Педагог – психолог Милова М.И. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Куровская средняя общеобразовательная школа 1 » Орехово-Зуевского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОУ «СОШ 6» КЛАЩУС НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Advertisements

Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-х классов в условиях перехода на ФГОС ООО Педагог-психолог Кузьмина.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в рамках введения ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Методист МКОУ ДПО ЦИМПО: Труфанова Н. А.
Подготовила: педагог –психолог МОУ СОШ 4 Титова И.В. Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ШКОЛЕ МБОУ Междуреченская СОШ Психолого-педагогическая служба г.
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Особенность современного образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия.
Транксрипт:

Педагог – психолог Милова М.И. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Куровская средняя общеобразовательная школа 1 » Орехово-Зуевского муниципального района Московской области , Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Куровское, ул. Советская, д.4, тел/факс , Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях перехода на ФГОС

В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО)

ФГОС определяет точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога- психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС можно считать два нормативно-правовых документа:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 1897 от 17 декабря 2010 г.,

2. Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.

Для педагога - психолога системообразующей целью деятельности является создание психолого -педагогических условий реализации образовательной программы.

Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Основной этап преемственности: Адаптация учащихся к системному обучению и переходу в среднее звено.

Особое значение придается созданию условий для успешной социально- психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстроить систему своей работы и осуществлять психолого- педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации пятиклассников в условиях перехода на ФГОС

Кризис - временно усиливающиеся уязвимости и одновременно возрастание потенциала человека. Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфические возможности для реализации этой энергии. Э. Эриксон

Структура возрастного кризиса Фазы кризиса Содержание фазы Предкритическая фаза Возникновение противоречий между средой и отношением человека к среде, открытие человеком неполноты реальной формы, в которой он живет. Фаза собственно кризиса: 1 этап 2 этап 3 этап Нарастание и обострение противоречий, кульминация кризиса, осуществление субъективации через посредство пробы: – попытка реализовать общие представления об идеальной форме в реальной жизненной ситуации; – конфликт, в результате которого выясняется невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь; – рефлексия, интериоризация конфликта между желаемым и реальным. Посткритическая фаза Создание новой социальной ситуации развития; принятие новых форм культурной трансляции идеальной формы (новой ведущей деятельности).

Внутренние изменение пятиклассника чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка; негативизм моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Внешние изменения в жизни 5-классников: НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЙ РЕЖИМ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА

В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи: совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам; знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни; создавать условия для снижения тревожности.

Виды работ психологического сопровождения с введением новых стандартов остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую работу, психологическое просвещение и экспертизу.

. Для того чтобы отслеживать мотивацию и тревожность, а также продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД нужен мониторинг и диагностическое сопровождение адаптации.

Психологическая диагностика - направленная на выявление особенностей статуса пятиклассников, определение степени готовности детей к началу обучения в основном звене школы.

Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального развития.

Программа диагностики готовности предполагает изучение: работоспособности; характеристик интеллектуального развития ребенка, в том числе уровня понятийного мышления; степени самостоятельности в учебной деятельности; мотивации учебной деятельности; самооценки и уровня притязаний; тревожности в качестве обобщенного показателя эмоционального благополучия ребенка.

Диагностическое обследование готовности пятиклассников к обучению в среднем звене ГИТ Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др. Тест Тулуз-Пьерона Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант Методика позволяет оценить динамику работоспособности ребенка. Позволяет определить скорость переработки информации и точность выполнения заданий (внимательность).

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Лускановой Н.Г. Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов: положительная школьная мотивация, внеучебная, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Содержит 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В.Репкиной Методика предназначена для оценки педагогами уровня сформированности у учащихся основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, умений целеполагания, учебных действий, умений контроля.

Э. М. Александровская, Ст. Громбах Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) Оценивает критерии эффективности учебной деятельности. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер

Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы, администрации и психологу

Схема психологического мониторинга Познавательные РегулятивныеЛичностные Коммуника тивные Методика ГИТ Методика сформированности компонентов учебной деятельности (Резапкина-Заика) Анализ процесса выполнения проекта или учебного исследования Уровень развития учебной и познавательной мотивации Лусканова. Уровень самооценки подростка Дембо- Рубинштейн Анализ взаимодействия подростков в групповой работе на уроках и внеурочной деятельности Социометрия

Л.А. Ясюкова считает, что важным условием успешной адаптации пятиклассников является сформированность у них понятийного мышления

Пятый класс предполагает новый уровень учебной самоорганизации, умение самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение домашнего задания, правильно его распределять…

Результаты психодиагностического обследования позволяют: определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне; определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного); сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене; выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ; провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Консультирование в рамках сопровождения 5 класса в условиях ФГОС Консультирование проводится по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей. С педагогами – по отдельным проблемам школьной дезадаптации, с родителями – по проблемам семейного воспитания и поиску ресурсов для их решения.

Коррекционно - развивающая работа с 5 классом в процессе адаптации в условиях перехода на ФГОС. Результаты, полученные в ходе диагностического обследования становятся основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных или групповых занятий с учащимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки.

Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения

Что было для Вас важным, интересным? Что не удалось выяснить? Оправдались ли Ваши ожидания?