1 Разработка КИМов для диагностики сформированности УУД по предмету «Биология»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные результаты итоговой работы по предмету «Окружающий мир», 4 класс МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
Инструментальные системы для создания компьютерных тестов.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Родительское собрание Знакомство с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 поколения.
УУД. Механизм формирования и проверки. Универсальные учебные действия (УУД) – способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые.
Основные итоги стартовой диагностики ОУУ в 2011 г. Демидова М.Ю.
Начальная школа сегодня. Механизм реализации государственных стандартов второго поколения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Богданова Н.Н., методист кафедры методики преподавания.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 15 г. Твери Дубашова Светлана.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Разработка КИМов для диагностики сформированности УУД по предмету «География» 1.
Ст. научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ДПО ВО « ВИРО » Игнатьева А. С.
Выпускник начальной школы класс класс 9 класс класс 1. Умение выполнять Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Транксрипт:

1 Разработка КИМов для диагностики сформированности УУД по предмету «Биология»

2

3 Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическая ориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знаково-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Межпредметныепонятия

4 Метапредметные результаты Биология Создавать обобщения; Классифицировать; Описывать, сравнивать объект по разным основаниям; Исключать лишнее; Устанавливать причинно- следственные связи; Общелогические приемы познания: Выделение существенных свойств Выделение существенных свойств Их соединение в описании Их соединение в описании Их сопоставление в сравнении Их сопоставление в сравнении Группировка, ранжирование, классификация (2-3 уровня) по существенным свойствам Группировка, ранжирование, классификация (2-3 уровня) по существенным свойствам

5 Планируемые результаты Биология составлять план текста; ставить вопросы разного уровня к проработанному тексту; выделять главную мысль в тексте; отбирать необходимую для усвоения информацию получать биологическую информацию из различных источников; использовать готовые модели для объяснения явлений или описания свойств объектов; Читательские умения:Читательские умения: o Поиск информации (справочные издания) o Особенности работы с естественнонаучной информацией Моделирование (первичные представления). Преимущественно модели объектов. Модели процессов – ознакомление.Моделирование (первичные представления). Преимущественно модели объектов. Модели процессов – ознакомление.

6 Предметные результаты Биология Выделение существенных признаков биологических объектов; Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде Определять понятия Определять понятия Методологические умения (начальный уровень освоения эмпирических методов) + действия по инструкции Методологические умения (начальный уровень освоения эмпирических методов) + действия по инструкции

7 Планируемые результаты Биология Устанавливать причинно-следственные связи между отдельными фактами, явлениями, теориями ; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выявление причинно- следственных связей:Выявление причинно- следственных связей: Использование в жизни (здоровье и безопасность)

8 Для того чтобы задания, предназначенные для оценки УУД были надежными и объективными они должны быть: Составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом; Сформулированные на языке, доступном для понимания ученика, претендующего на освоение УУД; Избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития» Модульными, т.е предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из ее условий

9 Модели заданий Характеристика проверяемого умения Описание подходов к конструированию: текста задания, вопроса задания, дистракторов системы оценивания. Допускает возможность получения группы заданий на различном содержании.

10 Модели «Взаимосвязи» Узнавание и понимание изученных взаимосвязей (цепочка из 3-4 взаимосвязанных объекта) Выявление взаимосвязей, использование для объяснения (на основе изученных признаков, 2 взаимосвязанных объекта)

11 Модели «Взаимосвязи» Планируемый результат: «Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе» Умения, характеризующие достижение этого результата: Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе. Использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе.

12 Узнавание и понимание изученных взаимосвязей Ниже приведена пищевая цепь: зерновые растения … сова Выбери, какое из слов пропущено.. грач мышь кислород человек

13 Выявление изученных взаимосвязей. Использование для объяснения Рассмотри ноги и клюв птицы на фотографии. Чем питается эта птица? Ответ: __________________ ______________ Как она использует клюв и ноги в процессе добычи пищи? Ответ: __________________ ______________ ________________________ ______________

14 Модели «Классификация» Особенности НО: Группировка по изученным группам (несколько примеров) ; Ранжирование (группировка с учетом указанного порядка); Выбор основания для группировки; Заполнение классификационных схем (2-3 уровня ).

15 Группировка по одному указанному признаку Выбери из приведенного ниже списка слов и словосочетаний те, которые обозначают явления природы. А. тушение пожара Б. извержение вулкана В. изготовление асфальта Г. Землетрясение Д. подножие холма Е. выпадение дождя

16 Выбор основания для группировки Перед тобой названия четырех животных: орел, волк, щука, лев По какому признаку всех этих животных можно отнести к одной группе? Запиши этот признак или название такой группы животных. Ответ: _________________________________

17 Группировка по указанным признакам Из приведенных ниже признаков выбери характерные для класса однодольных и двудольных. А. в семени две семядоли Б. В семени одна семядоля В. Корневая система стержневая. Г. Корневая система мочковатая Д. Жилкование листьев сетчатое Е. Жилкование листьев параллельное Ж. Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме Класс однодольные Класс двудольные

18 Заполнение классификационных схем Закончите выполнение схемы «Классификация плодов» плоды сухие

19 Модели «Методологические умения» Планируемый результат: «Проводить несложные и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов» Умения, характеризующие достижение этого результата: - Использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы. - Проводить несложные наблюдения и ставить опыты. - Следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.

20 Сергей проводил наблюдения за появлением плесени на кусочках хлеба. В одном из опытов он взял два одинаковых кусочка черного хлеба и положил их на влажные кусочки бумаги. Один кусок хлеба он положил в кухонный шкаф, а второй убрал в холодильник. Через несколько дней Сергей обнаружил, что сначала плесень появилась на первом кусочке, а спустя ещё некоторое время на том, что был в холодильнике. Какое предположение проверял Сергей в своем опыте? Зависит ли скорость прорастания плесени от температуры окружающего воздуха? Зависит ли вид плесени от сорта черного хлеба? Погибает ли плесень на кусочках хлеба от недостатка света в темном холодильнике? Нужны ли для прорастания плесени на хлебе свет и вода?

21 Ребята в классе провели опыт. В стеклянный сосуд поместили веточку комнатного растения традесканции. Горлышко колбы закрыли ватой. (см. Через некоторое время на внутренних стенках колбы ребята обнаружили капельки воды Какой вывод можно сделать по результатам этого опыта? 1. Чем больше площадь листа, тем больше воды испаряется. 2. Чем больше света, тем больше воды образуется на стенках колбы. 3. Вода просочилась в колбу через вату. 4. Листья традесканции испаряют воду..

22 Модель (ошибка в опыте, особенности ) Маша проделала опыт, изучая условия прорастания семян. Она взяла два семечка подсолнуха. Одно семечко она положила во влажную салфетку на окно. Другое семечко в такой же влажной салфетке – в темный шкаф. На окне семечко не проросло, а в шкафу проросло. Маша сделала вывод, что семена подсолнуха прорастают только в темноте. Какую ошибку допустила Маша при проведении своего опыта? Ответ: _________________________________________ _______________

23 Модели «Работа с информацией» Планируемый результат: «Выпускник научится использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации»

24 Модель 1 Выбор типа справочного издания Модель 2 Выбор книги по названию Модель 3 Выбор по оглавлению Модель 4 Выбор справочного издания исходя из цели информационного запроса, поиск информации в справочном издании

25 Модели «Работа с информацией» Планируемый результат: «Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснения, для создания собственных устных или письменных высказываний» Умения, характеризующие достижение этого результата: Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснения. Создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу

26 Требования к текстам: Для конструирования заданий – тексты объемом до 200 слов. Содержание текста должно выходить за рамки программного материала, но быть доступным для восприятия выпускникам начальной школы. Ограничение на число новых слов (1-2 новых термина) Если в заданиях используются незнакомые слова, то их значение должно быть понятно из текста. Особенности заданий: Проверка владения терминологией, имеющихся знаний на основе текста (интеграция свойств объекта) Тексты-инструкции, как особый вид текста (задания на понимание порядка действий, анализ нарушения инструкции) Понимание значения новых слов из контекста. Использование информации из текста в измененной ситуации Преобразование информации из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, круговая диаграмма, схема). Критический анализ информации Нахождение ошибок в тексте (на основе имеющихся знаний и на основе справочной информации) – достоверность информации!!! Формулировка информационного запроса на недостающую информацию

27 Задание для проверки сформированности УУД БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц- беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно. Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра. Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы. Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

28 I. 1. Белый медведь летом а) меняет цвет шерсти;б) не меняет цвет шерсти 2. Подошвы лап у белого медведя покрыты а) густой шерстью;б) утолщенной кожей 3. Пальцы лап у белого медведя на половину своей длины а) соединены плавательными перепонками; б) срастаются между собой 4. Белый медведь может плыть со скоростью а) 2 километра в час;б) 5 километров в час 5. Меню белого медведя более разнообразно а) зимой; б) весной; в) летом 6. Средний вес медведицы а) 310 кг; б) 420 кг 7. Матерый и хорошо упитанный медведь может весить а) 420 кг; б) тонну 8. В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь? а) в 1-ом; б) во 2-ом; в) в 3-ем; г) в 4-ом; д) в 5-ом Задание для проверки сформированности УУД

29 Модель (Проверка достоверности на основе имеющихся знаний) Модель (запрос дополнительной информации) Модель (Проверка достоверности на основе источника, которому доверяет) Модель (Сравнение содержания текстов)

30 Модели «Описание» Планируемый результат: «Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки» Умения, характеризующие достижение этого результата: - Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы. - Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.

31 Весной по берегам прудов и болот можно часто увидеть яркие желтые цветы калужницы болотной. Ниже приведен перечень свойств этого растения. Выбери из них те, которые относятся к внешнему виду калужницы. Запиши в ответе буквы всех верных утверждений. А. Цветки калужницы яркого желтого цвета Б. Цветет калужница обычно в мае В. Калужницы ядовиты для домашних животных Г. Листья калужницы по форме напоминают сердечко Д. Растет калужница по берегам рек и озер Е. Калужница – многолетнее растение Ответ: _______________

32 Модели «Сравнение» Сравнение по внешним признакам или изученным свойствам групп объектов.

33 Сравнение по одному указанному признаку Одуванчик обычно растет на открытой местности, например, по обочинам дорог, а ландыш в лесу под деревьями. Какое из приведенных ниже утверждений сравнивает одуванчик и ландыш по их отношению к солнечному свету? Обведи номер ответа. 1. И у ландыша, и у одуванчика удлиненные листья. 2. У одуванчика цветы желтого цвета, а у ландыша белого. 3. Одуванчик солнцелюбивое растение, а ландыш теневыносливое. 4. Плоды ландыша ядовиты, а из одуванчиков можно собирать букет

34 Тебе необходимо сравнить двух птиц: деревенскую ласточку и дятла. Выбери из приведенного списка все вопросы, которые можно использовать для сравнения этих птиц. Обведи номера выбранных вопросов. 1. Умеет ли дятел передвигаться по стволам деревьев вниз головой? 2. Все ли деревенские ласточки делают гнезда в деревенских домах? 3. Чем отличается гнездо деревенской ласточки от гнезда ласточки-береговушки? 4. Сможет ли ласточка жить в дупле дерева, сделанного дятлом? 5. Какого цвета оперение крыльев у этих птиц? 6. Могут ли дятел и ласточка питаться семечками?

35 Правила составления тестовых заданий Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. Вопрос должен содержать одну законченную мысль. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда". Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает. 35

36 Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок. Не задавайте вопросы с подвохом (в заблуждение могут быть введены наиболее способные учащиеся). Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, используйте короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: "Почему нельзя не делать…?" Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов. Правила составления тестовых заданий 36

37 Правила составления тестовых заданий Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию, если дистракторы представлены в виде слов текста, располагайте их в алфавитном порядке. Лучше не использовать варианты ответов "ни один из перечисленных" и "все перечисленные". Избегайте повторения. Используйте ограничения в самом вопросе. Не упрощайте вопросы. 37

38 Этапы создания тестовых заданий: 1. Определение целей тестирования. 2. Отбор содержания учебного материала. 3. Составление вопросов и компоновка их. 4. Составление вариантов ответов, содержащих наряду с правильными неправильные. 5. Составление инструкции для учащихся. 6. Продумывание системы проверки, обработки и анализа результатов. 38

39 Тестовые задания и система проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) учителем после уроков. За правильно выполненное задание ученик получает определённое количество баллов. Все баллы суммируются, и по выбранной шкале ставится оценка. Оценка 5 ставится за % правильных ответов. Оценка 4 ставится за % правильных ответов. Оценка 3 ставится за % правильных ответов. Оценка 2 ставится за % правильных ответов. 39