Эффективные механизмы поддержки в реализации общественных инициатив: Учимся писать муниципальную программу Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Санкт-Петербург, 14 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Advertisements

Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Москва, 12 апреля 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О мерах государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Семинар для социально ориентированных некоммерческих организаций Москва, 13 марта 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конкурсный.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора Департамента инновационного развития Москва, 1 февраля 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Региональная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края на 2011 год»
Шадрин Артем Евгеньевич, директор Департамента инновационного развития Москва, 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Красноярск, 7 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Организация и проведение конкурса программ развития муниципальной службы в 2013г. г.Ярославль, декабря 2012г.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

Эффективные механизмы поддержки в реализации общественных инициатив: Учимся писать муниципальную программу Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ МОФ Сибирский центр поддержки общественных инициатив К.э.н., доцент кафедры Менеджмента – Дмитрий Викторович Филиппов

заключается в следующем: НКО или частные учреждения должны иметь возможность оказывать социальные услуги наряду с государственными… Необходимо добиться того, чтобы НКО любой правовой формы могли бы конкурировать за государственные региональные средства. Президент РФ В.В. Путин на встрече с представителями НКО в г. Москве 2012 год Логика наших действий…

Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ … Бюджетное Послание Президента Российской Федерации в годах Переход на программный бюджет

Нормативно-правовое регулирование осуществления поддержки инициатив граждан и СО НКО на местном уровне Бюджетный кодекс (БК РФ) - статьи 78, 78.1.; Федеральный закон от ФЗ «О некоммерческих организациях» - статьи 31., 31.1.; Федеральный закон от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - статьи ; Законодательство субъектов Российской Федерации; Муниципальные правовые акты.

Нормативно-правовое регулирование применения программ для целей оказания поддержки инициатив граждан и СО НКО на местном уровне Бюджетный кодекс (БК РФ) - статьи 179., ; Федеральный закон от ФЗ «О некоммерческих организациях» - статьи 31.3.; Законодательство субъектов Российской Федерации; Муниципальные правовые акты.

Для чего государственные и муниципальные служащие делают программы? Потому что приказал начальник сделать это… для «Галочки» ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ!!! Потому что все органы власти переходят на программный бюджет «наша цель – ПБ»! Потому что все «хорошие госслужащие» делают программы Для получения софинансирования – «даёшь программу – получай субсидию»!!!

Как правило, любая «приличная» программа ОМСУ содержит: 1. Систему обоснования постановки управленческих задач (анализ сферы действия программы и проблемы с количественной и/или качественной оценкой). 2. Систему целеполагания цели – задачи – индикаторы. 3. Систему мероприятий по реализации управленческих задач, взаимоувязанных по срокам реализации, объемам требуемых ресурсов, источникам ресурсов и исполнителям. 4. Систему управления, содержащую описание органа управления программой, его полномочия, полномочия исполнителей программных мероприятий, механизмы взаимодействия участников реализации программы, их ответственность. 6. Систему оценки эффективности и результативности программы (критерии, механизм мониторинга, контроля и последующей оценки). и соответствует функциям ОМСУ по решению вопросов местного значения.

«Как правило, любая «приличная» программа ОМСУ содержит…» Это правило хорошо работает для программ реального сектора. «Увеличить объем производства на…» Социальные программы, связанные с обществом, более сложны с точки зрения обоснования задач и требуемых ресурсов, учета конечного результата, его измерения и оценки эффективности и результативности… И в итоге… Создание системы эффективного взаимодействия администрации …. района с общественными объединениями для повышения качества осуществляемой на территории района социально-экономической политики района, в целях содействия социально-экономическому развитию района, посредством создания реальных условий для активизации участия широкого круга общественности…

НУЖНА Методическая поддержка разработки программ поддержки инициатив граждан и СО НКО на местном уровне Муниципальный порядок разработки целевых программ Методические рекомендации по разработке целевых программ от регионального органа власти, курирующего данное направление деятельности Федеральные методические рекомендации Минэкономразвития России

Система государственной поддержки и развития институтов гражданского общества Федеральный уровень: Федеральные законы 40-ФЗ и подзаконные акты постановление Правительства РФ 713 Региональный уровень: Региональные законы, подзаконные акты, целевые программы Муниципальный уровень: Подзаконные акты, целевые программы

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Постановление Правительства РФ от «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» Субсидии субъектам Российской Федерации для оказания на конкурсной основе финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям Субсидии «инфраструктурным» социально ориентированным некоммерческим организациям Субъекты СФО: 2 года подряд в тройке лучших по всей России Красноярский край, Новосибирская область (ежегодно свыше 50 млн. руб. фед. средств) Новосибирская область: Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», федеральная субсидия – 4055,3 тыс. руб.

Формирование инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций софинансирование на конкурсной основе программ СОНКО, направленных на оказание информационной, консультационной, организационной и иной поддержки другим СОНКО 2011 год 35 программ из 496 заявок 132 млн. рублей 2012 год 48 программ из 702 заявок 162 млн. рублей 2013 год 52 программы из 606 заявок 266,5 млн. рублей Федеральный уровень

Изменения в постановление Правительства Российской Федерации 713 (в части конкурса субъектов РФ) Изменения в постановление Правительства Российской Федерации 713 (в части конкурса субъектов РФ) Добавлены в 2014 году приоритетные направления поддержки СО НКО:Добавлены в 2014 году приоритетные направления поддержки СО НКО: Рекомендовано ОИВ субъектов обеспечить реализацию региональных программ поддержки СО НКО, включая мероприятия по оказанию содействия ОМСУ в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО и мероприятия по повышению квалификации работников и добровольцев СО НКОРекомендовано ОИВ субъектов обеспечить реализацию региональных программ поддержки СО НКО, включая мероприятия по оказанию содействия ОМСУ в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО и мероприятия по повышению квалификации работников и добровольцев СО НКО Дополнены критерии конкурсного отбора «принятие и реализация субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов либо плана по их разработке и принятию в течение отчетного периода, предусматривающих» :Дополнены критерии конкурсного отбора «принятие и реализация субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов либо плана по их разработке и принятию в течение отчетного периода, предусматривающих» : –формирование независимой системы оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги; –содействие ОМСУ в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО на территориях муниципальных образований; –содействие развитию кадрового потенциала СО НКО, в том числе оказание им поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев; –осуществление анализа и оценки эффективности мер, направленных на развитие СО НКО в субъекте РФ, а также содействие указанной деятельности.

Новосибирская область три года в тройке лучших! С 2011 года развернута система поддержки СО НКО программным способом, НО на февраль 2014 из 35 МР и ГО – всего 8 программ ОМСУ! 1.г. Бердск 2.г. Новосибирск 3. Здвинский район 4. Карасуксий район 5. Колыванский район 6. Купинский район 7. Чановский район 8. Сузунский район Результаты разработки программ

Основные этапы разработки программ оказания поддержки инициатив граждан и СО НКО на местном уровне Анализ полномочий ОМСУ в курируемой сфере деятельности; Инициация решения о разработке программы; Разработка проекта программы; Согласование проекта программы в структурных подразделениях ОМСУ; Утверждение программы муниципальным правовым актом ОМСУ. Общественное обсуждение проекта программы;

Зачем привлекать к разработке программ НКО и общественность? Повышается заинтересованность; Усиливается поддержка; Растет ответственность; Повышается прозрачность и подотчетность; Улучшается результативность и эффективность; Снижается напряженность в обществе; Повышается устойчивость долгосрочного результата. 16

Проект рассматривается как инструмент (комплекс управленческих действий), направленный на создание нового ранее не использовавшегося механизма, решения проблемы, а программа как инструмент тиражирования этого механизма. Проект «Создание Многофункционального центра организации предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Новосибирске» Программа «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Создание многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области на годы» Программа и управленческий проект Кто разрабатывает программу? 1. Собственными силами 2. Привлеченные внешние исполнители 3. В соавторстве с внешними исполнителями

«Конечная эффективность «программного» бюджета зависит от качества государственных программ, в части обоснованности поставленных целей и индикаторов, использования всего арсенала регулятивных инструментов, а не только бюджетных расходов…» Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов

19 Структура программы 1) паспорт Программы; 2) обоснование необходимости разработки Программы; 3) цели и задачи Программы. Целевые индикаторы Программы; 4) система мероприятий, направленных на решение задач Программы; 5) механизмы реализации Программы; 6) ресурсное обеспечение Программы; 7) ожидаемые результаты реализации Программы.

Наименование Программы 20 В наименовании должны быть: миссия программы, указание на географию, указание на период действия программы. Формулировка наименования программы должна быть однозначной, понятной, не должна быть громоздкой и формулироваться как функция. ПРИМЕР: Долгосрочная целевая программа «Создание многофункциональных предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области на годы» Ведомственная целевая программа «Предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней и других заразных болезней животных на территории Новосибирской области на годы» АНТИПРИМЕР: Ведомственная целевая программа «Организация обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области и имеющих право на льготное обеспечение, на годы» Государственная программа «Семья и дети» на годы

Аналитический блок программы 1) Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы. Анализ должен описать ситуацию в объекте управления и выявить проблемы, из которых следуют задачи и мероприятия, а также преимущества, способствующие более эффективному решению проблем. Результатом данного подраздела является перечень проблем (с количественной или качественной оценкой). Алгоритм анализа: 1. Описание факта 2. Интерпретация факта 3. Выводы по факту Источники информации для анализа 1. Официальная статистика 2. Ведомственная информация 3. Социологические исследования 4. Экспертные оценки 5. Сравнение с соседними территориями 6. Анализ СМИ 7. Анализ блогосферы, социальных сетей и т.д.

Типичные ошибки: 1) Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы. 1. Анализ – не анализ - «что вижу, про то пою» 2. Отсутствие источников и характеристик данных – «вода» 3. Нет проблем – «в Багдаде все спокойно» 4. Анализ не связан с проблемами на территории … района зарегистрировано … общественных организаций. Наиболее активными из них являются организации… Проблема - низкая гражданская активность населения (должен быть анализ вовлеченности населения, поддержки власти)

23 Обоснование необходимости разработки Программы 2) Обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом Аргументы, поясняющие, почему именно программно-целевой подход наиболее подходит для решения проблем: комплексность проблем, необходимость межуровневого и межведомственного взаимодействия при решении проблем, наличие связи между количественными и (или) качественными характеристиками проблем, результатами и управленческими действиями, предпринимаемыми для их решения, необходимыми ресурсами

«Вопрос целеполагания особенно важен… Цель – самое трудное для формулировки, это половина успеха, дальше – только выстраивание инструментов под эту цель, контроля и мониторинга результатов…» Первый заместитель министра финансов РФ Т.Г. Нестеренко

25 Целевой блок ЦЕЛЬ – это желаемое состояние объекта управленческого воздействия в будущем. Цель всегда связана с объектом управления, целевой аудиторией. ЦЕЛЬ ????? Принцип ИЕРАРХИЧНОСТИ (вертикальная взаимосвязь целей, «сверху-вниз») - дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня Декомпозиция цели - разложение цели на несколько более мелких подцелей, совокупное достижение которых приводит к достижению основной цели

Целевой блок программы Система целей и задач программы, а также индикаторы для их измерения Пример: Повысить гражданскую включенность населения … района в деятельность некоммерческих организаций к 2016 году (к концу реализации программы) на 10% от уровня 2012 (начала реализации программы) Анти-пример: Цель: Создание системы постоянного взаимодействия и поддержки некоммерческих организаций, и инициативных групп граждан, реализующих на территории ….. района социально значимую деятельность, в целях выработки и внедрения инициатив, направленных на улучшение качества жизни жителей района Требования к цели: - соответствовать приоритетам СЭР - соответствовать полномочиям - быть конкретной - быть достижимой - быть измеримой

Целевой блок программы Система целей и задач программы, а также индикаторы для их измерения Требования к цели: - соответствовать приоритетам СЭР - соответствовать полномочиям - быть конкретной - быть достижимой - быть измеримой Анти-пример: Цель: 1) Создание системы эффективного взаимодействия администрации …. района с общественными объединениями для повышения качества осуществляемой на территории района социально-экономической политики, 2) содействие социально-экономическому развитию района, 3) создание реальных условий для участия широкого круга общественности 3 цели в одной!

28 Задачи Программы Требования к задачам: -корреспондировать с целью; - в сумме должны приводить к достижению цели; - быть измеримыми в конкретных или качественных индикаторах; - быть решаемыми в горизонте планирования. Задачи – это цели второго уровня Система целей и задач Программы должна давать ясное представление о направлениях деятельности и непосредственно относиться к существующим проблемам Одна цель = сумма 3 или 5 задач - быть связанными с проблемами;

29 Задачи Программы Пример: Цель: Повысить гражданскую включенность населения … района в деятельность некоммерческих организаций к 2016 году (к концу реализации программы) на 10% от уровня 2012 (начала реализации программы) Задачи: 1) Повысить к 2016 году (к концу реализации программы) в 2,7 раза охват мерами государственной поддержки проектов, программ СО НКО от уровня 2012 (начала реализации программы) 2) Повысить к 2016 году (к концу реализации программы) на 10 % вовлеченность населения … района в мероприятия СО НКО … района При формулировке задач следует избегать формулировок, описывающих незавершенный или возобновляемый процесс, функцию: содействовать; координировать; организовывать. Лучше использовать глагольные формы, характеризующие направленность и завершенность процесса: Подготовить; Уменьшить; Увеличить; Сократить; Поставить; Установить.

30 Целевые индикаторы Программы Требования к индикаторам: - достоверность; - связанность с целью (конкретной задачей); - возможность мониторинга ; - и ндикатор – показатель (не процесс) (доля, численность, уровень – не снижение, не увеличение) Пример: Цель: Повысить гражданскую включенность населения … района в деятельность некоммерческих организаций к 2016 году (к концу реализации программы) на 10% от уровня 2012 (начала реализации программы) Индикатор: Доля жителей … района, включенных в деятельность некоммерческих организаций, % от общего числа жителей 2012 – 7% 2016 – 17%

31 Целевые индикаторы Программы (продолжение) По отношению субъект-объект-ресурс конечного эффекта; непосредственного результата; использования ресурсов - количественные и качественные. Количественные индикаторы могут описывать: частоту, количество, темпы роста, климатические данные, доходы, цены Качественные индикаторы могут описывать: уровень участия, мнения заинтересованных лиц/потребителей, удовлетворенность, эстетические предпочтения: вкус, текстура, цвет, размер, форма, рыночная привлекательность, способность к принятию решений, изменение в отношениях, в поведении. Показатели делятся на: Абсолютные (штуки, рубли, часы км и т.д.) Относительные (%, доля, чел./1000 населения, км/ч, чел/час и т.д.) Классификация индикаторов

32 Целевые индикаторы Программы Показатель конечного результата Результат для объекта управления может представлять собой как некоторое объективное изменение состояния целевой группы, так и субъективное впечатление целевой группы об изменении ее состояния. Показатель конечного результата может выражать как количественную, так и качественную оценку состояния (или изменения состояния) сферы воздействия органа исполнительной власти на объект управления. Примеры: Степень информированности жителей МО о деятельности НКО. Доля жителей МО, активно участвующих в деятельности ТОС. Доля жителей МО, положительно оценивающих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений. Доля жителей МО, участвующих в мероприятиях в сфере благотворительной деятельности и добровольчества. Количество НКО, увеличивших членство за счет новых членов. Количество реализованных НКО партнерских проектов.

33 Целевые индикаторы Программы ( Показатель непосредственного результата ) отражает характеристики самого органа власти, то есть субъекта управления. Эти характеристики представляют собой управленческое воздействие как таковое. Управленческое воздействие может проявляться в виде оказанных услуг, произведенных товаров, выполненных работ, а может заключаться в реализации установленных процедур, обеспечении деловых процессов. Примеры: Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших гранты в районных конкурсах социальных проектов. Количество услуг, предлагаемых ресурсным центром. Количество научно-методических семинаров, проведенных для представителей общественных организаций.

34 Целевые индикаторы Программы ( Показатель использования ресурсов ) Отражает технологию или объем использования ресурсов в процессе создания непосредственного результата деятельности органа власти при заданных бюджетных ограничениях и для достижения целевых значений показателей непосредственного результата. Примеры: Объем средств, выделяемых на поддержку гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций, тыс. руб. Количество волонтеров, задействованных в реализации проектов СО НКО, Объем добровольческого труда (чел./час.)

35 Система мероприятий Программы 1) направленность на решение конкретной задачи (ее части); 2) содержание конкретных действий; 3) срок реализации мероприятия должен быть связан со сроком решения конкретной задачи; 4) мероприятия не должны дублировать мероприятия других программ. Пример: Задача: Повысить к 2016 году (к концу реализации программы) в 2,7 раза охват мерами государственной поддержки проектов, программ СО НКО от уровня 2012 (начала реализации программы) 1.1. Предоставление субсидий на конкурсной основе СО НКО на реализацию проектов, программ 1.2. Консультирование по вопросам создания и управления СО НКО, управления проектами и подготовки конкурсной документации для участия в конкурсах на получение финансовой поддержки 1.3. Развитие инфраструктуры ресурсного центра (РЦ) Требования к мероприятиям:

36 Система мероприятий Программы Анти-пример (Томская область): Задача: Формирование благоприятных условий деятельности НКО в … районе 1) Пропаганда и популяризация деятельности СО НКО благотворительной деятельности и добровольчества 2) Проведение спортивных праздников для людей с ограниченными возможностями, людей пожилого возраста, молодых семей …..района 3) Проведение семинаров и иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности СО НКО, обмену опытом и распространению лучших практик 4) Консультационное сопровождение деятельности НКО 5) Благотворительные акции направленные на поддержку семей находящихся в трудной жизненной ситуации

37 Рекомендуемые мероприятия для включения в программу 1. Предоставление субсидий СО НКО в соответствии с видами деятельности СО НКО, установленными в Законе 7-ФЗ; 2. Предоставление юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе; 3. Предоставление имущественной поддержки СО НКО; 4. Предоставление информационной поддержки СО НКО; 5. Предоставление консультационной поддержки СО НКО, 6. Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО;

38 Рекомендуемые мероприятия для включения в программу 7. Предоставление СО НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 8. Предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 9. Привлечение СО НКО к решению вопросов местного значения через размещение муниципальных заказов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

39 Рекомендуемые мероприятия для включения в программу 10 Аутсорсинг муниципальных функций и муниципальных услуг; 11. Меры, стимулирующие поддержку деятельности СО НКО и участие в ней граждан и юридических лиц; 12. Мониторинг и анализ эффективности реализации программы.

40 Механизмы реализации Программы и система управления реализацией Программы 1. Правовые, организационные, кадровые инструменты управления реализацией Программы Перечень НПА, являющиеся механизмами реализации программы, в т.ч. порядки расходования бюджетных средств, субъекты управления программой, их принципы работы, характеристика человеческого ресурса, привлекаемого к реализации программы. 2. Орган управления программы, руководитель органа управления Программы, полномочия органа управления Программы и его участников Полномочия субъектов управления программой, порядок их взаимодействия с исполнителями мероприятий, методы информационного обеспечения реализации программы, порядок осуществления мониторинга и контроля за реализацией мероприятий программы

41 Ожидаемые результаты реализации Программы. Изменения произошедшие в объекте управления в результате воздействия субъекта управления. Ожидаемые результаты должны быть измеримыми. Ожидаемые результаты должны соответствовать характеру и продолжительности деятельности. Среди ожидаемых результатов могут быть определены приоритетные Непосредственный результат Конечный результат То, что ПРОИЗВЕДЕНО деятельностью То, что ИЗМЕНЕНО деятельностью Подростки- правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию Подростки- правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию и не совершающие повторных правонарушений

42 К вопросам эффективности Эффективность проекта/программы рассматривается в трех контекстах: управленческая эффективность, экономическая эффективность, социальная эффективность Управленческая эффективность связана со своевременным и в полном объеме исполнении мероприятий программы, достижением целевых индикаторов и получением ожидаемых результатов. Критерии управленческой эффективности: - фактические сроки исполнения мероприятий программы истекли до планируемых сроков (кроме мероприятий мониторинга и подготовки отчета); - фактическая последовательность мероприятий программы не нарушила сроки достижения цели; - фактическое исполнение мероприятий программы позволило достичь планируемых целевых индикаторов (или превысить их); - фактическое исполнение мероприятий программы позволило получить фактические результаты в соответствии с ожидаемыми (или лучше их).

43 К вопросам эффективности Экономическая эффективность связана с целевым, своевременным, полным и максимально рациональным с точки зрения результат/затраты расходованием финансовых ресурсов. Критерии экономической эффективности: - расходование финансовых средств осуществлялось в соответствии с намеченным графиком и в соответствии с запланированными мероприятиями; - расходование финансовых средств осуществлено в полном объеме; - расходование финансовых средств позволило получить больший объем товаров и услуг, чем планировалось при сохранении функциональных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг. Социальная эффективность связана с изменением качественных и количественных характеристик у объекта управления, например: увеличением благополучателей программы, появлением новых функциональных возможностей,. Критерии социальной эффективности: - реализация программы расширила количество благополучателей; - реализация программы позволила получить дополнительные функциональные возможности объекта управления; - реализация программы повысила удовлетворенность благополучателей.

Типичные ошибки в разработке программ 1. Несоответствие структуры программы требованиям порядка разработки программ; 2. Анализ текущего состояния сферы действия программы, не позволяет выйти на формулирование проблем и обоснование задач и расходов; 3. Несоответствие целей и задач полномочиям ОМСУ; 4. Несоответствие целей и задач критериям, целеполагания; 5. Отсутствие индикаторов по целям и задачам; 6. Несоответствие целей - задач и индикаторов; 7. Несоответствие целей - задач мероприятиям; 8. Отсутствие методики расчета индикаторов; 9. Несоответствие мероприятий программы полномочиям

Типичные ошибки в разработке программ 10. Отсутствует описание системы управления реализацией программы; 11. Нечетко прописаны полномочия органа управления программой и механизмы взаимодействия между участниками программы; 12. Отсутствует или недостаточно прописана система контроля и мониторинга реализации программы; 13. Необоснована ресурсная база для реализации мероприятий программы и для мониторинга программы; 14. Отсутствует описание эффективности программы и критериев ее измеряющих; 15. Отсутствует учет внешних эффектов при определении эффективности.

Преодолевая трудности… 1. Развитие форм поддержки СОНКО (финансовая, имущественная, налоговая, информационная, консультационная, повышение квалификации); 2. Децентрализация механизмов субсидирования СОНКО (система межбюджетных трансфертов, консолидация целей, ресурсов, активности различных органов управления); 3. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в развитие территории и местных сообществ; 4. Повышение эффективности управления - развитие системы аутсорсинга отдельных муниципальных функций и услуг); 5. Развитие конкурентного рынка предоставления муниципальных (социальных) услуг; 6. Развитие системы мониторинга программ – фокус не на освоении бюджетных средств, а на результатах. 7. Усиление общественной поддержки ОМСУ!!!

И еще раз о метод поддержке… МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» в рамках реализации социально значимого проекта «Развитие и укрепление институтов МСУ в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», получившего поддержку по итогам конкурса, проведенного Некоммерческим фондом «Институт социально-экономических и политических исследований», проведенного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от рп ПОДГОТОВЛЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке муниципальных и ведомственных целевых программ поддержки общественных инициатив граждан и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые РАЗМЕЩЕНЫ НА ИНТЕРНЕТ - САЙТЕ МОФ СЦПОИ: munitsipal-ny-h-i-vedomstvenny-h-tselevy-h-programm-podderzhki- obshhestvenny-h-initsiativ-grazhdan-i-sotsial-no-orientirovanny-h- nekommercheskih-organizatsij/

Благодарю за внимание! Дмитрий Викторович Филиппов, к.э.н. Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ МОФ Сибирский центр поддержки общественных инициатив