Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнгелина Ямпольская
1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ Представление дисциплины
2 2 Общие сведения по дисциплине Название Основы социальной дисциплины Читается для специальности социальная работа Важность изучения дисциплины Направлена на формирование у студентов базисных знаний и профессиональных навыков по проблемы охраны здоровья населения. Сфера профессионального использования В процессе обучения будущие социальные работники получат знания по проблемам формирования здорового образа жизни, приобретут практические умения и навыки по формированию оптимального стиля жизни и организации социально-медицинской работы и просветительной деятельности.
3 3 Краткое описание дисциплины Данная учебная дисциплина предназначена для подготовки специалистов по социальной работе. В основу программы положена концепция медико-социальной помощи населению как одного из ведущих механизмов реализации государственной политики в области охраны здоровья населения РФ, а также требования, предъявляемые будущему социальному работнику в полном соответствии с его квалификационной характеристикой. Студенты получат представления о критериях здоровья разных групп населения, индивидуального и общественного; о факторах его определяющих; об основных направлениях оздоровления населения и укрепления его здоровья; методах вычисления и оценки показателей здоровья; связи здоровья населения с различными природно-климатическими, генетическими и экологическими факторами и образом жизни человека. В программу включены разделы по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия; классификации болезней и структуры заболеваемости; оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях; изучения общих принципов и социальных факторов профилактики, диагностики и лечения болезней. Значительное место в программе отводится изучению законодательных актов РФ по охране и обеспечению здоровья населения; вопросам санологического и валеологического воспитания населения (цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства, организация); наиболее актуальные проблемы социальной медицины, которые обусловлены особенностями современного развития общества и государства.
4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов с системных позиций знаний о здоровье и болезни человека как качественных процессах, отражающих свойства различных процессов и явлений (биологических, социальных, антропологических, психологических и многих других) и позволяющих познать закономерности формирования общественного здоровья и решения социальных проблем здоровья. Задачи: 1. Освоить понятийный аппарат дисциплины. 2. Изучить научно обоснованные и эффективные методы и мероприятия по устранению и предупреждению вредного влияния среды на здоровье общества, социальных групп, человека. 3. Формировать позитивное мышление, направленное на оздоровление и охрану общественного здоровья.
5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов : – антропологии, анатомии и физиологии человека; – первой медицинской помощи; – здорового образа жизни. В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для специальных курсов, связвнных с организацией и проведением медико- социальной, психо-социальной работы с различными социальными группами населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья
6 6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется: – наличие базовых знаний по антропологии, анатомии и физиологии человека; – сформированность умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи; – умение вести здоровый образ жизни.
7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о месте основ социальной медицины в системе медицинских, социальных, психологических, педагогических дисциплин; о влиянии природной и социальной среды на состояние здоровья человека, социальных групп, общества; о разработке основных направлений устранения негативного влияния природной и социальной среды на здоровье человека. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: о понятийно-категориальном аппарате, методологии, структуре дисциплины; об основные закономерности формирования общественного здоровья, здоровья различных групп населения; О нормативных и законодательных документах по охране и укреплению здоровья населения. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: осознанно подходить к формированию здорового образа жизни на индивидуальном и общественном уровне; уметь оказывать первую медицинскую помощь.
8 8 Содержание лекционного курса Тема 1. Предмет и междисциплинарный характер социальной медицины Тема 2. Общественное здоровье Тема 3. Показатели общественного здоровья Тема 4. Классификация болезней, структура заболевания населения Тема 5. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Тема 6. Экспертиза трудоспособности и реабилитация
9 9 Тема 1. Предмет и междисциплинарный характер социальной медицины Первая тема курса является вводной. В ней даны знания об основах социальной медицины как комплексной междисциплинарной науке и практической деятельности, изучающей влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывающей эффективные мероприятия по устранению вредного влияния среды. Определен предмет, задачи, основные методы и структура социальной медицины, значение её теоретических и практических знаний для реализации профессиональной деятельности социального работника. Рассмотрен вопрос о взаимосвязи социальной медицины с клинической.
10 10 Тема 2. Общественное здоровье Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению проблемы определения понятий «здоровье», «индивидуальное здоровье», «общественное здоровье»; основных компонентов индивидуального и общественного здоровья, социальной сущность здоровья и болезней человека. Анализируются основные факторы обусловленности здоровья, факторы риска и социальные группы риска.
11 11 Тема 3. Показатели общественного здоровья В данной теме рассмотрены основные критерии оценки общественного здоровья населения, значение медико- статистических и демографических комплексных показателей в оценки здоровья (санитарного состояния), показателей здоровья. Дан анализ показателей естественного движения населения, понятия о ресурсах и потенциале здоровья населения, его динамичном уровне, роли природно-социальной среды как основного компонента жизни и здоровья человека. Рассмотрена связь медицинских показателей здоровья с состоянием окружающей среды.
12 12 Тема. 4. Классификация заболеваний Лекционный материал этой темы посвящен рассмотрению основных подходов к классификации заболеваний, необходимости её совершенствования. Подробно освещена современная международная классификация болезней (МКБ- 10) и необходимость её использования в медицинской документации для получения объективных сведений о заболеваемости населения.
13 13 Тема 5. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Данная тема лекции посвящена изучению основных понятий дисциплины, связанных с санитарно- эпидемиологическим благополучием населения. Рассмотрено влияние социальных факторов, в том числе миграции населения, на возникновение и характер развития эпидемического процесса, возможные пути целенаправленного воздействия на него с целью предупреждения возникновения инфекционных болезней.
14 14 Тема 6. Экспертиза трудоспособности и реабилитация Лекционный материал этой темы связан с изучением и формированием понятийного аппарата в области экспертизы трудоспособности. Рассмотрены причины и виды нетрудоспособности, сущность проведения экспертизы временной и стойкой (инвалидной) нетрудоспособности, организация работы клинико-экспертной комиссии, группы и причины инвалидности. Соответственно определены виды медико-социальной реабилитации.
15 15 Семинарские занятия Семинар 1. Здоровье как показатель биосоциальной адаптации человека к окружающей среде Семинар 2. Образ жизни и его структура Семинар 3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан Семинар 4. Медико-социальные проблемы здоровья населения
16 16 Контрольные мероприятия Итоговый контроль Подготовка реферата Разработка личной программы сохранения и укрепления здоровья Итоговый тест
17 17 Глоссарий Термин 1 – определение термина 1. Термин 2 – определение термина 2. Термин 3 – определение термина 3. Термин 4 – определение термина 4. Термин 5 – определение термина 5.
18 18 Список литературы Основная Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр АЛАДОС, – 112 с. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвтнова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, – 192 с. Кучеренко В.З., Агарков Н.М., Яковлева А.П., Васильев С.Л. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения (Учебное пособие). – М., – 432 с. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, – 256 с. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины) / Под ред. докт. мед. наук В.С. Шинкаренко. М.: Медицина, – 413 с.
19 19 Список литературы Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/Ю.П. Лисицин, Н.В. Полунина, К.А. Отдельнова и др.; под ред. Ю.П. Лисицина.– М., – 698 с.Торохова Е.И. Валеология: Словарь. – Флинта: Наука, – 248 с. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 304 с. Ткаченко В.С. Основы социальной медицины: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, – 368 с. Черносвитов Е.В. Прикладные методы социальной медицины: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.. – М.: изд.АЛАДОС-ПРЕСС, – 256
20 20 Список литературы Дополнительная литература Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, – 416 с. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, – 312 с. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», – 352 с. Грекова Т.И. Библия и медицина о здоровье и болезнях. – СПб.: Издательский дом «Нева», – 320 с. Здоровье человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие /Под ред. В.П. Зайцева. – Белгород, БелГТАСМ, ВОЦМП, с. Курнузов В.Т. Социально-медицинские аспекты работы с населением группы риска. – М., 2000.
21 21 Список литературы Лисицин Ю.П. Концепция факторов риска и образ жизни // Здравоохранение Российской Федерации. – – 1. – С Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. – М.: ТЕРРВ–Книжный клуб, – 320 с. Основы валеологии. В трех книгах/ Под общей ред. Академика В.П. Петленко. – Киев: Олимпийская литература, Тель Л.З. Кодекс здоровья: Евроазиатская система сохранения здоровья. – М.: ООО «Издательство АСТ», – 160 с. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, – 256 с. 12. Шилова Л.С. Проблемы трансформации социальной политики и индивидуальных ориентаций по охране здоровья//Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии, разрешения. Вып.15. Конфликтология здоровья и здравоохранения в современной России. – М., – С
22 22 Список литературы Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/Ю.П. Лисицин, Н.В. Полунина, К.А. Отдельнова и др.; под ред. Ю.П. Лисицина.– М., – 698 с. Ткаченко В.С. Основы социальной медицины: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, – 368 с. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. – Флинта: Наука, – 248 с. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 304 с. Черносвитов Е.В. Прикладные методы социальной медицины: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.. – М.: изд.АЛАДОС-ПРЕСС, – 256
23 23 Самостоятельная работа Темы рефератов: 1. Образ жизни главный фактор обусловленности здоровья. 2. Пути и направления формирования здорового образа жизни. 3. Биологические ритмы и здоровье человека. 4. Санология наука о здоровье здоровых людей, его охране, укреплении, умножении, воспроизводстве. 5. Валеология наука о формировании индивидуального здоровья. 6. Авитаминозы и гиповитаминозы, характер их проявления в организме человека и способы профилактики. 7. Загрязнение пищевых продуктов токсическими веществами и его влияние на состояние здоровья человека. 8. Христианские посты и их значение для сохранения и укрепления здоровья. 9. Лечебное голодание. 10. Нарушения питания (гипер-, гипогликемия, пищевые аллергии и ожирение), их причины и последствия. 11. Двигательная активность и закаливание как компоненты здорового образа жизни. 12. Иммунитет и способы его укрепления. 13. Принципы формирования физического и психического здоровья ребенка. 14. Эмоциональный стресс. 15. Способы управления психоэмоциональным состоянием человека (методы психокоррекции, психофизической тренировки). 16. Гигиена труда и отдыха как компонент здорового образа жизни. 17. Закаливание как компонент здорового образа жизни. 18. Сексуальные меньшинства как объект социальной медицины. 19. Планирование семьи. 20. Медико-социальные проблемы СПИДа. 21. Медико-социальные проблемы туберкулеза. 22. Сексуальные проблемы детского и подросткового возраста. 23. Венерические заболевания, методы их профилактики. 24. Синдром хронической усталости и пути его преодоления. 25. Комплексные программы реабилитации инвалидов. 26. Разработка и реализация индивидуальных программ здоровья. 27. Биоэтические проблемы жизни и смерти. 28. Фармакоэпидемиология и медикоментозная безопасность. 29. Сексуальная культура как компонент здорового образа жизни. 30. ВОЗ и другие международные медицинские организации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.