АВТОР: КРИВОШЕИНА ДИАНА ВАЛЕРЬЕВНА РУКОВОДИТЕЛЬ: РОДИЧКИНА АННА НИКОЛАЕВНА ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЛОБУС» МБУДОД «СЕВЕРНЫЙ ЦВР» РУССКАЯ ПЕСНЯ В СУДЬБЕ МОЕЙ СЕМЬИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Богатства, отданные людям». Окружающий мир. 3 класс Подготовил обучающийся 3 класса Сологуб Иван.
Advertisements

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни.
Фольклор Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим.
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
«Семья и семейные ценности» Роль музыки в сохранении и укреплении семейных ценностей Учитель музыки МБОУ СОШ 8 г. Туапсе Терзиян Людмила Рафиковна.
К истокам народного творчества Работа выполнена учащимися начальных классов МОУ СОШ 5 Работа выполнена учащимися начальных классов МОУ СОШ 5.
Обрядовая поэзия. Святки. Обоснование выбора темы: Святки – праздник, вобравший в себя древние русские традиции и обряды Несмотря на древность этих обычаев,
«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». М. Горький МБОУ Усть-Таркская СОШ С. Усть-Тарка, Новосибирской области. Работу выполнили ученицы 8 «Б» класса.
Проследить возникновение песни на Кубани и вокально – хорового коллектива «Журавушка» ст. Холмской.
Моя малая Родина. Актуальность Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет.
Хоровой коллектив – визитная карточка села Синенькие Работу выполнила : Работу выполнила : ученица 8 класса МБОУ «ООШ села Синенькие Петровского района.
Составили : ученики 3 кл. Высоцкая Вера, Высоцкий Геннадий д. Курск - Смоленка 2014 г.
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
Агакова Олимпиада Яковлевна МБУК Цивильского района «Межпоселенческая центральная библиотека» Отдел иформационно-библиографической работы Цивильск 2013.
это наше духовное богатство, наша экологическая среда, требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным.
Проект: «Как сложили песню» Выполнил: Еловский Влад, ученик 5 класса, МОУ «Новогеоргиевская СОШ»
Власова Наталья Анатольевна, Ст.воспитатель, 1 квалификационная категория Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад с.Донское Задонского.
Певец красоты родной природы (к столетию поэмы К.В.Иванова «Нарспи»)
Народной называют песню, слова и музыка которой сложились исторически. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Истоки русской.
Районная краеведческая экспедиция «Журавушка» Организатор экспедиции: краеведческий музей Ужурского центра дополнительного образования Автор проекта: методист-экскурсовод.
Транксрипт:

АВТОР: КРИВОШЕИНА ДИАНА ВАЛЕРЬЕВНА РУКОВОДИТЕЛЬ: РОДИЧКИНА АННА НИКОЛАЕВНА ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЛОБУС» МБУДОД «СЕВЕРНЫЙ ЦВР» РУССКАЯ ПЕСНЯ В СУДЬБЕ МОЕЙ СЕМЬИ

ЧЕМ ЛУЧШЕ МЫ БУДЕМ ЗНАТЬ ПРОШЛОЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ГЛУБОКО И РАДОСТНО ПОЙМЕМ ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРИМОГО НАМИ НАСТОЯЩЕГО М. Горький

Цель исследования: определить значение русского народного песенного творчества на современном этапе.

Задачи исследования : Познакомить с историей собирательства народной песни; Изучить самобытность песенного народного творчества села Каменногорское; Исследовать песенные традиции семьи, односельчан; Предположить долго ли они будут существовать народные песни; Выяснить насколько хорошо мы знаем песенную культуру своего народа; Проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме.

работа с научной и справочной литературой; наблюдения; опрос местных жителей; беседа; анкетирование; интервьюирование; математическая обработка данных; работа с семейным архивом; систематизация собранного материала. Методы исследования:

Предмет исследования – народная песня. Объект – песенная нить в судьбе семьи. Гипотеза - Я предполагаю, что русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Актуальность исследования: Фольклор нашего села уникален, самобытен, неповторим, так же как и культура нашей семьи. Духовное возрождение современного человека возможно через русский фольклор. Чтобы сохранить русскую самобытность необходимо передавать песенную культуру от поколения к поколению.

История собирательства русской народной песни Русская народная песня это песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры Изучая русскую песню, в различных источниках можно встретить различную классификацию. Самую подробную классификацию я нашла на сайте Википедия: лирические, традиционные, отходнические, литературного происхождения, лирические песни, любовные, рабочие, балладные, солдатские, протяжные, ямщицкие, бурлацкие, чумацкие, исторические: посвященные историческим лицам, историческим событиям, обрядовые, календарные, семейные, обрядовые, поздравительные, обряды рождения и пестования, зимние песни, плачи и причитания, масленичные песни, свадебные обряды, весенние песни, семицкие песни, летние песни, песни жатвы святочные песни.

В.И.Даль - собиратель русского фольклора Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль ( ). Даль много путешествовал и он задал себе такие задачи: 1) Собирать по пути все названия местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними соединенных... 2) Собирать, где только можно, народные обычаи, поверья, песни, сказки, пословицы и поговорки... 3) Вносить в памятную книжку свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге.

ПЁТР КИРЕЕВСКИЙ ( ) В е года Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 году, систематически записывая народные песни, он мечтал воссоздать духовную основу народа. П.Кириевский создал уникальное собрание, насчитывающее свыше 10 тысяч песен, составившие эпоху в отечественной фольклористике.

МИТРОФАН ЕФИМОВИЧ ПЯТНИЦКИЙ ( ) Русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен; основатель и руководитель первого художественного русского народного хора своего имени 1903 года – член Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Посетил много деревень (главным образом, воронежских), записал много песен от крестьян. При этом только на фонографе он записал около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах. «Народная песня, – говорил Пятницкий, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днём… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать». В 1910 году Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии (с 1927 года) был назван его именем. В 1911 году хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлёк внимание многих деятелей культуры, в том числе К.С. Станиславского. В 1912 году концерты хора проходили в консерватории.

ЛИДИЯ АНДРЕЕВНА РУСЛАНОВА В 30-е года по радио, на грампластинках широко звучали русские народные песни в исполнении этой певицы. Русская песня вновь была востребована. Пела в поле для небольших бригад, пела и в Большом театре и в Колонном зале Дома Союзов, на съездах знатных людей, в школах. В дни Великой Отечественной войны Лидия Русланова неоднократно пела в Ленинграде в дни блокады. Но она не только пела, а и была собирательницей. Именно после ее исполнения многие песни оставались в народе и жили дальше уже своей самостоятельной жизнью. В народе говорят: «сказывать песню» или «играть песню», т.е. играть голосом напев, как на музыкальном инструменте. О себе Л. Русланова так и говорит: «Я песню не пою, я играю песню» Это объясняет своеобразную манеру исполнения: все, о чем говорится в произведении, слушатель должен увидеть, прочувствовать, пережить сам, а для этого исполнитель должен «представить» сыграть песню. Песни в исполнении Руслановой очень эмоциональны. В ее исполнении нет ничего искусственного, надуманного, в песне она сама русская женщина, талантливая и умная, поэтичная и добрая, мужественная, бодрая и веселая, прожившая яркую нелегкую жизнь, воспитавшая троих чужих детей, страстно любящая искусство.

РАЗВИТИЕ ФОЛЬКЛОРА В ОРЕНБУРЖЬЕ К периоду развития фольклора в Оренбургской губернии относятся крупные события исторической и политической областях. Это покорение Сибири и восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. К середине XIX века в крае были сформированы три основные группы народностей: славянская, тюркская и финско–угорская. Местные краеведы в этнографическом описании сравнивали Оренбуржье со всей Россией. Как писал один из них, «достаточно посетить лишь Оренбургский уезд, имеющий в себе не только воронежцев, куряков, орловцев, пензенцев, рязанцев, тамбовцев и туляков – этих вездесущих великороссов, но и всех других представителей Руси великой. Здесь много сибиряков, татар, чуваш, мордвы, башкир, есть даже вотяки и калмыки. Все эти люди живут вместе или рядом, имеют частые или постоянные отношения, дружат, говорят больше одним языком – великорусским, но непременно с примесью всех остальных наречий, говоров и языков России. Подобное интернациональное общежитие существенно повлияло на развитие народной музыки в Оренбуржье, отличающийся от её аналогов в других регионах России.

Широкое развитие в крае получила семейно – бытовая тематика. Их можно встретить у всех народов, проживающих в крае – русских, татар, башкир, казахов, мордвы и многих других. На фоне многообразия жанров и форм местного фольклора несомненный интерес представляют обряды и песни календарно - земледельческого цикла. В основном данные обряды и песни получили распространение у русских и мордовских селениях. Среди них веснянки, колядки, семицкие, покосные и жатвенные песни. К числу наиболее ярких и самобытных образцов народного творчества относятся хороводы. Их содержание повествует о земледельческом труде, любви и тяжёлой женской доле. В Оренбуржье к хороводным весьма близко примыкают вечёрочные, или, как их ещё называют, «посиделочные» песни. Вечёрочные песни получили широкое распространение в среде оренбургских и уральских казаков. Основные виды оренбургского фольклора

В Северном районе Оренбургской области собирательством песен занимается Мифтахов Фарид Загитович, директор МОБУ «Детской школы искусств Северного района». Фарид Загитович является автором- сочинителем современных песен на татарском языке, прекрасным исполнителем песен советского периода. Особый вклад музыканта заключается в том, что он является собирателем фольклора народов Северного района. Именно такая работа по фольклору сохранилась в нашем семейном архиве. Мои бабушка и прабабушка стояли у истоков народного фольклорно- этнографического ансамбля «Сударушка» села Каменногорское, откуда я родом. Встреча участников ФЭА «Сударушка» и Фарида Загитовича подарила последнюю запись музыкального материала в жизни моих бабушек (к сожалению, они ушли из жизни).

ИСТОРИЯ СОБИРАТЕЛЬСТВА РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ – ВЫВОДЫ: в народных песнях отражается семейно-бытовая тематика; особый интерес представляют песни календарно- земледельческого цикла; наиболее яркими и самобытными образцами народного творчества являются хороводы; содержание песен чаще всего состоит из повествования о любви, тяжелой женской доле, о земледельческом труде; специфическим жанром местного музыкального фольклора являются протяжные лирические песни; самым популярным жанром являются частушки, что требует отдельного исследования. песенный материал тонок и хрупок; сохранить звучание песни можно с помощью нот, но передать самобытность исполнения может только запись; звукозапись песни может сохранить на века образ близких людей, передать потомкам песенную филигранность мастерства исполнителя.

ПЕСЕННАЯ ДОРОЖКА МОЕЙ СЕМЬИ

НАЧАЛО МОЕЙ ЛЮБВИ К ПЕСНИ – МАМИНА ПЕСНЯ Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Колыбельные песни- особый жанр русского фольклора. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык. Люли, люли, люленьки. Прилетали гуленьки. Стали гули ворковать Мою доченьку качать… Моя мама - Кривошеина Ольга Васильевна обладает прекрасным лирическим голосом, активно участвует в художественном самодеятельности.

ПЕСЕННАЯ ДОРОЖКА ПРАБАБУШКИ АННЫ Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Жила в селе Каменногорское женщина именно с такой родниковой душой – Анна Николаевна Натальина, моя прабабушка. Казалось, что нет того на крестьянской земле происходящего, чего она не знает. Несмотря на возраст все в ее памяти хранилось отчетливо и совершенно. Песни она пела старинные, причудливые. Иногда и мелодию не уловишь, вьется она как нить, протяжно, гортанно. Старые песни она пела с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы.

ПЕСНЯ И РАБОТА НА ПОЛЕ (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ) «Работали тяжело, да песня помогала хорошо. Вот мы, девки да женки, по восхожему солнышку, по росе ко жнивью идем и песню поем, как хлебушек наш Христовый перестой стоит и просит его серпами жать да во снопы вязать. А в поле придем, там уж другая песня: серпом машешь, снопы вяжешь, и в работу песня ладится. Домой со жнивья идем, опять заливаемся, песню воспеваем..» - А вот по осени, бывало, кто со льном, кто с портном ввечеру в избе соберемся. Кто прядево напрядает, кто с гребня нитку тянет, кто на вертышко мотает. Сидим, работаем и чего только ни перепоем – весело поется, весело и прядется: Надоемщик выбегал, красны сукна выстилал. Выстилал, выстилал, выстилал, выстилал.

ПЕСНИ БАБЫ ЛЮБЫ Во мне каким-то далеким эхом звучат песни бабы Любы. Распевные, мелодичные, очень лирического оттенка. Но вот мелодию вывести также у меня не удастся... Из старинных песен: Ветер с поля гуля-а-а-ал Гу-у-улял с моря Довела любовь до горя... На все случаи в ее репертуаре нашлось бы подходящее произведение народного искусства. На сельских новогодних вечерах зрители просили исполнять песню нежного оттенка, наполненную той любовью, которая рождалась под впечатлением кинофильма «Девчата»: Одену валенки, снежком побелены на елке маленькой иголки зелены Я с каждой елочкой знакома за руку Брала иголочку, несла их за реку... Каждый, кто мою бабушку знал, согласится с тем, что она достойна называться Женщиной с большой буквы. Бодрова Любовь Николаевна была любящей дочерью, заботливой матерью, ласковой бабушкой и подтверждала это год за годом, в течение всей жизни.

Песенная репутация, природная одаренность привела моих бабушек в фольклорно-этнографический ансамбль "Сударушка", который был организован в Каменногорском сельском Доме культуры. Их оптимизму и энергии можно было только завидовать. Выступали со старинными фольклорными песнями, не только на сельской и районной сцене, но ездили и в Оренбург, Орск, Саракташ, Бугульму, поощрялись Почетными грамотами, дипломами. Успех был ошеломляющим. Ансамбль получил звание "Народный". Седая старина привлекала необычностью и новизной. Молодежь на основе фольклорной песни познавала свои корни. Их любовь к песням передалась и нам. Мы все являемся активными участниками художественной самодеятельности.

Песни моего сердца Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! Я считаю роскошью и богатством умение в семейном кругу, не под караоке, а вживую исполнять любимые мелодии. Я считаю себя важной частью своей большой семьи, когда пою вместе с родственниками. Во мне рождается ответственность за сохранение своих семейных традиций и передачу будущим поколениям в нашей семье. Помню в роще соловьиной, Мы гуляли вечерком. Статный парень, Чей - не знаю Подошел ко мне с цветком...

До сентября 2013 года я посещала фольклорный ансамбль- спутник «Сударушка». Вместе с ребятами мы разучивали и пели старинные песни: Свила птичка гнездышко Поверх ее свил сокол... От задора русских песен светлеют лица моих друзей, душа раскрывается. Получается что я с детства «окутана» русским фольклором

Из интервью с руководителем фольклорного ансамбля «Сударушка» Санковой Марией Васильевной, которая начинала вместе с моими бабушками, я узнала об особенностях формирования песенного репертуара. Оказалось, что своеобразие и неповторимость песен ансамбля связано с историческими корнями: в нашем селе проживают выходцы орловской, курской, калужской земли, западных казаков. Это практически «сердцевина» Центральной России, общность культурно- исторической судьбы, где издревле создавались былины, проголосные, воинские баллады, хороводные, плясовые, игровые, календарные, частушки. Вот откуда сила репертуара фольклорно-этнографического народного ансамбля «Сударушка», здесь собраны стили, тексты русской народной песни. Санкова М. В. – руководитель ФЭА «Сударушка», собирательница местного фольклора (сборник из 1000 песен).

МНЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ О РУССКОЙ ПЕСНЕ Было опрошено 40 учащихся. Исходя, из результатов анкет выяснилось, что 87 % учащихся могут назвать себя любителями музыки. 100 % учащихся отвели, что любят слушать современную музыку. 23% - классическую музыку, 69% - зарубежную, 39% русскую и лишь 5 % народную. 93% учащихся на вопрос - нужна ли народная песня, ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы продолжить историю прошлого. Для того, что возвращаются старинные праздники и обычаи. И лишь 7 % ответили, что нет. Из народных коллективов учащиеся отметили ансамбль «Узоры Северного» - 11%, 3% отметили ансамбль «Сударушка»

ПЕСЕННАЯ ДОРОЖКА МОЕЙ СЕМЬИ- ВЫВОДЫ: 1. В России испокон веков любят, чтят и помнят народные песни, в которых отражаются обычаи и традиции, характер и менталитет народа. 2. Народную культуру отличает то, что по сути своей она всегда оптимистична, она несет добро, свет, любовь. 3. Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. Вся жизнь народа крепко связана с песней. 4. Современная молодежь мало интересуется народной песней. 5. Русская песня будет жить в исполнении фольклорных ансамблей. «Без песни нет жизни, как нет её без солнца. А нам песня нужна вдвойне»

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Значение русского народного песенного творчества на современном этапе неоднозначно: с одной стороны - потребность души в сохранении народного творчества, с другой стороны - массовое увлечение молодежи иностранной, легкой музыкой. 2. В ходе исследования мне удалось подробнее познакомиться с историей собирательства народной песни. Первоначально собирательство песен В. Далем (в XIX веке) сводилось к записи текстов песен, так как и продолжателем его дела Петром Киреевским. Огромнейший вклад в сохранение русской песни внес М.Е. Пятницкий, который записал на фонографе песни, продлил жизнь песенного фольклора созданием хора из народных певцов. Лидия Русланова русскую песню «несла в массы», передавая народу свою эмоциональную версию. 3. Песенная культура Оренбуржья многогранна, также как и народы, проживающие здесь. Для нашего села и моей семьи характерна самобытность исполнительского песенного народного творчества: мы любим исполнять лирические, семейно бытовые песни, песни отражающие известные события российского и местного масштаба.

РУССКОЙ ПЕСНЕ ЖИТЬ! Как не потерять это великое песенное искусство, песенную традицию, созданную многими поколениями русских людей? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, а мы, вдруг, осознаем, что не спросили у них, как они жили, как любили, о чем пели. И не появилась бы эта работа, если бы в свое время моя прабабушка не спела эти песни своей дочери (моей бабушке), а бабушка не передала их моей маме. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше. Песня будет жить, если она не только записана, но и звучит: со сцены, с телевидения, из радио!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асафьев Б. О народной музыке.- Л., Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 1983, 448 с., с ил.. 3. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное музыкальное издательство, Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: Музгиз, Соболева Г. Г., Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего и старшего возраста. – 2-е изд. – М.: Музыка с., ил., нот. 6. Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва Беликова А. Тайны народной мудрости. 9. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск г. 10. Науменко Г.М. Бьет из земли родник. Москва Цветаева М.И. Эпос и лирика современной песни // Сочинения. В 2-х т. Проза.- М.: Худож. Лит., С.392.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! ЛЮБИТЕ И ЦЕНИТЕ РУССКУЮ ПЕСНЮ!