Безопасность жизнедеятельности Представление дисциплины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Advertisements

Казахская Академия Труда и Социальных Отношений Презентация По дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» На тему: «Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
МОУ «Кулунская средняя общеобразовательная школа» Курс по выбору «Экология» Преподаватель: Меркулова Н.А.
Обучение и подготовка кадров по охране труда в вузах: состояние, проблемы, задачи Девисилов Владимир Аркадьевич МГТУ им. Н.Э. Баумана
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 10 КЛАСС УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МОУ СОШ 17 Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧИТНАЕВА Л. Н.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЖ. Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности ( ОБЖ ) область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Вводная «Основные понятия и определения»
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Выполнила Чернышева Татьяна Группа ГМУ 1-1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Экологическое образование на уроках ОБЖ Власов Александр Викторович, преподаватель ОБЖ МАОУ СОШ 62.
Харьковский национальный медицинский университет Кафедра гигиены и экологии 1 Окружающая среда и здоровье.
Информационные технологии в городском хозяйстве Представление дисциплины.
« Химический контроль. Факторы риска для здоровья человека и общества в целом »
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Представление дисциплины.
ЭНЕРГОТЕХАТОМ Концепция безопасности АЭС год.
Выполнила Горохова Екатерина Александровна. Система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности.
Воспитатель 9 класса: Деревенчук Ирина Николаевна.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера ОБЖ - 10 класс.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ Представление дисциплины.
Транксрипт:

Безопасность жизнедеятельности Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Безопасность жизнедеятельности Дисциплина читается по специальности социальная работа Важность изучения дисциплины Изучение дисциплины направлено на формирование культуры профессиональной безопасности и приобретение устойчивых приоритетных ориентиров на создание комфортной для человека среды обитания, приобретения практических умений и навыков по формированию безопасного образа жизни. Сфера профессионального использования Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины, необходимы социальному работнику для выполнения его профессиональных функций: участия в проведении социально-гигиенического мониторинга; организации первой медицинской помощи; профилактических мероприятий по устранению и предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья населения; формирования установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни; содействия предупреждению распространения в обществе социальных эпидемий и инфекций, в том числе ВИЧ-инфекции; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях.

3 Краткое описание дисциплины Учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты от опасностей личности, общества и государства. Научные знания учебного курса безопасность жизнедеятельности соответствуют объективным и субъективным потребностям современного общества. Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» даёт специалисту знания об основных закономерностях и механизмах адаптации организма человека к различным условиям окружающей среды, основы физиологии и обеспечения рациональных условий деятельности в системе «человек – среда обитания» с учетом их совместимости; анализ организма и среды, методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, необходимые для формирования навыков конструктивного мышления и поведения с целью безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции. Учебный курс предполагает выполнение практических заданий, включающих в себя элементы проблемности, теоретической обоснованности полученных результатов, установления причинно- следственных связей между изучаемыми вопросами.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цель: формирование безопасного мировоззрения на основе системного понимания единства взаимодействия организма и среды обитания как компонента общей культуры всесторонне и гармонично развитой личности. Задачи: 1. Освоить понятийный аппарат и базисные знания по основным проблемам безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития техносферы, общества и государства. 2. Идентифицировать опасности, прогнозировать и предупреждать их негативные влияния и последствия на жизнедеятельность человека. 3. Подготовить человека к последовательности действий и поведению в чрезвычайных ситуациях. 4. Закрепить знания о правилах и приемах оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях, разных опасных и бытовых ситуациях.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Знания данной дисциплины находятся на стыке психологии безопасности, экологии, этологии, медико-биологические основы физиологии труда, экстремальной медицины, охраны труда и окружающей среды, социальной профилактики и многих других профильных дисциплин, изучение которых необходимо социальному работнику.

6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется: – наличие базовых знаний за курс средней школы по безопасности жизнедеятельности и основам медицинских знаний; – сформированность умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи; – умение вести здоровый образ жизни.

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о понятийно-категориальный аппарате, методологии, структуре безопасности жизнедеятельности; об идентификации опасностей среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: об основных принципах и методах создания физиологически комфортного состояния среды обитания человека – трудовой деятельности и отдыха; о нормативные и законодательные документы по защите человека и среды обитания от негативных воздействий различной природы. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: уметь оказывать неотложную и первую медицинскую помощь больным и пострадавшим в различных условиях среды; осознанно подходить к предупреждению психологических опасностей и ориентации на здоровый образ жизни; прогнозировать развитие опасных ситуаций и оценивать последствия их реализации; разрабатывать основные направления устранения негативного влияния природной и социальной среды на здоровье человека;

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Основные положения и принципы обеспечения безопасности. Тема 2. Основные закономерности адаптации организма человека к различным условиям. Тема 3. Экологические опасности.

9 Тема 1. Основные положения и принципы обеспечения безопасности. Первая тема курса является вводной. Она направлена на: формирование представление об основных положениях безопасности жизнедеятельности как комплексной науке и практической деятельности, изучающей опасности и их воздействие на жизнедеятельность человека и разрабатывающей эффективные мероприятия по их предупреждению и устранению; определение предмета, учебных задач и структуры безопасности жизнедеятельности, значение её теоретических и практических знаний для обеспечения безопасности и реализации профессиональной деятельности социального работника; изучение понятийного аппарата дисциплины, изучение основных принципов, методов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности. Рассмотрение возможности их применения в области профессиональной и личной деятельности.

10 Тема 2. Основные закономерности адаптации организма человека к различным условиям. Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению: сущности понятий об индивидуальном и популяционном здоровье человека, адаптации и гомеостазе, роли функциональных систем организма в формировании адаптивных эффектов; объективных причинно-следственные связей состояний здоровья и работоспособности человека с факторами и условиями окружающей среды; функциональных возможностей и свойств сенсорных систем организма человека, оптимальных условий их деятельности, необходимых для адекватной связи организма с окружающей средой; совместимости элементов системы «человек–среда» как отражения безопасности жизнедеятельности человека.

11 Тема 3. Экологические опасности В данной теме Вы изучите: определения темы, связанные с экологическими опасностями, их классификацией и источниками проявления; основные группы неорганических и органических веществ загрязняющих среду обитания и представляющих опасность для здоровья человека; роль ведущих факторов среды обитания (воздух, вода, почва) в обеспечении безопасности жизнедеятельности; влияние загрязнения продуктов питания на состояние здоровья человека.

12 Семинарские занятия Семинар 1 (по теме 3, 4). Психологические и социальные опасности Семинар 2 (по теме 7). Техногенные опасности Семинар 3 (по теме 10). Первая медицинская помощь

13 Контрольные мероприятия Итоговый контроль Итоговый тестовый контроль знаний студентов проводится по тестовому заданию. Предоставление реферата является формой отчета студента по его самостоятельному изучению дисциплины. Письменный отчет по выполнению практических заданий с проведением анализа полученных результатов и разработке на их основе индивидуальной программы оздоровления и сохранения здоровья.

14 Глоссарий Авария – происшествие в технической системе, при котором невозможно или экономически нецелесообразно восстановление технических средств, без гибели людей. Адаптация – процесс приспособления организма человека к условиям окружающей среды. В производственных условиях привыкание человека к кон­кретным условиям труда. Антропогенная чрезвычайная ситуация – чрезвычайная ситуация, являющаяся следствием ошибочных действий людей. Безопасность жизнедеятельности – раздел ноксологии, изучающий опасности техносферы, а также условия и средства реализации комфортного и допустимого взаимодействия человека с техносферой; наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

15 Список литературы Основная 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Часть I./ Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», – 248 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; под ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., – 448 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений /С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., – 360 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 431 с.

16 Список литературы (продолжение) 5. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / П.П. Кукин, В.Л. Лапшин, Н.Л. Пономарёв и др. – М.: Высшая школа, Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько; под ред. О.Н. Русака. – СПб.: «Лань», – 448 с. 7. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ Кол. авт. под ред. Н.Г. Смольянинова. – М.: РУДН, – 317 с. 8. Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности/ Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, –320 с. 9. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ П.Э. Шлендер, В.М. Маслова, С.И. Подгацкий; под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, – 208 с.

17 Список литературы (продолжение) Дополнительная 1. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов/ Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 112 с. 2. Конституция РФ от года. 3. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.– М., – 304 с. 4. Маршалл В. Основные опасности химических производств. – М.: Мир, – 671 с. 5. Основы валеологии. В трех книгах./ Под общей ред. академика В.П. Петленко. – Киев: Олимпийская литература, Тель Л.З. Валеологи: учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. – М.: ФАИР-ПРЕСС, – 208 с

18 Самостоятельная работа Темы рефератов: Индивидуальное и популяционное здоровье человека. Факторы риска здоровья человека. Стресс и безопасность жизнедеятельности. Дистресс и безопасность жизнедеятельности. Социальные опасности и защита населения от них. Социальные опасности (наркомания, алкоголизм, курение). Социальные опасности (венерические заболевания, СПИД). Суицид как социальная опасность. Солнечная радиация и способы защиты от солнечной радиации. Патогенные грибы и вызываемые ими микозы и микотоксикозы. Ядовитые растения, их лечебные и ядовитые свойства. Хищники и ядовитые животные как потенциальная опасность для человека. Шум как механическая опасность и фактор риска здоровья. Статическое электричество и защита человека от него. Воздействие электромагнитных излучений на организм человека. Работа на ПК как фактор риска здоровья. Радиационная безопасность и способы защиты человека от неё. Тяжелые металлы и опасность их для здоровья человека. Пестициды как экологические факторы риска здоровья. Диоксины как универсальные клеточные яды. Загрязнения атмосферы и его негативные последствия. Загрязнения почвы и его негативные последствия. Загрязнения воздуха и его негативные последствия. Нормирование и нормативные акты в области охраны почвы, водной и воздушной среды. Химизация животноводства и использование пищевых добавок как факторы загрязнения продуктов питания. Законодательное и нормативное обеспечение мероприятийгражданской обороны по защите населения и территорий от ЧС. Международное сотрудничество в области защиты населения в ЧС.