Реализация компетентностного подхода в процессе модульного обучения преподавателей Автор-разработчик: М.Т. Громкова, профессор, д.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности обучения взрослых Громкова М.Т., доктор педагогических наук, профессор.
Advertisements

Модуль 5. Системно-модульное структурирование содержания образования. Подготовка информации для электронного обучения.
Системно-деятельностный подход как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью обучающихся на уроках английского языка Учитель.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Программа повышения профессиональной компететности учителя, реализующего требований ФГОС Микроисследования, лекции, обучающие семинары, организационно-деловые.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Педагогическое проектирование концептуальной модели осуществлялось на двух уровнях: - теоретико-методологическом - дидактическом.
Психология семьи и семейного воспитания (КМС) направление подготовки – Педагогика Еник О.А., к.п.н., доцент.
Компетентностно- ориентированный подход, как основа формирования здоровой и успешной личности.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Практическая педагогика (КМС) Устройство курса Педагогика.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Транксрипт:

Реализация компетентностного подхода в процессе модульного обучения преподавателей Автор-разработчик: М.Т. Громкова, профессор, д.п.н

Авторская школа профессора Громковой М.Т.: Проблемные лекции Организационно-деятельностные семинары Тренинги Методологическое консультирование Научное сопровождение.

По данной тематике более 100 публикаций, в том числе учебные пособия для преподавателей: « Педагогика высшей школы» М.: ЮНИТИ, «Андрагогика: теория и практика образования взрослых» М.: «ЮНИТИ, 2005., 31 п. л. « Психология и педагогика профессиональной деятельности» М.: «ЮНИТИ, 2003 г., 26 п.л. «Педагогическая деятельность в профессиональном образовании» М.: «Профессионал 2001 г., 6 П.Л. «Организационное поведение» М.: «ЮНИТИ», 1999 г., 8 п.л. «Педагогика образования взрослых» М.: «Знание», 1995 г., 8 п.л. «Педагогические основы образования взрослых» М: МСХА, 1993 г., 14 п.л.

Современные вызовы модернизации российского образования Движение образовательной системы от модели административного типа к либеральной Изменение модели привело к изменению и формы, и содержания системы Требования к ППС изменились – система требует другого преподавателя Профессорско-преподавательские коллективы ВУЗов ответственны за качественную, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ Приведение в соответствие образовательных стандартов профессиональным стандартам

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предполагает: формирование новой педагогической культуры значительные методические и методологические усилия ППС перестройка сознания профессорско- преподавательского состава, руководителей всех уровней соотнесение компетентности ППС и компетентности выпускника

Д пр Д сл П Р Р Для Что? Как? Что чего? получилось? ЦСМ

Система профессиональных действий: П (позиция) – понимание собственных функций Ц – цели (образ результата) С – содержание (знания) М – методы (способы деятельности) Р - компетентность

Образование – это: Смыслы образования как компонента жизнедеятельности формирование миропонимания (благополучие) ценность обеспечение социального заказа на адаптацию к окружающему миру, приобщение к культуре, на самореализацию система изменение внутреннего образа процесс «Качество образования – качество жизни» обеспечивающая это изменение направленная на производство знаний и компетентных специалистов деятельность, позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей субъекта образования (приобретение компетенций) результат обеспечение качества в процессе и результате, допускает рекламации услуга

Смыслы образования Семантика ФилософияПсихология МетодологияТехнология МетодикаОпыт ценность система процесс (деятельность) Результат (компетенции) услуга Модульная структура выявления смыслов категории « образование » Информационное поле, представленное нелинейно, структурированное модульно позволяет: целостно воспринимать содержание; в зависимости от собственного интереса выбрать логику его усвоения; продвижение по индивидуальной траектории в следующих вариантах: по горизонтали – глубокое, многогранное выявление смыслов образования в разных подходах: семантическом, философском, методологическом, технологическом, методическом, практическом; по вертикали – выявление, сопоставление, различие смыслов образования для субъектов (единичных и коллективных) как ценности, системы, процесса (деятельности), результата, услуги; выборочно – в зависимости от собственного интереса и активности

Модульная структура программы семинара Структура деятельности Семантика ФилософияПсихология МетодологияТехнология МетодикаОпыт Позиция Цели Содержание Методы Результат (компетенции)

Современное понимание образовательного процесса Семантический аспект Образовательный процесс как изменение внутреннего образа Философский аспект Образовательный процесс как взаимопроникновение внешнего и внутреннего (осознание) внутренний мир 1 2 со-знание ин-формация Усвоение (репродуктивное содержание) осознание Распространение (продуктивное содержание) внешний мир – проектирование – рефлексия Психологический аспект объясняет образовательный процесс, исходя из состояний сознания: «до», «в процессе», «после» осознание изменение образовательный процесс внутренний образ ситуация « до » « после »

Методологический аспект отражает динамику состояния сознания в образовательном процессе как компонентов жизнедеятельности Эти три состояния находятся во взаимопроникновении и фиксируются при анализе теоретически. Они аналогичны известным в психологии состояниям: «Я-дитя», «Я-взрослый», «Я-родитель» (Э. Берн) (Е) естественное (О) образовательное (Д) деятельностное «Я-такой»«Я-осознающий»«Я-действующий»

Динамика внутреннего состояния «Я-такой»«Я-осознающий»«Я-действующий» « до »« после » (Е) естественное состояние сознания (О) состояние сознания в образовательных процессах (Д) состояние сознания в деятельности «Я-дитя»«Я-взрослый»«Я-родитель»

(III) (II) (I)(I) Сд (способности) Кр (критерии) Со (самоопределение) М (методы) С (содержание) Ц (цели) Сп (способности) Н (нормы) П (потребности) (III) (II) (I)(I) П воспитание Н обучение Сп развитие адаптация выбор использование

Педагогический процесс Понятие педагогического процесса Педагогический процесс – специально организованный образовательный процесс управление П воспитание присвоение Н обучение выращивание Сп развитие Структура педагогического процесса, где - приращение (компетенции) воспитание обучение развитие результат (компетенция или ее часть) П (цели) Н (содержание) Сп (методы) цели содержание методы результат (компетенция или ее часть) П (воспитание) Н (обучение) Сп (развитие)

Технология структурирования содержания Ключевые слова: система, структурирование, модуль, представления, определения, понятия Понятие содержания образования содержание внешнее содержание внутреннее Модель составления программ содержания образования Модульный принцип структурирования содержания содержание образования Изучаемая система Функции, источник, нормы, механизм, результат элементы системы –составные части системы – подсистемы связи между элементами системы: по формам движения материи, по формам детерминизма, по силе, по характеру результата, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию предмета АктуализацияП (воздействие на потребности) Новая информацияН (усвоение новых норм) Собственное открытие Сп ( выращивание способностей: мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных )

Содержательная матрица Принцип составления: по горизонтали – элементы системы по одному основанию; по вертикали – элементы той же системы по другому основанию Изучаемая система Элементы и связи по одному основанию Э1Э2Э3…Связи Э1 Э2 Э3 … Связи Пример 1: Содержательная матрица по теме «Образовательный процесс» Образовательный процесс Цели СодержаниеМетоды Связи воспитание обучение развитие связи

СПОСОБЫ СОСТАВЛЕНИЯ МОДУЛЬНЫХ ТАБЛИЦ Автор-разработчик: М.Т. Громкова, профессор, д.п.н

1. ДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПО РАЗНЫМ КРИТЕРИЯМ Изучаем ая систем а Элементы системы по 1 - ому критерию (признаку, основанию) Элементы системы по другому критерию Э1Э1 Э2Э2 Э3Э3 ……..связи Э1Э1 Э2Э2 Э3Э3 …….. связи

2. ДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПО ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ОСНОВАНИЮ Изучаемая система Элементы системы по выбранному критерию (признаку, основанию): Элементы системы по тому же критерию: Э1Э1 Э2Э2 Э3Э3 ……..связи Э1Э1 Э2Э2 Э3Э3 …….. связи

3. Деление системы на составные части с учётом типов и внутреннего строения Изучаемая система Классификация по типам, видам, уровням: Внутреннее строение (подсистемы): Э1Э1 Э2Э2 Э3Э3 ……..связи Э1Э1 Э2Э2 Э3Э3 …….. связи

4. Деление системы на составные части с учётом её функционирования Изучаемая система Элементы системы Э1Э1 Э2Э2 Э3Э3 ……..связи Функционирование системы: Её роль, предназначение, функции Возможные несоответствия, проблемы, цели Правила, закономерности, установки, нормы… Механизмы функционирования, способы, средства Результат

5. Деление системы на составные части для изучения управления функционированием системы Изучаемая система Структура системы ПроцессыЭ1Э1 Э2Э2 Э3Э3 ……..связи Планирование Проектирование Организация Корректировка Оценивание …

Подготовка к учебному занятию Изучаемая система Модули для изучаемой системы Алгоритм Модул ь 1 Модуль 2 Модуль 3 …………. Ключевые слова Актуализация (проблематизация) Новая информация Практические действия, упражнения, включающие работу с информацией Результат (компетенции или их часть)

Модульная структура программы по дисциплине «Организационное поведение» (глава 1) Субъекты организационного поведения (глава 3) Связи внутренние Организаци я Связи внешние Общность (раздел 3.3) Общество (раздел 3.4) Мировое сообщество (раздел 3.5) Структура организационного поведения (глава 2) Личность (раздел 3.1) Группа (раздел 3.2) Позиция, т.е. понимание собственных функций (раздел 2.1) Мотивация, т.е потребности, цели, самоопределение (раздел 2.2) Нормы, содержание, критерии (раздел 2.3) Способы деятельности (способы, методы), коммуникация, рефлексия, мыслетехника (раздел 2.4) Результативность, эффективность (раздел 2.5) Используя предложенную технологию «нелинейной» модели структуры содержания, составьте модульную программу по своей учебной дисциплине

2. Методическая матрица Принцип составления: с одной стороны методика должна базироваться на технологии с другой – учитывать конкретные особенности Пример 1. Методическая матрица по теме «Образовательный процесс» oпо горизонтали – элементы системы, подсистемы, выбранные для изучения oпо вертикали – алгоритм их изучения, который учитывает всевозможные особенности Образовательный процесс как проблема воспитаниеобучениеразвитиецелисодержаниеметоды… Ключевые слова Функция Источники несоответствия Нормы функционирования Механизм Результат

Пример 2. Методическая матрица по курсу «Основные направления становления психологической науки» oпо горизонтали выбраны основные направления становления психологической науки; oпо вертикали – основные характеристики, которые усваиваются при многократном использовании как алгоритм изучения Такое представление содержания позволяет сопоставлять, сравнивать, размышлять и может быть использовано для организации занятия – конференции, к которой готовятся выступления. Подготовка может быть групповой и индивидуальной. Модель может быть использована для подготовки рефератов, она способствует самостоятельной работе с информацией. Даже если это информация из сети Интернет, ее еще надо переработать по предложенному плану. Основные характеристики 1. Особенности исторического периода 2. Суть учения (психофизиологическая основа) 3. Основоположники и последователи 4. Основная психологическая категория 5. Доминирующий метод 6. Отношения с другими психологическими учениями 7. Современная оценка Ассоциативная психология Эмпирическая Когнитивная Глубинная Гештальт психология Бихевиоризм Гуманистическая Отечественная XIX века Отечественная XX века Античная

3. Организационная матрица Принцип составления: o по горизонтали – элементы содержания, темы, представленные системно и взятые из предыдущих матриц; o по вертикали – организационные формы учебной деятельности студента Пример 1. организационная матрица по теме «Образовательный процесс» Организацион- ные формы Воспитание Цели Обучение Содержание Развитие Метод Лекции Семинары Практическая работа Самостоятельная работа Участие в научной работе Подготовка реферата Подготовка статьи Выступление с докладом Выполнение курсовых работ и т.д. Модули

4. Рейтинговая матрица Составляется для оценки результативности учебной работы студента (слушателя) с его участием. Она формирует субъектную позицию, ответственность за результат своего труда. Составляется так же как организационная: o по горизонтали – элементы содержания; o по вертикали – учебные действия студентов. В клетках проставляется максимальный балл, который можно заработать в текущей работе, в по принципу: сколько заработал – столько получил. Совместно со студентами устанавливается «стоимость» работы баллах и суммарный итог, который освобождает от зачета, экзамена (целесообразнее установить диапазон, например баллов), в зависимости от суммы, полученной от сложения всех баллов.

Учебные действия студентов Воспитание Цели Обучение Содержание Развитие Метод Лекции: посещение конспектирование Семинары: посещение участие Практическая работа: по заданию творческая Самостоятельная работа Участие в научной работе Подготовка реферата Подготовка статьи Выступление с докладом Выполнение курсовых работ и т.д. Модули

Результативность участия в педагогическом процессе После каждого занятия составьте три небольших текста, оценивая собственный результат учебного занятия Осознание собственного результата (приращение) занятие П (новые потребности, интерес, цели, самоопределение на деятельность) Н (новые смыслы, усвоенная информация) Сп (овладение методом как способом собственной деятельности)

После каждого занятия поставьте по одной точке в каждой координатной плоскости с указанием даты Привлекательность Общекультурная польза Эффективность Профессиональная польза

Д пр Д сл П Р (F) Для Что? Как? Что чего? получилось? ЦСМ

Система профессиональных действий: П (позиция) – понимание собственных функций Ц – цели (образ результата) С – содержание (знания) М – методы (способы деятельности) Р - компетентность

Позиция функции предназначение Профессиональная позиция опирается на предыдущий опыт и образование

Цели образ результата осознанная потребность Четко формулировать с учетом конкретной ситуации

Содержание образования Представленное модульно обеспечивает: грамотность информированность компетенции «Нелинейная» форма (матрицы, таблицы) информации позволяет выбрать индивидуальную траекторию обучения

Модульная структура обучения преподавателей (и других специалистов) Функции Цели Содержание Методы Результат Преподаватель Консультант Педагог Психолог Организатор Управленец

Методы обучения Позволяют овладеть способами деятельности: мыслительные (проектные, рефлексивные, исследовательские) коммуникативные; «предметные»

Результат Это - количество и качество компетенций. Способы самооценки: тесты; рейтинговая система.

Спасибо за внимание! Контактный телефон: 8 (916)