« Логика » Тема 3. Суждения. Лекция-визуализация 3 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логика Темы 3-4 Суждение Непосредственные умозаключения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Advertisements

Тема лекции Простые суждения. Суждение Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь или отношение между понятиями и которая.
Логика Тема 8 Классификация суждений МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
СУЖДЕНИЕ как логическая форма мышления Учебная презентация по логике для гуманитарных факультетов выполнена Скидан О.П., доцентом кафедры философии С(А)ФУ.
СУЖДЕНИЕ Деление суждений по модальности. Модальные суждения Модальность (modus (лат) – мера, способ) способ существования объекта способ понимания суждения.
СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ План: 1. Понятие суждения. Суждение и предложение. 2. Простые и сложные суждения. Истинность и ложность простых суждений. 3. Виды простых.
LOGO Алгебра логики. Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как: понятие суждение.
Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера Тема: Формы мышления.
Алгебра логики Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как понятие, суждение,
Логическая структура математической информации ТМОМ Методические основы обучения математике.
Высказывания и логические выражения, операции, величины.
ИСТОРИЯ НАУКИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ Составила:учитель информатики Семенова З.С. г.Заинск.
Формы мышления. Алгебра высказываний Тема урока:.
Формы мышления. Алгебра высказываний Тема урока:.
Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания.
Категорические высказывания от kategorikos – не допускающий других толкований.
Выполнила : учитель информатики МОУ Ширинская СОШ 4 Егоркина Алена Александровна 10 класс.
Теоретический тест. Что такое логика? Наука, изучающая формы и законы человеческого мышления Наука, изучающая человеческое общение Наука, изучающая процессы,
Умозаключение Умозаключение 1.Умозаключение как форма мышления, его структура. 2. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. 1.Умозаключение как форма мышления,
Основные понятия логики. Суждения. старший преподаватель кафедры философии гуманитарного факультета ПАНЬКОВА Наталья Михайловна.
Транксрипт:

« Логика » Тема 3. Суждения. Лекция-визуализация 3 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Уяснить сущность и логический состав суждения, их виды и отношения. 2. Уметь определять логическую специфику сложных суждений и устанавливать логические зависимости между сложными суждениями. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование в рабочей тетради, выполнение задания с выставлением оценки в журнал.

Суждение – это форма мышления, в которой посредством сочетания понятий что-либо утверждается или отрицается о предметах и явлениях действительности. Сущность и логический состав суждения В символической логике (логике высказываний) они рассматриваются безотносительно к их внутренней субъектно-предикатной структуре и обозначаются буквами латинского алфавита: р, q, r и т.д. Сложные суждения строятся с помощью логических связок. Например, сложное соединительное (конъюнктивное) суждение символически записывается: р q, где р и q простые суждения, -логический союз «и». СУЖДЕНИЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ Повествовательным предложением, т.е. таким, в котором что-либо утверждается или отрицается. Безличным повествовательным предложением («Вечереет» – т.е. сейчас наступает вечер; «Грустно» – в данный момент мне грустно). Вопросительные и побудительные предложения, которые суждений не выражают. Например, «Кто сегодня дежурный?», «Вызваны ли свидетели?», «Войдите!», «Следуйте за мной!» и т.п. Вопросительное предложение не выражает суждения, так как его назначение состоит не в передаче информации, а в побуждении к ее получению. Вопросительно-риторические предложения (риторический вопрос), содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса. Например: «Кто же этого не знает?», «Разве можно так поступать?». Эти предложения выражают суждения «Это знают все», «Так поступать нельзя». Они могут быть как истинными, так и ложными.

Побудительное предложение, выражающее волеизъявление, направленное на осуществление определенных действий, также не выражает суждения; как и вопросительное предложение, не утверждая и не отрицая чего-либо, оно не может рассматриваться как истинное или ложное. Вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность постановки вопроса. Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание. Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО. Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки – древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него - и «да», и «нет» - приводит к признанию, что ты бил своего отца.

Структура суждения Структура суждения включает: субъект (S), предикат (Р) связку (-). Субъект и предикат называются терминами суждения

По объему субъекта выделяют суждения: общие – в которых что- либо утверждается или отрицается обо всех предметах рассматриваемого класса (формула: Все S есть P. – «Все свидетели дали показания», «Никто из судей не вправе воздержаться от голосования».); частные – в которых что-либо утверждается или отрицается о части предметов рассматриваемого класса (Некоторые S есть P. – «Некоторые свидетели дали показания»); единичные – в которых что-либо утверждается или отрицается об отдельных предметах (это S есть P. – «Этот человек – свидетель»). Суждения принято классифицировать по различным основаниям. По качеству связки различают следующие виды суждений: утвердительные – в которых фиксируется наличие какого-либо признака у предмета (S есть P. – «Гений – это труд»); отрицательные – в которых фиксируется отсутствие признака. (S не есть P – «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность»); отрицающие (Неверно, что S есть P. – «Неверно, что судья всегда выносит обвинительный приговор»). По содержанию предиката различают: суждения существования (или экзистенциальные) – они отражают факт существования или несуществования предмета мысли. (S – есть (не есть). – "Конституция России – есть"); атрибутивные суждения - отражают связь предметов или их свойств или принадлежность предметов к определенным классам («Юристы имеют специальное образование»). По направленности на сравнение предметов и их признаков выделяют релятивные суждения (суждения с отношениями), которые отражают различные связи между предметами по месту, времени, размеру, причинной зависимости (А R B – «В. Путин старше Д. Медведева».

Суждения классифицируются и по модальности. Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, о регулятивных, оценочных, временных и других его характеристиках. ВИДЫ МОДАЛЬНОСТИ СУЖДЕНИЙ атлетическая аксиологическая деонтическая эпистемическая Алетическая (или истинная) модальность выражает характер связи между мыслимыми предметами (между субъектом и предикатом). Виды суждений алетической модальности: суждения о факте действительности (ассерторические) – отражают наличие или отсутствие у реально существующих предметов того или иного признака (S есть (не есть) P. – «Великая Отечественная война завершилась в 1945 году».); суждения возможности (проблематические) – которые выражают сведения, которые могут быть по законам науки. (Возможно S есть (не есть) P. – «Вероятно, бюджет на 2009 год будет принят Государственной Думой»); суждения необходимости (аподиктические) – выражают закономерную связь между предметами и их признаками. (S должно быть P. – «Лекция закончится в 10.35»).

Деонтическая (или нормативная) модальность - это выраженное в суждении предписание в форме совета, пожелания, правила поведения или приказа, побуждающее человека к конкретным действиям. (Термин «деонтическая» заимствован из греческого языка и означает «обязанность»). Примерами могут служить следующие суждения: «Каждый гражданин обязан соблюдать правила общежития»; «Запрещается переходить улицу на красный свет»; «В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей». К деонтическим относятся различного рода нормативные высказывания, в том числе и нормы права, т.е. официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет применение юридических санкций. Эпистемическая модальность – это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности. (Термин «эпистемическая» происходит от греческого слова «эпистема», означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания). Типы эпистемической модальности: суждения, основанные на вере («Верю, что есть загробная жизнь») и суждения, основанные на точном знании («Наукой установлено, что на Луне жизни нет»).

Аксиологическая (ценностная) модальность суждений характеризуется понятиями «хорошо», «плохо», «безразлично» («Плох тот закон, который не исполняется»). На практике чаще всего употребляется объединенная количественно-качественная классификация суждений: общеутвердительные суждения (A) (от лат. аffirmo – утверждаю) – общие по объему субъекта, утвердительные по качеству связки (Все S есть P. – «Все адвокаты – юристы»); общеотрицательные суждения (E) (от лат. nego – отрицаю) – общие по объему субъекта, отрицательные по качеству связки (Ни одно S не есть P. – «Ни один честный человек не может быть вором»); частноутвердительные суждения (I) – частные по объему субъекта, утвердительные по качеству связки. (Некоторые S есть P. – "Некоторые студенты – отличники"); частноотрицательные (O) - частные по объему субъекта и отрицательные по качеству связки (Некоторые S не есть P. – «Некоторые войны не являются справедливыми»). Моделью объединенной классификации является так называемый «логический квадрат». Он имеется в альбоме схем по логике, обязательно ознакомьтесь с ним, изучите характер отношений между суждениями с его помощью. Для точного уяснения логического смысла суждения преобразуются через: обращение – взаимное перемещение терминов без изменения качества связки; превращение - т.е. замена связки на противоположную без изменения смысла и количественной характеристики. (При этом А Е и наоборот, J О и наоборот); противопоставление предикату, когда исходное суждение сначала превращают, т.е. меняют его качественную характеристику, а потом обращают, перемещая термины. Более подробно об этих операциях см.: учебник, раздел второй, глава четвертая; раздел третий, глава вторая). В логических операциях с суждениями (а затем и с умозаключениями) возникает необходимость установить, распределены или не распределены его термины – субъект и предикат.

Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенным, если он взят в части объема. Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е, I, O. Суждение А (Все S суть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект этого суждения («студенты нашей группы») распределен, он взят в полном объеме: речь идет обо всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть лиц, сдавших экзамены, совпадающая со студентами нашей группы. В общеутвердительных суждениях S распределен, а Р не распределен. Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект, но и предикат. В общеотрицательных суждениях и S, и Р распределены: «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключается из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студентом нашей группы. В частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены: «некоторые студенты нашей группы (S) – отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть студентов нашей группы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката: только некоторые студенты нашей группы относятся к числу отличников. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники - студенты нашей группы. Таким образом, субъект всегда распределен в общих (А и Е) и не распределен в частных суждениях (I и О). Предикат распределен в отрицательных (Е и О) и не распределен в утвердительных суждениях (А и I).

Сложные суждения По типу логических союзов могут быть: 1. соединительные (конъюнктивные) – сложные суждения, образованные из простых посредством логического союза «и» («Сверкнула молния и прогремел гром»); 2. разделительные (дизъюнктивные) суждения, образованные с использованием логического союза «или» («Я напишу конкурсную работу по экономике или по философии»); 3. условные (или импликативные) суждения, которые образуются с использованием логического союза «если... то» («Если кризис неплатежей удастся преодолеть, экономика России будет развиваться») и равнозначные (эквивалентные) суждения, которые образуются с использованием логического союза «если и только если» («Если число делится на два, то оно четное». ) Поскольку сложные суждения состоят из простых, встает вопрос об их истинности. Каждый из видов сложных суждений имеет особенности, которые отражены в таблицах (матрицах) истинности (логический квадрат) Для соединительных (конъюнктивных) суждений таблица имеет такой вид: А АВВ ииллиилл илилилил ииилииил Слабая дизъюнкция истинна, когда истинны оба или одно из составляющих е суждений и ложна, когда оба суждения ложны.

Таблица для сильной дизъюнкции: А АВ В ииллиилл илилилил лииллиил Строгая дизъюнкция истинна лишь тогда, когда одно из составляющих ее суждений истинно, а другое ложно. В импликации суждение, стоящее после слов «если», «когда» называется антецедентом (предшествующим) или основанием, а после «то» – консеквентом (последующим) или следствием. Таблица истинности для импликативных суждений (знак импликации или ): ААВ В ииллиилл илилилил илииилии Импликация истинна во всех случаях, за исключением того, когда основание есть, а следствия нет. Эквиваленция (знак ) истинна, когда оба составляющих ее суждения или истинны или ложны: ААВ В ииллиилл илилилил иллиилли

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующее задание: 1. В рабочей тетради изобразите указанную таблицу. 2. Дайте определения сущности (содержания) следующим понятиям и категориям: 3. Заполните таблицу в рабочей тетради и проверьте правильность выполнения задания.

ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Андреев Ю.В. Учебно-методический комплекс для студентов. Логика. 2. Часть 1. Программа, задания, тезисы. М.: ИУИ, Андреев Ю.В. Учебно-методический комплекс для студентов. Логика. 4. Часть 2. Опорные схемы, глоссарий. М.: ИУИ, Гетманова А.Д. Логика. М.: Омега-Л, Иванов Е.А. Логика. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Юристъ, Ксенофонтов В.Н. Логика: Учебное пособие. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, Дополнительная 1. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – М.: Наука, Диалектическая логика. – М.: Изд-во МГУ, Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. – СПб., 2007.

Спасибо за внимание. Занятие окончено. Удачи в учёбе.