Руководитель: Павлова Т.А. Чухлома, 2014
Цель: создание условий для воспитания человека, осознающего свою сопричастность событиям российской истории и истории своего края, осознающего свою ответственность за сохранение родной природы и культуры. Задачи: организация и поддержка деятельности по подготовке одаренных школьников к осуществлению исследовательской историко-краеведческой деятельности, формирование у участников площадки основ базовой (физической, духовно-нравственной, патриотической, коммуникативной) культуры личности, содействие участникам в самоопределении на основе практического опыта в досуговых и профессиональных предпочтениях.
Период обучения: 7 – 18 июля 2014 года. Количество участников за весь период обучения: 18 человек. Возраст участников: 7 – 13 лет.
День 1. Знакомство. История краеведческого движения, Чухломское отделение Костромского Научного Общества Первый день начался с личного знакомства участников кружка, хотя вначале их было всего четыре; узнали режим работы и правила. Первое занятие было посвящено истории краеведения и в частности истории краеведческого движения в Чухломе, напрямую связанное с именами Л. Казаринова, А.Черногубова, Г.Лебедева и В.Смирнова. Участники кружка и талисман - Карасик
День 2. Географическая характеристика Чухломского края. Красная книга Костромской области. Культура поведения на природе Состоялась встреча с А.Т. Малышкиным, инспектором ГИМС по Костромской области Чухломского района, знатоком природы Чухломского края, долгое время проработавшим егерем. Беседа значительно затянулась: дети с увлечением рассказывали о личных встречах с животными, о которых шла речь, выясняли, как нужно вести себя при случае беды на воде, какие есть заповедники на территории Чухломского района и интересовались многими другими вопросами.
День 3. Путешествие во времени с Т.Н.Байковой Татьяна Николаевна рассказала о некоторых исторических вехах в истории страны, связанной с нашем краем, о истории моря, занимавшего некогда обширную территорию, часть которой занимает наш сегодняшний город. Ребята были активны и особенно интересовались древней историей города. Пофантазировали на тему будущих археологических исследований, когда спустя много-много лет изучать будут уже нашу жизнь, а какой она будет, зависит от того, как мы относимся к окружающему нас миру сейчас.
День 4. Посещение музея Работники музея подготовили для нас обзорную экскурсию: выставка картин современных чухломских художников, быт русского народа, дворянский быт, Чухлома в ХХ веке и природа чухломского края. Наибольший интерес вызвали экспонаты животных и птиц; ребята увидели беркута, белую куропатку и дроздовку, о которой говорили на встрече с А.Т.Малышкиным.
Дима показал свою коллекцию окаменелостей и рассказал о каждом экземпляре. Детей это очень заинтересовало, они захотели иметь свои похожие коллекции.
День 5. Экскурсия по городу По заданному педагогом маршруту ребята подготовили обзорную экскурсию по г.Чухломе. Использовали раздаточный материал. Каждому был предложен на выбор один из памятников архитектуры центральной части города: дом Л.Казаринова, дом Гагариных, Дом и хлебная лавка Паршина, дом Ильичевых, дом Климовых, дом Тагановых, здание Присутственных мест, Преображенский собор, чайная Большаковых, чайная Смирновых, здание школы на ул. Октября. Каждый, кто попробовал себя в роли экскурсовода, рассказал об истории того или иного дома. Вероника – самая младшая из участников – подготовила рассказ о памятном камне, установленном по случаю 600-летия Чухломы.
День 6. Старинные игры Почти все ребята из группы увлекаются спортом, поэтому мы провели занятие, посвященное изучению традиций русской игры (на примере игр «Водяной», «Черти в аду», «Горелки»). Узнали об изначальном ее назначении, ознакомились со старыми текстами и считалками. Ребята не только на радость повеселились, но и узнали о истории парка, на территории которого проходило занятие.
День 7. Искусство современности Экскурсия в народный театр «Современник» Заниматься краеведением – значит также изучать современную жизнь малой родины. С этой целью отправились на экскурсию по закулисью народного театра «Современник». Лариса Алексеевна Лазарева, режиссер театра, показала ребятам гримуборную и костюмерную, провела небольшой мастер-класс.
День 8. Дело современности: экскурсия в лимонадный цех Ребята узнали о том, как производят чухломской лимонад и хлеб. Многие из них назвали эту экскурсию самой запоминающейся. Изучение стадий приготовления хлеба
День 9. Встреча с реставраторами терема в Осташово Состоялась встреча с восстановителями терема Осташево. Они рассказали об истории терема и своих планах. Никто из ребят до этого момента не знал о существовании в нашем районе этого архитектурного памятника.
День 10. Творческий «полдник» Совместили традиционный режимный момент для лагеря и творческий отчет. Ребята готовили сообщения на краеведческие темы: «Сакральное значение орнамента чухломских наличников», «Древние орудия первобытных людей, живших на территории чухломского края в эпоху неолита», «История Успенской церкви», изучили местный фольклор и подготовили небольшой концерт.
В заключении дня поделились впечатлениями от проведенных занятий, вспомнили яркие моменты, просмотрели фотографии.