Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Количественный и качественный подход в социологическом исследовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Advertisements

Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Познание – 8: Социальное познание В прошлый раз Истина – адекватное отражение познающим субъектом познаваемого объекта. Как человек может удостовериться.
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Транксрипт:

курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Количественный и качественный подход в социологическом исследовании

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ – КАЧЕСТВЕННЫЙ подход = это методология и конкретные исследовательские практики, при которых отправной точкой исследования являются теоретические гипотезы, которые в процессе исследования верифицируются (подтверждаются) целью которых является изучение социальных явлений и процессов прежде всего с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности, интерпретирующего мир вместе с другими людьми, действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями

Количественный подход термин появился в 70-е гг. традиционный, классический математическая форма представления знания (измерение социальных признаков, мат.анализ полученной социологической информации) научный тип знания («науки о духе», «науки о природе») критерии научности

Критерии научного знания (Дж.Локк, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс позитивизм) опытное (эмпирическое) изучение реальности достоверность (логико-дедуктивная доказательность) объективность (независимость) и предметность практическая направленность направленность на обнаружение законов методологическая рефлексия язык науки (понятия, термины)

Качественный подход зарождение е гг. Чикагская школа осознание 70-е гг.(Д.Силвермен, А.Сикурелл «Новые направления социологической теории») Роберт Парк Флориан Знанецкий

Качественный подход предпосылки становления: глобальные: смена теоретических парадигм; (З.Бауман: социология «перепутала истину с пользой, информацию с контролем, знание с властью») локальные: неудовлетворенность «познавательным горизонтом» классического подхода у эмпириков (измеряемость, целостность, временная изменчивость)

Основные черты качественного подхода Фокус исследовательского интереса – индивид как источник социальности…, микропроцессы, практика повседневной жизни (типическое – типика смыслов, значений…); Понимание как метод познания; Естественный способ получения данных; Идеология исследования – гуманистический подход (возможность выбора, дискриминации); Язык исследования – описательный (ближе к обыденному, разговорному)

Как возможно понимание? Понять смысл действия значит установить связь между действием и намерениями, мотивами, потребностями индивида. Исследователю это удается благодаря 2 обстоятельствам: Большая часть индивидуальных смыслов типична (т.е. обладает общностью с другими людьми и с самим исследователем – интерсубъективность, сходный жизненный контекст, эмпатия); Рассмотрение действия с позиции целерационального действия (подбирая к действию мотив, имеющий смысл) - интерпретация М.Вебер

Интерпретация - приписывание конкретным исследователем значения (смысла) наблюдаемому поведению или анализируемому тексту (определение, df) Д.Силверман – 2 подхода: Реалистический (описание реальности человеческих судеб – новые «факты» о людях); Повествовательный (нарративный) – как, каким образом конструируются истории (апеллирование к «большим» нарративам, социокультурным нормам) Пример: «Я курю марихуану, потому что это делают мои друзья» (факт: часть общения подростков; способ: конформизм)

Качество качественного исследования Адекватность как методологический принцип (воспроизведения смыслов изучаемых людей, их жизненных миров): «глубина понимания» как мера приближения: оценка результатов самими информантами; «открытость», соотнесенность с другими суждениями по данной теме («правила ответственных высказываний» З.Бауман); триангуляция (Н.Дензин) – использование различных методов и источников данных для оценки эмпирического события, а также перекрестной интерпретации «случая» одновременно несколькими исследователями (ковенциональность знания)

Исследовательские функции качественных исследований 1) Обеспечение связи с социальными проблемами 2) Компенсатор слабости теории 3) Формирование целостного образа объекта или проблемы 4) Выявление «редких» социальных фактов 5) Обеспечение динамизма исследовательского процесса («гибкие» методики); 6) Формирование системы понятий и обслуживание «переднего края» научных исследований («разведка»); 7) Заполнение «брешей» между количественными параметрами; 8) Изучение «закрытых» сообществ (объектов); 9) Взаимодействие с обыденным сознанием

Исследовательские функции количественных исследований 1) Выход за пределы индивидуального сознания; 2) Определение количественных характеристик сегментов исследуемой совокупности; 3) Выявление сегментов на основе большого числа параметров (факторный, кластерный анализ); 4) Выявление динамических тенденций; 5) Проверка логических гипотез; 6) Выявление значимых фактов (статистически)

Качественная – количественная стратегии исследования (сравнение) Естественный способ познания: неструктурированные методы сбора данных, живая речь – язык изложения результатов, комплексный анализ ситуации, контакт с исследуемым «Искусственность» подхода: акцент на предварительно заданных гипотезах и характеристиках объекта; изучение определенных переменных и связи между ними; заранее заданная схема анализа

Качественная – количественная стратегии исследования (продолж.) Частный характер Аналитическое обобщение Субъективизм ??? Многомерный (многосторонний) анализ объекта ??? Обобщенный характер Статистическое обобщение Объективизм ??? Одномерный (статистический) ??? Спасибо за внимание!

Домашнее задание: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Гл.6, п.1, 2. Готлиб А.С. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социологические исследования С. 3–14. Дополнительно: Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социс Ядов В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии // Социологический журнал С. 5–19. Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки становления качественного подхода 2. Понятия: понимание, интерпретация, триангуляция – в качественном исследовании 3. Исследовательские функции количественных и качественных исследований. 4. Сравнительный анализ качественной и количественной стратегии исследования