ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ К.п.н., зав. кафедрой социальной педагогики ПГГПУ Ю.И. Якина К.п.н., зав. кафедрой социальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Advertisements

«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова.
Всесторонние обогащение раскрытие творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Особенности работы с одаренными детьми. Анкета 1.Как оказался в группе РТО «Особенности работы с одаренными детьми» (направила администрация, попросился.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Выявление одарённых детей Подготовила Дроздова Анна Васильевна педагог – психолог МБОУ «СОШ 12» г. Энгельса.
ПРОГРАММА Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса Автор: О.А. Оксимец.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Отслеживание динамики интеллектуального и личностного роста обучающихся.
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов : интеллектуальная.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Транксрипт:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ К.п.н., зав. кафедрой социальной педагогики ПГГПУ Ю.И. Якина К.п.н., зав. кафедрой социальной педагогики ПГГПУ Ю.И. Якина

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка: 1)невозможность эффективной идентификации одаренности посредством какой-либо разовой процедуры; 2)необходимость отказа от процедуры отбора одаренных детей в пользу постепенного, поэтапного поиска одаренных детей: -в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) -в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы)

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3) необходимость предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокое значение того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя не всегда являются доказательством отсутствия одаренности. (н., высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности)

ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ 1. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. 2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях). 3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно –игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.)

ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения). 5. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги ; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно- ориентированные занятия;

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.д.; проведение психодиагностического исследования с применением психометрических методик в зависимости от задач анализа конкретного случая одаренности.

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ В течение долгого времени тесты в нашей стране были запрещены: не использовались и не разрабатывались. В зарубежной психологии положение было другим; тестология успешно развивалась. В последние годы ведутся отечественные разработки тестовых методик по выявлению одаренных детей, но пока эти работы не завершены. Поэтому мы будем рассматривать в основном зарубежные тесты и тесты, переведенные и адаптированные к нашим условиям.

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ: интеллектуальной творческой психомоторной академической социальной

МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Рабочая концепция одаренности В школьной практике процесс установления одаренности достаточно часто ограничивается оценкой коэффициента интеллекта, который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта имеет ряд ограничений.

МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Во-первых, большинство тестов интеллекта созданы не для выявления интеллекта, а для других целей: - тест интеллекта Векслера предназначался для определения умственной отсталости; -тест структуры интеллекта Амтхауэра предназначался для целей профориентации и профессионального отбора; - тест DAT – для прогноза академической успеваемости. Для оценки уровня интеллектуальной одаренности предназначались два теста: тест Кеттелла (версия С) и одна из версий теста Равена.

МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Во-вторых, необходимо учитывать факторы, влияющие на качество психодиагностического обследования: 1. Возраст детей (чем меньше возраст, тем больше застенчивости, страхов перед незнакомыми). 2. Длительность тестов (быстрое утомление детей) 3. Отсутствие желания выполнять тестовое задание. 4. Тревожность детей. 5. Ситуативные факторы( особенности помещения; возраст, внешний вид экспериментатора и т.д.)

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В-третьих, психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и для организации необходимой для него индивидуализированной психолого- педагогической помощи.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В-четвертых, психометрические тесты могут быть полезны для отслеживания динамики проявлений одаренности конкретных детей (например, в условиях психолого- педагогического мониторинга).

МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА СТЕНФОРД - БИНЕ Индивидуальный тест, направленный на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2- летнего возраста, так и у взрослых. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого (МА) и IQ. (МА-mental age, в переводе «умственный возраст» ). Чтобы классифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составлять 124 балла и выше. Умственный возраст оценивается по количеству и уровню решаемых задач; он дает представление, насколько быстро развивается интеллект ребенка.

МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА СТЕНФОРД - БИНЕ Задания группируются по возрастным уровням (шесть заданий для каждого возрастного уровня) с интервалом в полгода (уровни двух-пяти лет) и год (уровни от пяти лет). На ранних возрастных уровнях тесты требуют, главным образом, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, способности понимать инструкцию, узнавания предметов. На старших возрастных уровнях больше заданий на вербальное мышление: аналогии, завершение предложений, объяснение значений слов и т.д. Есть задания на общую осведомленность, на знание правил поведения и норм общественной жизни. Методика также содержит заданий на пространственную ориентацию, на запоминание и т.д.

ТЕСТ «ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ» РАВЕНА Относятся к числу невербальных (образных) тестов интеллекта; их применение не зависит от социокультурных особенностей и уровня речевого развития ребенка. Для обследования детей используются три серии матриц- заданий. Они предназначены для определения уровня зрительного восприятии и логического мышления у детей, начиная с 5- летнего возраста. В каждой серии содержится 12 заданий, трудность которых постепенно возрастает. Ребенку предлагается дополнить изображение, выбрав недостающую часть из шести имеющихся вариантов. В основе решения задачи – установление логических взаимосвязей между элементами изображения.

МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ШКАЛА ВЕКСЛЕРА Шкала Векслера (тест «WPPSI», Векслер, 1967 г.) содержит 10 субтестов, предназначена для дошкольников и младших школьников. Можно рассматривать шкалу Векслера, адаптированную и стандартизированную А.Ю.Панасюком в 1973 г.( Панасюк А.Ю., Адаптированный вариант методики Векслера. - М.,1973.).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ШКАЛА ВЕКСЛЕРА Методика включает 12 субтестов (шесть вербальных и шесть невербальных). Среди них задания на общую осведомленность, на понимание, установление сходства, составление фигур, выявление недостающих частей, определение словарного запаса и т.д. Итоговые показатели: оценка вербального интеллекта, оценка невербального интеллекта, оценка общего интеллектуального показателя. Затем с помощью специальных таблиц определяются значения общего IQ, IQ вербального и IQ невербального.

ТЕСТ СЛОССОНА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (Slosson, 1981) Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. задания теста, как правило, предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР) Разработан группой авторов под руководством К.М. Гуревича

ИЗМЕРЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Первоначально тесты, направленные на измерение коэффициента интеллекта(IQ), выступали как основной инструмент оценки уровня одаренности. Если у ребенка обнаруживали IQ, превышающий 130 баллов, его признавали одаренным. Дж. Гилфорд подверг резкой критике сам подход к выявлению одаренности с помощью тестов на интеллект, указав, что эти тесты не могут оценить творческие способности человека.

ИЗМЕРЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Тесты креативности для детей, разработанные Дж. Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку дивергентных способностей. ( можно найти в книге: Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». – М., 1996.)

ИЗМЕРЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Тесты Торренса на образное творческое мышление адаптированы и стандартизированы Н.Б.Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 г.; предназначены для оценки творческих способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Они состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Тесты Торренса на вербальное творческое мышление - тест «Спроси и догадайся», состоящий из трех частей (вопросы, предположение причин, предположение последствий); -тесты «Совершенствование продуктов», «Необычное употребление», «Необычные вопросы», «Просто предложи» и др. (можно найти в книге: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995.)

ИЗМЕРЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Методика диагностики творческих способностей Д.Б. Богоявленской (в книге: Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д,1983.)

ПСИХОМОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ Сложности диагностики моторных способностей обусловливается следующими обстоятельствами: Среди таких тестов имеется лишь незначительное количество бланковых методик, в большинстве же тестов требуется специальная и порой весьма сложная аппаратура. Валидность (пригодность для измерения именно того, на что направлена методика) моторных тестов относительно невысока. Моторные функции поддаются быстрой тренировке, что усложняет создание тестов с высокой надежностью

ПСИХОМОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ. Тест Пурдье предназначен для оценки перцептивно- двигательных способностей и состоит из 11 субтестов. Оценка результатов тестирования производится по 4-бальной категориальной шкале, а также по общему результату. В случае необходимости может быть построен профиль двигательного развития тестируемых. Нормы, предусмотренные этим тестом, позволяют интерпретировать результаты с учетом возраста и социально-экономического положения тестируемых.

ПСИХОМОТОРННАЯ ОДАРЕННОСТЬ. Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда включает два типа заданий, для выполнения которых необходимы специальная доска с отверстиями, небольшие стержни, металлические колечки, пинцет, шурупы и отвертка. В первой части теста испытуемый должен с помощью пинцета поместить стержни в отверстия доски, а затем надеть на каждый из них колечки. При проведении второй части теста испытуемого просят помещать в отверстия с резьбой небольшие шурупы и завинчивать их с помощью отвертки.

ПСИХОМОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ. Тест на зрительно-двигательную координацию К. Берри не требует специальной аппаратуры: для его выполнения необходимы только бумага и карандаш. Ребенка просят воспроизвести 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает (Анастази А. Психологическое тестирование. М.,1982; Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М.,1987)

ПСИХОМОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ В нашей стране проблема выявления и оценки психомоторной одаренности интенсивно разрабатывается в спортивной психологии, а также с задачами профотбора (Б.В. Кулагин, В.Л. Маришук, Ю.М. Блудов и др.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ Задача выявления детей, обладающих исключительными способностями в овладении учебными дисциплинами, такими как математика, чтение, естествознание и т.д., привела к созданию специальных тестов достижений

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ. Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях (см в книге: Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982.)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ. Станфордский тест достижений для начальной школы Целью этого теста является измерение уровня развития познавательных способностей в сфере учебных дисциплин у дошкольников и первоклассников. Тест предусматривает измерение знаний и навыков ребенка в следующих областях: математика, сведения об окружающем мире, буквы и звуки, понимание устной речи.

ОДАРЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ Методы диагностики способностей в сфере общения разработаны в меньшей степени, чем психометрические способы выявления интеллектуальной, академической и творческой одаренности. Большинство тестов направлено на исследование определенного компонента, входящего в состав коммуникативных способностей (их вербальных, невербальных, мотивационных аспектов). Социальная компетентность или умение налаживать контакты с окружающими, является важнейшим условием эффективной адаптации ребенка к новым для него условиям.

Калифорнийская шкала социальной компетенции дошкольников Предназначена для оценки уровня социальной компетентности у детей дошкольного возраста (с 2 до 6 лет) на основе сведений от взрослых из окружения ребенка (мнение воспитателей или родителей). По этой шкале можно определить уровень развития ребенка с точки зрения его умения контактировать с окружающими людьми и проявлять личную ответственность. Оценка выносится с учетом возрастных, половых и социально- экономических различий

Вайнлендская шкала социальной зрелости(Doll, 1965) Используется для оценки уровня социального и личностного развития ребенка. Оценка производится по следующим параметрам: самообслуживание (еда, туалет, гигиена, одевание и раздевание, общее самообслуживание), саморегуляция, работа по дому, развитие речи и общения, социализация. Шкала заполняется взрослым, хорошо знающим ребенка (н. родителем или воспитателем). Результатом теста является оценка уровня социальной зрелости или коэффициент социальной зрелости.

ОДАРЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ Как показывает опыт, в отечественной школьной практике специальная психологическая диагностика социальной одаренности, как правило, не проводится. В ряде случаев для этих целей используются социометрические методики, а также различные варианты методик, направленных на выявление организаторских способностей

Выявить одаренность и построить прогноз развития одаренного ребенка на основании одного- двух тестов практически невозможно. Необходимы специальные организационно- педагогические решения проблемы диагностического обследования.

Долговременные организационно- педагогические модели. 1.«Принцип турникета». (Дж. Рензулли, С.Рейс, Л.Смит) 2. «RAPYHT» (М.Карне, А. Шведел и др.) 3. Иллинойская модель

Модель идентификации одаренных (Савенков А.И.) (как практически может быть осуществлен процесс диагностики детской одаренности в условиях детского сада и общеобразовательной школы) 1. Теоретический уровень 2. Организационный уровень (4 этапа) 3. Психометрический уровень

2 УРОВЕНЬ Организационный 4 этапа 1. ЭТАП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОТБОРА 2. ЭТАП ОЦЕНОЧНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ 3. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ 4. ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ОТБОРА

1. ЭТАП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОТБОРА Задача. Собрать предварительную информацию о ребенке. Собранная информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в 1 класс ребенке. Психологи Интеллектуальная шкала Д.Векслера «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена Тесты П.Торренса Методики выявления доминирующей мотивации Дети Выполнение тестовых заданий

1. ЭТАП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОТБОРА С родителями Методика «Карта одаренности». Опросник для родителей «Карта интересов для младших школьников» С учителями Методика «Определение склонностей ребенка». «Карта интересов для младших школьников». Анкета для учителя

2. ЭТАП ОЦЕНОЧНО- КОРРЕКЦИОННЫЙ Акцент переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа. Занятия проводятся по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка, н., дополнительные занятия «Техника и технология мышления», «Уроки фантазии», «Человек и общество» и др. Занятия для ребенка обязательны. Основная задача занятий – не столько идентификация, сколько систематическая коррекционная работа на основе постоянно получаемой новой информации об уровнях психосоциального развития и интеллектуально-творческих способностях ребенка + задачи диагностического плана

3. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ Во вторых классах всем участвующим в эксперименте детям предлагается посещать занятия добровольно. «Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам - одна из важных отличительных черт одаренного ребенка» (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и др.) Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных индивидуальных нагрузок. Таким образом, уже он сам участвует в оценке собственной одаренности.

4. ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ОТБОРА. Основываясь на данных, полученных в ходе работы, имеем информацию, которая позволяет с довольно большой долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

3 УРОВЕНЬ. Психометрический Методики для выявления доминирующих мотивов Методики диагностики интеллектуального уровня (конвергентного мышления) Методики диагностики уровня креативности (дивергентного мышления)

3 УРОВЕНЬ. Психометрический Для психологов Тест Д.Векслера или тест Кеттелла (версия С) «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна Невербальный и вербальный тесты П. Торренса Методики на определение эффективности познавательных процессов и т.д.

3 УРОВЕНЬ. Психометрический С педагогами «Карта интересов для младших школьников». Методика «интеллектуальный портрет» Характеристика ученика Методика оценки общей одаренности.

3 УРОВЕНЬ. Психометрический С родителями «Карта интересов для младших школьников» Методика «интеллектуальный портрет» Методика «Карта одаренности» Методика оценки общей одаренности

3 УРОВЕНЬ. Психометрический С детьми. «Карта интересов для младших школьников» и все остальные РАСПЕЧАТКА!!!!