Два разных мира 60-х годов ХХ столетия
Задания на урок: Проблема 1. Выявите различия в повседневной жизни людей в Западной Европе и СССР. В чем причины этих различий? Проблема 2. Выявите общие тенденции в повседневной жизни Западной Европы и СССР. Проблема 3. Взаимовлияние двух культур. Как решить спор – отрицать или копировать зарубежный опыт?
План урока Открытие Запада Дом снаружи и изнутри: Запад и СССР Проблема моды на Западе и в СССР 60-х XX в. Отдых, досуг и развлечения 60-х годов.
Открытие Запада С 1956 г. в СССР ежегодно приезжали около 500 тыс. иностранных туристов. Среди них были, приехавшие на гастроли знаменитый театр «Комеди Франсез», звезды эстрады И. Монтан и С.Синьоре, американские пианист Ван Клиберн и певец Поль Робсон,состоялась выставка П.Пикассо. В 1957 г. в Москве прошел фестиваль молодежи и студентов, во время которого советские граждане впервые смогли неформально общаться с иностранцами. В страну приехало более 34 тыс. человек из 131 страны мира. В 1963 г.Москва принимала уже Международный кинофестиваль. Приз получила картина итальянского режиссера Федерико Феллини « 8 ½».
Советское руководство проявляло по этому поводу немалое беспокойство. Не случайно секретарь ЦК КПСС Л.Ф.Ильичев говорил: «Открыли новое неядерное, небаллистическое, но межконтинентальное оружие американский туризм». Расширение контактов в различных сферах жизни, появление Западной моды и музыки свидетельствовали о качественном изменении отношений с Западом. Подумай и ответь: Какие опасения могли внушать руководству КПСС иностранные туристы? Почему, если международный туризм так беспокоил советских лидеров, он все же допускался? Улица Москвы.1960-е годы
Повседневная жизнь и быт В 60-е годы в странах Западной Европы и США произошло значительное улучшение условий жизни. Шла всеобщая автомобилизация (4 семьи из 5 имели к 1972 г. собственный автомобиль). Даже существовала такая шутка, что «автомобиль выманил народ на улицу, а телевизор возвращает их в дом». Появились магазины кулинарии с полуфабрикатами, магазины готовой одежды.
Повсюду в пригородах велось строительство малоэтажных индивидуальных домов - коттеджей. Жизнь и быт достигли небывалой автоматизации. Стали массово использовать стиральные машины-автоматы, посудомоечные машины, электрооткрыватели, холодильники, цветные телевизоры, фотоаппараты, аудиотехнику, записывающую и проигрывающую аппаратуру. Все это создавало определенный комфорт и качество жизни.
В то же самое время, в СССР в 60-е годы строили, в основном, малогабаритные квартиры- «хрущевки». Люди были плохо обеспечены бытовой техникой. Однако, получили распространение ранее недоступные блага – наручные часы, фотоаппараты, товары для дома, радио, а затем и телевизоры. В СССР из 100 городских жителей только 64 имели телевизор, 42 – холодильник, в деревне на 100 жителей было только 29 не цветных телевизоров, 10 холодильников. Ассортимент товаров расширяли, но их хронически не хватало. Магазины были с длинными очередями людей, которые охотились за дефицитными товарами, неожиданно появлявшимися в продаже. Существовал и «черный рынок». Ю.Пименов. Свадьба на завтрашней улице.1962 г.
В 60-е годы в обиходе было распространено слово «общественность». Тогда оно не носило негативного оттенка. Напротив, благодаря общественности работали Дома культуры, Профсоюзные клубы, физкультурные общества и спортивные секции, соблюдался порядок общежития. И ещё одна характерная черта жизни народа в этот период – сознание собственной безопасности. По всей стране резко снизилась преступность. Руководители государства поспешили объяснить это успехами социализма. Фрагмент фильма «Бриллиантовая рука», режиссер Л. Гайдай
Мода В начале 60-х годов в витрине небольшого магазина модной одежды в Лондоне появился написанный от руки плакат: «Если вас не пугает мысль открыть миру не только свои ноги, но и бедра, то этот стиль для вас». Автором плаката была молодой дизайнер Мэри Куант. Она стала автором мини-юбок, сумок- рюкзаков, капроновых чулок со швом сзади и колготок, туфель на платформе.
Далеко не каждая женщина могла себе позволить зимние высокие сапоги (большинство ходило в войлочных коротких ботах с молнией), хорошие зимнее пальто, шубу из натурального меха. Мужчины имели в лучшем случае два костюма – рабочий и выходной. Обувь носили долго, и её было немного. В 60-е годы говорили: «Копили на вещь долго, носили ещё дольше». Задание: Как можно объяснить дефицит одежды у советских граждан? Можно ли объяснить их только материальными причинами?
Музыкальный образ времени Рок-н-ролл – об стену сандалии! Ром в рот- лица как неон. Ревет музыка скандальная, Труба пляшет как питон. ( Андрей Вознесенский, 1961 г.)
Танцами, пришедшими к нам с Запада в 60-е годы, были свинг и рок-н-ролл. Особенностью новых танцев стало наличие акробатических приемов, сложных, заранее заготовленных па, требующих от партнеров хорошей физической подготовки, а главное слаженности. Случайные партнеры в таких танцах были почти невозможны. Из-за сложности исполнения эти танцы не стали массовыми и перешли в сферу профессиональных эстрадных исполнителей. Народ ждал чего-то попроще.
Этим «попроще» стал «твист» новый танец, придуманный Чабби Чеккером. Примечательно, что твист не вызвал в СССР такого идеологического отпора, как предыдущие «буржуазные» танцы. Более того, он прекрасно прижился, став танцем простых людей и основой для советских популярных эстрадных песен.
В СССР возникло новое направление поэтического и музыкального творчества авторская песня. Произведения «поющих поэтов» (бардов) Б.Окуджавы, Ю.Визбора, Ю.Кима и многих других отличались искренностью, недостижимой для официального искусства. Песни бардов звучали под гитару в походах и экспедициях, у костра и за дружеским столом. С 1960-х гг. начала расти популярность В.Высоцкого. Простота интонации и музыки делала авторскую песню доступной самому широкому кругу непрофессиональных исполнителей, а появление бытовых магнитофонов ещё больше способствовало ее массовому распространению. Именно, поэтому этот период времени называют «магнитофонная революция».
Задания на урок: Проблема 1. Выявите различия в повседневной жизни людей в Западной Европе и СССР. В чем причины этих различий? Проблема 2. Выявите общие тенденции в повседневной жизни Западной Европы и СССР. Проблема 3. Взаимовлияние двух культур. Как решить спор – отрицать или копировать зарубежный опыт?
Домашнее задание: Напишите небольшой очерк о жизни советской семьи в 60-е годы, включив в него сведения, полученные на уроке, из рассказов родственников по возможности, проиллюстрируйте его фотографиями, вырезками из газет и журналов и т.п.