§2. БОРЬБА ЗА РАЗУМ, или О том, как гуманисты казнили несовершенства мира Смеховая культура: творчество вагантов творчество вагантов творчество С. Бранта,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иероним Босх Еру́н Анто́нисон ван А́кен (более известный как Иеро́ним Босх ) нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения,
Advertisements

Иероним Босх.
Себастьян Брант Борьба за разум. Книга «Корабль дураков»
Автор : Семко Светлана Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная.
7 класс. Новая история. ТЕМА «Эпоха Возрождения» § 3. Исторические предпосылки Возрождения § 4. Гуманизм § 5. Искусство Высокого Возрождения.
Культура раннего Возрождения в Италии В середине XIV века в Италии появляется новая культура – культура Возрождения.
Учебный проект « Иероним Босх : великий художник Северного Возрождения » Знакомство с эпохой Северного Возрождения, биографией художника и актуальностью.
Тема: «Заповеди» Косенкова Татьяна Викторовна Сергиево-Горская ООШ Вязниковский район.
Данте Алигьери ( ) - последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени.
Презентация по МХК по теме: Северное Возрождение.
ТРИ ДОРОГИ: ИНОГДА И ДОБИВШИСЬ УСПЕХА МОЖНО ВСЁ ПОТЕРЯТЬ ТРОПА МУДРОСТИ ЗАВЕЛА ЕККЛЕСИАСТА В ТУПИК РАЗОЧАРОВАНИЯ И БОЛИ.
Швидунова Любовь Константиновна Учитель МХК ГОУСОШ 250 СВАО г. Москвы ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках ?
Библейские сюжеты в Матрице «Сотворение». Творец Вселенной описывает ее орбиту «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош,
Иллюзии и интерпретации Иеронима Босха Фесенко Александр Оттович Учитель изобразительного искусства МБОУ «Высокоключевая СОШ.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс. Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять… Жан-Анри Фабр Этот камень рычал когда-то, Этот плющ парил в облаках…
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять… Жан-Анри Фабр.
Библейские сказания Выполнила: Самарина Яна 5 класс «А»
Транксрипт:

§2. БОРЬБА ЗА РАЗУМ, или О том, как гуманисты казнили несовершенства мира Смеховая культура: творчество вагантов творчество вагантов творчество С. Бранта, Э. Роттердамского, И. Босха творчество С. Бранта, Э. Роттердамского, И. Босха

Северное Возрождение КАК ГУМАНИСТЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ КАЗНИЛИ НЕСОВЕРШЕНСТВА МИРА

Себастьян Брант Иероним Босх (ок ) ( ) Эразм Роттердамский ( ) современники

Себастьян Брант ( ), немецкий учёный, гуманист, поэт, писатель, юрист. Родился в 1457 в Страсбурге. Учился в Базеле, там же в 1484 получил право на преподавание, в учёную степень доктора права. В 1501 стал синдиком в Страсбурге, в 1503 муниципальным канцлером этого города. Умер Брант в Страсбурге 10 мая 1521.

В 1494 г. на улицах старинного «вольного» города Базеля стала продаваться книга со странным названием «Корабль дураков». Автора этой забавной и весьма поучительной книжицы, звали Себастиан Брант. Стихотворная сатира «Корабль дураков» была написана на простонародном немецком языке и сразу же приобрела популярность. Она выдержала 26 изданий, была переведена сначала на французский язык, а затем на голландский и английский.

Успеху этой небольшой книжки способствовали и иллюстрации, сделанные молодым художником Альбрехтом Дюрером. В таком виде «Корабль дураков» стал достоянием всей образованной Европы.

Всевозможные пороки рассматривались как разновидности глупости, глупцы выступали как олицетворение пороков. Альбрехт Дюрер. Себастьян Брант. Ок

Дураки сто одиннадцать (111) разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, зависть, бражничество, прелюбодеяние и т.п.), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости. Своей книгой он как бы поставил перед людьми огромное зеркало, где все могут увидеть свое подлинное обличье. Для того чтобы избавить мир от этой шумной ватаги, он собрал все виды человеческой глупости, построил огромный корабль и отправил всех дураков в страну, которую так и назвал Наррагония, или Страна глупцов. Своей книгой он как бы поставил перед людьми огромное зеркало, где все могут увидеть свое подлинное обличье. Для того чтобы избавить мир от этой шумной ватаги, он собрал все виды человеческой глупости, построил огромный корабль и отправил всех дураков в страну, которую так и назвал Наррагония, или Страна глупцов.

Автор «Корабля дураков» сетует на то, что о человеке судят не по его достоинствам, а по его достатку. Богачу в любой компании обеспечено самое почётное место. Брант скорбит, что над миром воцарился его величество Господин Пфенниг! Иеронимус Босх. Корабль дураков

Душеспасительные книжки Пекут у нас теперь в излишке, Но, несмотря на их число, Не уменьшилось в людях зло: Писанья эти ничему Теперь не учат! В ночь и в тьму Мир погружён, отвергнут богом, Кишат глупцы по всем дорогам. Жить дураками им не стыдно, Но узнанными быть обидно «Что делать?» думал я. И вот Решил создать дурацкий флот: Душеспасительные книжки Пекут у нас теперь в излишке, Но, несмотря на их число, Не уменьшилось в людях зло: Писанья эти ничему Теперь не учат! В ночь и в тьму Мир погружён, отвергнут богом, Кишат глупцы по всем дорогам. Жить дураками им не стыдно, Но узнанными быть обидно «Что делать?» думал я. И вот Решил создать дурацкий флот: Галеры, шхуны, галиоты, Баркасы, шлюпки, яхты, боты. А так как нет таких флотилий, Всех дураков чтоб захватили, Собрал я также экипажи, Фургоны, дроги, сани даже. Глупцам нет счёта в наши дни: Как мухи, суетясь, они На корабли спешат, летят Быть первыми и здесь хотят. Их всех, которые тут есть, Представить вам имею честь… Галеры, шхуны, галиоты, Баркасы, шлюпки, яхты, боты. А так как нет таких флотилий, Всех дураков чтоб захватили, Собрал я также экипажи, Фургоны, дроги, сани даже. Глупцам нет счёта в наши дни: Как мухи, суетясь, они На корабли спешат, летят Быть первыми и здесь хотят. Их всех, которые тут есть, Представить вам имею честь… Какова цель автора?

Вот вам один мой текст ему Не по душе, как я пойму. А этот не прочтёт ни слова, Но на картинке, как живого, Заметит среди прочих рож: Себя и даже с кем он схож. В моем зерцале дураков Дурак узрит, что он таков, И, приглядись к себе, увидит, Что из него мудрец не выйдет. Что не дано, то не дано! Не тщись быть мудрым, знай одно: Признавший сам себя глупцом Считаться вправе мудрецом, А кто твердит, что он мудрец, Тот именно и есть глупец. Вот вам один мой текст ему Не по душе, как я пойму. А этот не прочтёт ни слова, Но на картинке, как живого, Заметит среди прочих рож: Себя и даже с кем он схож. В моем зерцале дураков Дурак узрит, что он таков, И, приглядись к себе, увидит, Что из него мудрец не выйдет. Что не дано, то не дано! Не тщись быть мудрым, знай одно: Признавший сам себя глупцом Считаться вправе мудрецом, А кто твердит, что он мудрец, Тот именно и есть глупец. Какова цель автора?

ради пользы и благого поучения для увещевания и поощрения мудрости здравомыслия и добрых нравов ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков во имя исправления рода человеческого ради пользы и благого поучения для увещевания и поощрения мудрости здравомыслия и добрых нравов ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков во имя исправления рода человеческого Какова цель автора?

Существуют пороки, разъедающие нравственные устои общества – корыстолюбие, себялюбие, культ наживы Существуют пороки, разъедающие нравственные устои общества – корыстолюбие, себялюбие, культ наживы

Молчанье – щит от многих бед, А болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, А сколько жизней он сломал. Ганс Бургкмайр. Портрет С. Бранта. Ок Кунстхалле

Признавший сам себя глупцом Считаться вправе мудрецом, А кто твердит, что он мудрец, Тот именно и есть глупец.

Коль другу дружески сурово Сказали вы упрёка слово, А тот не хочет слушать вас, Не огорчайтесь: будет час – Он сам поймет, что больше прока От горькой истины упрёка, Чем от похвал иных льстецов – Лжецов двуличных и глупцов, И благодарным вам навек Останется тот человек.

А нравственность, влеченья, знанья Зависят лишь от воспитания. *** Всё преходяще, быстротечно, И лишь наука долговечна. *** В чести и силе та держава, Где правит здравый ум и право, А где дурак стоит у власти, Там людям горе и несчастье. *** Делами заработай право Других учить себе во славу. *** Дурак вовек не может снести, Что он таков, каков он есть!

- крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов» Эразм Роттердамский ( ) «Похвала глупости», 1509 г. – – небольшое сочинение, написанное от нечего делать по дороге из Италии в Англию. «Похвала глупости», 1509 г. – – небольшое сочинение, написанное от нечего делать по дороге из Италии в Англию.

Похвала Глупости Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать, что её божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости. Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы?

«Похвальное слово глупости» Композиционно состоит из нескольких частей: в первой части Глупость репрезентирует сама себя, утверждая неотъемлемую причастность природе человеческой во второй части описываются всевозможные формы и виды Глупости а в последней – говорится о блаженстве, которое также является в некотором смысле глупостью Композиционно состоит из нескольких частей: в первой части Глупость репрезентирует сама себя, утверждая неотъемлемую причастность природе человеческой во второй части описываются всевозможные формы и виды Глупости а в последней – говорится о блаженстве, которое также является в некотором смысле глупостью Рисунок Ганса Гольбейна на полях издания 1515 г. Глупость говорит

Сатирики позднего Средневековья осуждали жизнь только с теологической точки зрения, повсюду видя либо грех, достойный презрения, либо благочестие, достойное похвалы Себастиан Брант и Эразм Роттердамский перестали быть церковными проповедниками, они превратились в обличителей человеческой глупости

Его творчество отличается своеобразием. Одни считают его еретиком, другие – религиозным ортодоксом, третьи мрачным мизантропом, четвертые – человеком с очень развитым ироничным складом ума, пятые – безумцем с болезненным воображением, шестые – мистиком. Босх как бы стоит на грани двух великих эпох европейской культуры: средневековья и Ренессанса. И все противоречия этой эпохи воплотились в творчестве мастера. Его творчество отличается своеобразием. Одни считают его еретиком, другие – религиозным ортодоксом, третьи мрачным мизантропом, четвертые – человеком с очень развитым ироничным складом ума, пятые – безумцем с болезненным воображением, шестые – мистиком. Босх как бы стоит на грани двух великих эпох европейской культуры: средневековья и Ренессанса. И все противоречия этой эпохи воплотились в творчестве мастера. Иероним Босх (ок гг.) Ерун Антонисон ван Акен - нидерландский художник, «почётный профессор кошмаров», один из самых загадочных живописцев. Родной город Босха – Хертогенбос (герцогство Брабант) (он выбрал в качестве псевдонима усечённое имя родного города) Ерун Антонисон ван Акен - нидерландский художник, «почётный профессор кошмаров», один из самых загадочных живописцев. Родной город Босха – Хертогенбос (герцогство Брабант) (он выбрал в качестве псевдонима усечённое имя родного города)

Символы Босха алхимическая символика бестиария «нечистых» животных Другие часто встречающиеся символы : лестница символ пути к познанию в алхимии; перевёрнутая воронка атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ познание; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела символизирует «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела; сова служит злу и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного; чёрные птицы грех. Другие часто встречающиеся символы : лестница символ пути к познанию в алхимии; перевёрнутая воронка атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ познание; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела символизирует «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела; сова служит злу и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного; чёрные птицы грех.

25 картин и 8 рисунков (новые данные: ок. 35 произве- дений) Картины Босха это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. 25 картин и 8 рисунков (новые данные: ок. 35 произве- дений) Картины Босха это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся: Картины Босха

Семь смертных грехов

"Семь смертных грехов" одна из самых ранних работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Центральная круглая композиция этой картины напоми- нает глаз Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё". Дальше следует представлениe 7 смертных грехов. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. Художник напоминает людям, погружённым в каждо- дневную суету будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние. "Семь смертных грехов" одна из самых ранних работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Центральная круглая композиция этой картины напоми- нает глаз Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё". Дальше следует представлениe 7 смертных грехов. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. Художник напоминает людям, погружённым в каждо- дневную суету будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.

Сад земных наслаждений (триптих)

На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из тёмной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстаёт Творец, наблюдающий за рождением нового мира…

Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена рождению человека. В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин. На правой створке показан Ад.

Христос, несущий крест гг. Эта картина - одна из наиболее известных. Озверелая толпа готова разорвать человека, который не убил, не украл!

Основные особенности Северного Возрождения опора на традиции средневекового искусства, поздний интерес к античности связь с народным искусством влияние идей Реформации и отражение в искусстве социальных потрясений отставание архитектуры и скульптуры от ли- тературы, живописи и книжной миниатюры. опора на традиции средневекового искусства, поздний интерес к античности связь с народным искусством влияние идей Реформации и отражение в искусстве социальных потрясений отставание архитектуры и скульптуры от ли- тературы, живописи и книжной миниатюры.

Домашнее задание Какие стороны человеческой жизни осмеивали гуманисты Возрождения? Почему?