой лагеря

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК) Направления Кол-во часов 2 а (Перспективна я начальная школа) 2 б (Перспективная начальная школа) 2 в (Школа 2100) 2 г (Система Л.В. Занкова) Спортивно-оздоровительное направление (всего 8 часов) Лечебная физкультура 2 По выбору учащихся всех классов* Каратэ 1 Аэробика 1 Ритмика Научно-познавательное направление (всего 12 часов) Клуб «Юный исследователь» Факультатив по математике 1По выбору учащихся всех классов НОУ «Юный эколог»1 «Детская риторика»11 «Экономика для малышей»11 Клуб «Ключ и Заря»211 Клуб «Мы и окружающий мир» 211

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК) Направления Кол-во часов 2 а (Перспективная начальная школа) 2 б (Перспективная начальная школа) 2 в (Школа 2100) 2 г (Система Л.В. Занкова) Проектная деятельность (всего 4 часа) «Изучаем родной край» «Занимательная информатика» Художественно-эстетическое направление (всего 9 часов) Драматический театр 1 По выбору учащихся всех классов Хор 1 Клуб «Юный художник»1 НОУ «Экскурсовод»1 Кружок «Умелые ручки»1 «Музей в твоем классе»41111 Общественно полезная (социальная) деятельность (всего 4 часа) Военно-патриотическое направление (всего 3 часа) Клуб «Поиск»1По выбору учащихся всех классов Круглый стол «Моя родословная» 2 Всего на 4 класса:40 часов

Этапы организации внеурочной деятельности 1.Проектно-диагностический, включает диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации ВУД в ОУ с учетом возможностей ресурсного обеспечения 2.Организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной модели ВУД посредством ее ресурсного обеспечения 3. Аналитический, в ходе которого осуществляется анализ реализуемой модели ВУД

Разработка инструментария изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по направлениям внеурочной деятельности изучаются потребности родителей и детей во внеурочной деятельности проводится мониторинг мнения о внеурочной деятельности среди педагогов, обучающихся и родительской общественности реализуются ИКТ для взаимодействия ОУ с родительской общественностью, социальными партнерами, другими ОУ, органами, осуществляющими управление в сфере образования по вопросам организации внеурочной деятельности

Использование моделей организации внеурочной деятельности, взаимосвязанных с применяемыми УМК действует одна из указанных (или других) моделей организации внеурочной деятельности в соответствии с планами совместной работы обеспечивается расширение возможностей внеурочной деятельности и повышение ее качества благодаря ресурсам учреждений дополнительного образования детей, культуры, физкультуры и спорта

Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования Базовая организационная модель ВУД: - учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); - дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); - образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; - организацию деятельности групп продленного дня; - классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); - деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; - инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования Типы организационных моделей ВУД, основанных на базовой модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.

81 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды

82 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Содержательные аспекты: специалистами ОУ разрабатываться спектр программ ВУД программы предусматривают все формы и виды деятельности школьников программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год

83 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Содержательные аспекты: в данной модели может акцентуироваться социальная направленность всех программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие программы ВУД формируются по модульному принципу (как для одного года, так и более лет обучения)

Программы внеурочной деятельности могут разрабатываться с учетом наличия площадок их реализации Площадки специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы, музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. учреждения культуры, спорта, искусства, промышленные, производственные и др. организации

85 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Содержательные аспекты: Спортивно-оздоровительное направление развития личности Подвижные игры «Академия досуга» Ритмика «ВДОХновение!» Марафон «Будь здоров!» Спортивные бои (шахматы, армрестлинг, теннис, меткий стрелок и т.д.)

86 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Содержательные аспекты: Пример Общеинтеллектуальное направление развития личности Интеллектуа- льный клуб «Что? Где? Когда?» Научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования» Игра – путешествие «Мой родной город»

87 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Содержательные аспекты: Общекультурное и социальное направление развития личности Студия мультипликации (видеотворчество, социальная реклама) Мастерская дизайна (дизайн- проекты) Игра-экскурсия «Традиции моего города»

88 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Организа- ционные аспекты Формирование групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) Расписание занятий по ВУД составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями, которые имеются в образовательном учреждении Организацию ВУД осуществляют: тьютор и (или) педагог-организатор

89 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Особенности реализации модели: 1. Модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с учреждениями дополнительного образования детей; школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях количество классов от двух и более

90 Модели внеурочной деятельности Модель 1 Особенности реализации модели: 2. В условиях реализации данной модели с акцентом на воспитывающую среду, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия с социальными партнерами

Уровень образовательного учреждения Социально- педагогическое партнерство МТ ОУ НП ФЭ Направления развития личности 1.Спортивно- оздоровительное 2.Духовно-нравственное 3. Социальное 4. Общеинтеллектуальное 5. Общекультурное К ИМИМ СП Общеобразовательные учреждения Учреждения культуры УДОД Комплекс условий реализации модели организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении Учреждения спорта

Предмет социально-педагогического партнерства - организация ВУД обучающихся Договор о совместном сотрудничестве общеобразовательного учреждения и других ОУ и организаций Оформленные трудовые договора с работниками других ОУ и организаций Согласованные расписания внеурочной деятельности Рекомендации педагогических и методических советов с утверждением программ внеурочной деятельности Согласованные целевые программы, проекты, планы мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности Согласованные планы мероприятий по повышению квалификации педагогов Планы и информационные справки, отчеты по анализу и оценке результативности взаимодействия Согласованные положения о системе мер поощрений лиц, участвующих в обеспечении взаимодействия

Первый уровень (первая модель) интеграции: случайный набор кружков, секций, клубов и т.д., работа которых полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей ОУ, а не от потребностей детей стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются Это наиболее распространенная модель

Второй уровень (вторая модель) интеграции: каждая отдельная структура дополнительного образования в школе внутренне организована и имеет различную направленность деятельности однако как единая и управляемая система она еще не функционирует, распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия единой продуманной программы в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей и взрослых – ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, хобби-центры и т.д.

Третий уровень (третья модель) интеграции: Модель этого уровня выстраивается на основе взаимодействия школы с УДОд (центры детского творчества, клубы по месту жительства, спортивная или музыкальная школы), с учреждениями культуры (библиотека, театр, музей и др.) Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе Школа и специализированное учреждение разрабатывают единую совместную программу деятельности

Четвертый уровень (четвертая модель) интеграции: предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы Существует эта интеграция в виде учебно-воспитательных комплексов (УВК) На сегодняшний день эта модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, Здесь сочетаются возможности обоих видов образования и создаются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения

Пятый уровень (пятая модель) интеграции это разновидность учебно- воспитательного комплекса (4-я модель), работающего в режиме полного дня – «Школа полного дня»

Пятый уровень (пятая модель) интеграции Модель «школы полного дня» создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств; содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Модели внеурочной деятельности Модель 1 Преимущества модели: создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года обеспечение вариативности программ ВУД

Модели внеурочной деятельности Модель 2 Основана на использовании метода проектов «Проектная» Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии: с основными направлениями развития личности, традициями образовательного учреждения, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ ВУД

Модели внеурочной деятельности М одель 2 Основана на использовании метода проектов Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных. Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов

102 Модели внеурочной деятельности Модель 2 Основана на использовании метода проектов Пример Наимено- вание проектов «Учусь учиться» «Учусь быть гражда- нином» «Стану олимпий- цем» «Учусь сотруд- ничать» «Учусь быть культур- ным» Акцентуи рованные направле- ния развития личности в рамках проектов Общеин- теллекту- альное, духовно- нравствен -ное Духовно- нравствен- ное, социальное, спортивно- оздорови- тельное Спортивно- оздорови- тельное, духовно- нравствен- ное, Общекульту -рное Социаль- ное, духовно- нрав- ственное, общекуль -турное Общекульту -рное, общеинтел- лектуальное, духовно- нравствен- ное, спортивно – оздорови- тельное

103 Модели внеурочной деятельности М одель 2 Основана на использовании метода проектов Структурирование содержания планируемых проектов по определенным основаниям (модули или блоки). Например, в каждом проекте должно быть выделено место под разработку тем: «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Я и мой город», «Я и моя страна»

104 Модели внеурочной деятельности Модель 2 Основана на использовании метода проектов Организационные аспекты Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года Время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов Модель может быть реализована как в первый год обучения школьников, так и спроектирована в целом на всю ступень общего образования Модель предусматривает ее реализацию для классов, и для групп детей

105 Модели внеурочной деятельности Модель 2 Основана на использовании метода проектов Преимущества модели: данная модель может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов) занятия в рамках ВУД могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, тьюторы

Критерии анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении гуманистическая направленность деятельности системность организации внеурочной деятельности вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха. 106

Оценка эффективности внеурочной деятельности Удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами Ребенок Насколько удовлетворен ребенок тем, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах внеурочной деятельности? интересно ли ребенку посещать клубные (кружковые, секционные и т.п.) занятия сложились ли у него позитивные отношения с одноклассниками и другими ребятами хорошее настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, пережить интересный опыт, чему-то научиться 107

Оценка эффективности внеурочной деятельности Удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами Родитель Удовлетворены ли родители от того, что их сын или дочь посещают занятия по внеурочной деятельности? как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка что ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности удовлетворены ли они отношениями к детям педагога как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности 108

Оценка эффективности внеурочной деятельности Удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами Педагог Удовлетворен ли педагог приложением своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников? удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности; как складываются его отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения; созданы ли условия для его профессионально-личностного роста, творческого самовыражения. 109

Оценка эффективности внеурочной деятельности Продуктивность деятельности обучающихся во внеурочной деятельности 1.знания, умения и навыки, универсальные учебные действия, сформированные у школьников в процессе занятий, приобретенный опыт ценностных отношений и действия 2. достижения учащихся в определенных видах внеурочной деятельности

Как разработать программу внеурочной деятельности школьников

Методические основания формирования моделей внеурочной деятельности Типы программ внеурочной деятельности: комплексные тематические ориентированные на достижение результатов определенного уровня программы по конкретным видам ВУД

комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности Типы образовательных программ

тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.) Типы образовательных программ

образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 5-6-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 6-7-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 8-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия и т.д. Типы образовательных программ

образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старших подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников) индивидуальная образовательная программа школьника Типы образовательных программ

Основные способы разработки рабочих программ внеурочной деятельности Использование разработанных дополнительных образовательных программ (типовых, модифицированных, авторских) Использование образовательных программ, представленных ведущими Российскими издательствами Самостоятельная разработка программы внеурочной деятельности, рекомендованной и утвержденной на уровне ОУ

Рекомендации Григорьева Дмитрия Васильевича, Степанова Павла Валентиновича 1. Программы организации ВУД школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки примерных программ. 2. Разработанные программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориетированные на младших школьников (1 4 классы), младших подростков (5 6 классы), старших подростков (7-9 классы). 3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит: введение, в котором есть информация о названии программы, её структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50 % от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы (для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьниками аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Рабочие программы ВУД Структура программы внеурочной деятельности Методический конструктор внеурочной деятельности школьников (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов) Пояснительная записка / Введение Принципы, цели и задачи, отражающие основные идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России Тематическое планирование Модульный принцип построения программы. При планировании часов внеаудиторных активных занятий не менее 50% Содержание деятельности Логика формирования содержания соответствует избранным формам, которые гарантируют достижение результата определенного уровня Предполагаемые результаты реализации программы Четкое представление о результатах реализации программы и оценка ее качества 123

После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования. После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программ и рецензии на неё предоставляются в администрацию образовательного учреждения.

После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей. По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым УМК.

Ресурсное обеспечение ВУД: недостатки и проблемы Наименование ресурсов Недостатки и проблемы ресурсного обеспечения Пути и способы улучшения ресурсного обеспечения Финансово-экономические Кадровые Материально-технические Организационно- управленческие Информационно- методические Социально- психологические 126

Используемые материалы Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС общего образования (Письмо МОиН Российской Федерации «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 г ) Материалы выступления Солодковой М.И., проректора ГОУ ДПО ЧИППКРО «Модели организации внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса» на Всероссийском семинаре-совещании региональных координаторов введения ФГОС и руководителей учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Псковский областной ИПКРО, 2011