Приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературы Конкурсное задание МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Доржу А.Ч., учитель русского языка и литературы МБОУ Сукпакской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доржу Анжелика Чадамбаевна, МБОУ Сукпакская СОШ. Начало современного урока позволяет Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Advertisements

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.В. Феоктистова учитель русского языка и литературы при изучении литературы на профильном уровне.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 74, город Воронеж. Лубневская Инна Леонидовна - учитель высшей.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Инновационные технологии в естественно-математическом образовании.
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сарсак – Омгинский лицей Агрызского муниципального района РТ Маркитонова Людмила Леонидовна Учитель математики.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
Инновационная базовая площадка Дидактические основы образовательного процесса в период перехода на ФГОС.
МБОУ Лицей 109 Федеральная экспериментальная площадка АПК И ПРО Министерства образования и науки РФ Тема исследования: «Организация образовательного процесса.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Каменская средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени.
Фролова Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 129 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода.
МБОУ Лицей 109 Федеральная экспериментальная площадка АПК И ПРО Министерства образования и науки РФ Тема исследования: «Компетентностный подход в формировании.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
МБОУ «Лицей 12 г.Лениногорска»муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Салахова Ирина Викторовна учитель русского.
Учителя МОКУ СОШ 2 г. Лузы Кировской области. Дата рождения10 мая 1964 года Место рожденияРоссия, Кировская область, город Луза ОбразованиеВысшее Коми.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Аннинская средняя общеобразовательная школа 3.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Транксрипт:

Приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературы Конкурсное задание МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Доржу А.Ч., учитель русского языка и литературы МБОУ Сукпакской СОШ им. Б.И. Араптана Кызылского района Республики Тыва ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ 2014»

актуальность противоречия проблема между старыми формами и методами образовательного процесса, основанными на репродукции, и потребностью общества в инициативных, творчески мыслящих, успешно адаптирующихся к изменяющимся условиям людях; между теоретическим обоснованием необходимости перехода на системно- деятельностный подход обучения и недостаточной разработанностью методических основ по его организации. С помощью каких приемов и средств, находящихся в арсенале педагога, сформировать востребованную обществом личность?

органи зует процесс подготовки мышления учащихся формирует универсальные учебные действия создает условия для включения в деятельность выявления затруднения развивает Проблемная ситуация Проблемное обучение творческое овладение информацией мыслительные способности

Цель: Создать условия для повышения эффективности учебного процесса на основе использования проблемных ситуаций на уроках литературы. Задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме. 2. Организовать учебную деятельность как процесс решения проблем на основе создания проблемной ситуации. 3. Способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий в ходе активного самостоятельного поиска решения проблем. 4. Подобрать методики для мониторинговых исследований, позволяющие проверить результативность опыта.

УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ: учащиесяучитель 1. Определяют области «незнания» 2. Открывают «новые» знания 3. Переносят знания в новую ситуацию 1. Создает проблемную ситуацию 2. Фиксирует затруднения

формирование прочных и глубоких знаний формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий приобретение навыков самостоятельной работы планируемые образовательные результаты

Приемы организации проблемных ситуаций Затруднение Удивление Задание, не выполнимое вообще Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или взаимоисключающих точек зрения. Практическое задание, не сходное с предыдущим Сталкивание мнений вопросом или практическим заданием.

Тема урока Проблемный вопрос Былина «Вольга и Микула Селянинович» Если былина – это песнь героического содержания, то в чем состоит героизм Микулы Селяниновича? Державин Г.Р. «Памятник»Можно ли победить смерть? Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге» Можно ли уйти от судьбы? Верность – выражение любви или путь к гибели? Пушкин А.С. «Капитанская дочка»Славы или позора достоин Петр Гринев? Лермонтов М.Ю. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Что важнее – жизнь или смерть? Гоголь Н.В. «Ревизор» Почему комедия названа «Ревизор», если мы не встречаемся с ним ни разу? Чехов А.П. «Хамелеон»Может ли быть пальто «барометром настроения»? М.Горький. «На дне»Почему Лука исчезает в третьем действии пьесы и целое действие идёт без него?

Прием Тема урока Задания Тема внутри темы Горький М. «Старуха Изергиль» Всегда ли «красивые – смелые»? Платонов А.П. «Юшка» Сильный ли человек Юшка? Носов Е.И. «Кукла» О чем горюет Акимыч? Моделирование А.П. Платонов «Юшка» Если бы те жители, кто каждый день обижали Юшку, знали бы, чем все это закончится, изменили бы они свое поведение? А. Вампилов, сценка «Свидание» Допустим, что девушка не сломала каблук и пришла на свидание, дождалась своего нового знакомого. Каким он предстал бы перед ней? Отсроченная отгадка А.И. Солженицын. Творчество. На приеме в Кремле Н.С. Хрущев назвал Александра Исаевича Солженицына Иваном Денисовичем. В чем причина? Отгадку узнаем в конце урока. А.И. Гончаров. «Обрыв» На квартире Гончарова состоялся суд литераторов. Судились Гончаров и Тургенев. Кто из этих великих писателей выиграл суд? И выиграл ли?

Метания великих Сказки А.С. Пушкина Предлагаю ученикам несколько высказываний В.Г. Белинского о сказках А. С. Пушкина: «Его сказки – это поддельные цветы» и «Пушкинские сказки …выше всех других народных произведений» К концу урока учащимся надо выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает их точку зрения, и обосновать этот выбор Прием Тема урока Задания Мнимая ошибка В.А. Жуковский «Приход весны» Учитель читает стихотворение Зелень нивы, рощи лепет, В небе голубиный трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? и просит найти ошибку. (У поэта жаворонка трепет). Вопрос: Почему автор использует слово жаворонок, а не голубь?

Приемы Тема урока Задание « Отрицательные» цитаты, эпиграммы или карикатуры А.С. Пушкин. Тема дружбы в лирике. Современный писатель Э. Лимонов считает, что « долгая, на всю жизнь, связь Пушкина с соучениками по лицею – это свидетельство его низкой социальной мобильности». Опровергните или докажите точку зрения писателя. Н.А. Некрасов. Творчество. Критик Андриевский назвал поэзию Н.А. Некрасова «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Почему? А. Ахматова. Любовная лирика Перед вами карикатура Н. Поваляевой на стихотворение А. Ахматовой «Дверь полуоткрыта…». Какая деталь выражает суть стихотворения? Н.В. Гоголь. Значение творчества. Прочитайте эпиграмму Ю. Благого: Нам, товарищи, нужны Подобрее Щедрины И такие Гоголи, Чтобы нас не трогали. Ответьте на вопрос: Нужны ли сегодня гоголевские традиции? Незнакомые знакомцы Поговорки Учитель начинает урок со слов о том, что тема урока похожа на уже изученную ранее тему «Пословицы» и предлагает составить план изучения темы «Поговорки»

Приемы Тема урока Задание Мы выбираем Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» Тарас Бульба – герой ? или Тарас Бульба – герой! О.Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – двое глупых или двое мудрейших? В. Распутин «Уроки французского» Предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» учителя и хорошего» ученика и ответить на вопросы: «Как вы понимаете выражение «хороший учитель» и «хороший ученик»? Какие качества самые важные для них? Точный взгляд Романтизм как литературное направление Учащиеся сопоставляют репродукции картин М. Шибанова «Празднество свадебного договора», Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ»», Айвазовского «Девятый вал». Задание: «Что хотели показать своими работами художники? Как вы думаете, какие из этих картин относят к романтическим? Почему? Почему свобода в произведениях романтизма чаще всего связана со страданием и смертью? Это стало бы логичным началом к разговору об одиночестве романтического героя в обществе. КонтрастА.П. Чехов «Крыжовник» Контраст «съедобное-несъедобное». Учащиеся, размышляя о том, что такое мечта, какая мечта достойна стать жизненной целью, приходят к выводу о том, что люди зачастую совершают подмену истинных, духовных ценностей («несъедобных») материальными («съедобными»). В качестве контрастных пар на уроке литературы в разных классах могут выступить следующие: Любовь-ненависть, жизнь – смерть, природа-цивилизация, мечты – реальность, согласие-несогласие

п р о б л е м н а я ситуация давать нравственную оценку ситуации осуществлять нравственный выбор

Уровень Название публикации Выходные данные Место издания, гриф Название издательства Год издания Региональный 1. Активизация активной творческой личности через технологию проблемного обучения в преподавании русского языка и литературы 2. Проблемное обучение в преподавании русского языка и литературы в 7 класс 3. Методы и приемы начала современного урока русского языка и литературы Методы и приемы начала современного урока русского языка и литературы Кызыл, Сборник материалов межрегиональной НПК Кызыл, сборник методических разработок фестиваля педагогических идей «Открой себя» Кызыл, сборник материалов НПК «Инновационные образовательные технологии и мастерство педагога естественно-научного и гуманитарного профиля» Институт развития национальной школы Редакционно- издательский отдел ТГИПиПККП РТ Редакционно- издательский отдел ТГИПиПККП РТ

Форма УровеньТематика Проведение мастер-классов для педагогов, руководителей Региональный 1.Научно-исследовательская деятельность методических объединений педагогов ОУ – ; лекция на КПК в ТГИПиПККП РТНаучно-исследовательская деятельность методических объединений педагогов ОУ 2. Школьный пресс-центр как средство идентификации личности – доклад на республиканском фестивале проектов инновационных площадок по введению и реализации ФГОС ООО, сертификат от (ТГИиПКК) 3. Технологическая карта современного урока ; лекция на КПК в ТГИПиПККП РТ Муниципальный Работа над частью С в экзаменационной работе по русскому языку («Подводные камни части С»)- мастер-класс и открытый урок для педагогов района – г. Выступления на методических объединениях, конференциях Региональный Построение модели образовательного пространства в условиях введения ФГОС ООО – ; круглый стол для педагогов республики на КПК в ТГИПиПККП РТ Муниципальный 1.Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы – ; районные педагогические чтения. 2. Как сделать урок интересным – ; районные педагогические чтения. 3.«Портфолио учителя русского языка и литературы – ; августовское совещание педагогических работников Кызылского района 4. Цикл уроков по творчеству А.С. Пушкина – ; смотр – конкурс «Лучшая методическая разработка» Открытые уроки Федеральный Открытый урок «Стили речи» в межрегиональном семинаре учителей РЯЛ в рамках спартакиады женщин Республики Тува и Республики Хакассия от Стили речи Региональный 1. Открытый урок для студентов филфака ТувГУ «Предложения по цели высказывания», Урок «Проза и поэзия» в 5 кл. для учителей республики на КПК для педагогов республики в ТГИПиПККП РТ «Построение модели образовательного пространства в условиях введения ФГОС ООО» – Проза и поэзия Муниципальный Открытый урок для учителей русского языка района « Способы построения вступительной части сочинения на экзамене»

показатели удовлетворенности в целом удовлетворенне удовлетворен в целом удовлетворенне удовлетворен учащие сяродители учащие сяродители учащие сяродители учащие сяродители 1 организацией межличностного общения организацией поиска решения учебных проблем организацией поиска и применения новой информации организацией самостоятельной работы учащихся организацией творческой работы учащихся условиями для развития общей культуры учащегося

1. Кульневич С.В., Лукоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки.- Ростов-на-Дону: Учитель, Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2012 г. 4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как срелдство реализации ФГОС: Пособие для учителя.- М.: ФГАОУ АПКиППРО, Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.: НИИ школьных технологий, Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. – М.: Владос, Использованные ресурсы: