Заведующая Маслова Надежда Петровна Заместитель заведующей по УВР Курдюмова Людмила Анатольевна Воспитатель Гордиенко Галина Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моя малая Родина. Актуальность Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет.
Advertisements

Воспитателя МДОУ «Детский сад 98 комбинированного вида»
Особенности проблемы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ Крылова О.И. заместитель заведующего по воспитательно – образовательной работе Муниципальное.
Я - гражданин. Я – патриот. Программа для учащихся начальных классов.
«Самобытность каждого народа, более всего состоит в обычаях, без которых народ есть образ без лица…» В. Г. Белинский Лидия Владимировна Благодатских старший.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает.
Организация патриотического уголка в условиях группы.
Пояснительная записка В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное.
Из опыта работы Гуляевой М.Г., воспитателя МАДОУ 9 г. Кушва.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Звёздочка» городского округа город Мантурово Проект по нравственно – патриотическому.
(в рамках муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»)
Презентация. Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников». МБДОУ «Детский сад 29» города Костромы.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко»
(подготовительная группа). Актуальность: В дошкольном детстве начинает формироваться чувство патриотизма: Любовь и привязанность к Родине, преданность.
МАДОУ детский сад «Теремок» 2016 г.. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ РУССКОГО НАРОДНОГО БЫТА И РУССКОГО КОСТЮМА В РАБОТЕ.
Толерантность Толерантность - (от латинского терпение) проявляется в терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувством, мнениям, идеям, верованиям.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносопкинский детский сад»Аленка» Моя малая Родина Проект на районный конкурс «Я - Исследователь»
Транксрипт:

Заведующая Маслова Надежда Петровна Заместитель заведующей по УВР Курдюмова Людмила Анатольевна Воспитатель Гордиенко Галина Владимировна

Заведующая Маслова Надежда Петровна Заместитель заведующей по УВР Курдюмова Людмила Анатольевна Воспитатель Гордиенко Галина Владимировна

« Лишь едва проснется солнце На траве - травиночке Заискрились, заблестели Капельки – росиночки. Но росинка – только капля Только капелька воды А в Черкесске есть росинка Чудный сад для детворы »

Основные задачи и разделы Путешестви е в старину Дать элементарное представление о том, как начиналось наше государство. Вызвать интерес к образу жизни человека в древности, к жизни наших земляков Земля – наш общий дом Дать представление о размерах республики. Ее природных богатствах, вызвать интерес к жизни родного города, республики. Познакомить с развитие жизни на Земле. Быт, традиции, обычаи, праздники Познакомить с жилищем человека, вызвать интерес к народным традициям, гостеприимству, почитания старших, родителей русского народа и народов Кавказа. Дать представление о народных праздниках. Расширить представления о семье, познакомить с историей моды. Защитники Отечества Дать представление о защитниках Отечества Российского государства, о службе в рядах ВС, как долге перед Отечеством. Как чуден наш родной язык Знакомить с видами устного народного творчества, дать представление о писателях, поэтах – земляках. Дать представление о письменности, книгопечатании, мифах, легендах, сказаниях. Учимся познавать мир Знакомить с усовершенствованием средств передвижения, развитием труда человека. Я и мои права Показать самые основные права ребенка : жить с родителями, учиться, отдыхать, общаться с детьми других национальностей.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. На переломных этапах истории обостряется сознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа – есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. В.Г.Белинский говорил: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового: но преимущественно старайтесь запомнить их с этим через родные и национальные явления». Первые чувства гражданственности и патриотизма, Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. На протяжении ряда лет работа по развитию человека в истории и культуре в ДОУ является приоритетной и проводится с использованием одного из наиболее эффективного метода патриотического воспитания – проектной деятельности, которая позволяет создать ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.. патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. На переломных этапах истории обостряется сознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа – есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. В.Г.Белинский говорил: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового: но преимущественно старайтесь запомнить их с этим через родные и национальные явления». Первые чувства гражданственности и патриотизма, Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. На протяжении ряда лет работа по развитию человека в истории и культуре в ДОУ является приоритетной и проводится с использованием одного из наиболее эффективного метода патриотического воспитания – проектной деятельности, которая позволяет создать ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Именно поэтому, формирование общечеловеческих ценностей детей старшего возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа и народов КЧР на сегодняшний день имеет особую значимость. На важность приобщения детей к родным истокам указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.В. Запорожец, Л.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович). В настоящее время появилось достаточно большое количество различных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, среди них хочется выделить «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П. Князевой, Е.Ю. Александрова и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ», Н.С. Голицына и Л.Г. Огнева «Ознакомление дошкольника с Конвенцией о правах ребенка», «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Планета детства» Л.Т. Грехова, Т.Н. Таранова и др. В связи с этим определись цели проекта: Приобщение ребенка ко всем видам националь

Именно поэтому, формирование общечеловеческих ценностей детей старшего возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа и народов КЧР на сегодняшний день имеет особую значимость. На важность приобщения детей к родным истокам указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.В. Запорожец, Л.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович). В настоящее время появилось достаточно большое количество различных программ использования традиционной культуры в воспитательно- образовательном процессе по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, среди них хочется выделить «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П. Князевой, Е.Ю. Александрова и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ», Н.С. Голицына и Л.Г. Огнева «Ознакомление дошкольника с Конвенцией о правах ребенка», «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Планета детства» Л.Т. Грехова, Т.Н. Таранова и др. В связи с этим определись цели проекта: Приобщение ребенка ко всем видам национального искусства, культуре; развитие его духовных сил, личностной культуры, как основы его любви к Родине. Формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни; чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите. Развитие представлений об истории цивилизации, основ правого сознания. Обогащение и развитие словарного запаса детей.

Проведение работы с родителями, с привлечением их к патриотическому воспитанию в семье. Использование всех видов пропаганды и наглядной агитации по данной теме. Объект исследования: процесс приобщения детей к культурному наследию русского народа и народов КЧР, развитие представлений о человеке в истории и культуре. Предмет исследования: процесс осуществления работы по гражданско- патриотическому воспитанию в старшей группе. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: Ознакомление детей с различными духовными традициями народов мира и формирование потребности в признании общечеловеческой ценности всех культур. Пробуждение в ребенке интереса и уважения к прошлому. Отбор содержания образовательного процесса на основе принципов гуманизации, культурологии. Приобретение детьми нравственного опыта общения со сверстниками, взрослыми; основ правового сознания. Формирование моральных представлений на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Приобщение детей к духовно-нравственной традиции русского народа и народов КЧР. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине, уважение к другим народам. Формирование предметно-развивающей среды и условий для развития личности.

Перспективы и ожидаемые результаты: К моменту выхода детей в школу они должны иметь представление: - об истории возникновения родного города, исторических данных; - о героическом прошлом города, его защитниках, достопримечательностях, - о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека и народов КЧР; - об истории цивилизации; - о возникновении письменности и основателях славянской азбуки; - о государственной символике и детского сада - о нравственных нормах поведения и моральных предписаниях и требованиях. Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект предусматривает три этапа: 1 Подготовительный (подготовка предметно-развивающей среды и условий); 2. Основной ( непосредственно обучение): - на занятиях; - в повседневной жизни; - с родителями - воспитателями; 3. Заключительный: - мастер-класс; презентация.

Первые шаги по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуре и культуре народов КЧР показали, как велик интерес детей, как притягательны для них, казалось бы, простые действия, таинство и увлекательность русскими праздниками и праздниками народов КЧР. Для ознакомления детей с развитием человека в истории и культуре в детском саду создана обстановка, которая содействует развитию детского восприятия и накоплению представлений, углублению знаний детей о родном городе, обогащению духовной жизни, воспитанию чувства любви к городу, республике¸ стране. Для более полного знакомства детей с именами героев КЧР, историческим прошлым республики оформлены информационные стенды: «Их именами названы улицы города, «Наш дом – Планета Земля», «Уголок России – горный край родной». Подобраны картины разных жанров российских художников, оформлена картинная галерея. В ДОУ имеется «русская горница» и национальный уголок в стиле прошлых лет, с подбором убранства, предметов быта, народных костюмов, что позволяет детям ощутить себя частью великого народа. В оформлении холлов используются разные виды народного искусства: вышивка, макраме, предметы народной росписи. Подобраны разные виды устного народного творчества, которое является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Работу начала с создания развивающей среды в группе, подобрала материал о родном городе и КЧР, включая сведения, как об историческом прошлом, так и его современный облик, познавательную, детскую и методическую литературу, дидактический материал. Составила перспективные планы, конспекты занятий с учетом регионального компонента и дидактических принципов. Оформила папку- передвижку, в которую вошли: пословицы и поговорки, небылицы и песенки разных народов мира, русские народные сказки и сказки народов КЧР, народные игры и пальчиковая гимнастика и др. предложила ее родителям для использования в обучении дома. Работу на занятиях организовала с использованием фольклорного материала и художественной литературы, приходом персонажа в гости. Широкое применение в работе нашли наглядные и музыкальные средства. На занятиях «Архитектура семейного очага» у детей сформировались представления о домах и их разнообразии, семейном быте, народной архитектуре, промыслах, первых профессиях на Руси. Дети практиковались в моделировании изб, колодцев, заборов из бумаги. Воспитанию человечности, гуманности, нравственности нам помогает решать фольклор. При знакомстве с произведениями ставила задачи формирования эмоционального восприятия произведений национальных жанров, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Изучая тему «История моды», проводила исследовательскую деятельность «Изучаем свой гардероб», закрепляя свойства ткани, качество, назначении способы окраски. Детей заинтересовал способ окраски материала природными красителями и был проведен опыт по окраске ткани из цветов зверобоя и листьев березы. В процессе занятий широко использовала художественное слово, чтение рассказов, сказок: «Как рубашка в поле выросла», «Как кроту штанишки сшили» и др. Знакомство с одним из самых древних ремесел - народной вышивкой, проходило на организованной выставке «Из бабушкиного сундучка», на которой были представлены и полотенца, и скатерти, и покрывала, и салфетки, и подзор на кровати. На занятиях по изодеятельности дети закрепляют знания, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему, у них воспитывается чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других. Работы детей помещались на постоянно действующей выставке «Мир глазами детей», которую периодически посещали дети и родители: «Каждый имеет право», «Деть Победы», «как прекрасен этот мир», Мой любимый детский сад» и др. знакомя детей с народным творчеством, нельзя обойти стороной былинный эпос, который вводит дошкольников в яркий образный русский язык т способствует формированию положительных нравственных качеств.

С самобытным искусством народов КЧР знакомила через малые жанры фольклора: пословицы, поговорки. Пословицы горцев разнообразны: о войне и мире, о счастье, о добре и зле, труде и лени. Абазинская – «Пока ленивый одевается, трудолюбивый работу кончил»; карачаевская - «есть вместе вкусней, работать вместе веселей» и др. На занятии «Народные промыслы нашей республики», дети знакомились с промыслом горцев. С бытом и традициями народа знакомила в русской горнице и национальном уголке, где проводились вечера встреч, развлечений, народных праздников, которые нередко завершались чаепитием, угощением детей блинами, куличами и пирогами. Данная работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, народов КЧР, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого. Особая среда позволяет непосредственно соприкоснуться с традициями ушедших времен.

Для знакомства с уникальным миром природы дети посещали краеведческий музей, где были проведены экскурсии на тему: «Растительный и животный мир республики». На экскурсии «Путешествие в прошлое» дети знакомились с жилищем, бытом и традициями народов КЧР. На занятиях «Город, в котором мы живем», «история нашей страны», «Родная Россия» большое внимание уделяла воспитанию у детей любви к родному городу, подводила к понятию, что город – это частица Родины, и Родина чтит и помнит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии улиц, площадей, в их честь воздвигаются памятники, слагаются песни. История человеческого общества предстает перед ребенком при изучении истории письменности, происхождении имен наших предков. Дети с интересом рассматривали книги, какие были раньше и теперь, их оформление. Знакомили с основателями славянской письменности: Кириллом и Мефодием на занятиях «Путешествие на машине времени», «Путешествие в прошлое», возникновением книгопечатания на занятии «Первые книги на Руси».

В ДОУ утвержден герб, гимн и эмблема детского сада. В оформлении герба принимали участие дети. Им объясняли символы цветового сочетания герба и значение каждого рисунка на нем. С участием детей написан «Гимн Росинке». Проводимая работа способствует приобщению детей к традициям детского сада, культуре своего региона, к общечеловеческим ценностям, воспитываются гражданские качества россиянина. В воспитании у детей любви к родным местам, формированию уважения и интереса к людям других национальностей большую роль играют праздники и развлечения. Участие в праздниках «Осенины», «Весна красна» и др., основанных на русском фольклоре, «В семье единой», пьесе «Намыс», вызвало эмоциональный отклик у детей, позволило лучше узнать обычаи и традиции народов КЧР. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей в жизни, и здесь на помощь приходят родители. Родители с энтузиазмом приняли предложение о создании генеалогического древа своей семьи. Оформляли с интересом и любовью.

А дети в свою очередь увлекательно составляли рассказы и стихи о своей родословной. Активность и интерес проявили к домашнему заданию по составлению совместных сочинений на тему «Мой любимый детский сад», где делились своими впечатлениями о пребывании в детском саду. Были составлены не только рассказы, но и написаны стихи. Родители принимали активное участие в смотрах конкурсах «Вместе с мамой, вместе с папой», «Как прекрасен этот мир», в городском смотре-конкурсе «Слава миру на Земле» дети заняли третье место. Надолго запомнятся родителям совместные праздники: «С днем рождения, Черкесск», «Город раньше и теперь», «В семье единой», вечер встречи «Листая старые альбомы», музыкально-литературная композиция «Музыкальное эхо гор» с угощением аппетитными хычинами и ароматной шурпой. Дружеские встречи между родителями и педагогами на тему: «О патриотическом воспитании в детском саду и дома», «Воспитание заботливого отношения к окружающему» помогают установить дружеские отношения с семьей. Одной из главных форм организации работы с родителями являются родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме: «Колесо истории», родительские «Посиделки». Одновременно с этой работой проводила работу с воспитателями. Оформила выставку книжного уголка по патриотическому воспитанию, познакомила с методами и приемами нравственного воспитания детей, разработала тезисы нравственности на совет педагогов. На совете педагогов провела деловые игры «Назови пословицу, поговорку», «Назови сказку».