Результаты социологического исследования «Факторы социально-культурной адаптации детей – мигрантов в школах Свердловской области» М.Л. Жигулина, начальник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Считаете ли Вы управление образовательным процессом в нашей школе эффективным? а) на уровне директора: да – 36 чел. /100% нет – 0 б) на уровне заместителей.
Advertisements

Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
1 Педагогический консилиум «Состояние адаптации к новым социальным условиям учащихся 5,10 классов»
Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13» Г. ТОБОЛЬСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ Взаимодействие семьи.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
оказание помощи учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения; обеспечение психологической.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
Формы внеклассной работы. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов)
«Совместная работа учителя русского языка и литературы с родителями детей с ОВЗ» МБОУ ООШ 138 Подготовила учитель русского языка и литературы 1 категории:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Этноэкология и современное образование.
Проект Готовность детей к школе.. Актуальность 1. Начальная школа перешла на четырехлетнее обучение. Детей стали зачислять в школу с 6-летнего возраста.
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей учеников, формирование на основе исторических и культурных.
1 стаж педагогической работы в должности воспитателя 7 лет Иркутский государственный педагогический университет, 2007 г Кудряшова Ольга Владимировна.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
Анализ деятельности уполномоченного по правам участников образовательного процесса ГОУ СОШ – 2010.
Транксрипт:

Результаты социологического исследования «Факторы социально-культурной адаптации детей – мигрантов в школах Свердловской области» М.Л. Жигулина, начальник управления экспертизы и мониторинга состояния системы образования ГАОУ ДПО СО «ИРО» 1

Количество детей мигрантов в крупных городах Свердловской области 2

Цель и задачи исследования Цель исследования: выявление особенностей социокультурной адаптации детей мигрантов, обучающихся в общеобразовательных школах Свердловской области, и основных факторов, влияющих на этот процесс. Задачи исследования 1. Выявить условия образовательной среды, которые в наибольшей степени способствуют социокультурной адаптации детей из семей мигрантов. 2. Провести сравнительный анализ установок на межэтническое взаимодействие между русскими учениками и учащимися- мигрантами. 3. Определить стратегии адаптации учащихся-мигрантов к русскоязычной школе. 4. Выработать рекомендации по социокультурной адаптации детей мигрантов для образовательных организаций 3

Участники исследования все учащиеся классов школ Свердловской области, где обучаются дети мигрантов, человек; родители детей мигрантов и русских детей – 2457 человек; педагоги школ Свердловской области, где обучаются дети мигрантов, человек 4

Распределение ответов обучающихся и их родителей по оценке благосостояния семьи, % 5 Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи? Родители Дети Не испытываем никаких материальных затруднений 16,530,3 Живем достаточно хорошо, можем покупать предметы длительного пользования 44,145,9 Денег хватает только на самое необходимое (питание, одежда, обувь) 35,522,1 Еле сводим концы с концами, живем от зарплаты до зарплаты 3,4 1,7 Без ответа 0,5- Итог 100

Профессиональный статус родителей, % 6

Причины желания вернуться на Родину, % 7

Планы на будущее детей мигрантов, % 8

Распределение ответов родителей о планах на будущее детей мигрантов и детей, родившихся в Свердловской области, % 9 Мнение родителей обучающихся о будущем своих детей Родители детей мигрантов Родители детей, родившихся в Свердловской области Будет предпринимателем (бизнесменом) 1,6 2,4 Профессию найдет в будущем, когда поймет, чем сможет заниматься 6,7 6,3 Будет работать на крупном предприятии 0,6 0,9 Будет работать на небольшом частном предприятии 1,6 1,8 Затрудняюсь ответить 1,4 1,6 Получит аттестат, там видно будет 10,3 6,4 Поступить в вуз 7,4 18,8 Поступить в вуз или в колледж 0,9 1,4 Поступить в колледж 10,1 19,8

Ценностные ориентации детей мигрантов, % 10

Интерес детей мигрантов к своей национальной культуре, % 11

Проведение праздников национальных культур в школе, % 12

Межличностное общение с детьми других национальностей, % 13

Наличие конфликтов между детьми мигрантов и представителями другой национальности, % 14

Мнения педагогов о наличии конфликтных ситуаций между детьми разных национальностей, % 15

Мнение педагогов о причинах конфликтов между детьми разных национальностей, % 16

Распределение ответов педагогов об отношениях с детьми мигрантами, % 17 Как Вам удается выстраивать отношения с учениками? % Я легко выстраиваю отношения практически со всеми учащимися 55,2 По-разному: с некоторыми учениками легко, с другими – с трудом 42,4 Почти всегда с трудом, много конфликтных ситуаций 1,5 Затрудняюсь ответить 0,9 Итог 100

Затруднения в учебе по оценке детей, % 18

Мнение учащихся о том, что мешает им учиться лучше, % 19

Язык общения в семье, % 20

Распределение ответов педагогов по решению проблем детей мигрантов, % 21 В чем обычно выражается Ваша помощь (в решении проблем детей мигрантов)? % Помогаю выполнять задания, объясняю сложные темы 67 Помогаю в выборе кружков и секций 26 Помогаю организовать свободное время детей 28 Помогаю в выборе места учебы или работы после окончания школы 20 Помогаю решать конфликтные ситуации 71 Помогаю наладить отношения с одноклассниками 78 В изучении правил поведения в школе, на улице, с незнакомыми людьми 45

Помощь педагогов в адаптации детей мигрантов, % 22

Помощь детям мигрантам в школе (оценка детей), % 23

Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов, % 24 Адаптивные барьеры Длительность пребывания мигранта в другой территории Всю жизнь / большую часть жизни Более 5 лет лет Менее 2 лет Языковые трудности 15,230,244,140,4 Психологическая / эмоциональная дезадаптация 6,117,417,220,1 Сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы 19,128,131,438,2 Тоска/ностальгия по родине 9,334,140,251,1 Незнание местных культурных норм, традиций 6,515,223,343,4 Образовательные трудности 12,223,132,346,1 Социально-бытовые, материальные проблемы семьи 8,424,237,151,1 Интолерантность по отношению к автохтонной группе 11,414,232,229,3 Интолерантность со стороны автохтонной группы 22,134,238,150,3 Социальная изоляция 5,28,114,121,2 Ценностные различия (преобладание традиционных ценностей) 22,129,233,341,1

Задачи по выстраиванию эффективной системы работы по социокультурной адаптации детей мигрантов - создание благоприятных условий для развития и общения подрастающего поколения с целью изучения как собственной, так и иных культур; - развитие культуры межэтнических отношений и культуры межнационального общения; - поиск и внедрение в педагогический процесс форм и методов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество; - формирование национального самосознания учащихся, направленное на восстановление культурных традиций каждого народа 25

Основные направления работы, направленные на социокультурную адаптацию детей из семей мигрантов - организация опосредованного межкультурного взаимодействия, выражающегося в ознакомлении, осмыслении и выработке позитивного отношения к особенностям культур разных народов (изучение истории и культуры различных народов на уроках литературы, истории, географии, классные часы, внеклассные мероприятия, посещение музеев и т.п.); - непосредственное межкультурное взаимодействие (волонтерское движение, встречи, конгрессы, форумы, фестивали, международные обмены и др.); - включение не только детей, но и их семей в проектную деятельность, предполагающее выполнение проектов разного уровня обобщения (своя культура – иная культура; школа – регион – страна – мир); - проведение мероприятий с этнокультурным компонентом, способствующих становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты (фестивали, выставки, презентации национальных костюмов, кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, фестивали семейных театров и фольклорных групп) 26