Московченко Александр Дмитриевич Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московченко Александр Дмитриевич доктор философских наук, профессор Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Advertisements

ТУСУР Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники Университет открыт на базе радиотехнического факультета ТПУ в 1962 году.
О системной интеграции научных знаний (принципы и методология) Московченко Александр Дмитриевич действительный член МАН ВШ, доктор философских наук, профессор.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 41 Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза.
СУБЕТТО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Президент Ноосферной общественной академии наук, Гранд-доктор философии, Полный профессор, доктор философских наук, доктор экономических.
Воспитание как педагогический процесс.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
Диев Владимир Серафимович д. филос. н., профессор декан философского факультета НГУ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ Ханты-Мансийск.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Презентация по биологии ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЖИЗНЬ Вернадского В.И. Подготовил: Якубовская Г.Н., преподаватель биологии ГОУ СПО ТО "ЯТТ", Ясногорск, 2013 г.
Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
Формирование глобального мышления на уроках естествознания и биологии.
Человек в природе Разговор с учащимися. Сейчас весь мир встревожен тем разрушением богатств Природы, которое несут за собой цивилизация и растущий технический.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия, определения, их классификация Презентацию подготовила учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д.
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
Транксрипт:

Московченко Александр Дмитриевич Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Согласно прогнозам в середине XXI века цивилизацию Земли ожидает катастрофический фазовый биосферно-космологический переход, сопоставимый по значению с появлением жизни. Придется пересмотреть ключевые проблемы этики и безопасности (выживания) современной жизни – такие как естественное и искусственное, смерть и бессмертие, человек и машина и т.д.

Основная проблема XXI века: СОВМЕЩЕНИЕ глобальной безопасности (выживание) и глобальной справедливости (этика)

Иммануил Кант гг. «Государство должно существовать для обеспечения безопасности и справедливости, а не для исполнения любых прихотей людей, при том что подлинная безопасность и справедливость не могут быть осуществлены где-либо, если они не реализованы везде, и поэтому высшей целью любого справедливого государства должна быть глобальная безопасность и глобальная справедливость» («Критика способности суждения», 1790 г.)

В.И. Вернадский уделял проблемам этики первостепенное значение. Еще в 80-е гг. XIX в. в незаконченной работе «Этика» писал: «Самыми главными вопросами, представляющимися уму мало-мальски думающего человека, являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни»

В письме к Ф. Штойдлину от 4 мая 1799 г. Кант рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1. Что я могу знать? (Фундаментально-теоретическое («чистое») знание). 2. Что я должен делать? (Фундаментально-практическое («технологическое»)) знание). 3. На что я могу надеяться? (Фундаментальные стратегические ценности). Что такое «человек»?

Речь идет о будущем более совершенном гармоническом человеке, наделенным качеством совести и справедливости. Немецкий мыслитель уверен, что этическая мотивация пронизывает, интегрирует первые два вопроса, придавая им смысл: что я могу знать и должен делать, чтобы мыслить и работать по совести и справедливости

Нравственные законы, сформулированные в свое время Пифагором и Платоном, Лао-цзы и Конфуцием, Буддой и Христом, – нашли свой четкий дискурс в категорическом императиве (КИ) И. Канта: «поступай (делай) таким образом, чтобы это стало всеобщим, универсальным нравственным законом»

«Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.» «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.» Это означает, что поступки человека оцениваются исходя из целей вселенского масштаба, стоящих перед человеком. Николай Федоров ( гг.) (портрет работы А.С. Коровина, 1902 г.)

Кантовский КИ не стал инструментом решения насущных задач в области государственного управления, науки, образования, техники и технологии

1) «разорванность», разобщенность мировых культур, религий, научных направлений, философских предпочтений, технологических проектов. Цивилизационно-культурологический плюрализм привел человечество к катастрофическим биосферно- технологическим последствиям.

2) не выявлена онтологическая основа КИ. Каковы биоэволюционные корни этики? Где истоки человеческой нравственности? В своих работах, опираясь на труды русской космической школы, провожу мысль о том, что биопсихофизические основы нравственного поведения человека скрыты в биосферных (автотрофно- гетеротрофных) механизмах природных и социальных систем.

Основные монографии 1. Русский космизм, автотрофность, человек будущего Введение в космическую философию Проблема интеграции фундаментального и технологического знания Философия и методология наук Философия автотрофной цивилизации Философия для технических вузов Русский космизм. Автотрофное человечество будущего Философия (методология) науки и инженерного образования (на основе биоавтотрофокосмизма)

Автотрофность (А) – определяется как способность организмов создавать органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды и минеральных солей) с помощью фото- и космосинтеза. Гетеротрофность (Г) – способность потреблять, перерабатывать органические вещества мертвых тел и различные отходы живых организмов, разрушая их до простых неорганических соединений. А – концентрируя вещество и энергию создают принципиально новые системы Г – концентрируя, рассеивают накопленное (А) вещество и энергию

В.И. Вернадский переосмыслил специально-научное понятие (А), предложив общенаучное понятие «Автотрофное человечество», которое обозначает процесс получения человечеством пищи и энергии за счет энергии Солнца без участия продуцентов. Тогда (А) выступает как механизм преобразования не только косного вещества в живое, но и живого вещества в социальное в результате которого появляется новый биоавтотрофный человек.

Поставим кантовские вопросы (знать, уметь, надеяться) перед атомно-инженерной общественностью

Академик В.А. Легасов высказал ряд системно-методологических идей: 1. Чернобыльская катастрофа не случилась бы, если бы атомная инженерия была подготовлена профессионально не только в области управления и эксплуатации атомными технологиями, но и пережила бы весь комплекс гуманитарных дисциплин, особенно выделяя творчество великих русских гуманистов. 2. Необходима новая философия и методология безопасности ядерной энергетики, основанная на концепции «приемлемого» риска и исключающая ведомственные интересы гг.

Если специалист глубоко не мотивирован этическими принципами (система моральных правил, осуществляющая контроль и коррекцию поведения людей), то он, как правило, перестает быть в должной мере бдительным, отвечающим за свои поступки. На первый план (в экстремальных ситуациях) выходят корпоративно-личностные (ведомственные) предпочтения, которые в конечном итоге порождают катастрофические последствия для системы в целом. В этих случаях необходимо тщательно исследовать поведение специалистов в экстремальных ситуациях, учет всего многообразия факторов безопасности. Кстати, такая система (тренаж) отработана при подготовке космонавтов.

Надежда на разрешение проблем безопасности лежит в плане согласования интересов не только корпоративных групп, задействованных на АТК, но и интересов государства в целом с учетом планетарно-космологических факторов. Но гармоническое согласование возможно только в том случае, если сформулированы цели (стратегии) энергетики и экономики в целом. Как показывает практика, такая стратегия в настоящее время отсутствует.

Основная проблема состоит в том, каким образом связать воедино управление жизненным технологическим циклом безопасности и внедрение этически мотивированной модели подготовки кадров для обеспечения безопасности

Сложившееся в 60-е г. прошлого столетия биоэтическое направление требует методологического осмысления с учетом автотрофно-планетарных идей В.И. Вернадского. Нравственная проблематика должна охватывать биосферу, социосферу, техносферу во всем многообразии связей с ближним и дальнем Космосом. В этом случае специалисты вынуждены привлекать широчайший комплекс знаний от трансперсональной психологии до астрофизических и космологических концепций о Вселенной, направленных на выживание в экстремальных природных и социальных условиях. Тогда биоэтическое направление трансформируется в биоавтотрофно-космологическое направление – автотрофноэтическое.

1. Культурологическими (мыслитель) 2. Геокультурологическими (патриот России) 3. Онтологическими (космист) 4. Гносеологическими (методолог) 5. Герменевтическими (систематик) 6. Концептуальными (стратег) 7. Антропологическими (гуманист)

В.И. Вернадский отмечал: «Со временем человек из существа социально-гетеротрофного сделается существом социально-автотрофным. Последствия для такого явления в механизме биосферы были бы огромны … впервые в человеческой истории земного шара появилось бы автотрофное животное – автотрофное позвоночное». В этом случае произойдет освобождение от тех природных (гетеротрофно-паразитических) качеств (с помощью культурной и генной инженерии), которые вынуждают человека нарушать основные нравственные требования. Наступит социально-гармоническое общество совестливых и справедливых людей, о которых мечтали ученые и мыслители всех времен и народов.

Опираясь на идеи профессора Поршнева Б.Ф., современный писатель и исследователь Диденко Б.А. высказывает мысль о том, что нет единого человеческого вида. Человечество не является единым биологическим сообществом. Внутри него можно выделить несколько подвидов, которые объединяются в два основных: 1) люди-хищники («суггесторы»); 2) люди-«диффузники» – большинство населения планеты, которые являются жертвами людей-хищников. Люди-хищники управляют миром, у них ярко выражена «воля к власти» (как инструмент обогащения), безудержная жадность, патологическое корыстолюбие, утрата совести и каких-либо сдерживающих моральных рычагов гг.

На нейрофизиологическом уровне (на это обратил внимание профессор А.Р. Лурия) для них характерно отсутствие определенных центров в лобных областях мозга, отвечающих за нравственное поведение. В настоящее время это определяется с помощью ПЭТ (позитронная эмиссионная томография), которая показывает значительные нарушения церебральной функции у данных индивидуумов гг.

На земном шаре основная масса людей-«диффузников»: они склоняются (приспосабливаются) или в сторону гетеротрофов-хищников, или гетеротрофов с автотрофной предрасположенностью

Специалисты, приверженцы теории Поршнева – Лурия – Диденко, высказывают мысль о том, что явные гетеротрофы- хищники не способны к трансформации в людей- «диффузников», а затем в автотрофно-космических людей («неантропов»). Это необратимый эволюционный сбой в генетической программе, который случился в далеком прошлом. Будем надеяться, что в будущем социально-гармоническом обществе они просто перестанут воспроизводить себе подобных и исчезнут как биологический вид. В настоящее время они правят миром, образованием и воспитанием себе подобных

Набирает силу постмодернистское (трансгуманистическое) движение, представители которого считают, что от «дурных», хищнических качеств человека освободиться невозможно. Выход, как они полагают, один, – заменить естественного телесного человека антропоидным киберцифровым роботом, который будет лишен потребительских качеств.

Развивая робототехническое направление важно сохранить естественную телесно-духовную природу человека, гармонический суверенитет личности с его способностью любить и сопереживать за все живое. В этом плане инженерно-техническое образование должно быть пронизано гуманитарной составляющей, сердцевиной которой является творческие достижения русской космической школы.

Человечество слишком молодо, чтобы избавиться от хищников-гетеротрофов в ближайшей перспективе. Это произойдет тогда, когда согласно учению В.И. Вернадского совершится переход биосферы к ноосферной автотрофности. Но такой переход станет возможным только в условиях всемирного соборного сообщества, построенного на основе научно-технологического социализма.

Подготовка и допуск к управлению сложными социотехническими системами, такими как АТК требует жесткого отбора и многократную проверку по трем позициям: 1. Профессиональной (инженерно-атомной). 2. Культурно-гуманитарной в связи с профессиональной. 3. Нейрофизиопсихической (полиграфия и томография).

Этика принимает решения там, где пасует Закон и Процедура. В экстремальных ситуациях этика вступает в противоречие с Законом и Процедурой и корректирует их, не позволяя использовать «букву закона» во вред обществу.

выпускник Томского политехнического института, физико-технического факультета (1969 г.) доктор философских наук доктор Международной академии энергоинформационных наук профессор действительный член (академик) МАЭН, МАНВШ, МАНЭБ действительный член (академик) Российской академии естествознания президент Томского отделения МАЭН

Благодарю за внимание