М. Горький «На дне» Презентацию подготовила С.А. Сущек
Тиражи изданий 900-х годов -сотни тысяч экземпляров
Феномен- «две души» Пассионарий Первым председателем ( ) правления Союза писателей СССР был Максим Горький 1936Максим Горький
Этапы биографии В Казани Горький прожил около четырех лет, работая садовником, дворником, поденщиком. Осенью 1885 года он нанялся в крендельную Семенова подручным пекаря. Работать у Семенова приходилось по 1417 часов в сутки за три рубля в месяц. Алексея удивляла патриархальная покорность рабочих- крендельщиков, вчерашних крестьян, которые видели в хозяине-кровопийце «своего брата» только более удачливого, чем они. Алексей нередко читал рабочим, рассказывал им о виденном и прочитанном, пытался вызвать у них чувство протеста, даже поднять на стачку но безуспешно. «Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и русская интеллигенция», писал Горький о роли своих жизненных «университетов».
Из Москвы Алексей перебрался в Нижний. В декабре его хотели призвать на военную службу, но в солдаты не взяли («Дырявый, пробито легкое насквозь! Притом расширена вена на ноге. Негоден!»), и он работает в пивном складе моет бутылки и развозит квас. Алексей посещает кружок революционеров, а когда один из его товарищей перед арестом скрылся, будущий писатель угодил на две недели в тюрьму. Все это гонит Алексея из Нижнего. И в апреле 1891 года он опять пускается в странствия.
Домашнее задание. 1. Прослушайте лекцию video.com/2611/Russkaya- literatura--Lektsii-s-telekanala- Bibigon-online 2. Заполните хронологическую таблицу по биографии и творчеству М. Горького в тетради.
Вопросы для анализа пьесы « На дне» М. Горького: 1. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние социального плана? 2. В чем традиционность, восходящая к А. Н. Островскому, конфликта в любовном треугольнике Василиса Васька Пепел Наталья и в чем чеховская новизна множества драм в разных «ячейках» подвала-пещеры? 3. Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазер, склонный верить утешениям Луки, а кто скептик, «бесчувственный» правдолюбец? 4. Что такое монолог, диалог и полилог? Какова их роль в пьесе? Каким образом полилог, многоголосие, восполняет провалы в общении персонажей? 5. Почему в пьесе звучат две противоположные по смыслу темы: с одной стороны, песня «Солнце всходит и заходит», а с другой стихи Беранже о подвиге безумца, который навеет человечеству сон золотой? 6. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?
7. Можно ли сказать, что Лука активно противостоит былым романтическим героям Горького, тем, которые смело могли сказать о себе «мы с солнцем в крови рождены»? 8. Почему так трудно было актерам МХАТа и постановщику «На дне» К. С. Станиславскому снизить величие доброты и сострадания Луки? 9. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку («Старик не шарлатан!») на суде обитателей ночлежки после ухода старика? 10. Как раскрывается скрытый смысл имени Лука («светлый») в отношениях странника к Ваське Пеплу и Наталье, Актеру и Анне, Бубнову и Сатину? Каковы особенности психологизма Горького, воплощенного в сказочках, притчах, назидательных притчах, в фигурной речи Луки? 11. Являются ли монологи Сатина о человеке, о правде боге свободного человека переходным звеном от былых романтических верований Горького (образы Данко и Сокола) к будущему поклонению разуму, научному знанию? 12. Сказывается ли в поведении героев пьесы этимология имен: Лука («светлый»), Настя («воскресшая»), Василиса («царственная»), Константин («постоянный») и др.? 13. Почему серии афористических высказываний, рифмующихся реплик как важнейшей особенности стилистики «На дне» были неизбежны? Чем нов афористический стиль в спорах о Правде и Человеке на рубеже XX века?
Используемая литература: В. А. ЧАЛМАЕВ, Т. Ф. МУШИНСКАЯ, С. Л. СТРАШНОВ, Н. И. ЛАСКИНА, И. И. ЧЕРНОВА, И. О. ШАЙТАНОВ, Н. Л. КРУПИНА, Т. А. КАЛГАНОВА УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 3-Е ИЗДАНИЕ 1/index.htm ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. П. Журавлева