Государственная политика и управление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Критерии эффективности, индикаторы и целевые показатели.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Advertisements

Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 10 ноября, 2009 г. Роль и место энергоэффективности.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Российское энергетическое агентство сСистема «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
Информационно - аналитическое сопровождение управления энергосбережением в бюджетной сфере Ярославской области Ратманова Ирина Дмитриевна Ивановский государственный.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Транксрипт:

Государственная политика и управление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Критерии эффективности, индикаторы и целевые показатели. Ковешников Тихон Борисович, Руководитель Департамента организации выполнения и мониторинга государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»

Анализ динамики энергетической эффективности России. Сравнительная характеристика энергоемкости ВВП России с развитыми странами. Потенциал экономии энергоресурсов к 2020 г. Рис. 1. Динамика изменения темпов роста ВВП (%), удельного роста энергопотребления (%) и коэффициента удельной энергоэффективности России в 2002 – 2012 гг. Рис. 2. Динамика трендов коэффициента удельной энергоэффективности (коэффициента «энергочувствительности») Канады, Китая, России и США в 2002 – 2012 гг. Таблица 1. Значения коэффициента «энергочувствительности» по странам в 2002 и 2012 гг. Таблица 2. Прирост ВВП по странам, приходящийся на 1% прироста энергопотребления в 2002 и 2012 гг. Потенциал экономии энергоресурсов к 2020 г. 2

Паспорт подпрограммы 1 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» 1. Стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 2. Создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих созданию и реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 3. Повышение информированности общества о состоянии и деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также уровня знаний граждан, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. 1. Среднее снижение энергоемкости валового регионального продукта. 2. Соотношение ежегодного объема внебюджетных инвестиций, привлеченных субъектами Российской Федерации на реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, к объему субсидий, предоставленных в текущем финансовом году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 3. Количество обученных работников, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в год. 4. Подготовка и принятие по результатам научно-исследовательских работ необходимого количества нормативных правовых, методических и иных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ЦЕЛЬ Формирование эффективной системы, стимулирующей и поддерживающей повышение энергетической эффективности, обеспечивающей снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета составляет – ,6 тыс. руб. 3

Основные направления Государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Приоритеты госполитики Государственное регулирование в области оказания энергосервисных услуг Госгарантии Возмещение затрат частично по уплате процентов за кредит Предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию государственных программ Привлечение внебюджетного финансирования Повышение мотивации на снижение затрат энергоресурсов Многосекторность Изменения в действующих методических указаниях Дополнение программ в области энергоэффективности индикаторами Формирование спроса на энергоэффективные технологии и оборудование Установка критериев и целевых индикаторов энергетической эффективности в процессе тарифного регулирования субъектов естественных монополий Правила возврата инвестиций Внесение изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Системная поддержка инновационных пилотных проектов в электроэнергетике 4

5 Предоставление гарантий и обеспечение пропаганды энергосбережения – недействующие инструменты реализации государственной программы! Стимулирование формирования бережливой модели поведения населения Методическое и нормативное обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НИР) Предоставление предприятиям государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Создание Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (мониторинг ситуации) Софинансирование лучших региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (предоставление субсидий) Обучение лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности (исполнительная власть, бюджетные и коммерческие организации, население) Механизмы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организационное и информационное обеспечение 5

Минэнерго ответственно за достижение сводных показателей энергоэффективности экономики в целом и в ТЭК, а отраслевые Министерства ответственны за достижение показателей энергоэффективности в своих секторах Система управления энергоэффективностью на федеральном уровне 6 Министерство энергетики в новой системе управления энергоэффективностью – центр институционального развития, ответственный за: o Мониторинг показателей во всех секторах экономики o Предоставление субсидий o Функционирование уполномоченного органа в регионах в сфере энергоэффективности Министерство энергетики в новой системе управления энергоэффективностью – центр институционального развития, ответственный за: o Мониторинг показателей во всех секторах экономики o Предоставление субсидий o Функционирование уполномоченного органа в регионах в сфере энергоэффективности Предложена новая система управления энергоэффективностью на региональном уровне: В регионе утверждается Уполномоченный орган, ответственный за достижение интегральных показателей по энергоэффективности и создание институциональной среды. Ответственность отраслевых министерств – достижение соответствующих показателей по своим секторам Для повышения эффективности процесса финансирования создается Региональный институт развития, что позволяет привлечь внебюджетное финансирование в бюджетную сферу и повысить гибкость в использовании бюджетных средств на реализацию программ по энергоэффективности. Регион самостоятельно определяет организационно-правовую форму и исполнителя роли Регионального института развития В соответствии с новой системой управления региональные программы подлежат корректировке Новая система выдачи субсидий ориентирована, в первую очередь, на привлечение внебюджетного финансирования в мероприятия по энергоэффективности Для управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровнях в 2014 г. Будет усовершенствована система статнаблюдений по энергоэффективности, в результате расчет значений целевых показателей будет реализован в полном объеме Предложена новая система управления энергоэффективностью на федеральном уровне:

Новая система управления энергоэффективностью на федеральном уровне 7 *Промышленность, транспорт, ЖКХ, бюджетный сектор и пр. **Удельный расход топлива на центральное отопление жилых зданий, кг у.т./м 2 ***Удельный расход топлива на центр. отопление зданий бюджетной сферы и сферы услуг, кг Минэнерго ответственно за достижение сводных показателей энергоэффективности экономики в целом и в ТЭК Минэнерго ответственно за достижение сводных показателей энергоэффективности экономики в целом и в ТЭК Роль Министерства энергетики аналогична роли Минэкономразвития в части управления инновациями Отраслевые Министерства ответственны за достижение показателей энергоэффективности в своих секторах Определение перечня отраслевых показателей для внесения в соответствующие стратегии профильных ФОИВов. Внесение отраслевых показателей энергоэффективности в стратегии развития. 1 2 В настоящее время ответственность за снижение энергоемкости никак не зафиксирована между участниками процесса. Декларируя ответственность Минэнерго России за снижение энергоемкости ВВП на 13,5% к 2020 г., государственная программа не предусматривает ответственности отраслевых ФОИВ за результаты в подведомственной им сфере. Государственная программа не предусматривает четкого разделения полномочий с другими ФОИВ в сфере энергоэффективности, в т.ч. при предоставлении различных субсидий на региональный уровень.

Создание нового уполномоченного органа – регионального института развития с функцией единого ответственного за энергосбережение в регионе. - юридическое лицо, основанное на праве собственности субъекта Российской Федерации, обладает полномочиями по выработке и реализации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также обладает полномочиями по предоставлению финансовой помощи (грантов, субсидий) на реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономической деятельности. Региональный институт развития Перспективная модель управления предусматривает реализацию мероприятий энергосбережения в рамках отраслевых программ развития региона с выделением энергосбережения в отдельную подпрограмму. - Отраслевое министерство выделяет средства на реализацию энергоэффективных мероприятий ПП из регионального бюджета. - Региональный институт развития привлекает внебюджетные средства на реализацию части мероприятий ПП. - Региональный институт развития привлекает федеральные субсидии на финансирование утвержденных мероприятий ПП и передает их в хозяйствующий субъект посредством. - Отраслевое министерство координирует и контролирует исполнение мероприятий ПП. - Отраслевое министерство обеспечивает информационную поддержку реализации мероприятий ПП. Мониторинг хода выполнения мероприятий энергосбережения: - Отраслевое министерство собирает данные о реализации мероприятий ПП со стороны муниципальных образований и профильных организаций. - Периодичность отчётности в адрес отраслевого министерства раз в квартал. - Состав отчетности: объем проведенных работ; достигнутая экономия ТЭР, абсолютные показатели; снижение удельного энергопотребления; затраты финансовых средств на проекты. - Отраслевое министерство передает полученные данные в региональный институт развития. Реализация мероприятий энергосбережения: 8

Модель управления энергоэффективностью в бюджетном секторе Текущая ситуация в сфере энергоэффективности бюджетного сектора: Проблемы: 1. Износ бюджетных зданий достигает 60% и продолжает расти. Как следствие, отставание по энергоэффективности от НДТ составляет 41%. В бюджете нет средств для решения задачи снижения износа и повышения энергоэффективности. 2. Повышение энергоэффективности – непрофильная деятельность для руководителей школ, больниц, детских садов и не должна ей стать. 3. Правовое положение бюджетных учреждений препятствует привлечению инвестиций. Задачи: 1. Создать условия для привлечения частного капитала в достаточном для проведения капремонтов и мероприятий по энергоэффективности объеме. 2. Передать ответственность и ресурсы организациям, для которых эта деятельность будет профильной. 3. Совершенствование правового положения бюджетных учреждений. - уполномоченная управляющая организация; - административные округа, департаменты Правительства, энергогенерирующие компании; - муниципалитеты административных округов; - конечные потребители и производители энергетических ресурсов. - городское государственное регулирование в области энергосбережения организаций, независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц, направленное на эффективное использование энергетических ресурсов при их производстве, транспорте, преобразовании и потреблении; - организация и централизация достоверных информационных потоков, их анализ, выработка управляющего воздействия применительно к системе управления энергоэффективностью и энергосбережением Пример структуры системы управления энергоэффективностью и энергосбережением: Основные цели создания структуры: - координация взаимодействия всех субъектов системы управления; - разработка и корректировка правовой и нормативной базы энергоэффективности и энергосбережения в соответствии с федеральным законодательством; - разработка порядка подготовки топливно-энергетического баланса, его мониторинг, анализ и прогнозирование энергопотребления; - разработка, управление целевой программой энергосбережения, мониторинг выполнения программы; - координация разработки и реализации территориальных программ энергоэффективности и отраслевых программ департаментов Правительства; - организационное обеспечение обязательной энергетической паспортизации объектов Комплекса социальной сферы; Подробнее об основных решаемых задачах: - разработка и внедрение системы лимитирования (нормирования) потребления энергоресурсов для потребителей Комплекса социальной сферы, включая мониторинг потребления и перспективное прогнозирование бюджетных затрат на энергоресурсы; - обеспечение мониторинга результатов программы проведения энергетических обследований промышленных предприятий – крупных потребителей ТЭР; создание и поддержание системы аккредитации организаций-энергоаудиторов для проведения энергетических обследований потребителей ТЭР и энергетической паспортизации объектов промышленности, ЖКХ и социальной сферы; 9

Модель управления энергоэффективностью в промышленности Цели и задачи Индикаторы и целевые показатели Мероприятия Финансирование Отчетность Описание текущей ситуации - Цель в рамках ПП* промышленного сектора - Задачи в рамках ПП промышленного сектора - Прогнозные значения индикаторов промышленного сектора - Прогнозные значения целевых показателей промышленного сектора - Описание мероприятий ПП промышленного сектора - Плановые значения эффекта мероприятий промышленного сектора - Характеристика мероприятий промышленного сектора по источникам финансирования, ожидаемому результату и ответственному исполнителю - Формат отчетности по достижению плановых эффектов мероприятий промышленного сектора - Механизм общего контроля исполнения подпрограммы промышленного сектора - Исторические значения индикаторов промышленного сектора в гг. * Подпрограммы Методика расчета целевых показателей для подпрограммы промышленности N п/п Индикаторы в промышленности Наименование показателей Единица измерения Годы … п 30 Объем ТЭР, потребляемых в производстве целлюлозы* т.у.т. п 30 п 31 Объем производства целлюлозытыс.т. п 31 п 32 Объем ТЭР, потребляемых в переработке газат.у.т. п 32 п 33 Объем переработки газамлн. куб. м. п 33 пх Объем ТЭР, потребляемых в j-м виде промышленной деятельности т.у.т. пх пхх Объем производства продукции, работы или услуг по j –му виду промышленной деятельности Y пхх ИНДИКАТОРЫ РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ * - виды деятельности приведены в качестве примера Целевые показатели рассчитываются на основе индикаторов N п/п Целевые показатели в промышленности Наименование показателей Единица измерения Расчетная формула Годы … Е1Е1 Удельные затраты ТЭР в производстве целлюлозы кгут/т п 24(n)/ п 28(n) Е2Е2 Удельные затраты ТЭР в переработке газа кгут/тыс. куб.м. п 25(n)/ п 28(n) EХEХ Энергоемкость j –го вида промышленной деятельности кгут/(Y/1 000) пх(n) / пхх(n) РАСЧЕТ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Планирование -Министерство промышленности выделяет среди мероприятий, запланированных к реализации в рамках отраслевых программ развития, мероприятия с эффектом энергосбережения и составляет из них подпрограмму энергосбережения (ПП); -Министерство промышленности оцифровывает эффект энергосбережения от реализации мероприятий ПП; -Министерство промышленности передает ПП в уполномоченный орган (УО) по реализации региональной политики энергоэффективности; Система реализации подпрограммы энергоэффективности министерством промышленности Реализация/ Финансирование - Министерство промышленности выделяет средства на реализацию энергоэффективных мероприятий ПП из регионального бюджета; - Региональный Институт Развития привлекает внебюджетные средства на реализацию части мероприятий ПП; - Уполномоченный Орган привлекает федеральные субсидии на финансирование утвержденных мероприятий ПП и передает их в хозяйствующий субъект посредством РИР; - Министерство промышленности координирует и контролирует исполнение мероприятий ПП; - Министерство промышленности обеспечивает информационную поддержку реализации мероприятий ПП; 10

Модель управления энергоэффективностью в энергетике – сочетание законодательной базы и механизмов финансирования, институциональной организации и механизмов координирования, которые все вместе направлены на поддержку реализации стратегий, политики и программ энергоэффективности. Управление энергоэффективностью 11

Модель управления энергоэффективностью в ЖКХ Цели и задачи Индикаторы и целевые показатели Мероприятия Финансирование Отчетность Описание текущей ситуации - Цель в рамках ПП* ЖКХ - Задачи в рамках ПП ЖКХ - Прогнозные значения индикаторов в ЖКХ - Прогнозные значения целевых показателей в ЖКХ - Описание мероприятий ПП ЖКХ - Плановые значения эффекта мероприятий ЖКХ - Характеристика мероприятий в ЖКХ по источникам финансирования, ожидаемому результату и ответственному исполнителю - Формат отчетности по достижению плановых эффектов мероприятий в ЖКХ - Механизм общего контроля исполнения подпрограммы ЖКХ - Исторические значения индикаторов в гг. в ЖКХ, значения показателей климатических условий региона * Подпрограммы Методика расчета целевых показателей для подпрограммы ЖКХ N п/п Группа B. Индикаторы в ЖКХ Наименование показателей Единица измерения Годы … п 3 Объем отпуска ТЭ с котельных Гкал п 4 Объем ТЭР, потребляемых котельнымит.у.т. п 5 Объем потерь ТЭ при ее передаче Гкал п 6 Объем передачи ТЭГкал п 7 Объем ЭЭ, потребляемой в жилых домахтыс. к Вт-ч п 8 Объем ЭЭ, потребляемой в жилых домах, (для бытовых нужд в жилых помещениях)тыс. к Вт-ч п 9 Объем ТЭ, потребляемой в жилых домах Гкал п 10 Объем воды, потребляемой в жилых домахтыс. куб.м. п 11 Объем ЭЭ, используемой при передаче ТЭ в системах теплоснабжениятыс. к Вт-ч п 12 Объем ЭЭ, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжениятыс. к Вт-ч п 13 Объем передачи воды в системе теплоснабжениятыс. куб.м. п 14 Объем передачи воды в системе водоснабжениятыс. куб.м. п 15 Площадь жилых домовкв.м. п 16 Жилая площадь жилых домовкв.м. п 17 Численность населения регионачел. ИНДИКАТОРЫ РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Целевые показатели рассчитываются на основе индикаторов N п/п Группа B. Целевые показатели в ЖКХ Наименование показателей Единица измерения Расчетная формула Годы … B1Удельный расход ТЭР на выработку ТЭ котельнымит.у.т./Гкалп 4(n) / п 3(n) B2Доля потерь в тепловых сетях%100*п 5(n) / п 6(n) B3Удельный расход ЭЭ на нежилые помещения в жилых домахк Вт-ч/кв.м. (п 7(n)- п 8(n)) / (п 16(n)- п 15(n))/1000 B4Удельный расход тепловой энергии в жилых домах Гкал/кв.м.п 9(n) / п 15(n) B5 Удельный расход ЭЭ, используемой при передаче ТЭ в системах теплоснабжения к Вт-ч/ куб.м.п 11(n) / п 13(n) B6Удельный расход ЭЭ, используемой для передачи воды в системах водоснабженияк Вт-ч/ куб.м.п 12(n) / п 14(n) B7Удельный расход воды в жилых домахкуб.м/чел.п 10(n) / п 17(n) /1000 Система реализации подпрограммы энергоэффективности министерством ЖКХ Планирование -Министерство ЖКХ выделяет среди мероприятий, запланированных к реализации в рамках отраслевых программ развития, мероприятия с эффектом энергосбережения и составляет из них подпрограмму энергосбережения (ПП) -Министерство ЖКХ оцифровывает эффект энергосбережения от реализации мероприятий ПП -Министерство ЖКХ передает ПП в уполномоченный орган (УО) по реализации региональной политики энергоэффективности РАСЧЕТ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 12

Критерии оценки деятельности сводного уполномоченного органа и отраслевого органа Уполномоченный орган Отраслевой орган 1. Получение субсидий из федерального бюджета 1. Своевременность и полнота реализации запланированных мероприятий 2. Достижение интегрального целевого показателя по удельной энергоёмкости региона 2. Достижение удельных отраслевых показателей по энергоемкости 3. Объем привлеченных внебюджетных средств (через РИР) 3. Полнота и своевременность предоставление данных по энергоэффективности реализованных мероприятий 13