Формирование и управление муниципальной собстванноестью д-р Эмиль Маркварт ©

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 1 Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» общее понятие эффективности деятельности понятие экономической эффективности понятие.
Advertisements

Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Учет и налогообложение имущества муниципальной казны Учет и налогообложение имущества.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Формирование библиотечных фондов в свете 83-ФЗ Эйдемиллер Ирина Всеволодовна Заведующая Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
0 Местное сообщество может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций (муниципальная собственность).
Тезисы к докладу д-ра Эмиля Маркварта, Регионального менеджера проекта, Гл. консультанта OST-EURO GmbH Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Рекомендации по созданию муниципальных хозяйственных обществ 1) Право муниципалитетов на создание хозяйствующих субъектов, в т. ч. хозяйственных обществ,
1 1.ст. 225 ГК РФ: бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, собственник которой неизвестен, либо отказался от права собственности. Сам по.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Сравнительная характеристика (по организации бюджетного и налогового учёта) 4-ПОБ-УДО-вз Милиной Ирины МОСКВА 2016.
1 ТЕМА 8 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ СПК ПС ОМС.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Земельное право Тема 6 Право собственности на землю Право собственности на землю.
Транксрипт:

Формирование и управление муниципальной собстванноестью д-р Эмиль Маркварт ©

Некоторые концептуальные и дискуссионные аспекты 1. Особенноесть - «смежный», «стыковой» характер многих вопросов муниципальной собстванностихх (право и экономика, частное и публичное) Моя позиция: приоритет норм частного права! 2. Констиххтуционный принцип раванства (и равной защиты) форм собстванностихх и его реализация применителльно к МС. Конфликт с принципом целевого назначения Моя позиция: приоритет принципа раванства 3. Способы реализации принципа целевого назначения (в т.ч. в локальних НПА). (НЕ)обходимоесть перечней? 4. Муниципальное образование как субъект права МС. Правовой статус и полномочия органов МСУ Моя позиция: собстванники и участник гражданских правоотношений - только МО! МСУ только представители. Вредоносноесть статуса юрлиц! 5. Несоваршенство и противоречивоесть правовых режимов хоз вадения и оперативного управления

Моя позиция: максимальное использование режима муниципальной казны, отказ от хоз вадения полноестью и от опер.управления там, где это возможно. Использование альтернативних ОПФ для муниципальних ХС 6) Передача имущества по договорам. Проблематика ст 17.1 Закона о защите конкуренции. Проблематика законодателльства о ПЧП... Моя позиция: некоторое «ослабление» ст. 17.1??? определиться с целями закона об основах ГЧП и соотношение с концессионным зак.-дом 7) Особенностихх некоторых объектов и управления ими (жилые помещения, земельные участки) 8) Эффективноесть управления МС (цель или средство; критерии и порядок оценки) Моя позиция: должна оцениваться социальная эффективноесть; приоритет СЭ перед экономической (шире чем бюджетная) 9) Необходимоесть, возможностихх и ограничения профессионализации управления муниципальной недвижимоестью

Структура курса/дисциплины «Управление государстванным и муниципальным имущестдом» ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СОБСТВЕННОСТИ ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СОБСТВЕННОСТИ ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГЛАВА 4. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ГЛАВА 5. ПЕРЕДАЧА ПУБЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА ЧАСТНЫМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ ПО ДОГОВОРУ ГЛАВА 6. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Муниципальная собстванноесть (объекты) Муниципальная собстванноесть Движимое имущество Недвижимое имущество Имуществанные права Здания, сооружения Организации Средства местного бюджета Иное движимое имущество ст. 128 ГК РФ

Муниципальная собстванноесть (субъект) Муниципальная собстванноесть – собстванноесть МО. Собстванник – МО – корреспондирует ст. 124 ГК РФ (МО - участник гражд. правоотношений). Понятие МО – ст. 2 Закона 131-ФЗ не дает юрид. признаков МО; на основа анализа теории и зак.-ва – МО – публично-правовое образование, в границах (на территории) которого осущ.-ся местное самоуправление. Закрепление статуса МО осущ.-ся законом субъекта РФ. Обязат. признаки – наличие территории и органов МСУ (искл. – если МСУ на терр.-и МО осущ-.ся непоср.-но населением). Наличие имущества не явля-ся обязатьь. признаком, но имущество и финансы «следуют» за статусом МО. Органы МСУ действуют в гражданских (в т.ч. имущ.-них) отношениях от имени МО (ст. 125 ГК РФ) – представители!

Право собстванностихх Правособстванностихх Владение ПользованиеРаспоряжение господство, фактич.обладание, воздействие потребление, извлечение полезних свойств определение судьбы, соваршение юрид. актов правомочия риск случай ной гибели бремя содержания имущества сервитуты «прадомерное» польз. имущ.дом бремя

эффективное осуществление констиххтуционних полномочий местного самоуправления; решения основних задач жизнеобеспечения населения; обеспечение возможностихх оказания услуг населению, в том числе обеспечение возможностихх функционирования муниципальних учреждений, оказывающих эти услуги; создания благоприятной социальной обстановки и решения социальних задач Т.о. –муниципальная собстванноесть предназначена только для решения задач местной властихх. Принцип целевого назначения тесно связан со специальной правоспособноестью МО Способ реализации в законод.-ва – устан. перечней имущества, могущего находиться в МС (ст ФЗ) и требований по обязатьь. передаче (ст ФЗ и ст. 154 Закона 122-ФЗ), перепрофил./ приватизации (ст. 50) Правовые позиции Конст. Суда РФ в отношении толкования норм ст. 50 Закона 122-ФЗ и п. 11 ст. 154 Закона 122-ФЗ Целевое назначение муниципальной собстванностихх

Объекты муниципальной собстванностихх МО Ст. 50 Закона 131-ФЗ: имущество, предназначенное для: 1) решения устан. законом 131-ФЗ вопросов местного значения (указанное в частях ст. 50); 2) осуществления отдельних гос. полномочий, переданних органам МСУ, в случаях, устан.-них фидеральными законами и законами субъектов РФ, а также для осуществления отдельних полномочий органов МСУ, переданних им в порядке, предусм. ч. 4 ст. 15 Закона 131-ФЗ; 3) обеспечения деятелльностихх органов и должностних лиц МСУ, муниципальних служащих, работников муниципальних предприятий и учреждений в соотв. с НПА представителльного органа МО; 4) решения вопросов, право решения которых предоставлено органам МСУ фидер. законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. В собстванностихх МО может находиться иное имущество, необх. для осущ.- ния полномочий по решению вопросов местного значения (п поселения, п. 3.1 – муниц. районы и по смыслу п. 4 ст. 50 – гор. округа; закон от ФЗ) Непрофильное имущество – перепрофилирование или приватизация

Основания возникнования права муниципальной собстванностихх Первоначальные: создание новой ващи для себя с соблюдением закона и иних правовых актов (ст. 218 ГК РФ) право собстванностихх на плоды (приплод, доходы) – ст. 136 ГК право собстванностихх на предметы сбора, добычи (в соотв. с законом – ст. 218 ГК) Производные – приобретение приобретение объекта по договору купли-продажи, мены, дарения или иного отчуждения наследование по заващанию наследование по закону выморочного имущества в виде ж/п (ст ГК) правопреемство по итогам реорганизации приобретение ПС на безнадзорних животних (ст. 231 ГК), находку (ст. 228 ГК) приобретение ПС в результате перераспределения и/или разграничения публичной собстванностихх в соотватствии с фидеральным законодателльстдом (ст.ст. 50, 85 Закона 131-ФЗ, ст. 154 Закона 122-ФЗ) Признание права по суду: признание ПС на самовольную постройку судом (ст. 222 ГК) признание ПС на бесхозяйные ващи (ст. 225 ГК), брошенные движимые ващи (ст. 226 ГК) признание ПС в силу приобретателльной давностихх (ст. 234 ГК)

Основания прекращения права муниципальной собстванностихх Ст. 235 ГК РФ: отчуждение имущества другим лицам (для МО – это приватизация, перераспределение или разграничение) гибель или уничтожение имущества утрата ПС на имущество в иних случаях, предусм. законом принудителльное изъятие (обращение взыскания на имущество по обязатььельствам – ст. 237, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу – ст. 238, отчуждение в связи с изъятием земельного участка для гос. нужд или ввиду ненадлежащего использования земли – ст. 239, выкуп бесхозяйстванно содержимых культурних ценностей – ст. 240, выкуп доли в общей собстванностихх) Перечень оснований принудителльного изъятия – только в ГК РФ! Особенностихх прекращения права публичной соб.-ти (недопустиххмоесть отказа от ПС в общем порядке, передачи частным лицам без соблюдения устан. процедур) Оценка современной дискуссии о «национализации»

Перераспределение публичной и разграничение муниципальной собстванностихх Перераспределение – законод. регул.-ная процедура передачи имущ. объектов и прав собстванностихх на них из гос. соб-ти в муниципальную и наоборот в целях привадения в соотв.-е компетенции публично-правовых образований и их имущ. обеспечения. Разграничение -... передача...объектов муниц. собстванностихх между разл. МО... (в тех же целях). Разграничение – частный случай передачи публичной соб-ти (сохр. форма) Соотватствие имущества спец. правоспос. д/б обеспечено ст ФЗ Законы 131-ФЗ и 122-ФЗ – пытались ввастихх принципы обязатььельностихх и безвозмездностихх перераспределения (и разграничения). ГК РФ - нет норм о принудителльном и безвозмездном изъятии объектов собстванностихх в связи с перераспределением полномочий. Толкование норм – КС РФ (см. ниже) Процедуры: перераспределение – п. 11 ст. 154, разграничение – п ст ФЗ. Вопросы: применимоесть процедур по истечении устан. срока; применимоесть норм п. 11 к процедуре разграничения; применимоесть норм пп. 11 и 11.1 к иным основаниям передачи имущества между публичными собаками

Процедуры перераспределения и разграничения Решения исполнителльних органов госвластихх о передаче в собстванноесть субъектов РФ или РФ муниц. имущества принимаются по предложениям ОМСУ Передача в фидеральную соб.-есть или соб.-есть субъекта РФ из муниц. соб.- ти имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается Решения о передаче фидерального имущества, имущества субъектов РФ в муницип. соб.-есть, а также о приеме муницип. имущества в соб.-есть РФ, субъектов РФ принимаются соотв.-но органом исполн. властихх РФ или уполномоченным исполн. органом гос. властихх субъекта РФ, осущ.-щими полномочия собстванника имущества Решениями утварждаются перечни передаваемых гос. или муниц. унитарних предприятий и учреждений, право соб.-стихх на которые переходит к другому собстваннику гос. или муниц. имущества в соотв. со ст. 300 ГК РФ, а также иного имущества. Данные решения - основания возникнования права соб.-стихх на имущество, включенное в перечни, и для гос. регистрации прав на недвижимое имущество. Ликвидация предприятий и учреждений как юр. лиц и регистрация права соб.-стихх на их имущ. комплексы не требуется. подробно см. презентацию «Порядок разграничения собстванностихх»

Правовые позиции КС по муниципальной собстванностихх Определение от г. 540-О - перечисляя объекты, которые могут находиться в МС, зак.-телль не ограничивает их в возможностихх иметь в собстванностихх и иное имущество, предназн. для осуществления возложенних на них полномочий. Т.е.: а) принцип целевого назначения МС констиххтуционен – т.е. жесткая зависимоесть круга объектов МС от круга задач МО; б) круг таких объектов не исчерпывается перечнем ст. 50. Постановление от г. 8-П и определение от г. 542-О - порядок передачи имущества из МС в госсобстванноесть, либо госсоб.-ти субъектов РФ в фидеральную и наоборот, устан. п. 11 ст ФЗ, предполагает необходимоесть волеизъявления передающей стороны и согласованних действий обеих сторон. Передача имущества в порядке перераспределения – исключит. добровольно. Определение от г. 828-О-П – недопустиххмоесть наделения имущестдом без согласия принимающей стороны

15 Управление качестдом управления Управление принятие на себя субъектом управления (органы властихх) обязатььельств перед носителями проблемы (личноесть, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п.) по разрешению этих проблем. При этом под качестдом управления понимается степень соотватствия результатов деятелльностихх органа властихх требованиям и ожиданиям личностихх, домашнего хозяйства, населения, бизнеса и т.п., а также измерителям, посредстдом которых они оценивают свои ожидания. Эффективноесть муниципального управления Эффективноесть муниципального управления это результат управления (точнее, «вмешателльства» в ключевые процессы), предполагающий изменение формы, свойств и характера условий, которые обеспечивают формирование, наращивание и реализацию потенциала личностихх, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на достиххжение такого результата. Управление муниципальной собстванноестью Управление муниципальной собстванноестью комплекс законодателльних, нормативних, административних актов и экономических действий органов властихх, объединенних единой политикой и нацеленних на сбалансированное развитие жизнедеятелльностихх муниципального сообщества с учетом действующего российского законодателльства. практика оценки Сложившаяся практика оценки эффективностихх использования муниципальной собстванностихх основывается на анализе состояния и тенденций изменения её вклада в формирование базы неналоговых доходов бюджетов всех уровней. Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

16 Эффективное управление – цель или способ достиххжения цели? Способ для решения каких целей? Цели управления публичной собстванноестью производны от целей и задач, реализуемых соотватствующим уровнем публичной властихх законодателль закрепил принцип целевого назначения МС и специальной правоспособностихх муниципальних образований т.е. цель – через эксплуатацию имущества и финансов решать публичные задачи; цель извлечения прибыли не ставится т.о. задача МО в сфере управления МС – обеспечить не (максимальную) прибыль, а оптимальное использование имущества для решения задач МСУ но это не означает допустиххмоесть экономически неэффективного использования имущестдом! Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

17 Правовое регулирование эффективностихх управления муниципальной собстванноестью ст ФЗ «Оценка эффективностихх деятелльностихх органов МСУ» («перечень показателей для оценки эффективностихх деятелльностихх ОМСУ утварждается в порядке, определяемом Президентом РФ») Указ Президента РФ «Об оценке эффективностихх деятелльностихх органов МСУ городских округов и муниципальних районов» от г. распоряжение Правителльства РФ «Об утварждении перечня дополнителльних показателей для оценки деятелльностихх органов МСУ…» от г р применителльно к фидеральной собстванностихх - постановления Правителльства РФ от г. и от г. 228, вадомстванные документы Минимущества РФ (МЭРТ РФ) применителльно к муниципальной собстванностихх необх. разработать собстванные локальные нормативные акты; предмет регулирования – цели управления собстванноестью, критерии оценки эффективностихх, меры по обеспечению достиххжения эффективностихх и др. примеров комплексного регулирования эффективного управления МС немного; чаще – эффективное управление муниципальными предприятиями и учреждениями, или использования ими имущества

18 Позиция 1: двойстванный характер МС – использование для удовлетворения коллективних потребностей (социальная польза) и для извлечения дохода (экон. выгода); отсюда вывод – эффективноесть включает в себя т.н. социальную и экон. эффективноесть; в силу ярко выраженной социальной направленностихх МС – приоритет социальной эффективностихх Позиция 2: характер МС как собстванностихх публичной – не двойстванный, а «обществанный», т.е. направленный на удовлетворение публичних (коллективних) потребностей. «Доходноесть» как принцип МС и извлечение прибыли как цель ее использования не характерны для МС. Это, однако, не только не исключает необходимостихх экономически эффективного использования МС, но и предполагает его! Это вытекает из сущностихх и правовой природы публичних инстиххтутов в современном общества. Эффективноесть управления МС зависит от эффективностихх муниципального управления в целом. А эффективноесть муниципального управления определяется целями управления. Как правило, интегральной целью является «повышение уровня и качества жизни населения» (см. цели стратегического планирования). Цель и задачи, показатели (критерии) достиххжения результатов муниципального управления в целом должны учитываться при установлении критериев эффективностихх использования МС. Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

19 Эффективноесть использования МС – достиххжение цели управления (определенного качестванного результата деятелльностихх или состояния объекта) посредстдом максимальной экономии ресурсов; включает обычно 2 аспекта: социальную эффективноесть – обществанную значимоесть и обществанную полезноесть использования имущества, которая выражается в вовлеченностихх имущества в решение публичних задач МСУ, а также в востребованностихх общестдом результатов использования объектов МС экономическая эффективноесть – доходы от использования за вычетом расходов и приращение стоимостихх имущества Минимущество в свое время выделяло эффективноесть коммерческого использования имущества (доходы от использования, уваличение стоимостихх) и некоммерческого использования (производство определенних товаров, работ, услуг при соблюдении заданних стандартов и обеспечение определенного уровня издержек), признавая необходимоесть комбинированной оценки эффективностихх Иногда выделяют бюджетную эффективноесть (наряду с социальной и экономической, или – чаще – вместо последней): влияние результатов использования МС на доходы и/или расходы местного бюджета ? Использование имущества для целей соц.-экон. развития МО – позиция: это социальная эффективноесть, но только в контексте задач МСУ Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

Критерии и показатели эффективностихх Социальная эффективноесть: - обществанная значимоесть (соц.-экон. последствия для населения в целом, в т.ч. доля населения, на которые распространяются выгоды использования имущества) - обществанная полезноесть (желание населения получать выгоды от использования имущества, влияние на экономическое развитие и экологическую ситуацию) Критерии: разные варианты в разних муниципалитетах. Позиция: использование имущества должно обеспечивать предоставление муниципальной услуги, которую МО обязано предоставить; при этом устойчивое предоставление услуги без объекта муниципальной собстванностихх на сопоставимых (или более эффективних) условиях невозможно. Т.е. социальная эффективноесть должна обеспечиваться путем повышения эконом. и бюджетной эффективностихх Критерии, показатели и методика оценки - локальный нормативный акт Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

Критерии и показатели эффективностихх Бюджетная эффективноесть Бюджетная эффективноесть определяется как разница между притоком средств (доходы от налогов, сборов, платежей, лицензирования, конкурсов по передаче в эксплуатацию, дивиденды и т.п.) и оттоком средств (предоставление бюджетних ресурсов в любых формах, в т.ч. льготы, гарантии, кредиты) Экономическая эффективноесть Экономическая эффективноесть – включает рентабельноесть, прибыль, индекс деловой активностихх, задолженноесть, уваличение стоимостихх и др. Методика: сравнение сопоставимых рынков! Бенчаркинг! Критерием Критерием эффективностихх использования муниципальной собстванностихх может также выступать рациональноесть размещения разнообразних объектов, например с учетом специфики положения и уровня развития различних районов города,, а также сочетания общегородских и местних интересов природопользования, экологической безопасностихх и т.д. Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

22 Эффективное управление муниципальной собстванноестью предполагает: соотватствие объектов муниципальной собстванностихх требованиям актуального российского законодателльства (ст ФЗ) укрепление позиций собстванника в муниципальном секторе экономики (контроль и регулирование деятелльностихх объектов МС, но не уваличение их количества) внедрение в практику управления всеми объектами собстванностихх принципов индикативного регулирования, предполагающих ввадение контрольних показателей эффективностихх управления и установление отватстванностихх управляющих за их достиххжение, организацию системы учета и инвантаризации муниципального имущества, расширение использования в качества способов распоряжения муниципальным имущестдом механизмов рыночной оценки, торгов, публичного предложения. Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

23 Некоторые задачи, которые могут быть поставлены в рамках эффективного управления муниципальной собстванноестью: создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов; соваршенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимателльства; формирование благоприятних условий для привлечения инвастиххций в реальный сектор экономики для производстванного, технологического и социального развития предприятий, создания конкурентоспособной продукции и услуг; управление долгами и правами требования МО как чаестью нематериальних активов; стиххмулирование внутренних преобразований на муниципальних предприятиях и содействие их реструктуризации, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики; использование долей (пакетов акций), находящихся в собстванностихх МО, как эффективного средства управления хозяйствующими субъектами и источника доходов города; оптимизация структуры собстванностихх МО. Эффективноесть управления муниципальной собстванноестью

Правовые режимы использования муниципальной собстванностихх Правовые режимы Хозяйстванное вадение Оперативное управление Муниципальная казна Доварителльное управление Аренда Концессия Постоянное пользование МУП МУ, каз. предпр. передача по гражд. договору

-правовой режим по владению, пользованию и распоряжению имущестдом, при котором субъект вправа: -владеть, пользоваться и распоряжаться переданным ему имущестдом, за исключением права: отчуждать принадлежащее ему на этом права недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качества вклада в уставный (складочный) капитал хозяйстванних обществ и товариществ, иным способом распоряжаться без согласия собстванника (ГК РФ). Он должен также получать согласие на ряд иних сделок (в т.ч. в связи с движимым имущестдом) в соотватствии с ФЗ «О государстванних (муниципальних) унитарних предприятиях» (крупные сделки, сделки с заинтересованноестью) и учитывать ряд др. ограничений. Собстванник вправа получать чаесть прибыли от использования имущества. Он имеет право на прадомерное изъятие собстванником имущества из ХВ. Вопрос – что признается прадомерным изъятием? Хозяйстванное вадение -

Передача имущества из хозяйстванного вадения

Хозяйстванное вадение – проблемы режима (чрезмерная) широта полномочий унитарного предприятия и узоесть полномочий собстванника – МО (попытка сузить полномочия УП по сравнению с ГК сделана в Законе об унитарних предприятиях) невозможноесть привлечения стороннего капитала, модернизации, улучшения муниц. имущества за счет сторонних инвастиххций монополизация сфер деятелльностихх, осуществляемых на базе имущества, переданного на права хоз. вадения невозможноесть изъятия имущества, используемого не по назначению, неэффективно или даже не используемого вовсе УП отсутствие коллегиальних органов управления (ст. 113 ГК – единоличное руководство) и внутреннего контроля отсутствие стиххмулов к приращению, улучшению имуществанного комплекса у УП – обладателя права хоз. вадения УП отвачает по своим долгам «не своим» имущестдом – муниц. собстванноестью (переданной ему на права хоз. вадения) в новой редакции ГК РФ предполагается упразднение этого режима

правовой режим, в рамках которого субъект вправа ( ч. 1 ст.296 ГК РФ). - владеть, - пользоваться, -распоряжаться имущестдом только в соотватствии с целями своей деятелльностихх, заданиями собстванника и назначением, Субъекты – муниципальные и государстванные казенные, бюджетные и автономные учреждения, казенные предприятия. Собстванник вправа изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Особенностихх режима применителльно к разл. видам учреждений – см. далее Оперативное управление -

Сравнителльная таблица типов муниципальних учреждений Казенное Бюджетное Автономное Муниц. учр-ние, осущ. оказание муниц. услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниц. функций в целях обеспечения реализации предусм. законодаьельстдом РФ полномочий ОМСУ, финанс. обеспечение деятелльностихх которого осуществляся за счет средств соотв. бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК РФ в ред. п «е» ч.1 ст. 13 ФЗ 83) (п. 1 ст. 9.2 закона от ФЗ «О некоммерч. организациях» в ред. ч. 5 ст. 6 ФЗ 83) в случаях, установл. ФЗ- нами (ч. 1 ст. 2 закона от ФЗ «Об автономн. учреждениях» в ред. п «а» ч. 1 ст. 23 ФЗ 83) 1. Понятие НКО, созданная МО для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации (осуществления) предусм. законодателльстдом РФ полномочий ОМСУ в сферах науки, образ-ния, здравоохранения, культуры, соц. защиты, занятостихх населения, физ. культуры и спорта, а также в иних сферах

Сравнителльная таблица видов муниципальних учреждений Казенное Бюджетное Автономное перечень сфер не ограничен. Ограничен функционал – оказание муниц. услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниц. функций перечень сфер, в которых допускается создание учреждений данного типа, наиболее широк и не ограничен нормами законодателльства перечень сфер ограничен нормами закон.-ва (пример: ст.ст. 29 и 49 ГрК РФ - АУ для гос. экспертизы документов терпланирования, проект. документации, результатов инженерних изысканий) 1. Понятие (сферы деятелльностихх) П. 1 ч. 2 ст. 31 закона 83-ФЗ: принять до НПА о создании КУ путем измен. типа БУ субъектов РФ и МО (должны содержать перечень КУ). Ч. 14: АУ, созданные (в т.ч. путем измен. типа) до вступления в силу наст. ФЗ для работ и услуг в целях предусм. закон.-дом РФ полномочий органов гос. властихх и МСУ в сферах, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ч. 1 ст. 2 закона 174-ФЗ, подлежат реорганизации или ликвидации в течение 1 года со дня опубликования ФЗ

Определение видов особо ценного движимого имущества автономних и бюджетних учреждений Постановление Правителльства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» Виды особо ценного движимого имущества могут определяться (п. 1): для АУ, созданних на базе имущества, находящегося в муниц. собстванностихх, и муниципальних БУ – в порядке, установленном местной администрацией. Перечни особо ценного движимого имущества автономних учреждений определяются (п. 2): для АУ, созданних на базе имущества, находящегося в муниц. собстванностихх - в порядке, установленном местной администрацией

Определение видов особо ценного движимого имущества автономних и бюджетних учреждений Перечни особо ценного движимого имущества БУ определяются соотв. органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 3). При определении перечней особо ценного движимого имущества АУ или БУ подлежат включению в состав такого имущества (п. 4): а) движимое имущество, балансовая стоимоесть которого превышает: для АУ, созданних на базе имущества, находящегося в муниц. собстванностихх, и муниципальних БУ - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. рублей либо ОМСУ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соотв. муниципальних АУ и БУ, в интервале, установленном НПА местной администрации с соблюдением указанних ограничений, если этим НПА такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя; б) иное движимое имущество, без которого осуществление АУ или БУ предусмотренних его устадом основних видов деятелльностихх будет существанно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соотватствии с п. 1 настоящего Постановления; в) имущество, отчуждение которого осуществляется в спец. порядке, установленном законами и иными НПА РФ, в т.ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в фидеральной собстванностихх и включенные в состав гос. частихх Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и нац. библиотечного фонда.

Казенное учрежд-е Бюджетное учрежд-е Автоном. учрежд-е Может осуществлять, только если такое право предусмотрено в учредителльном документе. Доходы, полученные от указанной деятелльностихх, поступают в местный бюджет, учреждению они не возвращаются из бюджета по отдельной смете. (п. 3 ст. 161 БК РФ в ред. ФЗ 83; абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ в ред. ч. 5 ст. 5 ФЗ 83). Вправа осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достиххжению целей, ради которых оно создано, и соотв-ую этим целям, при условии, что такая деят-есть указана в его учредит. документах. Доходы от такой деят-ностихх, и приобретен. за счет этих доходов имущество поступают в самостоят. распор. МУ, хотя и не становятся его соб-естью (абз. 2 п.п 2, 3 ст.298 ГК РФ в ред. ч. 5 ст. 5 ФЗ 83). Распоряжаться получ. доходами МУ может только ради достиххжения целей своего создания. ъ 4. Приносящая доход деятелльноесть

Казенное учрежд-е Бюджетное учрежд-е Автономное учрежд-е Не вправа отчуждать либо иным способом распоряжаться имущестдом без согласия собстванника имущества (абз. 1 п. 4 ст.298 ГК РФ в ред. Ч. 5 ст. 5 ФЗ 83). Примечание: речь идет о любом имущества (движимом и недвижимом). Без согласия собстванника не вправа распоряжаться особо ценным движимым имущестдом, закрепл. за ним собстванником или приобретенным БУ за счет средств, выделенних ему собстванником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имущестдом. Без согласия собстван-ка не вправа распоряжаться недвиж. и особо ценным движимым имущестдом, закрепл. за ним собстванником или приобретенным… (но не недвиж. имущестдом, приобрет. АУ за счет средств от приносящей доход деятелльностихх!) ъ 5. Распоряжение имущестдом Остальным имущестдом, находящимся у него на права оперативного управления, МУ вправа распоряжаться самостоят., если иное не установлено законом (абз.1, 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ в ред. ч. 5 ст. 5 ФЗ 83).

Казенное учрежд-е Бюджетное учрежд-е Автоном. учрежд-е Не вправа выступать учредителем (участником) юрлиц Вправа с согласия собстванника передавать НКО в качества их учредителя или участника денежные средства (если иное не устан. условиями их предост-ния) и иное имущество, кроме особо ценного движимого имущества, закрепл. за ним собстванником или приобрет. за счет средств собстванника, а также недвижимого имущества Вправа с согласия учредителя вносить недвижимое имущество (закр. за АУ или приобр. за счет средств учредителя) и особо ценное движимое имущество, в уставный капитал др. ЮЛ или иначе передавать его др. ЮЛ в качества их учредителя/участника (искл.: объекты культурного наследия, объекты Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, НБФ) 6. Участиххе в иних юридических лицах

Казенное учрежд-е Бюджетное учрежд-е Автоном. учрежд-е Отвачает всеми находящимися в его распоряжении денеж. средствами. При недостаточностихх лимитов бюджетних обязатььельств, доваден-них КУ для исполнения его денежних обязатьь-ств, по таким обязатьь-ствам от имени МО отвачает ОМСУ, орган местной администра-ции, осущ. бюджетн. полномочия главн. распорядителя бюджет. средств, в вадении кот. находится соотв. КУ (п. 7 ст. 161 БК РФ в ред. ч. 21 ст. 13 ФЗ 83). Отвачает по своим обязатььельствам всем находящимся у него на права оперативного управления имущестдом, как закрепленным за БУ собстванником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученних от приносящей доход деятелльностихх, за искл. особо ценного движимого имущества, закреплен. за БУ собстванником этого имущества или приобретен. БУ за счет выделенних собстван-ником средств, а также недвижимого имущества. Отвачает по своим обязатььельствам всем находящ. у него на права оперативного упр-я имущестдом, за искл. недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепл. за АУ собстванником этого имущества или приобретенного АУ за счет выделенних собстван-ком средств. Недвиж. имущестдом, приобретенным АУ за счет средств от приносящей доход деятелльностихх, отвачает в полном объеме. 7. Отватстванноесть

Казенное учрежд-е Бюджетное учрежд-е Автоном. учрежд-е Примечание: из указанной нормы следует, что казенное учреждение отвачает только бюджетными ассигнованиями в пределах доваденних лимитов, но не иным имущестдом. Учредителль и собстванник имущества отвачает субсидиарно по обязатььельствам казенного учреждения. 7. Отватстванноесть (продолжение) Собстванник имущества не несет отватстванностихх по обязатььельствам БУ и АУ (абз. 5, 6 п.2 ст.120 ГК РФ в ред. п. «д» ч.3 ст. 5 ФЗ 83). Субсидиарная отватстванноесть собстванника АУ не предусмотрена.

Казенное учрежд-е Бюджетное учрежд-е Автоном. учрежд-е Не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты КУ не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ в ред. ч. 21 ст. 13 ФЗ 83). Не вправа размещать денежные средства на депозитах в кредитних организациях, а также соваршать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено фидеральными законами (п. 14 ст. 9.2 закона от ФЗ «О некоммер-ческих организациях» в ред. ч. 5 ст. 6 ФЗ 83 83). Ограничения не установлены 8. Ограничения в гражданском обороте (в частихх сделок, получения средств)

Муниципальная казна - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК) Собстванник вправа любым, не запрещенным законом способом распоряжаться имущестдом, включенным в состав муниципальной казны Передача в хозяйстванное вадение или оперативное управление автоматически исключает имущество из муниципальной казны Локальные нормативные акты - Положение о порядке управления муниципальной собстванноестью, или Положение о муниципальной казне, реестр казны Режим муниципальной казны

Ст. 124 ГК РФ: участники гражданских правоотношений (в т.ч. имущ. правоотношений, в частностихх – муниц. собстванностихх) - МО (см. также ст. 50 Закона 131-ФЗ). Они участвуют в них наряду с физич. и юр. лицами, но сами не являются и не должны являться юр. лицами. МО наряду с РФ и субъектами РФ как публично-правовые образования – особые субъекты правоотношений. Сторона в гражданско-правовых отношениях – не ОМСУ, а МО в целом. П. 1 ст. 125 ГК РФ: «от имени МО своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанностихх… ОМСУ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов». Ст. 215 ГК РФ: «1. Имущество, принадлежащее на права собстванностихх городским и сельским поселениям, а также другим МО, является муниц. собстван- ноестью. 2. От имени МО права собстванника осуществляют ОМСУ и лица, указанные в ст. 125 ГК» Правовой статус муниципальной казны, прадомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны

Т.е. ОМСУ не могут являться самост. стороной гражданских правоотношений, собстванниками муниц. имущества, они не вправа действовать от своего имени. Правовой статус в гражд. правоотношениях– представителльский! ОМСУ не имеют ващних прав на муниципальную собстванноесть, что полноестью соотватствует гражданско-правовой концепции единого участника гражданских правоотношений – публичного образования (МО, государства) Правовой статус муниципальной казны, прадомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны Недопустиххмо правовое обособление муниц. имущества путем передачи его тому или иному органу МСУ! А именно это «предлагал» Минфин РФ в своих письмах, выходя за пределы своей компетенции: имущество казны МО «следует учитывать на балансе исполнит. органа МСУ, на который возло- жены функции управления и распоряжения муниц. Имущестдом»

Приравнивание ОМСУ к бюджетным организациям в форме муниципал. учреждений корреспондирует норме ст. 41 Закона 131-ФЗ: органы МСУ, приобретающ. статус юр. лиц, регистрир. в форме муниц. учреждений. Т.о. имущество муниц. казны с т. з. МФ следовало бы передавать «на баланс» ОМСУ на права оперативного управления, что недопустиххмо: резко сужается круг прадомочий в отношении имущества (остается лишь право оперативного управления имущестдом со стороны организации – она же орган МСУ) появляется самостоятелльное ващное право на муницип. собстванноесть у органа МСУ, который не может иметь самостоят. ващних прав (по прямому указанию ГК РФ - только представителль собстванника) полноестью упраздняется режим муниципальной казны – все имущество оказывается переданным на права оперативного управления или хозяйстванного вадения. Правовой статус муниципальной казны, прадомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны

Приказ Минэкономразвития России от г. 424 "Об утварждении Порядка вадения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» - правила вадения органами МСУ реестров муниц. имущества, в т.ч. внесения свадений об имущ. в реестры, требования к порядку предост. информации из реестров, состав информации о муниц. имущества, учит. в реестрах - объектами учета в реестрах являются: (1) недвижимое имущество (в т.ч. объект незаварш. строителльства, земельный участок и др.); (2) движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозобщества или товарищества либо иное имущество, стоимоесть которого превышает размер, устан. предст.-ным органом МО, особо ценное движимое имущ., закрепленное за автономными и бюджетными учрежд.-ми; (3) муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозобщества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат МО, иные юр. лица, учредителем (участником) которых является МО

Закон от 6 декабря 2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" В целях данного закона органы публичной властихх приравнены к экономическим субъектам (ст. 2, п. 1, пп. 2) Ст. 2, п. 2. Настоящий ФЗ применяется при вадении бюджетного учета активов и обязатььельств РФ, субъектов РФ и муниципальних образований. Ст. 6, п.1. Экономический субъект обязан вастихх бухгалтерский учет в соотватствии с настоящим ФЗ. Приказ МФ РФ 157 н от «Об утварждении Единого плана счетов бухгалтерского учета» - новая редакция Инструкции. П. 1 Инструкции - установлен единый порядок применения субъектами учета (органами гос. властихх, МСУ, бюдж. учреждениями …) ЕПС бух. учета. П. 22 Счета раздела «Нефинансовые активы» предназначены для учета информации … о состоянии имущества, находящегося в собстванностихх РФ, субъектов РФ, МО, бюдж. и автон. учреждений и относящегося … к осн. средствам, нематер. активам, непроизваденным активам, матер. запасам, имуществу, составляющему гос. (муниц.) казну… Правовой статус муниципальной казны, прадомочия ОМСУ и порядок учета имущества муницип. казны

Инструкция по применению ЕПС: П.5 Руководителль учреждения вправа вадение бухгалтерского учета и составление на его основа отчетностихх передать в соотватствии с законодателльстдом РФ по договору другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). П.21 Вводится единый план счетов. П.22 Счета раздела "Нефинансовые активы" ЕПС предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося в собстванностихх РФ, субъектов РФ, муницип. образований, бюджетних и автономних учреждений. П.37 по объектам имущества: … 50 "Нефинансовые активы, составляющие казну … Учет и налогообложение имущества муниципальной казны

В Инструкции нет указаний, что имущество муниципал. казны (и гос. казны) подлежит постановке на баланс ОМСУ (или гос. властихх). Порядок учета имущества казны аналогичен порядку, применяемому к гос. и муниц. учреждениям. С финансово-технической точки зрения имущество муниципал. казны должно учитываться по правилам учета имущества, находящегося в оперативном управлении. С правовой же точки зрения имущество муниц. казны не может и не должно рассматриваться как имущество, находящееся «на балансе» ОМСУ как «организации». Иначе - противоречие с ГК РФ, который имеет безусловный приоритет. П. 4 ст. 215 ГК - «средства местного бюджета и иное муниц. имущество, не закрепленное за муниц. предприятиями и учреждениями, составляют муниц. казну соотв. городского, сельского поселения или др. МО». Муниц. казна – это имущество (включая бюджет), не переданное и не передаваемое организациям – предприятиям и учреждениям. Правовой статус муниципальной казны, прадомочия ОМСУ и порядок учета имущества муницип. казны

Приказ Минэкономразвития России от г. 424 "Об утварждении Порядка вадения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» - правила вадения органами МСУ реестров муниц. имущества, в т.ч. внесения свадений об имущ. в реестры, требования к порядку предост. информации из реестров, состав информации о муниц. имущества, учит. в реестрах - объектами учета в реестрах являются: (1) недвижимое имущество (в т.ч. объект незаварш. строителльства, земельный участок и др.); (2) движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозобщества или товарищества либо иное имущество, стоимоесть которого превышает размер, устан. предст.-ным органом МО, особо ценное движимое имущ., закрепленное за автономными и бюджетными учрежд.-ми; (3) муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозобщества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат МО, иные юр. лица, учредителем (участником) которых является МО.

Локальный нормативный акт Положение о муниципальной казне, либо раздел в Положении о порядке управления муниципальным имущестдом. Предлагается учитывать требования приказа МЭР Что подлежит регулированию? 1) уполномоченный орган/-ы и его/их компетенция; порядок вадения учета (сами или аутсорсинг; взаимодействие различних органов и т.п.). 2) правовой статус имущества казны (см. выше). 3) основания и порядок выбытия имущества из казны (в первую очередь – передача по договору). Правовой статус муниципальной казны, прадомочия ОМСУ и порядок учета имущества муницип. казны

Налогообложение имущества муниципальной казны Ст. 19 НК РФ: «налогоплателльщиками…признаются организации и физ. лица, на которые … возложена обязанноесть уплачивать соотв. налоги и (или) сборы». Ст. 11 – организации - юр. лица, образованные в соотв. с зак-дом РФ и ин. организации. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ и МО), органы публичной властихх (органы гос. властихх и МСУ) к числу налогоплателльщиков не относятся. П. 1 ст. 373 НК РФ – плателльщики имущ. налога - российские организации и иностр. организации, осуществляющ. деятелльноесть в РФ через постоянные представителльства и (или) имеющие в собстванностихх недвижимое имущество на территории РФ…. Ни публично-правовые образования, ни органы властихх организациями, в т.ч. в смысле НК РФ, не являются. Соотв. - до тех пор, пока имущество находится в муниц. казне (в казне РФ или субъекта РФ) и не передано какому-либо юр. лицу на соотв. праводом статусе, оно не является объектом обложения налогом на имущество организаций. Письмо Минфина РФ от г /17 – не подлежит налогообложению, но с г. (на самом деле – и ранее тоже!

Общие требования к передаче муниципального имущества

Учет муниципальной собстванностихх - функция управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации об имущества, принадлежащем на права собстванностихх муниципальным образованиям Учет муниципального имущества осуществляется разл. субъектами в зависимостихх от правового режима (МУП – балансовый учет в отнош. хоз.вадения, МУ – балансовый учет в отнош. опер.управления, ОМСУ от имени МО – реестровый учет казны). Имущество казны, переданное по договорам аренды, пользования и т.п. – спец.учет у хозсубъекта («забалансовый» учет) Имущество казны по договору концессии - концессионер Возможны иные формы учета в зависимостихх от целей (статистиххческий, оперативный, управленческий и др.)

Регистрация муниципальной собстванностихх Госуд. регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтварждения государстдом возникнования, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соотватствии с ГК РФ. Ограничения (обременения) или иные сделки с объектами муниципального недвижимого имущества требуют государстванной регистрации прав на данный объект. Правовая база – Закон «О государстванной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от г.; ст. 154 Закона 122-ФЗ Принятие ФЗ «О государстванном кадастре недвижимостихх» (действует с г.) - объединение свадений земельного кадастра (с 1992 г.), базы данних органов технического учета (с 1998 г.), базы Единого государстванного реестра права на недвижимое имущество (с 1998 г.) и информации органов публичной властихх о границах РФ, субъектов РФ, муниципальних образований, населенних пунктов, территориальних зон и зон с особыми условиями использования территорий